Формирование способностей к элементарному осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить степень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и разработать содержание и методику формирования у дошкольников способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений. Гипотеза исследования: Мы предположим, что процесс формирования способностей к осознанию языковых и речевых явлений будет осуществляться эффективнее если: -проводится целенаправленная и систематическая работа по подготовке детей к обучению грамоте в добукварный период; -создается развивающая среда, группы как средство приобщения детей к языковой действительности.

Оглавление

Введение.
Глава Ι: Теоретические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к речи как языковой действительности.
§ 1: Психолого-педагогические основы подготовки детей к обучению грамоте в школе.
§ 2: Формирование первоначальных представлений о звуке, слове, предложении у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы к главе Ι.
ГлаваΙΙ: Готовность детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
§ 1: Изучение уровня языковой подготовки старших дошкольников.
§ 2: Методические рекомендации по формированию способностей к осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы к главе ΙΙ.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Формирование способностей к элементарному осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста..docx

— 69.15 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Елецкий государственный  университет им. И.А. Бунина

Факультет педагогики и психологии (дошкольной)

Кафедра дошкольной и коррекционной  педагогики

 

 

 

Курсовая работа

по курсу Теория и методика развития речи детей

на тему:

Формирование  способностей к элементарному осознанию  языковых и речевых явлений у  детей старшего дошкольного возраста.

 

 

                                                                                                     

                                                                                   Выполнела

                                                                                   Студентка гр.Д41

                                                                                   Маркитантова Н. В. 

                                                                                    Научный руководитель:

                                                                                    КПН, доцент кафедры ДиКП

                                                                                    Фоменко Л.К.

 

 

Елец 2011.

Содержание:

Введение.

    Глава Ι: Теоретические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к речи   как языковой действительности.

          § 1: Психолого-педагогические основы подготовки детей к обучению грамоте в школе.

          § 2: Формирование первоначальных представлений о звуке, слове, предложении у детей старшего дошкольного возраста.

Выводы к главе  Ι.

     ГлаваΙΙ: Готовность детей дошкольного возраста к обучению грамоте.

          § 1: Изучение уровня языковой подготовки старших дошкольников.

          § 2: Методические рекомендации по формированию способностей к осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста.

Выводы к главе  ΙΙ.

Заключение.

Список используемой литературы.

Приложения.

 

Введение:

Актуальность  исследования.

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном  обществе. Формирование речи подрастающего  поколения — это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку.           

Язык и речь традиционно  рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст –  это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и  развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное  владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического  и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Связная речь предполагает овладение словарным запасом  языка, усвоение языковых законов и  норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их овладение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно  и грамматически оформленное  высказывание, состоящее из ряда логически  связанных предложений.

Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе. Обладая  развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на вопросы школьной программы. Аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, высокий уровень развития связной речи является непременным условием для написания изложений и сочинений. Проблемой развития речи занимаются различные науки: психология, логика, языкознание и филология, логопедия, и даже философия.

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте является одной из важнейших  задач дошкольного образовательного учреждения. Правильная подготовка детей  к обучению грамоте, залог их дальнейшего  успешного обучения в школе.

Цель исследования: выявить степень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и разработать содержание и методику формирования у дошкольников способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.

Гипотеза исследования: Мы предположим, что процесс формирования способностей к осознанию языковых и речевых явлений будет осуществляться эффективнее если:

-проводится целенаправленная  и систематическая работа по  подготовке детей к обучению  грамоте в добукварный период

-создается развивающая  среда, группы как средство  приобщения детей к языковой  действительности.

Задачи исследования:

1.Изучить состояние проблемы подготовки детей к обучению грамоте и обучение грамоте в ДОУ.

2. Выявить  уровень языковой подготовке старших дошкольников.

3.Разроботать  содержание  и методику формирования у старших дошкольников способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.

Методы исследования:

1.Анализ научной и методической  литературы.

2.Проведение констатирующего эксперимента.

3.Изучение опыта работы  ДОУ по подготовке детей к  обучению грамоте.

База исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ№ успенская средняя общеобразовательная школа, дошкольная группа.

 

 

 

 

 

Глава Ι: Теоретические  основы формирования у детей осознанного отношения к речи как языковой действительности.

§ 1. Психолого-педагогические основы подготовки детей к обучению грамоте в школе.

    Методика развития  речи - педагогическая наука, изучающая  закономерности педагогической  деятельности, направленной на формирование  речи у детей дошкольного возраста  в детском саду.

    Культура речи  - это умение правильно, т.е.  в соответствии с содержанием  излагаемого, с учетом условий  речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми  средствами (звуковыми средствами, в том числе и интонацией, лексическим  запасом, грамматическими формами).

    Звуковая культура  речи является составной частью  речевой культуры. Дети овладевают  ею в процессе общения с  окружающими их людьми.

