Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:05, курсовая работа
Современными психологами подмечено, что проблемы девиантного поведения и исследование психологических аспектов этого явления имеют свою динамику, определяемую далеко не однозначно условиями жизни и воспитания. Процессы разрушения родительской семьи, сопровождающееся существенными изменениями традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних; противоречия между субъективным стремлением подростков к самостоятельности и объективным сужением ее реальных границ с помощью мер, применяемых институтами социализации (семьей, школой и другими); противоречия между духовными и материальными потребностями подростков,
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общее представление о девиантном поведении …………………….6
1.1 Общая нормативность/ненормативность поведения………………………6
1.2 Психологические факторы трудновоспитуемости подростков…………...8
1.3 Личностная характеристика «трудного» подростка……………………...14
1.4 Краткая психологическая характеристика основных видов отклоняющегося поведения личности…………………………………………18
1.4.1 Агрессия и агрессивное поведение…………………………………...18
1.4.2 Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности…………………………………………………………………………21
1.4.3 Зависимое поведение …………………………………………………23
1.4.4 Суицидное поведение…………………………………………………27
1.5 Взаимосвязь форм девиантного поведения……………………………….29
1.6 Профилактика отклоняющегося поведения………………………………37
1.7 Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности…42
Глава 2. Экспериментальное исследование…………………………………...45
2.1 Описание экспериментальной ситуации…………………………………..45
2.2 Описание методики…………………………………………………………45
2.3 Анализ и интерпретация результата……………………………………….47
Заключение………………………………………………………………………48
Список литературы ……………………………………………………………..50
Приложение……………………………………………………
1.6 Профилактика отклоняющегося поведения
Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например с подростками.
ВОЗ предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных фактов, вызывающих определенное явление, а так же на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков. Задача вторичной профилактики – раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика так же может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.
Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем. Существуют различные формы психопрофилактической работы.
Первая форма – организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направленно на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.
В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков
включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика СМИ. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы – все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.
Работа с молодежной субкультурой может быть организованна в форме движения «Молодежь против наркотиков». Чрезвычайно важна работа в местах, где молодежь проводит свой досуг и общается. Например, на дискотеке могут появиться загадочные люди в масках. В конце вечера подростки могут узнать от них о трагических судьбах и переживаниях, связанных с потерей близкого человека от наркотиков.
Вторая форма психопрофилактической работы – информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.
Для этого обычно используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.
Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним. Запугивание так же может вызвать когнитивно-эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения.
В ряде случаев информация дается несвоевременно: слишком поздно или слишком рано. Например, опыт работы с подростками подсказывает, что беседы по предупреждению наркозависимого поведения должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов, ими производимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции.
Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.
Третья форма психопрофилактической работы – активное социальное обучение социально важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов.
1. Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.
2. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.
3.Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего- это умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Жизненно важным являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.
В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных.
Четвертая форма – организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, Аддикция может играть важную роль в личностной динамике – повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познания (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество.
В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в различные виду активности – спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не
сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.
Пятая форма – организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающем миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным.
Шестая форма – активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста – все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Седьмая форма – минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению. [15]
1.7 Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности
Психологическая интервенция – это психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений.
Цель интервенции девиантного поведения личности состоит в ослаблении или устранении тех форм ее поведения. Которые препятствуют социальной адаптации.
Отличительной особенностью психологической интервенции в целом является желание изменений со стороны самой личности, ее готовность к сотрудничеству с психологом. В случае отклоняющегося поведения несовершеннолетних инициатива и согласие должны исходить от законных представителей интересов ребенка.
Основная трудность работы с отклоняющем поведением личности состоит в том, что, как правило, на первых этапах социально психологической помощи человек сопротивляется изменениям несмотря на выраженные негативные последствия своего поведения. В таких случаях основанием для вмешательства может быть степень вреда, причиняемого девиацией, или уровень социальной дезадаптации личности. Например, причиной обращения за помощью наркозависимого человека часто являются либо серьезные проблемы со здоровьем, либо достижение им «социального» дна.
Таким образом, ведущие задачи психологического вмешательства при девиантном поведении можно сформулировать следующим образом:
- формирование мотивации на социальную адаптацию или выздоровление;
- стимулирование личностных изменений;
- коррекция конкретных форм отклоняющегося поведения;
- создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений или выздоровления.
Эффективность работы оценивается как по объективным признакам уменьшения нежелательного поведения (например, случаев употребления наркотиков), так и по субъективным изменениям (например, усилению желания вести трезвый образ жизни). Одним из наиболее важных критериев позитивного изменения выступает повышение уровня социальной адаптации личности.
В случае психологической интервенции отклоняющегося поведения используются все известные методы психологического воздействия, часто те же, что и в психопрофилактической работе.
Ведущими методами психологической интервенции являются психотерапия, психологическое консультирование, психологический тренинг, организация терапевтической или саногенной среды.
Наиболее популярной формой психологической работы с личностью является консультирование в сочетании с психотерапией. Границы между двумя выделенными формами помощи в случае девиантного поведения практически не различимы. Термин «консультирование» более приемлем для работы со здоровыми людьми. Учитывая сложный характер поведенческих девиаций, их склонность переходить в болезненные расстройства.
При отсутствии единой теории личности существуют различные концепции и формы консультирования (психотерапии). Наибольшее развитие и признание получили три ведущих направления: психоаналитическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое.
В зависимости от целей интервенции выделяют три вида психотерапии:
Поддерживающая психотерапия – обеспечивает поддержку имеющихся защитных сил и выработку новых более эффективных способов поведения.
Переучивающая психотерапия – стремится к изменению поведения;
Личностно – реконструктивная – нацелена на внутриличностные изменения через осознание интрапсихических конфликтов. [5]
Глава 2. Экспериментальное исследование
2.1 Описание экспериментальной ситуации
Эксперимент проводился с учениками восьмого класса Добринской школы №3. Количество учеников составляло десять человек. Среди них пять мальчиков и пять девочек. Возраст учеников составлял 13 -14 лет. При тестировании некоторые дети шумно себя вели, отвлекались на посторонние вещи, периодически переспрашивали вопросы и перебивали экспериментатора.
2.2 Описание методики
В эксперименте использовался тест Басса-Дарки. С помощью этого психологического теста можно определить форму агрессивных и враждебных реакций или их отсутствие. Ведь нередко приходится иметь дело с агрессивными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.
Тест состоит семидесяти пяти вопросов, на которые испытуемые должны отвечать только «да» или «нет». Для обработки данного теста существует ключ. Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности включает в себя шкалы 1,2,3,7. нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 + или – 4, а враждебности – 6 + или – 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающий степень проявления агрессивности.