Диагностика умственных пособностей дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:56, реферат

Краткое описание

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача
дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми
дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения
этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического
развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе
намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей
является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной
работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях
детского сада.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 67.92 Кб (Скачать)

     Задания VII.1 VII.2 VII.3

Уровни   

Уровень сформированности общих представлений и умений 

VII.1 + VII.2 +VII.3 

3 
 

                7.1. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА               

          ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ  РЕБЕНКА К ШКОЛЕ         

                         (Диагностическая беседа)                        

     ОБОРУДОВАНИЕ: бланк протокола-теста

- Как тебя зовут?

- Назови свою фамилию.

- Ой, какой ты взрослый!

- Скоро пойдешь  в школу?!

     СОДЕРЖАНИЕ  БЕСЕДЫ:

1. Ты хочешь учиться?

2. Почему (хочешь, не  хочешь)?

3. Где ты хочешь  учиться?

4. Когда ты пойдешь  в школу?

5. Как ты готовишься  к школе? Расскажи.

6. Кто тебя будет  учить?

7. Чему тебя научит  учительница?

8. Чем ты будешь  заниматься дома, когда станешь  школьником?

9. Кто тебе будет  помогать в учебе дома?

10. Кому ты будешь  помогать в школе?

11. Ты любишь, когда  тебя хвалят?

12. Кто тебя будет  хвалить, когда ты станешь школьником?

13. Что тебе нужно  будет делать, чтобы тебя похвалили?

14. Как ты хочешь  учиться?

15. Как ты будешь  вести себя в школе? Расскажи.

Для интерпретации  результатов предлагается следующая  таблица:

     4.  СВЕДЕНИЯ  ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ  СОСТОЯНИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА  К ШКОЛЕ

По итогам обследования необходимо отметить:

- основные нарушения  в психическом развитии ребенка;

- основные сохраненные  стержневые особенности личности  ребенка;

- своеобразие психического  развития личности ребенка и  его индивидуальные

возможности;

-ведущие коррекционно-оздоровительные  условия для развития сохранно  психо-

физиологических функций;

- перспективные психолого-педагогические  возможности социальной коррекции  и

интеграции личности ребенка.

Нарушения речи фиксируются  в процессе обследования ребенка.

По результатам  диагностики готовности к обучению в школе можно рекомендовать

следующее:

а) записать ребенка  в первый класс;

б) отсрочить начало обучения на один год;

в) перевести ребенка  в специальную группу детского сада или школьный класс

выравнивания;

г) направить на методико-педагогическую комиссию;

д)  осуществлять индивидуальный подход к ребенку  с учетом тех или иных

выявленных особенностей его подготовки.

                                 ГЛАВА 2                                

               ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ  ОБУЧЕНИЮ              

     2.1 Организация  и проведение диагностического  обследования на предмет

готовности к школе

Диагностика готовности к школе проводилась нами на базе детского сада

"Ромашка" села  Малые Ягуры в октябре 1998 года.

Нами было обследовано 20 детей подготовительной группы по системе методик для

проведения обследования готовности ребенка к школьному  обучению, описанных

нами выше.

До начала психологической  диагностики мы тщательно ознакомились с

характеристикой на каждого ребенка, продуктами деятельности детей.

В результате диагностики  мы получили следующие результаты: общий уровень

готовности обследованных  детей - средний - 55 %, высокий уровень 

готовности к школьному  обучению на момент обследования показала только одна

девочка -  Пустовит Снежана, это благодаря тому, что  ей уделялось

внимание дома, с  ней занималась бабушка и родители. Детский сад был открыт

только в сентябре после длительного ремонта. У  Снежаны средний уровень памяти,

фонематического слуха  и эмоций, уровень мышления, воли, представлений и умений,

а так же мотивационная  готовность высокая. Очень низкий уровень 

готовности к школьному  обучению у двух детей: Дубовик Виктора  и 

Ткаченко Ивана. Обоим  мальчикам по пять лет. Очень низкий уровень готовности

связан также с  тем, что дома эти дети принадлежат  сами себе, оба этих мальчика

из неблагополучных  семей (родители страдают алкоголизмом) они не получают

никакого внимания со стороны взрослых. У Ткаченко Вани все, без

исключения показатели очень низкие. Когда проводилось  обследование, он не

проявлял никакого интереса, очень трудно было удержать его внимание, он

постоянно отвлекался к играющим детям. Низкий уровень  готовности

показали 6 человек:

- Жданова Алина  (низкий уровень развития памяти, фонематического слуха,

эмоционального статуса, представлений и умений, а также  мотивации);

- Зубченко Виталий  ( очень низкий уровень фонематического  слуха);

- Ламонос Роман  ( низкий уровень мышления, воли, представлений, умений и

мотивационной сферы);

- Нерсисян Наира  (низкий уровень мышления, памяти, фонематического

слуха, воли, представлений  и умений, мотивации), это связано  с возрастом, ей

только 5 лет, а также  с тем, что она мало общалась с  русскими детьми и сейчас

ей приходится трудно, хотя воспитатели и помогают, она  плохо говорит по-русски;

- Петренко Евгений  был предоставлен сам себе, дома  с ним никто не

занимался, родители заняты "добыванием денег";

- Хлопоня Алексей  ( низкий уровень развития мышления, фонематического

слуха, а также  мотивационной готовности).

Общий уровень мышления, памяти, фонематического слуха, эмоций - средний

; воли, представлений  и умений, мотивации - низкий. [ смотри

карту готовности]

Уровень готовности к школьному обучению можно увидеть  на диаграмме.

     2.2 Психокоррекционные  мероприятия для детей, имеющих  средний и низкий

уровень развития

После проведения диагностического обследования на предмет готовности к

обучению в школе  мы руководствовались комплексом коррекционных  мероприятий

для детей, имеющих  средний и низкий уровни развития. Предлагаем методические

рекомендации родителям  и педагогам, направленные на развитие памяти,

мышления, речи, произвольной сферы и внимания. Эти же задания  могут быть

использованы и  для первичной диагностики уровня развития детей.

Наша задача состоит  не в том, чтобы удалить, устранить  нежелательные

недостатки, а в  том, чтобы выявить и устранить  их причину. Корректировать

надо не следствие, а причину - это главный принцип, который должен

регулировать практическую работу с ребенком.

                             РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.                            

Специалисты различают  кратковременную и долговременную память, а также виды

памяти в зависимости  от характера запоминания материала: моторную, зрительную,

вербальную и логическую. Однако выделить их в чистом виде довольно сложно и

возможно только в искусственных условиях, т.к. в  реальной деятельности, в том

числе и в учебной, они выступают в единстве или  в определенных сочетаниях,

например: для развития зрительно-моторной и зрительной

памяти необходимо организовать работу ребенка по образцу, которую

следует осуществлять по следующим этапам: сначала ребенок  работает с постоянной

зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца постепенно

сокращается по 15-20 секунд, в зависимости от сложности предлагаемой работы, но

так, чтобы ребенок  успел рассмотреть и запечатлеть  образец. [5]. Эти виды

упражнений целесообразно  проводить на таких видах деятельности: рисование,

лепка, списывание с  доски, работа с конструктором, рисование  узоров по

клеточкам. Кроме  того, дети всегда с удовольствием  выполняют задания следующего

типа: им предъявляется  на определенное время какая-либо сюжетная картинка,

содержание которой  они должны детально изучить и  потом воспроизвести по памяти.

Затем предъявляется  похожая картинка , в которой не достает каких-либо деталей

или напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия  и должны уловить дети.

Для развития вербально-моторной памяти целесообразно использовать упражнения,

приведенные выше для  зрительно-моторной памяти, с применением  вместо

наглядного образца  словесного описания или инструкции предлагаемой

деятельности. Например, Вы просите ребенка выполнить  с помощью конструктора

предложенное задание  без обращения к образцу, а  по памяти: воспроизвести

какой-либо рисунок  по словесному описанию и т.д.

Для развития логической памяти рекомендуется использовать следующие задания и

упражнения:

Вы читаете ребенку  набор слов (10-15), которые можно  разбить на группы по

различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.), а  затем попросить

назвать слова, которые  он запомнил. [17]

Характер воспроизведения  будет свидетельствовать о том, насколько

сформированы у  ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития

логической памяти.

Усложняя задание, можно предложить детям для запоминания  какой-либо рассказ с

четко выделенными  смысловыми блоками.

Как уже отмечалось выше, для детей 6-7 лет более естественно  запоминание

такого материала, который включен в игровую  деятельность. Поэтому, работая с

предложенными выше заданиями, желательно использовать игровые  приемы,

например включая  сюжетные игры про разведчиков, космонавтов, бизнесменов и

др.

                            РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ.                           

К моменту поступления  в школу у ребенка 6-7 лет уже  должно быть сформировано

наглядно-действенное  мышление, которое является необходимым  базисным

образованием для  развития мышления наглядно-образного, составляющего основу

успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста

должны существовать элементы логического мышления. Таким  образом, на этом

возрастном этапе  у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие

успешному овладению  учебной программой.

Для развития наглядно-действенного мышления самым эффективным способом

является предметно-орудийная  деятельность, которая наиболее полно  воплощается

в деятельности конструирования.

Развитию наглядно-образного  мышления способствуют следующие виды заданий:

Информация о работе Диагностика умственных пособностей дошкольников