Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:05, курсовая работа
Современными психологами подмечено, что проблемы девиантного поведения и исследование психологических аспектов этого явления имеют свою динамику, определяемую далеко не однозначно условиями жизни и воспитания. Процессы разрушения родительской семьи, сопровождающееся существенными изменениями традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних; противоречия между субъективным стремлением подростков к самостоятельности и объективным сужением ее реальных границ с помощью мер, применяемых институтами социализации (семьей, школой и другими); противоречия между духовными и материальными потребностями подростков,
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общее представление о девиантном поведении …………………….6
1.1 Общая нормативность/ненормативность поведения………………………6
1.2 Психологические факторы трудновоспитуемости подростков…………...8
1.3 Личностная характеристика «трудного» подростка……………………...14
1.4 Краткая психологическая характеристика основных видов отклоняющегося поведения личности…………………………………………18
1.4.1 Агрессия и агрессивное поведение…………………………………...18
1.4.2 Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности…………………………………………………………………………21
1.4.3 Зависимое поведение …………………………………………………23
1.4.4 Суицидное поведение…………………………………………………27
1.5 Взаимосвязь форм девиантного поведения……………………………….29
1.6 Профилактика отклоняющегося поведения………………………………37
1.7 Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности…42
Глава 2. Экспериментальное исследование…………………………………...45
2.1 Описание экспериментальной ситуации…………………………………..45
2.2 Описание методики…………………………………………………………45
2.3 Анализ и интерпретация результата……………………………………….47
Заключение………………………………………………………………………48
Список литературы ……………………………………………………………..50
Приложение……………………………………………………
1.4 Краткая психологическая характеристика основных видов отклоняющегося поведения личности
1.4.1 Агрессия и агрессивное поведение
Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой и свойством заразительности – большинство людей на словах отвергают агрессию, а при этом широко демонстрируют ее в своей повседневной жизни.
Данный феномен связан с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а так же с негативными установками (например, расовыми предубеждениям) и разрушительными действиями.
В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.
Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда), так и использование агрессии как способа достижения иной ценой (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на самого себя.
Агрессия принимает самые разнообразные формы – явные или латентные. Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и т.д.
Наиболее же привычными проявлениями агрессии считают конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинение вреда себе и самоубийстве.
Внутренними репрезентациями агрессии могут быть идеи, фантазии и аффекты. Например, человек может вынашивать идею насилия над кем-то, он может расправляться с обидчиком лишь в своих фантазиях или испытывать сильный аффект.
Одним из наиболее интенсивных и сложных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии. При определенных условиях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливаться
Агрессивное поведение может иметь различные (по степени выраженности) формы: ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию); пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо); активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).
В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как:
- выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;
- тенденция к разрушению;
- направленность на причинение вреда окружающим людям;
- склонность к насилию (причинению боли).
Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.
При этом выраженную социально-негативную оценку имеют, прежде всего, те формы агрессивного поведения, которые нацелены на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Такое агрессивно-социальное обращение непременно включает – насилие – вербальные и физические действия, причиняющие боль. Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора и в свою очередь вызывает негативные переживания жертвы. Это поведение направляется агрессивными мотивами – разрушать, устранить, использовать, навредить. На когнитивном уровне оно переживается установками, подтверждающими правильность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения).
Очевидно, что насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения. Человеческое насилие принципиально отличается от такового у животных. Оно практически лишено биологической целесообразности. Оно активно эксплуатирует человеческие чувства, оно паразитирует на человеческом интеллекте, наконец, оно многократно усиливается использованием оружия.
Для обуздания демона насилия любое общество вынуждено принимать специальные меры. Наиболее эффективным из них следует признать национальные традиции и групповые ритуалы (игры, праздники, обряды), позволяющие конкретной личности интегрировать свой агрессивный потенциал и выражать его социально-приемлемыми способами. Огромное значение так же имеет присутствие в обществе достаточного количества положительных примеров, например национальных героев или жизнеутверждающих кумиров. [7]
1.4.2 Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности
Делинквентное поведение происходит от латинского delinquens – «проступок, провинность». Под этим термином понимается противоправное поведение личности – действия конкретной личности, отклоняющееся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия – деликтами.
Несмотря на разные общественные меры, направленные на побуждение граждан следовать установленным законам и правилам, множество людей их постоянно нарушают. Нередко бывает трудно понять, почему вполне обычные с виду люди вдруг совершают серьезное преступление. Чаще это психически здоровые личности, в том числе и подростки.
Существенную роль в происхождении делинквентного поведения играет микросоциальная ситуация. Его формирование, например, способствуют: асоциальное и антисоциальное окружение (алкоголизм родителей, асоциальная и антисоциальная семья или компания); безнадзорность; многодетная и неполноценная семья; внутрисемейные конфликты; хронические конфликты со значимыми другими.
Так, 10% преступников считали, что мать их не любила в детстве.
