Диагностика умственных пособностей дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:56, реферат

Краткое описание

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача
дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми
дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения
этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического
развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе
намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей
является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной
работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях
детского сада.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 67.92 Кб (Скачать)

     ОБОРУДОВАНИЕ: набор из 10 карточек

1. Мяч                                             6. Шапка

2. Яблоко                                        7. Матрешка

3. Гриб                                            8. Цыпленок

4. Морковь                                      9. Мак

5. Бабочка                                      10. Грузовик

     ИНСТРУКЦИЯ  ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас я тебе буду  показывать картинки, ты

говори, что на них  нарисовано, и постарайся их запомнить.

     ПРОЦЕДУРА  ОБСЛЕДОВАНИЯ: картинки предъявляются  по одной и выкладываются

перед обследуемым  в ряд (приблизительно одна картинка в секунду). После того,

как выложена последняя  картинка, экспериментатор ждет еще  одну секунду и

убирает стимульный материал. Обследуемый должен воспроизвести  весь набор

картинок на вербальном уровне, т.е. назвать изображенные предметы.

Порядок воспроизведения  не имеет принципиального значения. В протоколе

фиксируется каждая правильно воспроизведенная картинка.

     ОБРАБОТКА:  за каждое правильно воспроизведенное  название выставляется по

одному баллу.

     ШКАЛЬНЫЕ  ОЦЕНКИ:

I уровень - 10 правильных  названий (баллов)

II уровень - 9,8

III уровень - 7,6

IV уровень - 5,4

V уровень - 3 и менее

           ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ  ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ          

Фамилия, имя                                                       Уровень

выполнения

Возраст

задания ....................

Детское учреждение

Группа

Дата

              Правильно воспроизведенные названия  обвести кружками.             

     Названия  предъявляемых рисунков Уровни

1. Мяч I - 10

2. Яблоко II - 9,8

3. Гриб III - 7,6

4. Морковка IV - 5,4

5. Бабочка V - 3 и менее

6. Шапка 

7. Матрешка 

8. Цыпленок 

9. Мак 

10. Грузовик  
 

                               МЕТОДИКА 2.3                              

                      ОПЕРАТИВНАЯ ВЕРБАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ                     

     ЦЕЛЬ: определение объема непосредственного  запоминания вербального материала.

     ОБОРУДОВАНИЕ: набор из 10 слов

1. Дом                                                           6. Молоко

2. Солнце                                                      7. Стол

3. Ворона                                                      8. Снег

4. Часы                                                          9. Окно

5.  Карандаш                                               10. Книжка

     ИНСТРУКЦИЯ  ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас я прочитаю (назову) тебе несколько слов,

а ты постарайся их запомнить  и потом повторить.

     ПРОЦЕДУРА  ОБСЛЕДОВАНИЯ: слова называются  в медленном темпе

(приблизительно  одно слово в секунду), набор  слов предъявляется однократно  и

отчетливо. Затем  слова сразу воспроизводятся  обследуемым. Порядок

воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется  правильно и точно

воспроизведенные  слова.

     ОБРАБОТКА:  за каждое правильно воспроизведенное  слово выставляется по

одному баллу. Изменение  слова считается ошибкой (солнце - солнышко, окно -

окошко).

     ШКАЛЬНЫЕ  ОЦЕНКИ:

I уровень - 10 баллов (10 правильно воспроизведенных слов).

II уровень - 9-8

III уровень - 7-6

IV уровень - 5-4

V уровень - 3 и менее

                          ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ                         

Фамилия, имя                                                       Уровень

выполнения

Возраст

задания ....................

Детское учреждение

Группа

Дата

               Правильно воспроизведенные слова  обвести кружками.              

     Предъявляемые  слова Уровни

1. Дом I - 10

2. Солнце II - 9,8

3. Ворона III - 7,6

4. Часы IV - 5,4

5. Карандаш V - 3 и менее

6. Молоко 

7. Стол 

8. Снег 

9. Окно 

10. Книжка  
 

Сумма баллов

                           ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ                          

                               МЕТОДИКА 3.1                              

                  ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ (по Н.В.Нечаевой)                 

     ЦЕЛЬ: определение уровня развития  фонематического анализа  и  способности

перекодирования звукового  кода в звуковую систему.

     ОБОРУДОВАНИЕ: лист бумаги, ручка (карандаш).

     ИНСТРУКЦИЯ  ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас мы попробуем  записать несколько слов, но

не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько  кружочков.

     ОБРАЗЕЦ:  слово суп. Рисуем кружочки. Проверяем.

     ПРОЦЕДУРА  ОБСЛЕДОВАНИЯ: обследуемый рисует  кружочки под диктовку

экспериментатора  на листе бумаги.

     НАБОР  СЛОВ: ау, рука, сок, звезда, весна.

     ОБРАБОТКА:  при правильном выполнении задания  запись должна быть следующей:

00

0000

000

000000

00000

     ШКАЛЬНЫЕ  ОЦЕНКИ:

I уровень - все  схемы выполнены правильно

II уровень - 4 схемы  выполнены правильно

III уровень - 3 схемы  выполнены правильно

IV уровень - 2 схемы  выполнены правильно

V уровень - все  схемы выполнены неправильно

                   ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ (ЭСЛ)                  

                      4.1 ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА                     

             (Модификация цветового теста  Люшера-Дорофеевой)            

     ЦЕЛЬ: определить по функциональному  состоянию ребенка его эмоциональный  статус.

     ОБОРУДОВАНИЕ: 3 конверта с тремя одинаковыми  наборами квадратов размером

3х3 см красного, синего и зеленого цвета. Стандартный  лист машинописной бумаги

или белого картона  в качестве планшета.

     ИНСТРУКЦИЯ  И ПРОЦЕДУРА: испытуемый выкладывает  цветные квадраты на белом

планшете в любом  порядке.

Задание выполняется 3 раза подряд.

Тестирование проводится 5 раз за 3 дня.

1. Экспериментатор  берет любой из конвертов с  квадратами.

- Положи квадраты  друг за другом. Сначала положи  квадрат того цвета, который

тебе больше всего  нравится.

- Затем положи  квадрат того цвета, который  тебе тоже нравится.

-Теперь положи  последний квадрат.

2. Берется следующий  конверт.

- А теперь разложи  все сам так, как тебе хочется.

В протоколе заполняется  строка 2. Квадраты убираются.

3. Берется последний  конверт.

- А теперь разложи  эти квадраты.

В протоколе заполняется  строка 3.

Действия ребенка  фиксируются в протоколе, например:

     № п/п Красный (К) Синий (С) Зеленый (З)

1 1 2 3

2 3 2 1

3 1 3 2 
 

Время тестирования не более 1 минуты.

     ОБРАБОТКА:  в протоколе показывается 3 ряда  чисел. Анализ и интерпретация

результатов проводятся по таблице по второму числовому  ряду (в нашем примере

это: 3,2,1), так как  выбор первого ряда может быть связан с ориентировочной

реакцией ребенка, а третьего - с адаптацией.

Повторяемость функциональных состояний может свидетельствовать  об их

устройстве, они дифференцируются по уровням.

     Повторяемость  состояний Уровень устойчивости

5 раз I

4 раза II

3 раза III

2 раза IV

1 раз V 
 

Для интерпретации  функциональных состояний предлагается следующая схема:

 ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ  ПО МЕТОДИКЕ "ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС  ЛИЧНОСТИ (ЭСЛ)"

                                                              Уровень выполнения

                                                     задания ...................

Результаты первого  обследования

_________________________________________________________________

№№ п/п                Красный (К)               Синий (С)

Зеленый (З)

_____________________________________________________________________________

_________

I

_________________________________________________________________

II

_________________________________________________________________

III

_________________________________________________________________

Цветовая формула (по II ряду):

_________________________________________________________________

Функциональное состояние (по II ряду):

_________________________________________________________________

Результаты второго  обследования

_________________________________________________________________

№№ п/п                Красный (К)               Синий (С)

Зеленый (З)

_____________________________________________________________________________

_________

I

_________________________________________________________________

II

_________________________________________________________________

III

_________________________________________________________________

Цветовая формула (по II ряду):

_________________________________________________________________

Функциональное состояние (по II ряду):

_________________________________________________________________

Результаты третьего обследования

_________________________________________________________________

№№ п/п                Красный (К)               Синий (С)

Зеленый (З)

_____________________________________________________________________________

_________

I

_________________________________________________________________

II

_________________________________________________________________

III

Информация о работе Диагностика умственных пособностей дошкольников