Диагностика утомления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:54, контрольная работа

Краткое описание

Из многочисленных теорий У. теории «отравления» немецкого учёного Э. Пфлюгера (1872), «истощения» М. Шиффа (1868, Швейцария), «обменная теория» английского исследователя А. Хилла (1929) и др. имеют только исторический интерес. Признаны две группы современных теорий, на основании которых первичными считаются изменения в нервных центрах. Согласно одной из них, основой утомления являются гипоксические, т.е. связанные с недостаточностью кислородного снабжения, нарушения в нервных структурах, регулирующих процессы гомеостаза, в особенности изменения в сфере медиаторного обмена и химических процессов возникновения и передачи возбуждений.

Оглавление

Введение. 2
1.Понятие утомления и особенности утомления при мышечной и умственной работе. 4
2. Субъективные и объективные признаки утомления. 9
3. Методы оценки работоспособности. 10
4.Практическая работа на предприятии по диагностике утомления. 16
Заключение. 17
Литература 19

Файлы: 1 файл

Диагностика утомления 1.docx

— 38.14 Кб (Скачать)

План

 

Введение. 2

1.Понятие утомления и особенности утомления при мышечной и умственной работе. 4

2. Субъективные и объективные признаки утомления. 9

3. Методы оценки работоспособности. 10

4.Практическая работа на предприятии по диагностике утомления. 16

Заключение. 17

Литература 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Из многочисленных теорий У. теории «отравления» немецкого учёного  Э. Пфлюгера (1872), «истощения» М. Шиффа (1868, Швейцария), «обменная теория» английского исследователя А. Хилла (1929) и др. имеют только исторический интерес. Признаны две группы современных теорий, на основании которых первичными считаются изменения в нервных центрах. Согласно одной из них, основой утомления являются гипоксические, т.е. связанные с недостаточностью кислородного снабжения, нарушения в нервных структурах, регулирующих процессы гомеостаза, в особенности изменения в сфере медиаторного обмена и химических процессов возникновения и передачи возбуждений. Сторонники второй группы теорий отрицают единый механизм возникновения утомления. По их мнению, появление утомления может быть обусловлено рядом факторов или их комбинаций, начиная с недостаточности кровообращения при локальном мышечном утомлении и кончая изменением структуры гомеостатической регуляции со стороны высших отделов центральной нервной системы (охранительное торможение) при общем утомлении. Большую роль в разработке современных теорий утомления сыграли И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский и Л.А. Орбели, последний рассматривал утомление как нарушение адаптационно-трофической регуляции со стороны вегетативной нервной системы. Проблему утомления изучали также сов. физиологи Г.В. Фольборт, С.А. Косилов и др.

 

Возрастание роли человеческого  фактора в эпоху ускорения  научно-технического прогресса определяет необходимость усиления внимания к  решению ряда теоретических и прикладных проблем физиологического обеспечения высокой работоспособности человека и сохранения его профессионального здоровья. Одно из центральных мест среди этих проблем занимает проблема утомления. Проблема содержит ряд спорных вопросов, а некоторые установившиеся положения заслуживают обсуждения в свете новых фактов и идей.

 

1.Понятие утомления и  особенности утомления при мышечной  и умственной работе.

Утомление - временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает вследствие истощения  внутренних ресурсов индивида и рассогласования  в работе обеспечивающих деятельность систем. Утомление имеет разнообразные  проявления на поведенческом (снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы), физиологическом (затруднение выработки условных связей, повышение инерционности  в динамике нервных процессов), психологическом (снижение чувствительности, нарушение  внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной  уровнях. Сопровождается формированием  комплекса субъективных переживаний  усталости. Специфика проявлений утомления  зависит от вида нагрузки, локализации  ее воздействия, времени, необходимого для восстановления оптимального уровня работоспособности.

Утомление, совокупность изменений  в физическом и психическом состоянии  человека, развивающихся в результате деятельности и ведущих к временному снижению её эффективности. Субъективное ощущение утомления называется усталостью.

