Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:48, курсовая работа
Цель исследования: выявить степень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и разработать содержание и методику формирования у дошкольников способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений. Гипотеза исследования: Мы предположим, что процесс формирования способностей к осознанию языковых и речевых явлений будет осуществляться эффективнее если: -проводится целенаправленная и систематическая работа по подготовке детей к обучению грамоте в добукварный период; -создается развивающая среда, группы как средство приобщения детей к языковой действительности.
Введение.
Глава Ι: Теоретические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к речи как языковой действительности.
§ 1: Психолого-педагогические основы подготовки детей к обучению грамоте в школе.
§ 2: Формирование первоначальных представлений о звуке, слове, предложении у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы к главе Ι.
ГлаваΙΙ: Готовность детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
§ 1: Изучение уровня языковой подготовки старших дошкольников.
§ 2: Методические рекомендации по формированию способностей к осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы к главе ΙΙ.
Заключение.
Министерство образования и науки РФ
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Факультет педагогики и психологии (дошкольной)
Кафедра дошкольной и коррекционной педагогики
Курсовая работа
по курсу Теория и методика развития речи детей
на тему:
Формирование способностей к элементарному осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста.
Елец 2011.
Содержание:
Введение.
Глава Ι: Теоретические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к речи как языковой действительности.
§ 1: Психолого-педагогические основы подготовки детей к обучению грамоте в школе.
§ 2: Формирование первоначальных представлений о звуке, слове, предложении у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы к главе Ι.
ГлаваΙΙ: Готовность детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
§ 1: Изучение уровня языковой подготовки старших дошкольников.
§ 2: Методические рекомендации по формированию способностей к осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы к главе ΙΙ.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложения.
Введение:
Актуальность исследования.
Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения — это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их овладение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе. Обладая развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на вопросы школьной программы. Аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, высокий уровень развития связной речи является непременным условием для написания изложений и сочинений. Проблемой развития речи занимаются различные науки: психология, логика, языкознание и филология, логопедия, и даже философия.
Подготовка детей старшего
дошкольного возраста к обучению
грамоте является одной из важнейших
задач дошкольного
Цель исследования: выявить степень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и разработать содержание и методику формирования у дошкольников способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.
Гипотеза исследования: Мы предположим, что процесс формирования способностей к осознанию языковых и речевых явлений будет осуществляться эффективнее если:
-проводится целенаправленная и систематическая работа по подготовке детей к обучению грамоте в добукварный период
-создается развивающая среда, группы как средство приобщения детей к языковой действительности.
Задачи исследования:
1.Изучить состояние проблемы подготовки детей к обучению грамоте и обучение грамоте в ДОУ.
2. Выявить уровень языковой подготовке старших дошкольников.
3.Разроботать содержание и методику формирования у старших дошкольников способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.
Методы исследования:
1.Анализ научной и
2.Проведение констатирующего эксперимента.
3.Изучение опыта работы ДОУ по подготовке детей к обучению грамоте.
База исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ№ успенская средняя общеобразовательная школа, дошкольная группа.
Глава Ι: Теоретические основы формирования у детей осознанного отношения к речи как языковой действительности.
§ 1. Психолого-педагогические основы подготовки детей к обучению грамоте в школе.
Методика развития
речи - педагогическая наука,
Культура речи
- это умение правильно, т.е.
в соответствии с содержанием
излагаемого, с учетом условий
речевого общения и цели
Звуковая культура
речи является составной
Методика развития речи, как и другие частные методики, дает ответ на такие основные вопросы: 1) чему учить (какие речевые умения воспитывать у детей); 2) как учить (какие методы и приемы следует использовать при формировании детской речи, при каких условиях); 3) почему именно так учить (какими данными теории и практики обосновываются предлагаемые способы развития речи.
Методическая теория развивается в единстве с методической практикой. На практике проверяется правильность, жизненность отдельных методических положений, сама практика выдвигает перед наукой важные, еще не решенные вопросы. Методика развития речи тесно связана с другими частными методиками дошкольного воспитания, так как речь – одно из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственно активная речь необходимы в любом педагогическом процессе, они сопровождают всю деятельность ребенка. Е.И.Тихеева указывала, что « родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания».
Чтобы стать
высокообразованным, человек должен
овладеть всеми богатствами
Развитие речи
нужно тесно связывать с
Важнейшей предпосылкой
для решения речевых задач
в детском саду является
Об одной из
общих задач развития речи
детей Е.И.Тихеева писала так:
Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обуславливает ценность слова».[ 10,с.84].
Когда мы
конкретизируем общую задачу
формирования правильной
1.Развитие словаря.
В период дошкольного
2. Формирование
грамматической стороны речи. Словарь
является строительным
Ребенок
слышит от окружающих
Мы знакомим
детей с новыми для них
3. Воспитание
звуковой культуры речи. Прежде
всего, ребенок должен
4. Формирование разговорной (диалогической) речи: умение детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое. Мы должны подсказать детям, что если расспрашивать взрослых об их труде, отдыхе и т.д., можно узнать много интересного.