Диагностика умственных пособностей дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:56, реферат

Краткое описание

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача
дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми
дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения
этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического
развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе
намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей
является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной
работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях
детского сада.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 67.92 Кб (Скачать)

III уровень – от 0 –13 - средний

IV уровень – (- 1) – (-10) - низкий

V уровень – (-11) и менее – очень низкий

    

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ  УРОВНЯ ВЕРБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ 

                                                    Нужно обвести кружком, число

                                                 Баллов вынести в правую колонку

     № Вопросы Правильный ответ Неправильный ответ Другие ответы Баллы

1. Какое животное больше: лошадь или собака? 0 - 5  

2. Утром мы завтракаем, а днем? 0 - 3  

3. Днем светло, а ночью? 0 - 4  

4. Небо голубое, а трава? 0 - 4  

5. Яблоки, груши, сливы, персики – это что? + 1 - 1  

6. Что такое: Москва, Калуга, Брянск, Тула, Ставрополь? Города +1 - 1 Станции 0 

7. Футбол, плавание, хоккей, волейбол – это. Спорт, физкультура +3 0 Игры, упраж. +2 

8. Маленькая корова – это теленок? Маленькая собака – это .? Маленькая лошадь ? Щенок, жеребенок +4 - 1 Кто-то один щенок или жеребенок 0 

9. Почему у всех автомобилей тормоза? 2 причины из следующих: тормозить с горы, на повороте, остановка в случае опасности столкновения, после окончания езды +1 - 1 Названа одна причина 

10. Чем похожи друг на друга молоток и топор? 2 общих признака +3 0 Назван один признак +2 

11. Чем различаются гвоздь и винт? У винта нарезка +3 0 Винт завинчивается, а гвоздь забивается, у винта гайка +2 

12. Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них одинаково? На кошку (с выделением признаков подобия) 0 На курицу - 3 На кошку (без выделения признаков подобия) – 1 

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? 2 признака +3 0 1 признак +2 

14. Какие ты знаешь транспортные средства? 3 средства: наземное, водное, воздушное и т.п. +4 Ничего не названо или неправильно 0 3 наземных средства +2 

15. Чем отличается молодой человек от старого? 3 признака +4 0 1-2 признака +2 

      ИТОГО:     
 

                       ПРОТОКОЛ (ТЕСТ) ОБСЛЕДОВАНИЯ                      

Фамилия

Уровень выполнения

Возраст

задания ......

Детское учреждение

Группа

Дата

                               МЕТОДИКА 1.4                              

                  ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ (НЕЛЕПИЦЫ)                 

     ЦЕЛЬ: определение уровня развития  критичности познавательной деятельности.

     ОБОРУДОВАНИЕ: картинка с нелепыми ситуациями.

     ИНСТРУКЦИЯ  ОБСЛЕДУЕМОМУ: посмотри внимательно  и расскажи, что неправильно

нарисовано на картинке.

     ПРОЦЕДУРА  ОБСЛЕДОВАНИЯ: обследуемый в течение  30 секунд рассматривает

картинку и называет те нелепые ситуации, которые он обнаружит (всего 10).

     ОБРАБОТКА:  за каждую выявленную нелепицу  выставляется один балл.

     ШКАЛЬНАЯ  ОЦЕНКА: позволяет выделить следующие  уровни критичности мышления:

I.                   – 10

II.                – 9,8

III.             – 7,6

IV.            – 5,4

V.               – 3 и менее.

    

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ 

Фамилия, имя

Уровень выполнения

Возраст

задания ......

Детское учреждение

Группа

Дата

     С И  Т У А Ц И И Б А Л Л Ы

1. Луна и солнце  одновременно 

2. На березе еловые  иголки. 

3. На березе растут  арбузы. 

4. У вороны 4 ноги. 

5. Бабушка гладит  чайником. 

6. Штепсель воткнут  в березу. 

7. У велосипеда  квадратные колеса. 

8. Голова, руки мальчика  направлены вперед, а ноги назад. 

9. Рыба удит рыбу. 

10. Утюг плавает.  
 

                               МЕТОДИКА 1.5                              

                   СООТНОШЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ  И РЕЧИ                  

     ЦЕЛЬ: выявление особенностей установления  причинно-следственных связей

между объектами  и событиями, изучение состояния  устной и связной речи, а также

соотношения уровня развития мышления и речи.

     ОБОРУДОВАНИЕ: 5 сюжетно связанных картинок.

