Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:05, курсовая работа
Современными психологами подмечено, что проблемы девиантного поведения и исследование психологических аспектов этого явления имеют свою динамику, определяемую далеко не однозначно условиями жизни и воспитания. Процессы разрушения родительской семьи, сопровождающееся существенными изменениями традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних; противоречия между субъективным стремлением подростков к самостоятельности и объективным сужением ее реальных границ с помощью мер, применяемых институтами социализации (семьей, школой и другими); противоречия между духовными и материальными потребностями подростков,
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общее представление о девиантном поведении …………………….6
1.1 Общая нормативность/ненормативность поведения………………………6
1.2 Психологические факторы трудновоспитуемости подростков…………...8
1.3 Личностная характеристика «трудного» подростка……………………...14
1.4 Краткая психологическая характеристика основных видов отклоняющегося поведения личности…………………………………………18
1.4.1 Агрессия и агрессивное поведение…………………………………...18
1.4.2 Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности…………………………………………………………………………21
1.4.3 Зависимое поведение …………………………………………………23
1.4.4 Суицидное поведение…………………………………………………27
1.5 Взаимосвязь форм девиантного поведения……………………………….29
1.6 Профилактика отклоняющегося поведения………………………………37
1.7 Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности…42
Глава 2. Экспериментальное исследование…………………………………...45
2.1 Описание экспериментальной ситуации…………………………………..45
2.2 Описание методики…………………………………………………………45
2.3 Анализ и интерпретация результата……………………………………….47
Заключение………………………………………………………………………48
Список литературы ……………………………………………………………..50
Приложение……………………………………………………
Изучение агрессивности. Опросник Баса – Дарки
Обработка вопросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов, соответствующих ключу:
1. Физическая агрессия: «да» - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68; «нет» - № 9, 17,41.
2. Косвенная агрессия: «да» - № 2, 18, 34, 42, 56, 63; «нет» - № 10, 26, 49.
3. Раздражение: «да» - № - 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «нет» - № 11, 35, 69.
4. Негативизм: «да» - № 4, 12, 20, 23, 36.
5. Обида: «да» - № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; «нет» -№ 65, 70.
6. Вербальная агрессия: «да» - № 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73; «нет» - № 39, 66, 74, 75
7. Угрызение совести, чувство вины: «да» - № 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия – агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а так же агрессия, которая ни на кого ни направлена – взрывы ярости в форме крика, топанья ногами, битья кулаками по столу (характеризуется ненаправленностью и неупорядоченностью)
Раздражение – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).
Угрызение совести, чувство вины – убеждения человека в том, что он является плохим, совершающим неправильные поступки.
2.3 Анализ и интерпретация результата
Анализ полученных результатов показывает, что девиантным подросткам больше присуща вербальная агрессия – 9,5 балла. Они часто кричат. Повышают голос в разговоре, споре. Часто используют в своей речи проклятия и угрозы.
Подростки с девиантным поведением никому не доверяют, считают, что их никто не любит и все хотят причинить им только вред. Данные показывают, что подозрительность у девиантных подростков составляет 5,8 балла.
Также тестирование показало, что девиантные подростки вспыльчивы и грубы. Данные показывают, что раздражение у девиантных подростков составляет 7 балла.
Косвенная агрессия у девиантных подростков составляет 6,5 балла.
Девианты завистливы и им не нравятся поведение окружающих, «правильных людей». Данные показывают, что обида у девиантных подростков, склонных к противоправному поведению, составляет 5,5 балла. Физическая агрессия у девиантных подростков высокая и составляет 7,2 балла.
Чувство вины у таких подростков составляет 2,3 балла. То есть можно сказать, что чувство вины у таких подростков отсутствует.
Негативизм у девиантных подростков, склонных к противоправному поведению, не так высок. Он составляет 3,8 балла.
Заключение
Подростковый возраст - как переходный период затягивается в основном из-за большого времени, требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное и деликвентное поведение. Анализируя личность несовершеннолетнего правонарушителя, отмечаем зависимость от: 1. Наследственно-биологических факторов: отрицательно влияют алкоголизм, предрасположенность к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, роды. 2. Ближайшего социального окружения подростка: семья, социально- экономический статус родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, положение подростка в классе, ценностные ориентации, друзья, статус подростка в группе друзей. 3. Личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, мотивация достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки. 4. Правосознание подростка. Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего взаимообусловлено влиянием биологических и социальных факторов, учитывая которые, необходимо строить систему воспитания подростков. В детской и подростковой психологии заключение о девиантном требует осторожности, ибо: 1. Суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития. 2. Критериями для суждения о девиантном поведении являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются. Хотя в формировании девиантного поведения могут участвовать и психические нарушения или расстройства, целесообразно избегать односторонней психиатризации понятия девиантного поведения и связанного с ним психиатрического этикетирования (В. Коган).
