Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:48, курсовая работа
Цель исследования: выявить степень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и разработать содержание и методику формирования у дошкольников способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений. Гипотеза исследования: Мы предположим, что процесс формирования способностей к осознанию языковых и речевых явлений будет осуществляться эффективнее если: -проводится целенаправленная и систематическая работа по подготовке детей к обучению грамоте в добукварный период; -создается развивающая среда, группы как средство приобщения детей к языковой действительности.
Введение.
Глава Ι: Теоретические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к речи как языковой действительности.
§ 1: Психолого-педагогические основы подготовки детей к обучению грамоте в школе.
§ 2: Формирование первоначальных представлений о звуке, слове, предложении у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы к главе Ι.
ГлаваΙΙ: Готовность детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
§ 1: Изучение уровня языковой подготовки старших дошкольников.
§ 2: Методические рекомендации по формированию способностей к осознанию языковых и речевых явлений у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы к главе ΙΙ.
Заключение.
5. Обучение рассказыванию
(монологической речи). Владение
монологической речью очень
В дошкольном
возрасте мы также учим детей
самим составлять простейшие
рассказы, в содержании и форме
которых должны проявляться
В детском саду
воспитывается умение
6. Ознакомление
с художественной литературой.
В дошкольном учреждении мы
знакомим детей с лучшими
7. Подготовка
детей к обучению грамоте. Вся
педагогическая работа по
Итак, мы выделяем
семь основных задач развития
речи детей. Большинство задач
решается во всех возрастных
группах детского сада, только
конкретное содержание их
Осуществляя работу с детьми по развитии речи мы предварительно знакомим их с терминами « слово», « звук », « предложение ».
Правильное понимание
детьми этих терминов поможет
им в дальнейшем осознать
Введение терминов
в детскую речь не осложняется
подробным раскрытием этих
В подготовительной
к школе группе с детьми
поводится работа над
Мы знакомим
детей с терминами, используя
различные методы и приемы. Так,
можно использовать стихи Е.
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих,
Ждет он и вздыхает;
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко.
От, кого мои друзья,
Убежать никак нельзя!
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит (…тень).
Говорю я брату: - Ох,
С неба сыплется горох!
- Вот чудак, - смеется брат,-
Твой горох ведь это (… град).
Чтение художественных произведений. Авторы их, увлекательно рассказывая о каких – то событиях, обращают особое внимание читателя на значение слова, на его смысловую и звуковую стороны. Так, К.Чуковский в сказке «Айболит» пишет: - и вперед поскакал Айболит, и одно только слово твердит: «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!» . Дети, слушая, понимают, что если доктор забудет это незнакомое им слово лимпопо, то больные зверюшки могут погибнуть, не дождавшись помощи. В другом произведении этого автора – « Скрюченная песня» - слово выступает необходимым условием для понимания смысла стихотворений и установлении контакта между читающим и слушающим. Эту сказку мы можем разыграть, не произнося последних слов куплета и предлагая детям подсказать ему недостающие слова.
Жил на свете человек,
Скрученные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной… (дорожке).
Во многих сказках
(« Горшок каши», « По щучьему
велению», « Али – Баба и
сорок разбойников» и другие.)
действия основных героев
А такие писатели, как А.Барто, Е.Чарушин, В. Осива, Е.Блашнина, Л. Пантелеев, П.Первомайский, Л. Кукулин, А.Шибаев, термины « слово» и «звук» используют в названии («Игра в слова», «Честное слово», «Трудные слова», «Прислушайся к слову», «Волшебное слово», «Звук заблудился» и др.), а так же в увлекательной форме сообщают о них в самом произведении.
Например:
Поиграемка,
Ребята,
С звуком «Р»:
Скажи:
«Кукушка на суку» - Целый день «уа-уа»,
Тебе послышится:
« ку-ку».