     ИНСТРУКЦИЯ  И ПРОЦЕДУРА: перед ребенком  выкладываются картинки в порядке,

когда последовательность сюжетной линии нарушена: 2,3,1,5,6,4. Предлагается

разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжетной линии: "Положи

картинки по порядку". Испытуемый выполняет задание, экспериментатор  фиксирует

особенности его  деятельности, в соответствии с которыми ребенок может быть

отнесен к одному из 5 уровней.

        УРОВНИ ПОНИМАНИЯ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ  СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ       

I уровень - разложил  без ошибок, без дополнительных  и поправочных действий.

II уровень - сделал  одну поправку.

III уровень - сделал 2 поправки.

IV уровень  - сделал  одну ошибку.

V уровень - разложил  картинки без установления логической  последовательности

или отказался выполнить  задание.

Далее ребенку предлагается составить рассказ по картинкам, разложенным с

соблюдением логической последовательности: "Художник нарисовал  историю про

..., а ты расскажи  ее (что здесь происходит?)"

В случае отказа ведется  беседа по картинкам. Рассказ или  беседа полностью

записываются, а затем  анализируются, после чего определяется уровень развития

связной речи ребенка.

               УРОВНИ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ СВЯЗНОЙ  РЕЧИ РЕБЕНКА              

I уровень - полное  связное описание событий в  рассказе.

II уровень - недостаточно  полное, но связное описание в  рассказе.

III уровень - недостаточно  полное, но связное описание в  рассказе или

неправильные ответы на вопросы экспериментатора.

IV уровень - перечисление  предметов, действий, качеств.

V уровень - перечисление  предметов.

     ИТОГОВАЯ  ОБРАБОТКА: уровни понимания сюжета  и уровни описания средствами

речи соотносятся:

а) совпадают;

б) не совпадают.

В случае несовпадения уровней их номера складываются и  делятся пополам,

например: деятельность ребенка по установлению причинно-следственных связей

(складывание картинок  в логической последовательности) оценена как

деятельность I уровня, а деятельность по описанию событий - II уровня,

значит, ребенок находится  на промежуточном уровне 1,5.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ: развитие мышления опережает  развитие речевой функции (или

совпадает, или отстает). Далее намечается наличие - отсутствие нарушения речи

ребенка.

                          ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ                         

Фамилия, имя                                                       Уровень

выполнения

Возраст

задания ....................

Детское учреждение

Группа

Дата

     Уровни  понимания (вносится в общий  протокол) Уровни развития устной связной речи

I I

II II

III III

IV IV

V V 
 

                   УРОВЕНЬ СООТНОШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ  И РЕЧИ                  

                           Заключение о состоянии речи                          

- Нарушения звукопроизношения                          есть

нет

- Ринолалия                                                             есть

нет

- Заикание

есть                           нет

- Нарушение темпа  речи и ритма                           есть

нет

- Общее недоразвитие  речи                                    есть

нет

(нужное подчеркнуть)

Рекомендована консультация

логопеда                                                                   да

нет

(нужное подчеркнуть)

                                  ПАМЯТЬ                                 

                               МЕТОДИКА 2.1                              

                     НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ                    

     ЦЕЛЬ: определение объема непроизвольного  зрительного запоминания.

     ОБОРУДОВАНИЕ: набор из 10 картинок.

1. Рыба                                                 6. Санки

2. Ведро                                                7. Елка

3. Кукла                                                8. Чашка

4. Молоток                                            9. Часы

5. Портфель                                         10. Телевизор

     ИНСТРУКЦИЯ  ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас я тебе буду  показывать картинки, а ты

говори, что на них  нарисовано.

     ПРОЦЕДУРА  ОБСЛЕДОВАНИЯ: картинки предъявляются  по одной и выкладываются

перед обследуемым  в ряд (приблизительно одна картинка в секунду). После того,

как выложена картинка, экспериментатор ждет еще одну секунду  и выбирает

стимульный материал. Обследуемый должен назвать, что  было нарисовано на

картинке. Порядок  воспроизведения не имеет принципиального  значения. В

протоколе фиксируется  факт правильного воспроизведения  картинок.

     ОБРАБОТКА:  за каждое правильное воспроизведенное  название выставляется по

одному баллу.

     ШКАЛЬНЫЕ  ОЦЕНКИ:

I уровень - 10 правильных  названий (10 баллов)

II уровень - 9-8

III уровень - 7-6

IV уровень - 5-4

V  уровень - 3 и  менее

               ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ  ПАМЯТИ              

Фамилия, имя                                                       Уровень

выполнения

Возраст

задания ....................

Детское учреждение

Группа

Дата

                               МЕТОДИКА 2.2                              

                      ПРОИЗВОЛЬНАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ                     

     ЦЕЛЬ: определение объема произвольного  зрительного запоминания

Информация о работе Диагностика умственных пособностей дошкольников