Диагностика умственных пособностей дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:56, реферат

Краткое описание

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача
дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми
дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения
этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического
развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе
намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей
является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной
работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях
детского сада.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 67.92 Кб (Скачать)

- Очень важно привить  ребенку веру в свои силы, не  допустить возникновения

заниженной самооценки. Для этого надо почаще хвалить  его, не в коем случае не

ругать за допущенные ошибки, а только показывать как  их исправить, чтобы

улучшить результат.

- При недостаточном  уровне развития мелких движений  полезны те же виды

деятельности, что  и для развития образных представлений (изобразительная,

конструктивная). Можно  нанизывать бусы, застегивать и расстегивать пуговицы,

кнопки, крючки (эти  действия охотно совершаются детьми в процессе игры с

куклой: ее раздеванием  перед "укладыванием спать", одеванием  для "прогулки" и

т.п.)

- Для развития  крупных движений важно добиваться  повышения двигательной

активности. Не нужно  привлекать ребенка к участию  в спортивных соревнованиях

- неудачи могут  окончательно отпугнуть его от  физкультуры. В этом случае

гораздо полезнее занятия  не содержащие соревновательных элементов:

физкультурная зарядка, шуточные игры типа "Каравай", "Баба сеяла горох" и

т.п. Родителям следует  почаще играть с ребенком в мяч, вместе кататься на

лыжах и т.п. Очень  полезны занятия плаванием.

     2.3. Результаты  повторной диагностики

Повторное обследование готовности к школе было проведено  в апреле 1999 года.

Были получены следующие  результаты:

     очень  высокий результат готовности  к школьному обучению получила 

Пустовит Снежана. При первичной диагностике у  нее был средний уровень

развития памяти, фонематического слуха и эмоций; при повторной диагностике у

нее выявился очень  высокий уровень памяти, высокий  уровень фонематического

слуха, высокий уровень  эмоций.

По диаграмме [см. приложение ] видно, что половина детей 

подготовительной  группы имеет высокий уровень  готовности к обучению в

школе.

     35 % детей  подготовительной группы имеют  средний уровень готовности к  школе.

И два человека (10 %) имеют низкий уровень готовности к школьному

обучению. Но по сравнению  с результатами первичной диагностики  их общий уровень

повысился.

     СРАВНИ:

     Дубовик  Виктор показал низкий уровень  мышления и остальные

показатели были очень низкие. После проведения коррекционной  программы,

благодаря педагогам  и воспитателям общий уровень  мышления, памяти, эмоций у

него средний.

У Ткаченко Ивана  все показатели были очень низкие, после коррекции - низкие.

Родителям этих двух детей мы посоветовали отложить поступление  в школу на

один год. За этот год дети окрепнут физически, а педагоги, воспитатели, будут

заниматься с ними, психолог возьмет их под свой контроль.

В результате проведения коррекционной работы мы получили следующие  результаты

в обследуемой группе:

- повысилась сформированность  мотивационной сферы (сравни: низкий - высокий).

Это говорит о  том, что дети идут в школу не только с желанием, но и

осознанию.

- повысился уровень  интеллектуальной сферы (сравни: средний - высокий). У

детей повысился  уровень развития познавательных способностей и сформировались

необходимые навыки для учебной деятельности.

- в результате  диагностики, проведенной в октябре  был обнаружен низкий

уровень развития речи и представлений и умений, плохо  бала развита мелкая

моторика рук. Поэтому  в процессе коррекционной работы особое внимание

уделялось развитию речи и мелкой моторики рук. Уровень  развития при повторной

диагностике повысился.

                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ                               

Проблема готовности детей к обучению в школе - это  не только научная, но в

первую очередь  реально-практическая, очень жизненная  и острая задача, еще не

получившая своего окончательного решения. А от ее решения  зависит многое, в

конечном счете  судьба детей, их настоящее и будущее.

Критерии готовности или неготовности к школьному  обучению связаны с

психологическим возрастом  ребенка, который отсчитывается  не по часам

физического времени, а по шкале психологического развития. Эту шкалу тоже

надо уметь читать: понимать принципы ее составления, знать  точки отсчета,

размерность.

В своей работе мы ставили цель- выявить уровень  готовности дошкольников к

обучению и провести коррекционно-развивающие мероприятия  по повышению уровня

развития.