Список литературы
1. Алмазов Б. Н. - Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних.
2. Васильев В. Л.- Юридическая психология.
3. Кон И. С.- Психология ранней юности.
4. Кон И. С.- Психология старшеклассника.
5.Е.В. Змановская – Девиантология. Психология отклоняющегося поведения.
6.В.Т. Кондрашенко – Девиантное поведение у подростков.
7.Л.Б. Шнейдер – Девиантное поведение детей и подростков
8. Личность преступника. - М., 1975
9. Можгинский Ю. Б.- Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм.
10.А.Г. Амбрумова – Предупреждение самоубийств.
11. Степанов В. Г.- Психология трудных школьников.
12. Трудный подросток: причины и следствия. / Под редакцией Татенко В. А.
13. Фельдштейн Д. И. -Психология воспитания подростка.
14. Шихарев П. Н. -Жить без алкоголя?
15. Ю.Г. Демьянов – Основы профилактики и психотерапии.
16.Ю.А.Клейнберг – Психология девиантного поведения
Приложение
Изучение агрессивности.
Опросник Баса – Дарки
Инструкция. Внимательно прочитайте каждое высказывание. Если оно подходит к Вам – поставьте рядом с ним знак «+», если нет знак минус «-».
1. временами я не могу справится с желаниями причинить вред другим.
2. иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
3. я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
5. я не всегда получаю то, что мне положено.
6. я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
7. если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.
8. когда мне случалось обмануть кого-либо, я испытывал мучительное угрызение совести
9. мне кажется, что я не способен ударить человека
10. я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
11. я всегда снисходителен к чужим недостаткам
12. если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
13. другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами
14. я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
15. я часто бываю не согласен с людьми.
16. иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
17. если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
18. когда я раздражаюсь, я хлопаю дверью.
19. я гораздо более раздражителен, чем кажется.
20. если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
21. меня немного огорчает моя судьба
22. я думаю, что многие люди не любят меня
23. я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
24. люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
25. тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.
26. я не способен на грубые шутки
27. меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28. когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы, они не зазнавались
29. почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится
30. довольно многие люди завидуют мне
31. я требую, чтобы люди уважали меня
32. меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
33. люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу
34. я никогда не бываю мрачен от злости
35. если ко мне относятся хуже, чем я этого заслуживаю, я не расстраиваюсь
36. если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
37. хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть
38. иногда мне кажется, что надо мной смеются
39. даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям
40. мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
41. я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
42. когда получается не, по-моему, я иногда обижаюсь
43. иногда люди раздражают меня одним своим присутствием
44. нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел
45. мой принцип: «никогда не доверять чужакам»
46. если кто-нибудь раздражает меня, то я готов сказать все, что я о нем думаю
47. я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею
48. если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь
49. с детства я никогда не проявлял вспышек гнева
50. я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взрываться
51. если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым легко ладить
52. я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют делать людей что-нибудь приятное для меня
53. когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
54. неудачи огорчают меня
55. я дерусь не реже и не чаще, чем другие
56. я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
57. иногда я чувствую, что готов первым начать драку
58. иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной не справедливо
59. раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю
60. я ругаюсь только от злости
61. когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть
62. если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее
63. иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу
64. я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся
65. у меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить
66. я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает
67. я часто думаю, что жил не правильно
68. я знаю людей, которые способны довести меня до драки
69. я не огорчаюсь из-за мелочей
70. мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или обидеть меня
71. я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение
72. в последнее время я стал занудой
73. в споре я часто повышаю голос
74. я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям
75. я лучше соглашусь с чем-нибудь, чем стану спорить
Бланк ответов
ФИО Долматов Сергей
Возраст 14 лет пол мужской
1. + 41.+
2. + 42.+
3. 43.+
4. + 44.
5. + 45.+
6. + 46.+
7. + 47.
8. 48.+