Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:48, курсовая работа
Цель исследования: выявить степень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и разработать содержание и методику формирования у дошкольников способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений. Гипотеза исследования: Мы предположим, что процесс формирования способностей к осознанию языковых и речевых явлений будет осуществляться эффективнее если: -проводится целенаправленная и систематическая работа по подготовке детей к обучению грамоте в добукварный период; -создается развивающая среда, группы как средство приобщения детей к языковой действительности.
Введение.
Глава Ι: Теоретические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к речи как языковой действительности.
§ 1: Психолого-педагогические основы подготовки детей к обучению грамоте в школе.
§ 2: Формирование первоначальных представлений о звуке, слове, предложении у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы к главе Ι.
ГлаваΙΙ: Готовность детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
§ 1: Изучение уровня языковой подготовки старших дошкольников.
§ 2: Методические рекомендации по формированию способностей к осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы к главе ΙΙ.
Заключение.
Для овладения письмом необходимо научится правильно держать ручку в руке, изображать форму букв, сохранять одинаковый их размер или изменять по мере надобности (написание отдельных элементов прописных букв), ровно размещать буквы на линейке, правильно соединять их и т. д. Многие из этих навыков и умений могут быть сформированы на занятиях по изобразительной деятельности. Так, если обращать внимание ребенка на то, чтобы при рисовании он сидел прямо, не наклоняясь сильно над листом бумаги, правильно держал карандаш, кисть, не сдавливая их в пальцах слишком сильно и т. п., тогда и при письме ребенок быстро привыкнет выполнять эти требования и овладение техникой письма будет значительно облегчено.
Для
последующего обучения письму, нужно
чтобы ребенок умел
Отработке нужных для письма качеств движение руки, таких как ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляция размаха и т. д., помогает раскрашивание картинок карандашами (в книжках – раскрасках).
Конечно,
овладевая рисованием, лепкой, аппликацией,
ребенок не научится писать. Письмо
– особое графическая
ГлаваΙΙ: Готовность детей к обучению грамоте.
§ 1. Изучение уровня языковой подготовки старших дошкольников.
У детей старшего дошкольного
возраста развитие речи
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей – усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложно – сочиненных и сложно - подчиненных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматических ошибкам, умение контролировать свою речь. Дети старшего возраста активно осваивают построение разных типов текста: описания, повествования, рассуждения. Продолжается обучение старших дошкольников тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности.
Для выявления уровня готовности детей к обучению грамоте был проведен констатирующий эксперимент.
Констатирующий
эксперимент проводился в МОУ
Успенская средняя
Цель эксперимента: выявит уровень языковой подготовке детей старшей группы к обучению грамоте.
Задачи:
Для решения поставленных задач работа проводилась следующим образом:
С помощью специальных заданий дети различали свистящие, шипящие, твердые и мягкие звуки – изолированные, в словах, во фразовой речи. Сначала дети учились, вычленяли из фразы слова с одним из дифференцируемых звуков, и затем взрослый предлагал им поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками. Так, например, сначала они называли слова, в которых звук «с» находится в начале, середине и конце слова (санки, колесо, автобус), затем называются слова со звуком «з» (заяц, ваза). И только после этого давались задания на подбор слов, в которых сначала встречается звонкий звук «з», потом звук «с» (Зоя катится на санках). Впоследствии детьми предполагалось подобрать слова с дифференцируемыми звуками разных частей речи (солнечный, звонкий, сажает – забывает).
Далее в эксперименте были использованы скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи для обследования дикции, силы голоса, темпа речи.
Особое место в
эксперименте уделялось
При анализе, когда дети делили, слова на слоги использовали многообразные приемы:
При определении знаний: о буквах детям было предложено несколько вариантов – это нахождение новой буквы в разрезной азбуке, складывание буквы из счетных палочек, нахождение буквы в словах различных типов. Уже в дошкольном возрасте имеются возможности формирования сознательного отношения ребенка к речи.
С помощью специальных действий по выделению звуков языка и установлению звуковой структуры слова у детей старшего возраста уже сформировано осознанное отношение ребенка к звуковой стороне языка. Это открывает для ребенка новую область действительности – языковую, исключает неосознанные механические повторения, речь для него постепенно становится предметом осознанного анализа, эмпирические языковые обобщения переводятся на уровень сознания. Было доказано, что в дошкольном возрасте ребенок может достигать высокого уровня усвоения родного языка.