    Методика развития речи, как и другие частные методики, дает ответ на такие основные вопросы: 1) чему учить (какие речевые умения воспитывать у детей); 2) как учить (какие методы и приемы следует использовать при формировании детской речи, при каких условиях); 3) почему именно так учить (какими данными теории и практики обосновываются предлагаемые способы развития речи.

      Методическая теория развивается в единстве с методической практикой. На практике проверяется правильность, жизненность отдельных методических положений, сама практика выдвигает перед наукой важные, еще не решенные вопросы. Методика развития речи тесно связана с другими частными методиками дошкольного воспитания, так как речь – одно из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственно активная речь необходимы в любом педагогическом процессе, они сопровождают всю деятельность ребенка. Е.И.Тихеева указывала, что « родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания». 

      Чтобы стать  высокообразованным, человек должен  овладеть всеми богатствами родно  языка. Поэтому одна из главнейших  задач детского сада – формирование  правильной устной речи детей  на основе овладения ими литературным  языком своего народа.

   Развитие речи  нужно тесно связывать с развитием  мышления ребенка. Освоение языка,  его грамматического строя дает  возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать  разнообразные связи между предметами  и явлениями.

   Важнейшей предпосылкой  для решения речевых задач  в детском саду является правильная  организация обстановки, в которой  бы у детей появилось желание  говорить, называть окружающее, вступать  в речевое общение.

    Об одной из  общих задач развития речи  детей Е.И.Тихеева писала так:        « Прежде всего и главнейшим образом надо заботится о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновении и упрочнению значимых по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение.

    Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обуславливает ценность слова».[ 10,с.84].

     Когда мы  конкретизируем общую задачу  формирования правильной успешной  речи и выделяем составляющее  ее частные задачи, то всегда  подразумеваем это единство смыслового  содержания и правильной формы  речи детей. Таких частных задач,  соответствующих основным компонентам  языка и речи, можно выделить  семь.

  1.Развитие словаря.  В  период дошкольного действия  усваиваются слова из основного  словарного фонда языка, отбор  их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в  окружающем мире и т.д. В  детском саду существует программа  словарной работы, прежде всего  такой словарь нужен для нормального  общения ребенка с окружающими  и который стихийным путем  приобретается им медленно, с  трудом, с ошибками. Специальными  правилами можно добиться, чтобы  дети не только знали и понимали  смысл необходимых слов, но и  активно использовали их в  своей речи, чтобы у них развивались  интерес и внимание к слову  ( Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее? ). Воспитывая культуру успешной речи, нам необходимо отучать детей от грубых выражений или слов, заменяя их литературными.  Словарная работа осуществляется в связи с ознакомлением детей с окружающим миром. Сообщение слова, обозначающего какой-нибудь предмет или явление, происходит во время общего  учебно-воспитательного процесса ознакомления с этим объектом.

     2. Формирование  грамматической стороны речи. Словарь  является строительным материалом  для языка. Грамматика устанавливает  нормы изменения слов и способы  их соединения в предложении.  Кроме того, она определяет конструктивные  модели языка (словообразовательные, словоизменительные).

      Ребенок  слышит от окружающих грамматически  оформленную речь. Осмысливая услышанное, он усваивает грамматический строй, каждой модели языка. Воспитатель организует разнообразную речевую практику детей включая в систему обучению языку упражнения, которые привлекали бы внимание детей к наиболее сложными необходимым для них конструкциям, закрепляли бы определенные правила морфологии и синтаксиса родного языка ( «Помечтаем, что было бы…» - упражнение в употреблении сослагательного наклонения; « Отгадай, чего не хватит?»- упражнение в употреблении существительных в родительном падеже; « Я начну, а ты закончи!»- упражнение в употреблении распространенных предложений и т.д.).

     Мы знакомим  детей с новыми для них грамматическими  формами, закрепляем правильное  употребление наиболее трудных  форм, в конечном итоге вырабатываем  привычку говорить грамматически  правильно. 

     3. Воспитание  звуковой культуры речи. Прежде  всего, ребенок должен овладеть  звуковым строем языка, правильным  звукопроизношением. Работа над  звуковой стороной речи основывается  на данных русской фонетики  и орфоэпии. Ребенок, подражая  и учась целенаправленно ( под воздействием взрослых) усваивает систему ударения в словах, интонационный строй родного языка, произношения слов. Очень важно научить ребенка и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать правильную речевую манеру устойчивой привычкой (приветливый тон, поза внимание и взгляд, обращенный к собеседнику, умение держать себя в новом обществе ит.д.).   Дошкольный возраст – благодатная пара для выработки таких речевых привычек и способностей.

    4. Формирование разговорной (диалогической) речи: умение детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое. Мы должны подсказать детям, что если расспрашивать взрослых об их труде, отдыхе и т.д., можно узнать много интересного.

Информация о работе Формирование способностей к элементарному осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста