Диагностика умственных пособностей дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:56, реферат

Краткое описание

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача
дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми
дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения
этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического
развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе
намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей
является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной
работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях
детского сада.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 67.92 Кб (Скачать)

7. Количество детей:  один - 7.0            Двое - 7.1

                                                                Трое - 7.2

                                                                Четверо - 7.3

                                                            Более четверых - 7.4

8. Отец: не работает - 8.0                         Работает - 8.1

9. Мать: не работает - 9.0                         Работает - 9.1

10. Экономическое  положение семьи:

Неблагоустроенность - 10.0

Средние, удовлетворительные условия - 10.1

Достаток и благоустроенность - 10.2

Изобилие, прекрасные условия - 10.3

11. Здоровье родителей  (отца, матери):

Отягощенность отца или матери:

Оба здоровы - 11.0                              Сифилисом - 11.5

Психозами - 11.1                                 Эндокринными или сердечно-

Алкоголизмом - 11.2                           сосудистыми болезнями - 11.6

Припадками - 11.4                               Прочими заболеваниями - 11.7

Олигофренией - 11.4

12. Здоровье ребенка:

Практически здоров - 12.0

Нарушения в физическом развитии (рост, вес) - 12.1

Нарушения в движениях (скованность, расторможенность, параличи, парезы,

стереотипные и  навязчивые движения) - 12.2

Выраженная утомляемость – 12.3

Для проведения обследования готовности ребенка к школьному  обучению

составлена система  методик, по каждой разработаны шкальные оценки в

соответствии с  возрастными особенностями детей 6-7 лет.

Каждая методика представлена в соответствии с единым алгоритмом:

1) название методики

2) автор методики  или ее модификации

3) назначение методики

4) оборудование для  исследования по методике

5)инструкция для  обследуемого

6) процедура обследования, его продолжительность и форма  проведения

7) обработка результатов  обследования

8) шкальные оценки  результатов

9) возрастные нормы

10) интерпретация  результатов.

По каждой психологической  позиции и по каждой методике разработана  система

определения уровня развития ребенка. Выделяется пять уровней  по следующей

значимости:

1 уровень – очень  высокий

2 уровень – высокий

3 уровень – средний  (норма)

4 уровень – низкий

5 уровень – очень  низкий (уровень педагогической  озабоченности).

В процессе использования  каждой из конкретных методик следует  обращать

внимание на ряд  общих моментов.

1)     Понимание  ребенком инструкции. Перед предъявлением  любого задания

важно установит, как  воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если

нет, то делает ли попытки  понимать.

2)     Характер  деятельности при выполнении  задания. Важно установить

выполняет ли ребенок  предложенное задание с интересом  или формально. Обратить

внимание на степень  устойчивости интереса. Особое значение имеют такие

показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных

ребенку задач, сосредоточенность  и работоспособность ребенка, умение в случае

необходимости пользоваться предложенной ему помощью.

3)     Реакция  ребенка на результаты, общая  эмоциональная реакция на факт

обследования. Фиксируются  отношения к работе, реакции на похвалу или

неодобрение. Эти  наблюдения позволяют подойти к  результатам обследования

неформально, дают возможность  проанализировать структуру деятельности

ребенка, вскрыть  ее особенности.

Нарушения речи фиксируются  в процессе проведения психологического обследования.

Детям с нарушением речи рекомендуется консультироваться  у логопеда.[6] Дети,

обнаружившие по психическому развитию низкий и очень  низкий уровень и

составившие группу риска и группу педагогической озабоченности, проходят

специальное дополнительное углубленное психоневрологическое обследование. Его

результаты заносятся  в карту индивидуального обследования ребенка на основе

протоколов обследования.

Методические приемы для проведения диагностического обследования ребенка

должно быть по возможности  краткими – экспресс-методиками, удобными для

быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка.

Диагностическое интервью не должно быть длительным и скучным. Необходимо

применять разные модификации  в соответствии с возрастом детей  и задачами

диагностики. Хорошо использовать с этой целью игрушки, бумагу, карандаши,

фломастеры, т.к. дети не умеют описывать свои чувства, им легче их выразить в

рисунках.

После проведения первичного знакомства с ребенком, можно начинать собственно

психодиагностическое  обследование.

Мы предлагаем систему  методик для проведения обследования готовности ребенка

к школьному обучению.

                    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА. МЫШЛЕНИЕ.                   

                               МЕТОДИКА 1.1                              

                       Практически – действенное мышление                      

     ЦЕЛЬ: оценка зрительно-моторной координации,  уровня

практически-действенного мышления.

     ОБОРУДОВАНИЕ: тестовый бланк, фломастер, секундомер.

     ИНСТРУКЦИЯ: Перед тобой лежит лист бумаги. Представь себе, что кружки –

это кочки в болоте, помоги зайцу пробежать по этим кочкам, чтобы не утонуть в

болоте. Нужно поставить  точки посредине кружков (экспериментатор  показывает на

своем месте, что  точка ставится одним прикосновением фломастера). Заяц должен

пробежать по болоту за полминуты. Когда я скажу “стоп”, нужно остановиться.

Сколько раз можно  дотронуться до кружочка? Как нужно  ставить точки? (Верно,

начинай).

     ПРОЦЕДУРА:  Работа может быть организована  как индивидуально, так и в

группе из 3-4 человек. Она продолжается 30 секунд до команды  “стоп”!

     ОБРАБОТКА:  Учитывается общее количество  точек, поставленных за 30 секунд

и число ошибок. Ошибками считаются точки вне кружков, точки, попавшие на

окружность. Вычисляется  коэффициент успешности выполнения задания:

     п –  п I    ,   где п –  число точек за 30 секунд;

п

По коэффициенту определяется уровень успешности выполнения задания:

I - 1

II – 0,99 – 0,76

III – 0,75 – 0,51

IV – 0,50 – 0,26

V – 0,25 – 0

                          ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ                         

Фамилия, имя                                                       Уровень

выполнения

Возраст

задания ......

Детское учреждение

Группа

Дата

                          ТЕСТОВЫЙ БЛАНК К МЕТОДИКЕ I.I                         

                               МЕТОДИКА 1.2                              

                НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ (4-й  лишний)               

     ЦЕЛЬ: определение уровня развития  операции классификации на невербальном  уровне.

     ОБОРУДОВАНИЕ: 5 карт с изображением набора  из 4-х предметов, один из

которых не может  быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку,

то есть “лишний”.

     ИНСТРУКЦИЯ: рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний?

Какой предмет здесь  оказался случайно, по ошибке, как называются одним словом

предметы?

     ПРОЦЕДУРА:  испытуемому поочередно предлагается 5 карт различной тематики.

1.     Карта  “Овощи-фрукты”: яблоко, груша, морковь,  слива.

2.     Карта  “Игрушки и учебные вещи”:  машина, пирамида, кукла, ранец.

3.     Карта  “Одежда-обувь”: пальто, сандали, трусы,  майка.

4.     Карта  “Домашние – дикие животные”:  курица, свинья, корова, лисица.

5.     Карта  “Животные и технические средства  передвижения”: автобус,

мотоцикл, легковой автомобиль, лошадь.

     ОБРАБОТКА:  оценивается правильность обобщения  и наличие или отсутствие

классификации –  название обобщающего слова.

Каждые правильно  выполненные задания оцениваются  в баллах:

-         обобщение по существенному признаку  – 2 балла;

-         употребление обобщающего слова  – 1 балл.

Максимальное число  баллов – 15.

Выделяется 5 условных уровней сформированности обобщения:

I.                   – 15 баллов

II.                – 14-12 баллов

III.             – 11-9 баллов

IV.            – 8-6 баллов

V.               – 5 баллов и менее

                          ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ:                         

Фамилия, имя                                                        Уровень

выполнения

Возраст

задания ......

Детское учреждение

Дата

     № карты Обобщение по существенному признаку Употребление обобщающего слова

I карта  

II карта   

III карта  

IV карта  

V карта  

Сумма баллов   
 

Итоговая оценка в баллах: ___________________________________________

Уровень выполнения задания I ______ II ______ III ______ IV ______ V ____

                                                        (нужное обвести кружком)

                               МЕТОДИКА 1.3                              

    

ВЕРБАЛЬНОЕ (АБСТРАКТНОЕ) МЫШЛЕНИЕ 

                             (по Й. Ерасеку)                            

     НАЗНАЧЕНИЕ: определение уровня вербального  мышления, умения логически

мыслить и отвечать на вопросы.

     ОБОРУДОВАНИЕ: бланк теста на определение  уровня “Вербального мышления”.

     ИНСТРУКЦИЯ  ОБСЛЕДУЕМОМУ: ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов.

     ПРОЦЕДУРА  ОБСЛЕДОВАНИЯ:  обследуемому задаются  вопросы, ответы на которые

оцениваются по шкале.

     ШКАЛЬНЫЕ  ОЦЕНКИ: I уровень – 24 и более  – очень высокий

II  уровень –  от 14 – 23 - высокий

Информация о работе Диагностика умственных пособностей дошкольников