На уровне поведения и деятельности
могут оцениваться (по возможности,
при сопоставлении с исходными
данными):
- настроение (путем интервью и с помощью специальных опросников и проективных тестов);
- субъективное мнение о комфорте и собственном состоянии, утомление, работоспособность (путем специальных опросников);
- субъективное восприятие стресса (с помощью специального опросника);
- эмоциональное состояние, установка, направленность личности (путем различных проективных тестов, например «тестом на установку»);
- общие поведенческие реакции (путем наблюдения и оценки по определенной схеме, например с учетом адекватности поступков и ответов на вопросы, критичности в самооценке, четкости выражения мысли, способности к волевой задержке, активности или растерянности и пассивности, перепадом настроения и т.д.);
- поведение на работе и в коллективе (путем оценки испытуемого его товарищами, начальниками, например методом независимых характеристик по К.К. Платонову).
Некоторые инструментальные приемы оценки
работоспособности
В условиях лабораторного
эксперимента о фактической работоспособности
испытуемого удобнее всего судить
при моделировании для него какой-либо
целостной деятельности, например на
аппарате или тренажере с регистрацией
производительности и ошибок. При
этом ошибки целесообразно подвергать
не только количественному, но и качественному
анализу (например, выделяя сенсорный
и моторный их компонент, запаздывание
и импульсивность, неадекватность решений
и «действия наоборот», пропуски действий
и т.д.). В ряде случаев может применен метод
дополнительных заданий, суть которого
в оценке количества информации, перерабатываемой
помимо какой-либо основной деятельности,
а также прием «эмоциогенного инструктирования»,
когда при выполнении психологического
теста ставится задание «попытаться улучшить
результаты» (оценка наличия резервных
возможностей).
В лабораторных условиях может оцениваться
также качество выполнения различных
тестовых заданий. Они должны быть достаточно
длительными, выполняться после
того, как сформирован прочный
навык работы с ними, с учетом
мотивационного фактора и при
осуществлении наблюдения за общими
поведенческими реакциями (появление
раздражительности, сбои в работе, колебания
установки на продолжение теста
и др.).
При исследовании физической работоспособности
применяются различные эргографические
методики и специальные физические
упражнения также в сочетании
с наблюдением. Одним из наиболее
эффективных методов оценки фактической
работоспособности является естественный
эксперимент, когда показатели времени
и точности выполнения отдельных
действий и операций, а также показатели
состояния регистрируются при выполнении
реальной деятельности.
В ряде случаев следует особо
учитывать преимущество так называемого
полеэффекторного метода, когда одновременно
в одни и те же моменты времени,
чаще всего при записи на одной
ленте самописца, оценивается целый
комплекс показателей. Впервые он был
применен Б.Н. Мясищевым, который в
своих исследованиях столкнулся
с расхождением вегетативного и
двигательного компонента реакций
и решил записать их на одной ленте
одновременно. В зависимости от возможностей
записи регистрируются одновременно,
например, ЭКГ, дыхание, ЭЭГ, ЭМГ, КГР, характеристики
движений и т.п.
Сопоставление полученных разносторонних
данных и выведение единой оценки
в исследовании функционального
состояния представляет наибольшую
трудность.
4.Практическая работа на предприятии
по диагностике утомления.
Работа вилась в компании
информационных технологий, которая
занимается разработкой, внедрением и
сопровождением бизнес-приложений на
основе баз данных. Были выявлены следующие
специфические особенности:
- строжайшая дисциплина,
- неорганизован отдых и «разгрузка мозгов»
- не четкие, не конкретные обязанности,
- работа под постоянным контролем,
- «рваные», аритмичные нагрузки (в зависимости от особенностей выполняемого проекта, времени суток, дня, недели),
- необходимость творческого подхода, который необходимо укладывать в рамки выбранной схемы работы,
- обязательное документирование деятельности,
- фиксированная напряженная поза,
- инициатива приветствуется,
- момент зацикленности,
Исходя из этих данных можно
сделать вывод, что развитие общего
утомления у большинства сотрудников
компании является закономерным следствием
их профессиональной деятельности, непосредственное
проявление всевозрастающих проблем,
связанных с самочувствием работников,
эффективностью их труда и стабильностью
жизнедеятельности.
Заключение.
Начальные фазы утомления
оказывают благоприятное влияние
на устойчивость организма, способствуют
в последующем более быстрой
и совершенной мобилизации резервов
и компенсаторных функций, ускоряют
овладение навыком и его упрочение.
Выраженное утомление отрицательно
влияет на организм, уменьшая производительность
труда, и может привести сразу
к предпатологической фазе срыва, а
при нерациональном отдыхе и к
развитию патологического состояния
переутомления. Чрезмерное утомление
может сопровождаться неврозами
и сосудистыми заболеваниями. Борьба
с утомлением осуществляется внедрением
рациональных режимов труда и отдыха,
улучшением условий обитаемости, внедрением
эргономических рекомендаций по организации
рабочего места, панелей и пультов управления,
рациональным распределением функций
между человеком и машиной. Мощное средство
борьбы с утомлением - тренировка, которая
предусматривает формирование оптимальных
функциональных систем, обеспечивающих
минимальное расходование физиологических
резервов при заданной интенсивности,
упрочение навыков, правильное распределение
микропауз и перерывов в работе. Серьёзное
значение имеет эмоциональное и мотивационное
содержание деятельности. Чем значимее
мотивы труда, тем позже наступает утомление,
особенно при мотивах высокого социального
значения, имеющих соревновательный характер.
Они обусловливают интерес к работе, творческое
отношение к ней. Положительные эмоции
обеспечивают быстрое включение в ритмику
труда, длительное сохранение оптимальной
работоспособности, способствуют более
полной мобилизации физиологических резервов
организма.
Литература
- Агапова, Е.Г. Физиология и психология труда / Е.Г. Агапова. Самара, 1991.;
- Введение в эргономику, под ред. В.П. Зинченко, М., 1974;
- Донская Л.В., Двигательная деятельность человека в условиях механизированного производства, Л, 1975;
- Дильман В.М. Большие биологические часы: введение в интегральную медицину. - М: Знание, 1986;
- Климов, Е.А. Введение в психологию труда: учеб. для вузов / Е.А. Климов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.;
- Котелова, Ю.В. Очерки по психологии труда / Ю.В. Котелова. М.: Изд-во МГУ, 1986.;
- Марченко Е.Н., Кандрор И. С., Розанов Л.С., К вопросу о принципах классификации работ по степени тяжести, вредности и опасности, "Гигиена труда и профессиональные заболевания", 1972, № 3;
- Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Ч.1 /Под ред. А.А.Крылова. Л., 1974. С. 87-95.
- Микулин А.А. Активное долголетие (моя система борьбы со старостью). - М: Физк. и спорт, 1977;
- . Розенблат В.В., Проблема утомления, М., 1975.