Вывод: проанализировав
§ 2: Методические рекомендации по формированию способностей к осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста.
Ребенок не
умеющий читать и писать, начинает
отставать на учебных занятиях
в школе, что приводит к
Попытаемся ответить на волнующие всех вопросы, надо ли вообще учить грамоте до школы и как лучше это делать?
Во – первых учить грамоте малыша можно и нужно, во – вторых, это надо делать, не противореча закономерностям развития самого ребенка.
Педагоги на начальном
этапе обучения грамоте должны
помнить, что занятия с детьми
3 – 4 лет не должны быть
Надо помнить, что маленькие дети охотнее делают что – либо сообща, в небольших группах, в общении со взрослыми на равных. В таких условиях узнаваемое новое становится прочным знанием, ребенок его присваивает и может им оперировать, то есть переносит в другие условия. Педагоги на первом этапе подготовке детей к обучению грамоте должны научить детей громко, четко и протяжно произносить гласные звуки русского языка. Их всего шесть: а, о, у, ы, и, э (не путать с гласными буквами, которых десять).
Второй этап процесса обучения грамоте малышей 4 – 5 лет связан с переключением внимания детей на звуковую сторону речи. В этом возрасте у детей выявляется еще одна особенность их развития – образное восприятие. Это необходимо учитывать педагогам в ходе работы с детьми.
Как же научит детей делить слова на слоги?
Взрослый просит детей хлопать в ладоши по мере произношения каждого слога: мы – шо – нок. И тут же спрашивает: «Сколько раз вы хлопнули в ладоши?» (Много раз, три.) Это действие воспитатель проделывает неоднократно. Потом взрослый вместе с детьми пробует измерить хлопками другие слова: ля – гу- шо – нок, ли – се – нок, же – ре -0бе – нок и т. д., а также слова с одним слогом: лек, кот, мак, рак и т. п. Когда дети научаться без труда выполнять эти действия, воспитатель просит их произнести короткие слова, а сам беспорядочно хлопает, затем спрашивает, верно ли он ( или мишка – топтыжка, кукла Катя) выполнил задание. При этом следует предлагать только контрастные примеры (короткие слова – много хлопков, длинные слова – один хлопок), чтобы ошибка была очевидной, и дети могли ее исправить. Цель упражнения – научить малышей «протягивать» гласные звуки и делить слово на «кусочки» (слоги).
Итак дети научились «измерять» слова, то есть обследовать их звуковую оболочку.
Цель следующего этапа работы – познакомить детей с гласными о согласными звуками, твердыми и мягкими согласными, научить различать их. Переходить к этому этапу можно только после того, как дети научатся разбирать слова, состоящие из трех звуков. Занятия следует продолжать до тех пор, пока дети не научатся легко разбирать слова. При этом упражнения должны проводится с опорой на картинки.
Когда дети познакомились
с гласными звуками, можно
Подготовка
детей к письму считается
Конспект занятия №1.
Программное содержание. Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином «слово».
Материал. Кукла, мишка, цыпленок, крокодил, слон, заяц, мяч, машина и др.; корзинка, фишки – призы.
Ход занятия.
Игра «Назови игрушку». Воспитатель предлагает детям назвать предметы и игрушки, выставленные на столе. Дети поочередно подходят к столу, называют игрушку, берут ее и садятся на место. Воспитатель предлагает поменяться игрушками и назвать их.
Педагог просит
детей назвать любые слова,
которые они знают. За каждое
названное слово ребенок
Игра «Детский мир». Дети называют игрушки, которые можно купить в «Детском мире». За правильные ответы ребята получают фишки. В конце занятия определяется победитель.
Конспект занятия №2.
Программное содержание. Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.
Материал. Демонстрационный: фланелеграф,
предметные картинки с изображением кота,
лисы, медведя, зайца. Раздаточный: фишки-призы.
Ход занятия.
Работа с фланелеграфом.
На фланелеграфе выставлены картинки
с изображением животных. Дети называют
их и подбирают слова, обозначающие детенышей
животных, и измеряют количество слогов
в них. Например: ли-са, ли-се-нок и т.п.
Чтение стихотворения. Воспитатель читает стихотворение, интонационно выделяя звук с: