Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:56, реферат
Перед нашим обществом  на современном этапе его развития стоит задача
дальнейшего улучшения  воспитательно-образовательной работы с детьми
дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения
этой задачи от психолога  требуется умение определить уровень  психического
развития ребенка, вовремя диагностировать его  отклонения и на этой основе
намечать пути коррекционной  работы. Изучение уровня развития психики  детей
является основой  как организации всей последующей  воспитательной и учебной
работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях
детского сада.
7. Количество детей: один - 7.0 Двое - 7.1
                              
                              
                              
8. Отец: не работает - 8.0 Работает - 8.1
9. Мать: не работает - 9.0 Работает - 9.1
10. Экономическое положение семьи:
Неблагоустроенность - 10.0
Средние, удовлетворительные условия - 10.1
Достаток и благоустроенность - 10.2
Изобилие, прекрасные условия - 10.3
11. Здоровье родителей (отца, матери):
Отягощенность отца или матери:
Оба здоровы - 11.0                          
Психозами - 11.1                          
Алкоголизмом - 11.2 сосудистыми болезнями - 11.6
Припадками - 11.4                          
Олигофренией - 11.4
12. Здоровье ребенка:
Практически здоров - 12.0
Нарушения в физическом развитии (рост, вес) - 12.1
Нарушения в движениях (скованность, расторможенность, параличи, парезы,
стереотипные и навязчивые движения) - 12.2
Выраженная утомляемость – 12.3
Для проведения обследования готовности ребенка к школьному обучению
составлена система методик, по каждой разработаны шкальные оценки в
соответствии с 
возрастными особенностями 
Каждая методика представлена в соответствии с единым алгоритмом:
1) название методики
2) автор методики или ее модификации
3) назначение методики
4) оборудование для исследования по методике
5)инструкция для обследуемого
6) процедура обследования, его продолжительность и форма проведения
7) обработка результатов обследования
8) шкальные оценки результатов
9) возрастные нормы
10) интерпретация результатов.
По каждой психологической позиции и по каждой методике разработана система
определения уровня развития ребенка. Выделяется пять уровней по следующей
значимости:
1 уровень – очень высокий
2 уровень – высокий
3 уровень – средний (норма)
4 уровень – низкий
5 уровень – очень низкий (уровень педагогической озабоченности).
В процессе использования каждой из конкретных методик следует обращать
внимание на ряд общих моментов.
1) Понимание ребенком инструкции. Перед предъявлением любого задания
важно установит, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если
нет, то делает ли попытки понимать.
2) Характер деятельности при выполнении задания. Важно установить
выполняет ли ребенок предложенное задание с интересом или формально. Обратить
внимание на степень устойчивости интереса. Особое значение имеют такие
показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных
ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае
необходимости пользоваться предложенной ему помощью.
3) Реакция ребенка на результаты, общая эмоциональная реакция на факт
обследования. Фиксируются отношения к работе, реакции на похвалу или
неодобрение. Эти наблюдения позволяют подойти к результатам обследования
неформально, дают возможность проанализировать структуру деятельности
ребенка, вскрыть ее особенности.
Нарушения речи фиксируются в процессе проведения психологического обследования.
Детям с нарушением 
речи рекомендуется 
обнаружившие по психическому развитию низкий и очень низкий уровень и
составившие группу риска и группу педагогической озабоченности, проходят
специальное дополнительное 
углубленное 
результаты заносятся 
в карту индивидуального 
протоколов обследования.
Методические приемы для проведения диагностического обследования ребенка
должно быть по возможности краткими – экспресс-методиками, удобными для
быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка.
Диагностическое интервью не должно быть длительным и скучным. Необходимо
применять разные модификации в соответствии с возрастом детей и задачами
диагностики. Хорошо использовать с этой целью игрушки, бумагу, карандаши,
фломастеры, т.к. дети не умеют описывать свои чувства, им легче их выразить в
рисунках.
После проведения первичного знакомства с ребенком, можно начинать собственно
психодиагностическое обследование.
Мы предлагаем систему методик для проведения обследования готовности ребенка
к школьному обучению.
                    
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА. 
                               
МЕТОДИКА 1.1                           
                       
Практически – действенное 
     ЦЕЛЬ: 
оценка зрительно-моторной 
практически-действенного мышления.
     ОБОРУДОВАНИЕ: 
тестовый бланк, фломастер, 
ИНСТРУКЦИЯ: Перед тобой лежит лист бумаги. Представь себе, что кружки –
это кочки в болоте, помоги зайцу пробежать по этим кочкам, чтобы не утонуть в
болоте. Нужно поставить точки посредине кружков (экспериментатор показывает на
своем месте, что точка ставится одним прикосновением фломастера). Заяц должен
пробежать по болоту за полминуты. Когда я скажу “стоп”, нужно остановиться.
Сколько раз можно дотронуться до кружочка? Как нужно ставить точки? (Верно,
начинай).
     ПРОЦЕДУРА: 
Работа может быть 
группе из 3-4 человек. Она продолжается 30 секунд до команды “стоп”!
ОБРАБОТКА: Учитывается общее количество точек, поставленных за 30 секунд
и число ошибок. Ошибками считаются точки вне кружков, точки, попавшие на
окружность. Вычисляется коэффициент успешности выполнения задания:
п – п I , где п – число точек за 30 секунд;
п
По коэффициенту определяется уровень успешности выполнения задания:
I - 1
II – 0,99 – 0,76
III – 0,75 – 0,51
IV – 0,50 – 0,26
V – 0,25 – 0
                          
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ         
Фамилия, имя                           
выполнения
Возраст
задания ......
Детское учреждение
Группа
Дата
ТЕСТОВЫЙ БЛАНК К МЕТОДИКЕ I.I
                               
МЕТОДИКА 1.2                           
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ (4-й лишний)
     ЦЕЛЬ: 
определение уровня развития 
операции классификации на 
ОБОРУДОВАНИЕ: 5 карт с изображением набора из 4-х предметов, один из
которых не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку,
то есть “лишний”.
     ИНСТРУКЦИЯ: 
рассмотри внимательно 
Какой предмет здесь оказался случайно, по ошибке, как называются одним словом
предметы?
     ПРОЦЕДУРА: 
испытуемому поочередно 
1. Карта “Овощи-фрукты”: яблоко, груша, морковь, слива.
2. Карта “Игрушки и учебные вещи”: машина, пирамида, кукла, ранец.
3. Карта “Одежда-обувь”: пальто, сандали, трусы, майка.
4. Карта “Домашние – дикие животные”: курица, свинья, корова, лисица.
5.     Карта 
“Животные и технические 
мотоцикл, легковой автомобиль, лошадь.
     ОБРАБОТКА: 
оценивается правильность 
классификации – название обобщающего слова.
Каждые правильно 
выполненные задания 
-         
обобщение по существенному 
-         
употребление обобщающего 
Максимальное число баллов – 15.
Выделяется 5 условных уровней сформированности обобщения:
I. – 15 баллов
II. – 14-12 баллов
III. – 11-9 баллов
IV. – 8-6 баллов
V. – 5 баллов и менее
                          
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ:        
Фамилия, имя                           
выполнения
Возраст
задания ......
Детское учреждение
Дата
№ карты Обобщение по существенному признаку Употребление обобщающего слова
I карта
II карта
III карта
IV карта
V карта
Сумма баллов   
 
Итоговая оценка 
в баллах: ______________________________
Уровень выполнения задания I ______ II ______ III ______ IV ______ V ____
                              
                               
МЕТОДИКА 1.3                           
ВЕРБАЛЬНОЕ (АБСТРАКТНОЕ) 
МЫШЛЕНИЕ 
                             
(по Й. Ерасеку)               
     НАЗНАЧЕНИЕ: 
определение уровня 
мыслить и отвечать на вопросы.
ОБОРУДОВАНИЕ: бланк теста на определение уровня “Вербального мышления”.
ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов.
ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: обследуемому задаются вопросы, ответы на которые
оцениваются по шкале.
ШКАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ: I уровень – 24 и более – очень высокий
II уровень – от 14 – 23 - высокий
Информация о работе Диагностика умственных пособностей дошкольников