Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:56, реферат
Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача
дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми
дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения
этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического
развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе
намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей
является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной
работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях
детского сада.
III уровень – от 0 –13 - средний
IV уровень – (- 1) – (-10) - низкий
V уровень – (-11) и менее – очень низкий
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ
УРОВНЯ ВЕРБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
№ Вопросы Правильный ответ Неправильный ответ Другие ответы Баллы
1. Какое животное больше: лошадь или собака? 0 - 5
2. Утром мы завтракаем, а днем? 0 - 3
3. Днем светло, а ночью? 0 - 4
4. Небо голубое, а трава? 0 - 4
5. Яблоки, груши, сливы, персики – это что? + 1 - 1
6. Что такое: Москва, Калуга, Брянск, Тула, Ставрополь? Города +1 - 1 Станции 0
7. Футбол, плавание, хоккей, волейбол – это. Спорт, физкультура +3 0 Игры, упраж. +2
8. Маленькая корова – это теленок? Маленькая собака – это .? Маленькая лошадь ? Щенок, жеребенок +4 - 1 Кто-то один щенок или жеребенок 0
9. Почему у всех автомобилей тормоза? 2 причины из следующих: тормозить с горы, на повороте, остановка в случае опасности столкновения, после окончания езды +1 - 1 Названа одна причина
10. Чем похожи друг на друга молоток и топор? 2 общих признака +3 0 Назван один признак +2
11. Чем различаются гвоздь и винт? У винта нарезка +3 0 Винт завинчивается, а гвоздь забивается, у винта гайка +2
12. Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них одинаково? На кошку (с выделением признаков подобия) 0 На курицу - 3 На кошку (без выделения признаков подобия) – 1
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? 2 признака +3 0 1 признак +2
14. Какие ты знаешь транспортные средства? 3 средства: наземное, водное, воздушное и т.п. +4 Ничего не названо или неправильно 0 3 наземных средства +2
15. Чем отличается молодой человек от старого? 3 признака +4 0 1-2 признака +2
ИТОГО:
ПРОТОКОЛ (ТЕСТ) ОБСЛЕДОВАНИЯ
Фамилия
Уровень выполнения
Возраст
задания ......
Детское учреждение
Группа
Дата
МЕТОДИКА 1.4
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ (
ЦЕЛЬ:
определение уровня развития
критичности познавательной
ОБОРУДОВАНИЕ:
картинка с нелепыми
ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: посмотри внимательно и расскажи, что неправильно
нарисовано на картинке.
ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: обследуемый в течение 30 секунд рассматривает
картинку и называет те нелепые ситуации, которые он обнаружит (всего 10).
ОБРАБОТКА: за каждую выявленную нелепицу выставляется один балл.
ШКАЛЬНАЯ ОЦЕНКА: позволяет выделить следующие уровни критичности мышления:
I. – 10
II. – 9,8
III. – 7,6
IV. – 5,4
V. – 3 и менее.
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Фамилия, имя
Уровень выполнения
Возраст
задания ......
Детское учреждение
Группа
Дата
С И Т У А Ц И И Б А Л Л Ы
1. Луна и солнце одновременно
2. На березе еловые иголки.
3. На березе растут арбузы.
4. У вороны 4 ноги.
5. Бабушка гладит чайником.
6. Штепсель воткнут в березу.
7. У велосипеда квадратные колеса.
8. Голова, руки мальчика направлены вперед, а ноги назад.
9. Рыба удит рыбу.
10. Утюг плавает.
МЕТОДИКА 1.5
СООТНОШЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ
ЦЕЛЬ:
выявление особенностей
между объектами и событиями, изучение состояния устной и связной речи, а также
соотношения уровня развития мышления и речи.
ОБОРУДОВАНИЕ: 5 сюжетно связанных картинок.
ИНСТРУКЦИЯ
И ПРОЦЕДУРА: перед ребенком
выкладываются картинки в
когда последовательность сюжетной линии нарушена: 2,3,1,5,6,4. Предлагается
разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжетной линии: "Положи
картинки по порядку". Испытуемый выполняет задание, экспериментатор фиксирует
особенности его деятельности, в соответствии с которыми ребенок может быть
отнесен к одному из 5 уровней.
УРОВНИ ПОНИМАНИЯ ПРИЧИННО-
I уровень - разложил без ошибок, без дополнительных и поправочных действий.
II уровень - сделал одну поправку.
III уровень - сделал 2 поправки.
IV уровень - сделал одну ошибку.
V уровень - разложил
картинки без установления
или отказался выполнить задание.
Далее ребенку предлагается составить рассказ по картинкам, разложенным с
соблюдением логической последовательности: "Художник нарисовал историю про
..., а ты расскажи ее (что здесь происходит?)"
В случае отказа ведется беседа по картинкам. Рассказ или беседа полностью
записываются, а затем анализируются, после чего определяется уровень развития
связной речи ребенка.
УРОВНИ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ
I уровень - полное связное описание событий в рассказе.
II уровень - недостаточно полное, но связное описание в рассказе.
III уровень - недостаточно полное, но связное описание в рассказе или
неправильные ответы на вопросы экспериментатора.
IV уровень - перечисление предметов, действий, качеств.
V уровень - перечисление предметов.
ИТОГОВАЯ
ОБРАБОТКА: уровни понимания
речи соотносятся:
а) совпадают;
б) не совпадают.
В случае несовпадения уровней их номера складываются и делятся пополам,
например: деятельность ребенка по установлению причинно-следственных связей
(складывание картинок
в логической
деятельность I уровня, а деятельность по описанию событий - II уровня,
значит, ребенок находится на промежуточном уровне 1,5.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: развитие мышления опережает развитие речевой функции (или
совпадает, или отстает). Далее намечается наличие - отсутствие нарушения речи
ребенка.
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Фамилия, имя
выполнения
Возраст
задания ....................
Детское учреждение
Группа
Дата
Уровни понимания (вносится в общий протокол) Уровни развития устной связной речи
I I
II II
III III
IV IV
V V
УРОВЕНЬ СООТНОШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ
Заключение о состоянии речи
- Нарушения звукопроизношения
нет
- Ринолалия
нет
- Заикание
есть нет
- Нарушение темпа
речи и ритма
нет
- Общее недоразвитие
речи
нет
(нужное подчеркнуть)
Рекомендована консультация
логопеда
нет
(нужное подчеркнуть)
МЕТОДИКА 2.1
НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ
ЦЕЛЬ:
определение объема
ОБОРУДОВАНИЕ: набор из 10 картинок.
1. Рыба
2. Ведро
3. Кукла
4. Молоток
5. Портфель
ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас я тебе буду показывать картинки, а ты
говори, что на них нарисовано.
ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ: картинки предъявляются по одной и выкладываются
перед обследуемым в ряд (приблизительно одна картинка в секунду). После того,
как выложена картинка, экспериментатор ждет еще одну секунду и выбирает
стимульный материал. Обследуемый должен назвать, что было нарисовано на
картинке. Порядок воспроизведения не имеет принципиального значения. В
протоколе фиксируется факт правильного воспроизведения картинок.
ОБРАБОТКА:
за каждое правильное
одному баллу.
ШКАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ:
I уровень - 10 правильных названий (10 баллов)
II уровень - 9-8
III уровень - 7-6
IV уровень - 5-4
V уровень - 3 и менее
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Фамилия, имя
выполнения
Возраст
задания ....................
Детское учреждение
Группа
Дата
МЕТОДИКА 2.2
ПРОИЗВОЛЬНАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ
ЦЕЛЬ:
определение объема
Информация о работе Диагностика умственных пособностей дошкольников