Диагностика утомления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:54, контрольная работа

Краткое описание

Из многочисленных теорий У. теории «отравления» немецкого учёного Э. Пфлюгера (1872), «истощения» М. Шиффа (1868, Швейцария), «обменная теория» английского исследователя А. Хилла (1929) и др. имеют только исторический интерес. Признаны две группы современных теорий, на основании которых первичными считаются изменения в нервных центрах. Согласно одной из них, основой утомления являются гипоксические, т.е. связанные с недостаточностью кислородного снабжения, нарушения в нервных структурах, регулирующих процессы гомеостаза, в особенности изменения в сфере медиаторного обмена и химических процессов возникновения и передачи возбуждений.

Оглавление

Введение. 2
1.Понятие утомления и особенности утомления при мышечной и умственной работе. 4
2. Субъективные и объективные признаки утомления. 9
3. Методы оценки работоспособности. 10
4.Практическая работа на предприятии по диагностике утомления. 16
Заключение. 17
Литература 19

Файлы: 1 файл

Диагностика утомления 1.docx

— 38.14 Кб (Скачать)

На уровне поведения и деятельности могут оцениваться (по возможности, при сопоставлении с исходными  данными):

  • настроение (путем интервью и с помощью специальных опросников и проективных тестов);
  • субъективное мнение о комфорте и собственном состоянии, утомление, работоспособность (путем специальных опросников);
  • субъективное восприятие стресса (с помощью специального опросника);
  • эмоциональное состояние, установка, направленность личности (путем различных проективных тестов, например «тестом на установку»);
  • общие поведенческие реакции (путем наблюдения и оценки по определенной схеме, например с учетом адекватности поступков и ответов на вопросы, критичности в самооценке, четкости выражения мысли, способности к волевой задержке, активности или растерянности и пассивности, перепадом настроения и т.д.);
  • поведение на работе и в коллективе (путем оценки испытуемого его товарищами, начальниками, например методом независимых характеристик по К.К. Платонову).

 

Некоторые инструментальные приемы оценки работоспособности

В условиях лабораторного  эксперимента о фактической работоспособности  испытуемого удобнее всего судить при моделировании для него какой-либо целостной деятельности, например на аппарате или тренажере с регистрацией производительности и ошибок. При  этом ошибки целесообразно подвергать не только количественному, но и качественному анализу (например, выделяя сенсорный и моторный их компонент, запаздывание и импульсивность, неадекватность решений и «действия наоборот», пропуски действий и т.д.). В ряде случаев может применен метод дополнительных заданий, суть которого в оценке количества информации, перерабатываемой помимо какой-либо основной деятельности, а также прием «эмоциогенного инструктирования», когда при выполнении психологического теста ставится задание «попытаться улучшить результаты» (оценка наличия резервных возможностей).

В лабораторных условиях может оцениваться  также качество выполнения различных  тестовых заданий. Они должны быть достаточно длительными, выполняться после  того, как сформирован прочный  навык работы с ними, с учетом мотивационного фактора и при  осуществлении наблюдения за общими поведенческими реакциями (появление  раздражительности, сбои в работе, колебания  установки на продолжение теста  и др.).

При исследовании физической работоспособности  применяются различные эргографические  методики и специальные физические упражнения также в сочетании  с наблюдением. Одним из наиболее эффективных методов оценки фактической  работоспособности является естественный эксперимент, когда показатели времени  и точности выполнения отдельных  действий и операций, а также показатели состояния регистрируются при выполнении реальной деятельности.

В ряде случаев следует особо  учитывать преимущество так называемого  полеэффекторного метода, когда одновременно в одни и те же моменты времени, чаще всего при записи на одной  ленте самописца, оценивается целый  комплекс показателей. Впервые он был  применен Б.Н. Мясищевым, который в  своих исследованиях столкнулся с расхождением вегетативного и  двигательного компонента реакций  и решил записать их на одной ленте  одновременно. В зависимости от возможностей записи регистрируются одновременно, например, ЭКГ, дыхание, ЭЭГ, ЭМГ, КГР, характеристики движений и т.п.