У человека в начальных  стадиях утомления снижается эффективность деятельности, т.е. возрастает величина физиологических и психических затрат, необходимых для одного и того же трудового акта; затем падает и производительность труда. При утомлении прежде всего нарушаются устойчивость вегетативных функций, сила и скорость мышечного сокращения, ухудшаются регуляция функций, выработка и торможение условных рефлексов. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются ритмичность, точность и координация движений, для одной и той же деятельности требуются большие энергетические затраты. Повышаются пороги сенсорных (чувствительных) систем, в процессах принятия решения доминируют готовые стереотипные формы, внимание ослаблено и с трудом переключается. Для утомления характерны увеличение числа ошибок и изменение их структуры: в начальных фазах доминируют количественные ошибки, в последующих - появляются качественные. Развитие картины утомления можно в целом охарактеризовать как нарушение адекватности ответа организма требованиям, предъявляемым характером деятельности. При этом нарушаются все 3 основных требования адекватности: оптимальность частных реакций, лежащих в основе деятельности, и их согласование друг с другом, качественное и количественное соответствие ответа организма требованиям задачи и минимизация расхода физиологических резервов. При выраженном утомлении наблюдается полное прекращение работы. Субъективные признаки утомление человека - неприятные ощущения в работающих мышцах и суставах, при статической позе - боль и чувство затекания в мышцах спины, живота и шеи, появление болей в области лба и затылка, особенно при сенсорном и умственном утомлении нарушение сосредоточенности, лёгкая отвлекаемость, вначале некоторое увеличение, а затем резкое ограничение контактов с окружающими, неосознанное стремление делать перерывы в работе более частыми и длительными.

На динамику утомления  влияет характер деятельности, в первую очередь её интенсивность, экстенсивность и темп. Существует оптимальная интенсивность  деятельности, при которой утомление  наступает позже; увеличение или  уменьшение этой интенсивности ускоряет наступление утомления. Быстро развивается  утомление при монотонной, статической  и сенсорно обеднённой деятельности. Так, при деятельности, в течение  которой человек длительное время  выполняет одну и ту же рабочую  операцию, требующую ограниченного  набора движений, например при узкоспециализированной работе на конвейере (монотонная деятельность), снижается внимание, угасают положительные  мотивы деятельности и быстро развивается  утомление. Особенно рано появляется утомление  в тех случаях, когда работа выполняется  при фиксированной напряжённой  позе (статическая деятельность) или  когда ограничен поток раздражителей, поступающих к человеку, например звуковых или световых сигналов, содержащих сведения об условиях деятельности. Из внешних факторов рабочей среды  большое значение имеют микроклимат, особенно температура, влажность и  скорость движения воздуха, состав воздуха  и наличие в нём химических примесей, шум, вибрация, освещённость и т.п. Развитие утомления зависит  от состояния здоровья и физической подготовки человека, которые не только обусловливают большие физиологические  резервы, но и способствуют более  быстрой и устойчивой мобилизации  и формированию функциональных систем. Скорость возникновения и развития утомления зависит и от ряда психологических характеристик личности - уровня тревожности, волевых качеств, в том числе настойчивости, и др. активационных параметров, т.е. таких функциональных свойств человека, которые обеспечивают степень реализации в конкретной деятельности его потенциальных возможностей. Например, внимание как активационный параметр обеспечивает большие возможности запоминания, а высокий уровень волевых качеств позволяет поддерживать необходимый уровень деятельности при выраженном чувстве усталости. Ведущая роль принадлежит высшим психическим характеристикам - идеалам и мировоззрению.

В зависимости от вида выполняемой  работы выделяют умственное и физическое утомления, при котором учитывают  отклонения энергетических показателей  обмена, например изменение температуры  тела, биоэлектрических потенциалов. В  связи с тем, что обнаружилась принципиальная общность физического и умственного утомления, приобретает большое распространение классификация, основанная на преимущественной локализации утомления в звеньях нервной системы, обеспечивающей деятельность человека. Так, различают сенсорное утомление и его разновидности (перцептивное и информационное) и эффекторное утомление. Кроме того, выделяют как обобщённую форму общее утомление. Однако та или иная классификация зависит от принятой физиологической теории утомление. Сенсорное утомление развивается в результате длительного или интенсивного воздействия раздражителя (например, сильный шум, свет), при котором первичные изменения возникают в сенсорных системах, начиная от рецептора и кончая корковым концом анализатора. Перцептивное утомление, локализованное преимущественно в корковом конце анализатора, связано с трудностью обнаружения сигнала (например, при больших помехах, при его малой интенсивности, трудности дифференцирования). Информационное утомление развивается вследствие недостаточности информации или при информационной перегрузке, когда наибольшая нагрузка падает на динамику межцентральных отношений, заключающуюся в замыкании временных связей между различными структурами в центральной нервной системе и оживлении ассоциативных связей, позволяющих правильно отразить в сознании объективную картину внешней среды. Эффекторное утомление возникает при локализации изменений преимущественно в отделах центральной нервной системы, формирующих двигательный акт. При изменениях, появляющихся вследствие интенсивных процессов репродуктивной деятельности, связанной лишь с обработкой получаемой информации по жёстким правилам (например, счёт, разнесение по рубрикам), а также продуктивной, включающей процессы преобразования информации и формирования суждения, понятия, умозаключения и т.п., и эвристической, т.е. творческой, осуществляемой по индивидуальным, неявным алгоритмам, формируется умственное утомление. В связи с тем, что при трудовой деятельности чаще сочетаются все перечисленные изменения, выделяют общее утомление, подчёркивая при этом наиболее выраженные нарушения в центральной нервной системе.

