Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:56, реферат
Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача
дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми
дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения
этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического
развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе
намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей
является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной
работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях
детского сада.
вышеописанная работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по
словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он
прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его
реализовать.
Развитие этого же вида мышления достигается с помощью включения детей в
разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам
придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его.
Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:
а) "Четвертый лишний": задание предполагает исключение одного предмета, не
имеющего некоторого признака, общего для остальных трех.
б) придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена
(начало события, середина или конец). Наряду с развитием логического мышления
составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи
ребенка, обогащение его словарного запаса, стимулирует воображение и
фантазию.
Упражнения со спичками или палочками (выложить фигуру из определенного числа
спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получилось другое изображение:
соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки) помогают также
развитию пространственного мышления.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И
Как показывает практика, дети 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют
крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в
неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать
из бумаги и аккуратно вклеить, рисовать. Нередко оказывается, что у детей
этого возраста не сформирована координация и точность движений, многие дети
не владеют своим телом.
Многочисленные
зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического и
интеллектуального развития ребенка.
В качестве упражнений на развитие моторики можно предложить следующие задания:
а) нарисовать простой узор (рисунок 1)
б) поиграть в игру "трудные виражи". Игра начинается с того, что Вы рисуете
дорожки разной формы, в одном конце которых - машина, а в другом - дом
(рисунок 2). Потом говорите ребенку: "Ты - водитель и тебе надо провести свою
машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Поэтому будь
внимательным и осторожным". Ребенок должен карандашом, не отрывая руки,
"проехать" по изгибам дорожек.[27]
Для развития такой моторики существует множество разнообразных упражнений и
игр. Это прежде всего работа с конструкторами, рисование, лепка, выкладывание
мозаик, аппликация, вырезывание.
С целью развития общей координации и точности движений можно предложить детям
следующие игры и соревнования:
а) игра "Съедобное-несъедобное", а также любые игры и упражнения с мячом;
б) игра "Зеркало": ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все
движения взрослого (как отдельные движения, так и их последовательность);
роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения;
в) игра в "Тир": попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами,
кольцами и др.). Это упражнение способствует развитию не только координации
движений и их точности, но и глазомера.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
Развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного
овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит неприменным условием
обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематического
слуха является необходимой для своевременного устранения возможных его
дефектов.
Как правило, эту функцию диагностики выполняет логопед. Поэтому при выявлении
каких-либо нарушений
фонематического слуха у
коррекционная работа должна проводиться в тесном сотрудничестве со
специалистами этого профиля.
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ.
Одним из основных показателей готовности ребенка к школе является развитие у
него произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех
психических функций и поведения в целом.
Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процессе
обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие
школьники могут попасть в группу неуспевающих. Поэтому развитию
произвольности целесообразно уделять особое внимание.
Развитие произвольности - многокомпонентный процесс, требующий обязательного
формирования целостной системы осознанной саморегуляции.
Наиболее эффективной деятельностью по развитию произвольности служит
продуктивная деятельность, в первую очередь - конструирование.
Первым этапом формирования произвольности является обучение работе по
образцу. Приступая к работе, нужно сначала попросить ребенка внимательно
рассмотреть, изучить дом, который ему надлежит собрать из кубиков
самостоятельно. После этого взрослый процент ребенка приступить к
строительству и наблюдает за характером и последовательностью этой работы.
Если ребенок допускает ошибки при сборки, то с ним нужно проанализировать
причины, которые
привели к ошибкам
ребенка внести необходимые коррективы.
Конструирование по наглядному образцу - первый этап формирования
произвольности. Дальнейшее совершенствование произвольной саморегуляции
осуществляется путем целенаправленного усложнения условий деятельности. На
следующем этапе ребенку предлагается аналогичная работа, в которой образцом
будет служить не реальная постройка, а рисунок дома. При этом возможны два
варианта изображения:
а) полное, когда на
схематическом рисунке
постройку детали;
б) контурное - без детализации.
Последующее усложнение предполагает конструирование по словесному описанию, а
затем и по собственному замыслу. В последнем случае ребенок перед началом
работы должен подробно описать особенности задуманной постройки.
Одним из распространенных упражнений по развитию произвольности, максимально
приближенных к условию учебной деятельности, служит "Графический диктант",
который предполагает два условия выполнения задания:
1) ребенку предлагается
образец геометрического узора,
в клетку; ребенка просят воспроизвести предложенный образец и самостоятельно
продолжить точно такой же рисунок (рисунок 3)
2) аналогичная работа предлагается для выполнения на слух, когда взрослый
диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их
направления (вправо влево, вверх - вниз)
При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать интерес ребенка к
окружающему, фиксировать его внимание на том, что он видит на прогулке, во
время экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих представлениях, такие
рассказы необходимо заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и
сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараться получать более
подробный и развернутый рассказ. Родителям мы советуем почаще читать ребенку
детские книги, водить в кино, обсуждать с ним прочитанное и увиденное.
При несформированности положительного отношения к школе необходимо уделить
ребенку как можно больше внимания. Общение с ним должно строиться не в
школьной, а в дошкольной форме. Оно должно быть непосредственным,
эмоциональным. От такого ученика нельзя строго требовать соблюдения правил
школьной жизни, нельзя ругать и наказывать его за их нарушения. Это может
привести к проявлению стойкого отрицательного отношения к школе, учителю,
учению. Необходимо дождаться пока ребенок сам, наблюдая за другими детьми,
придет к правильному осознанию своего положения и вытекающих из него
требований к поведению.
- Для повышения уровня развития мышления и речи очень большое значение имеет
участие ребенка в коллективных играх во внеурочное время. Нужно чаще поручать
ему выполнение ролей, требующих принятие каких-либо решений, активного
речевого общения с другими детьми.
- Не надо стараться "натренировать" ребенка на выполнение в понимание заданий
типа тех, которые приведены в методиках. Это даст лишь видимость успеха, а
при столкновении с любым новым для него заданием он окажется также
бесполноценным, как раньше.
- При "низком"
уровне развития мышления и
речи необходимо с самого
обучения дополнительные индивидуальные задания, направленные на более полное
усвоение учебной программы. В дальнейшем ликвидировать образовавшиеся пробелы
будет труднее. Полезно
увеличить объем
математике). При этом не нужно торопиться с выработкой навыков: работать над
пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов
на вопросы или выполнения каких-либо действий.
- Недостаточный уровень
развития образных
причин трудностей в учебе не только 6-7 летний детей, но и значительно позже
(вплоть до старших классов). Вместе с тем, период их наиболее интенсивного
формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста.
Поэтому, если у ребенка, поступающего в школу, имеются недостатки в этой
области, то их надо постараться как можно скорее компенсировать.
- Для развития
образных представлений
изобразительная и конструктивная деятельность. Нужно во внеурочное время
стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из
строительного материала и различных конструкций. Полезно давать аналогичные
домашние задания: нарисовать картинку, собрать простую модель для
конструктора и т.п. В подборе заданий можно опираться на "Программу
воспитания в детском саду".
Информация о работе Диагностика умственных пособностей дошкольников