А.Барто
- Игра. Сюжеты некоторых
игр зависят от правильного
употребления отдельных слов
и звуков. В играх «Испорченный
телефон», «Эхо», ребенок шепотом
передает другим детям
Усвоению терминов «слова» и «звук» помогают такие игры, как «Докончи слово», «Подскажи словечко» «Угадай, какой звук я не произнесла», «Скажи наоборот», «Подскажи Петрушки звук», «Звук потерялся», «Скажи, как я», «Как назвать?» и др.
Загадки-складки.
Воспитатель подбирает
-Где обедал воробей?
-В зоопарке у …(зверей).
-У себя в саду Андрейка
-Поливал цветы… (лейки)
-Поскорей наливай
-Мне в стакан горячий… (чай).
-Паровоз пускает пар,
-Топку топит…(кочегар)
-Жук упал и встать не может,
-Ждет он, кто ему…(поможет).
-У меня пропал носок,
-Утащил его …(щенок).
-Самолет построим сами,
-Понесемся над…(Лесами).
-Михаил играл в футбол
-И забил в ворота…(гол).
-Мы по узенькой дощечке
-Побежим купаться к …(речке).
За рекой они росли,
Их на праздник привезли.
На веточках иголки.
Что же это?
Ё…(ёлки)
Далеко от нас Москва,
Не слышны ее слова.
Только что наладили
В нашем доме…( радио).
Не будильник, а разбудит,
Знает - проснуться люди.
На головке гребешок,
Это петя –п…(петушок).
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной.
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Золотая р…(радуга).
Мальчик держал в руках воздушный ша…(р).
По тропинке торопливо пробежал ежи…(к).
В квартире зазвонил телефо…(н).
Старшая группа:
Как звучит слово?
Цель игры – продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов, развивать фонематический слух; упражнять их в самостоятельном названии слов и четком произношении звуков, учить вслушиваться и самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звуков в слове.
Что звучит вокруг нас?
Наглядный материал: предметы находившиеся в групповой комнате.
Воспитатель собирает вокруг себя детей и говорит: - Вы уже знаете, дети, что слова звучат. Послушайте, как они по – разному звучат в стихотворении А.А.Барто.
Игра в слова.
Скажи по громче А скажи слово
Слово «гром»-
Грохочет слово,
Словно «гром».
Скажи потише:
«Шесть мышат:
И сразу мыши зашуршат. И мокрую траву.
Скажи:
« Кукушка на суку»- И вот возник,
Тебе послышится:
«Ку-ку».
Мы и родник зовем ключом
(Ключ от дверей тут ни при чем!)…
Слова бывают разные –
Хорошие, простые,
Слова бывают грозные –
Ненужные, пустые.
Слова звучат потому, что в них есть звуки. Звуки разные, вслушайтесь в слова: ззооннт, шшааррффиик, жжуук, рраак. Теперь повторяйте эти слова вместе со мной так, чтобы были слышны эти разные звуки. (дети повторяют). Еще раз повторите. Теперь сами произнесите слово зонт, так чтобы все звуки слышались очень ясно. (дети старательно произносят). Какие слова предложите вы? Как они звучат? (Несколько ребят говорят по одному слову). Много слов « спрятано» вокруг нас, и , когда их находят, они тоже звучат; посмотрите сколько предметов в этой комнате, все они имеют названия – это слова, которые звучат. Я, например, нашла такое слово – чашка. Послушайте, как оно звучит: чаашшкаа. Повторите, так же. (повторяют). Вы правильно произнесли. А теперь найдите свои слова.
- Каарранндаашш.
- Сстоолл и т.п.
Работа над
предложением начинается с
Воспитатель: Внимательно слушайте мой рассказ. Дети играют в мяч. Мальчик бросил мяч девочке. Девочка ловит мяч… О чем я сказала в начале? Про кого сказала?
Дети: Про детей.
Воспитатель: Что я сказала про детей?
Дети: Что они играют в мяч (ответы, конечно, могут быть другие, в том числе и повторение предложения).
Воспитатель: Да, я сказала про детей, что они играют в мяч… А потом что я сказала? Про кого я сказала?
Дети: Про мальчика.
Воспитатель: Что я сказала о мальчике?
Дети: Мальчик бросил мяч девочке.