2. Субъективные и объективные  признаки утомления.

Количество тестов, предназначенных  для диагностики работоспособности  в производственных условиях, достаточно велико. Применяющиеся показатели прежде всего можно разделить на «объективные» и «субъективные» К объективным показателям работоспособности обычно относят:

  1. изменения количественных и качественных показателей труда;
  2. изменения функционального состояния нервной системы.

К субъективным показателям  относят:

  1. ощущения усталости,
  2. вялости,
  3. болезненные ощущения.

 Эти субъективные переживания  свидетельствуют о тех психических  состояниях, которые развиваются  при снижении работоспособности.  Психическое состояние при утомлении  обозначается обычно термином  «усталость». Кроме этого состояния  в процессе трудовой деятельности  могут иметь место и другие  психические состояния, связанные  с особой заинтересованностью  в результатах работы или, наоборот, безразличием к ним, состояние  тревожности и др. Все эти состояния  накладывают свой отпечаток и  на соответствующие субъективные  показатели.

 

3. Методы оценки работоспособности.

Исследование функционального  состояния должно проводиться с  помощью достаточно широкого набора методик с целью последующего объяснения полученных показателей  в общую интегральную оценку. Эти  исследования должны осуществляться психологами  с привлечением врачей-клиницистов, врачей-лаборантов, а также физиологов. Основное внимание уделяется при  этом не столько абсолютным показателям, сколько их изменениям относительно каких-то исходных данных, характерных  для исследуемого субъекта. Ниже приведены  показатели, которые могут быть использованы для оценки функционального состояния  и работоспособности.

Внешнеэмоциональные проявления (включающие и некоторые вегетативные реакции):

  • характерные особенности мимики и пантомимики;
  • наличие особого непроизвольного напряжения мышц – скованности;
  • наличие общего понижения мышечного тонуса, проявляющегося в позе;
  • наличие особой подвижности, иногда немотивированной, нехарактерной для изучаемого субъекта;
  • изменение цвета кожи лица (покраснение, побледнение, «серый цвет»);
  • тремор;
  • пиломоторные реакции;
  • непроизвольные движения глаз;
  • выраженные изменения в артикуляции, в интонациях голоса.

Физиологические реакции:

  • частота и ритм сердечных сокращений и другие показатели ЭКГ;
  • величина артериального давления (выявление реакций по гипертоническому, гипотоническому типу и др.);
  • показатели дыхания (с оценкой его частоты и соотношения фаз вдоха и выдоха);
  • показатели температуры тела, температуры кожи, ректальной температуры;
  • зрачковый рефлекс (изменение диаметра зрачка);
  • кожно-гальваническая реакция и величина потоотделения;
  • показатели основного обмена и теплопродукции;
  • изменения перистальтики кишок и желудка;
  • показатели силы и выносливости;
  • показатели оксигемометрии;
  • показатели электроэнцефалограммы, электроокулограммы, электромиограммы, реограммы и других характеристик.

Биохимические данные:

  • показатели общего анализа крови (с целью выявления, например, эозинопении и лимфопении, характерных для стрессовых состояний);
  • показатели экскреции стероидных гормонов с целью выявления состояния стресса;
  • содержание сахара и липоидов в крови;
  • исследование рН слюны.

Неврологические показатели:

  • форма и диаметр зрачков, реакция на свет, аккомодация и конвергенция, оценка нистагма;
  • дрожание век при закрытых глазах;
  • симметричность иннервации лица и языка;
  • координация движений, «пальценосовые пробы»;
  • сухожильные рефлексы;
  • рефлексы орального автоматизма.

Психологические и психофизиологические показатели:

  • время и ошибки сенсомоторных реакций, реакции на движущийся объект и т.п.;
  • острота зрения, контрастная чувствительность, абсолютные и дифференциальные пороги световой и цветовой чувствительности;
  • устойчивость ясного видения;
  • критическая частота слияния мельканий, фосфены;
  • длительность последовательных образов;
  • хронаксия и реобаза мышц;
  • показатели долговременной, кратковременной и оперативной памяти на звуковые и зрительные стимулы;
  • точность усилий и показатели двигательной памяти;
  • устойчивость, концентрация, распределение и переключение внимания, объем внимания;
  • координация и точность движений (при использовании различных аппаратных методов);
  • данные пространственного восприятия и глазомера;
  • данные ассоциативного эксперимента;
  • показатели помехоустойчивости.

Информация о работе Диагностика утомления