Сопоставление полученных разносторонних данных и выведение единой оценки в исследовании функционального  состояния представляет наибольшую трудность.

 

4.Практическая работа на предприятии по диагностике утомления.

Работа вилась в компании информационных технологий, которая  занимается разработкой, внедрением и  сопровождением бизнес-приложений на основе баз данных. Были выявлены следующие специфические особенности:

    1. строжайшая дисциплина,
    2. неорганизован отдых и «разгрузка мозгов»
    3. не четкие, не конкретные обязанности,
    4. работа под постоянным контролем,
    5. «рваные», аритмичные нагрузки (в зависимости от особенностей выполняемого проекта, времени суток, дня, недели),
    6. необходимость творческого подхода, который необходимо укладывать в рамки выбранной схемы работы,
    7. обязательное документирование деятельности,
    8. фиксированная напряженная поза,
    9. инициатива приветствуется,
    10. момент зацикленности,

Исходя из этих данных можно  сделать вывод, что развитие общего утомления у большинства сотрудников компании является закономерным следствием их профессиональной деятельности, непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью жизнедеятельности.

Заключение.

 

Начальные фазы утомления  оказывают благоприятное влияние  на устойчивость организма, способствуют в последующем более быстрой  и совершенной мобилизации резервов и компенсаторных функций, ускоряют овладение навыком и его упрочение. Выраженное утомление отрицательно влияет на организм, уменьшая производительность труда, и может привести сразу  к предпатологической фазе срыва, а  при нерациональном отдыхе и к  развитию патологического состояния  переутомления. Чрезмерное утомление  может сопровождаться неврозами  и сосудистыми заболеваниями. Борьба с утомлением осуществляется внедрением рациональных режимов труда и отдыха, улучшением условий обитаемости, внедрением эргономических рекомендаций по организации рабочего места, панелей и пультов управления, рациональным распределением функций между человеком и машиной. Мощное средство борьбы с утомлением - тренировка, которая предусматривает формирование оптимальных функциональных систем, обеспечивающих минимальное расходование физиологических резервов при заданной интенсивности, упрочение навыков, правильное распределение микропауз и перерывов в работе. Серьёзное значение имеет эмоциональное и мотивационное содержание деятельности. Чем значимее мотивы труда, тем позже наступает утомление, особенно при мотивах высокого социального значения, имеющих соревновательный характер. Они обусловливают интерес к работе, творческое отношение к ней. Положительные эмоции обеспечивают быстрое включение в ритмику труда, длительное сохранение оптимальной работоспособности, способствуют более полной мобилизации физиологических резервов организма.

 

Литература

  1.  Агапова, Е.Г. Физиология и психология труда / Е.Г. Агапова. Самара, 1991.;
  2. Введение в эргономику, под ред. В.П. Зинченко, М., 1974;
  3. Донская Л.В., Двигательная деятельность человека в условиях механизированного производства, Л, 1975;
  4. Дильман В.М. Большие биологические часы: введение в интегральную медицину. - М: Знание, 1986;
  5. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: учеб. для вузов / Е.А. Климов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.;
  6. Котелова, Ю.В. Очерки по психологии труда / Ю.В. Котелова. М.: Изд-во МГУ, 1986.;
  7. Марченко Е.Н., Кандрор И. С., Розанов Л.С., К вопросу о принципах классификации работ по степени тяжести, вредности и опасности, "Гигиена труда и профессиональные заболевания", 1972, № 3;
  8. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Ч.1 /Под ред. А.А.Крылова. Л., 1974. С. 87-95.
  9. Микулин А.А. Активное долголетие (моя система борьбы со старостью). - М: Физк. и спорт, 1977;
  10. . Розенблат В.В., Проблема утомления, М., 1975.

 

 


Информация о работе Диагностика утомления