Была использована комплексная программа диагностики  детей дошкольного

возраста к школьному  обучению. Готовность определилась по следующим

параметрам:

                                - мотивационный;                               

- интеллектуальный;

- языковой;

- социальный.

На основании полученных результатов возникла необходимость  в создании

коррекционно-развивающих  мероприятий для повышения уровня готовности к

школьному обучению. Основной целью явилось целенаправленное использование

игровой деятельности, формирующей необходимые предпосылки  для комплексной

подготовки к обучению детей в школе.

В результате проделанной  работы мы увидели, что к концу  учебного года общий

уровень готовности детей экспериментальной группы повысился. Такие результаты

мы смогли получить при совместной работе  с педагогами, воспитателями и

родителями.

Работая по этой программе  мы пришли к выводам:

- во-первых, обследование  детей необходимо для школы  и для детей, для их

успешного обучения;

- во-вторых, обследование  детей необходимо начинать раньше, тогда эта работа

будет более эффективной, потому что, мало констатировать неготовность ребенка

к обучению в школе, необходимо еще брать на учет и  в течение года наблюдать и

контролировать его  развитие.

В дальнейшей своей  работе мы планируем углубить и расширить  коррекционно-

развивающие мероприятия, с использованием элементов психодраммы  и проведение

совместных занятий  с родителями.

                    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:                   

1.   Актуальные  проблемы воспитания и обучения  дошкольников: Сб. науч.

трудов./Редкол.: Н.Н.Педъяков и др. - М: АПН СССР, 1985г.

2.   Белова Е.  Размышления перед школой: (Советы  родителям) // Дошкольное

воспитание, - 1994 г., - №8, стр. 80-83.

3.   Венгер Л.  Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное

воспитание, - 1995, - №8, стр. 66-74.

4.   Говорова  Р., Дьяченко О, Цеханская Л.  Игры и упражнения для развития

умственных способностей у детей//Дошкольное воспитание, 1988, №5, стр.17-25.

5.   Готовность  детей к школе. Диагностика  психического развития и коррекция

его неблагоприятных  вариантов: Методические разработки для  школьного

психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 1992г.

6.   Гуцалюк  Л.Б.Занятия по подготовке детей  к школе.//Начальная школа,

1994г., №4, стр.11-13

7.   Детская  картина мира: программа обучения  и воспитания детей 6-7 лет//

Дошкольное воспитание, 1994г.,№6, стр.27-31.

8.   Дьяченко  О, Варенцова Н. Основные направления  работы по программе

"Развитие" для  детей подготовительной к школе  группы (седьмой год жизни) //

Дошкольное воспитание, 1994г.,№10,стр. 38-46.

9.   Кравцова  Е.Е. Психологические проблемы  готовности детей к обучению  в

школе. М, Педагогика, 1991г.

10.Кравцова Е., Кравцов  Г. Готовность к школе // Дошкольное  воспитание, 1991,

№7, стр. 81-84.

11.Кравцов Г.Г., Кравцова  Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая

готовность к школе. - М, Знание, 1987г.

12.Кузнецова А., Алиева  А., Заушницкая А. Подготовка детей  к обучению в

школе// Дошкольное воспитание, 1989г., №8, стр. 50-54.

13.Мухина В. Что  такое готовность к учению? // Семья  и школа., 1987г, №4,

стр.25-27.

            14.Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г., т.2.           

15.Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г.,т.3.

16.Особенности психического  развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред.

Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М, "Педагогика", 1988г.

17.Рогов Е.И. Настольная  книга практического психолога  в образовании - М,

"Владос", 1995г.

18.Рыбина Э. Готов  ли ребенок к школьному обучению? //Дошкольное воспитание.

1995г, №8, стр.25-28.

19.Свеженцова Г.М.  Подготовка детей к школе// Начальная  школа, 1994г., №5,

стр. 67-69.

20.Ульенкова У.  Формирование общей способности  к учению у шестилетних

детей.// Дошкольное воспитание, 1989г, №3, стр.53-57.

21.Худик В.А. Психологическая  диагностика детского развития: методы

исследования - К., Освита, 1992г.

22.Эльконин Д.Б.  Детская психология (Развитие ребенка  от рождения до 7 лет)-

М: Учпедгиз, 1960г.

                                                                 

Информация о работе Диагностика умственных пособностей дошкольников