Можно перечислить следующие микросоциальные факторы, вызывающие делинквентность:
-фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;
-физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное и постоянное применение наказаний);
-недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;
-острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;
-несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;
-смена родителей (опекунов);
-хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасно ситуация, когда жестокий отец избивает мать);
-нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);
-усвоение ребенком через научения в семье или группе делинквентных ценностей (явных или скрытых).
Как правило, на первых порах, переживая фрустрацию, ребенок испытывает боль, которая при отсутствии понимания и смягчения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кроме того, используя агрессию, ребенок не редко добивается своих целей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушение правил начинают систематически использоваться как способы получения желаемых результатов. Делинквентное поведение закрепляется.
Преступная карьера, как правило, начинается с плохой учебы и отчуждения из школы (негативно-враждебного отношения с ней) Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания. Следующим шагом становится вхождение в преступную группировку и совершение преступления. На прохождение этого пути требуется в среднем 2 года. По имеющимся данным 60% профессиональных преступников начали этот путь в 16 летнем возрасте. [6]
1.4.3 Зависимое поведение
Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории «отклоняющееся поведение личности» выделяется подгруппа так называемого зависимого поведения или зависимостей. Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью.
С давних времен различные формы зависимого поведения называли вредными или пагубными привычками, имея в виду пьянство, переедание, азартные игры и другие пристрастия.
В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации». Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. Все люди испытывают «нормальную» зависимость от таких жизненно важных объектов, как воздух, вода, еда. Большинство людей питают здоровую привязанность к родителям, друзьям, супругам.… В некоторых случаях наблюдается нарушения нормальных отношений зависимости. Например, аутические, шизоидные, антисоциальные расстройства личности возникают вследствие катастрофически недостаточной привязанности к другим людям.
Зависимое (аддиктивное) поведение, как вид девиантного поведения личности имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретические (при определенных условиях) это могут быть любые объекты или формы активности – химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс.
В реальной жизни более распространенны такие объекты зависимости, как: 1) психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики); 2) алкоголь; 3) пища; 4) игры; 5) секс; 6) религия и религиозные культы.
В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения:
-химическая зависимость;
-нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);
-гэмблинг – игровая зависимость;
-сексуальные аддикции;
-религиозное деструктивное поведение.
Выбор личностью конкретного объекта зависимости определяется его специфическими действиями на организм человека. Как правило, люди отличаются по индивидуальной предрасположенности к тем или иным объектам аддикции. Особая популярность алкоголя во многом обязана широкому спектру его действия – он может с одинаковым успехом использоваться для возбуждения, согревания, расслабления, лечения простудных заболеваний, повышение уверенности и раскованности.
Зависимое поведение личности проявляется в ее устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как импульсивно-категоричное, ненасыщенное. Внешне это может выглядеть как борьба с самим собой, а чаще – как утрата самоконтроля.
Аддиктивное поведение появляется не вдруг, оно представляет собой непрерывный процесс формирования и развития аддикции (зависимости). Аддикция имеет начало (нередко безобидное), индивидуальное течение (с усилением зависимости) и исход.
Фактор зависимого поведения личности
Зависимое поведение признается многофакторным явлением. Современное состояние науки позволяет говорить о следующих условиях и причинах (факторах) аддиктивного поведения.
К внешне социальным факторам можно отнести технический прогресс в области пищевой промышленности или фармацевтической индустрии, выбрасывающие на рынок все новые и новые товары – потенциальные объекты зависимости. К этой же группе относится деятельность наркоторговцев, активно вовлекающих молодежь в потребление химических веществ. Кроме того, по мере урбанизации наблюдается ослабление межличностных связей между людьми.
Для некоторых социальных групп зависимое поведение является проявлением групповой динамики. Например, на фоне выраженной тенденции группирования подростков психоактивные вещества выступают в роли «пропуска» в подростковую субкультуру. В данном случае наркотики (в широком смысле) выполняют следующие важные для подростка функции:
- поддерживают ощущение взрослости и освобождения от родителей;
- формируют чувство принадлежности к группе, а так же среду неформального общения;
- дают возможность отыгрывать сексуальные и агрессивные побуждения, не направляя их на людей;
- помогают регулировать эмоциональное состояние;
- реализуют креативный потенциал подростков через экспериментирование с различными веществами.
Субкультура может выступать в различных формах: подростковая группа, неформальное объединение, сексуальное меньшинство или просто мужская компания. В любом случае ее влияние на личность, идентифицирующую себя «со своими», чрезвычайно велико. Очевидно, что в подростковом и юношеском возрасте влияние субкультуры максимально.
Как правило, ведущая роль в происхождении аддиктивного поведения приписывается семье. В ходе многочисленных исследований была выявлена связь между поведением родителей и поведением детей. Работы многих ученых свидетельствуют о том, что развитию ребенка вредит неспособность матери понимать и удовлетворять его базовые потребности.