Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:56, реферат
Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача
дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми
дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения
этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического
развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе
намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей
является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной
работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях
детского сада.
- Очень важно привить ребенку веру в свои силы, не допустить возникновения
заниженной самооценки. Для этого надо почаще хвалить его, не в коем случае не
ругать за допущенные ошибки, а только показывать как их исправить, чтобы
улучшить результат.
- При недостаточном
уровне развития мелких
деятельности, что и для развития образных представлений (изобразительная,
конструктивная). Можно нанизывать бусы, застегивать и расстегивать пуговицы,
кнопки, крючки (эти действия охотно совершаются детьми в процессе игры с
куклой: ее раздеванием перед "укладыванием спать", одеванием для "прогулки" и
т.п.)
- Для развития
крупных движений важно
активности. Не нужно привлекать ребенка к участию в спортивных соревнованиях
- неудачи могут окончательно отпугнуть его от физкультуры. В этом случае
гораздо полезнее занятия не содержащие соревновательных элементов:
физкультурная зарядка, шуточные игры типа "Каравай", "Баба сеяла горох" и
т.п. Родителям следует почаще играть с ребенком в мяч, вместе кататься на
лыжах и т.п. Очень полезны занятия плаванием.
2.3. Результаты повторной диагностики
Повторное обследование готовности к школе было проведено в апреле 1999 года.
Были получены следующие результаты:
очень высокий результат готовности к школьному обучению получила
Пустовит Снежана. При первичной диагностике у нее был средний уровень
развития памяти,
фонематического слуха и
нее выявился очень высокий уровень памяти, высокий уровень фонематического
слуха, высокий уровень эмоций.
По диаграмме [см. приложение ] видно, что половина детей
подготовительной группы имеет высокий уровень готовности к обучению в
школе.
35 % детей подготовительной группы имеют средний уровень готовности к школе.
И два человека (10 %) имеют низкий уровень готовности к школьному
обучению. Но по сравнению с результатами первичной диагностики их общий уровень
повысился.
СРАВНИ:
Дубовик Виктор показал низкий уровень мышления и остальные
показатели были очень низкие. После проведения коррекционной программы,
благодаря педагогам и воспитателям общий уровень мышления, памяти, эмоций у
него средний.
У Ткаченко Ивана все показатели были очень низкие, после коррекции - низкие.
Родителям этих двух детей мы посоветовали отложить поступление в школу на
один год. За этот год дети окрепнут физически, а педагоги, воспитатели, будут
заниматься с ними, психолог возьмет их под свой контроль.
В результате проведения коррекционной работы мы получили следующие результаты
в обследуемой группе:
- повысилась сформированность мотивационной сферы (сравни: низкий - высокий).
Это говорит о том, что дети идут в школу не только с желанием, но и
осознанию.
- повысился уровень
интеллектуальной сферы (
детей повысился уровень развития познавательных способностей и сформировались
необходимые навыки для учебной деятельности.
- в результате
диагностики, проведенной в
уровень развития речи и представлений и умений, плохо бала развита мелкая
моторика рук. Поэтому в процессе коррекционной работы особое внимание
уделялось развитию речи и мелкой моторики рук. Уровень развития при повторной
диагностике повысился.
Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в
первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не
получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в
конечном счете судьба детей, их настоящее и будущее.
Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с
психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам
физического времени, а по шкале психологического развития. Эту шкалу тоже
надо уметь читать: понимать принципы ее составления, знать точки отсчета,
размерность.
В своей работе мы ставили цель- выявить уровень готовности дошкольников к
обучению и провести
коррекционно-развивающие
развития.
Была использована
комплексная программа
возраста к школьному обучению. Готовность определилась по следующим
параметрам:
- интеллектуальный;
- языковой;
- социальный.
На основании полученных результатов возникла необходимость в создании
коррекционно-развивающих
мероприятий для повышения
школьному обучению. Основной целью явилось целенаправленное использование
игровой деятельности,
формирующей необходимые
подготовки к обучению детей в школе.
В результате проделанной работы мы увидели, что к концу учебного года общий
уровень готовности детей экспериментальной группы повысился. Такие результаты
мы смогли получить при совместной работе с педагогами, воспитателями и
родителями.
Работая по этой программе мы пришли к выводам:
- во-первых, обследование детей необходимо для школы и для детей, для их
успешного обучения;
- во-вторых, обследование
детей необходимо начинать
будет более эффективной, потому что, мало констатировать неготовность ребенка
к обучению в школе, необходимо еще брать на учет и в течение года наблюдать и
контролировать его развитие.
В дальнейшей своей работе мы планируем углубить и расширить коррекционно-
развивающие мероприятия, с использованием элементов психодраммы и проведение
совместных занятий с родителями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
1. Актуальные
проблемы воспитания и
трудов./Редкол.: Н.Н.Педъяков и др. - М: АПН СССР, 1985г.
2. Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное
воспитание, - 1994 г., - №8, стр. 80-83.
3. Венгер Л.
Как дошкольник становится
воспитание, - 1995, - №8, стр. 66-74.
4. Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития
умственных способностей у детей//Дошкольное воспитание, 1988, №5, стр.17-25.
5. Готовность
детей к школе. Диагностика
психического развития и
его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного
психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 1992г.
6. Гуцалюк
Л.Б.Занятия по подготовке
1994г., №4, стр.11-13
7. Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6-7 лет//
Дошкольное воспитание, 1994г.,№6, стр.27-31.
8. Дьяченко
О, Варенцова Н. Основные
"Развитие" для
детей подготовительной к
Дошкольное воспитание, 1994г.,№10,стр. 38-46.
9. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в
школе. М, Педагогика, 1991г.
10.Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание, 1991,
№7, стр. 81-84.
11.Кравцов Г.Г., Кравцова
Е.Е. Шестилетний ребенок.
готовность к школе. - М, Знание, 1987г.
12.Кузнецова А., Алиева
А., Заушницкая А. Подготовка
школе// Дошкольное воспитание, 1989г., №8, стр. 50-54.
13.Мухина В. Что такое готовность к учению? // Семья и школа., 1987г, №4,
стр.25-27.
14.Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г., т.2.
15.Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г.,т.3.
16.Особенности психического
развития детей 6-7-летнего
Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М, "Педагогика", 1988г.
17.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании - М,
"Владос", 1995г.
18.Рыбина Э. Готов
ли ребенок к школьному
1995г, №8, стр.25-28.
19.Свеженцова Г.М. Подготовка детей к школе// Начальная школа, 1994г., №5,
стр. 67-69.
20.Ульенкова У.
Формирование общей
детей.// Дошкольное воспитание, 1989г, №3, стр.53-57.
21.Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы
исследования - К., Освита, 1992г.
22.Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет)-
М: Учпедгиз, 1960г.
Информация о работе Диагностика умственных пособностей дошкольников