На уровне поведения и деятельности 
могут оцениваться (по возможности, 
при сопоставлении с исходными 
данными):
  - настроение (путем интервью и с помощью специальных опросников и проективных тестов);
 
  - субъективное мнение о комфорте и собственном состоянии, утомление, работоспособность (путем специальных опросников);
 
  - субъективное восприятие стресса (с помощью специального опросника);
 
  - эмоциональное состояние, установка, направленность личности (путем различных проективных тестов, например «тестом на установку»);
 
  - общие поведенческие реакции (путем наблюдения и оценки по определенной схеме, например с учетом адекватности поступков и ответов на вопросы, критичности в самооценке, четкости выражения мысли, способности к волевой задержке, активности или растерянности и пассивности, перепадом настроения и т.д.);
 
  - поведение на работе и в коллективе (путем оценки испытуемого его товарищами, начальниками, например методом независимых характеристик по К.К. Платонову).
 
 
Некоторые инструментальные приемы оценки 
работоспособности
В условиях лабораторного 
эксперимента о фактической работоспособности 
испытуемого удобнее всего судить 
при моделировании для него какой-либо 
целостной деятельности, например на 
аппарате или тренажере с регистрацией 
производительности и ошибок. При 
этом ошибки целесообразно подвергать 
не только количественному, но и качественному 
анализу (например, выделяя сенсорный 
и моторный их компонент, запаздывание 
и импульсивность, неадекватность решений 
и «действия наоборот», пропуски действий 
и т.д.). В ряде случаев может применен метод 
дополнительных заданий, суть которого 
в оценке количества информации, перерабатываемой 
помимо какой-либо основной деятельности, 
а также прием «эмоциогенного инструктирования», 
когда при выполнении психологического 
теста ставится задание «попытаться улучшить 
результаты» (оценка наличия резервных 
возможностей).
В лабораторных условиях может оцениваться 
также качество выполнения различных 
тестовых заданий. Они должны быть достаточно 
длительными, выполняться после 
того, как сформирован прочный 
навык работы с ними, с учетом 
мотивационного фактора и при 
осуществлении наблюдения за общими 
поведенческими реакциями (появление 
раздражительности, сбои в работе, колебания 
установки на продолжение теста 
и др.).
При исследовании физической работоспособности 
применяются различные эргографические 
методики и специальные физические 
упражнения также в сочетании 
с наблюдением. Одним из наиболее 
эффективных методов оценки фактической 
работоспособности является естественный 
эксперимент, когда показатели времени 
и точности выполнения отдельных 
действий и операций, а также показатели 
состояния регистрируются при выполнении 
реальной деятельности.
В ряде случаев следует особо 
учитывать преимущество так называемого 
полеэффекторного метода, когда одновременно 
в одни и те же моменты времени, 
чаще всего при записи на одной 
ленте самописца, оценивается целый 
комплекс показателей. Впервые он был 
применен Б.Н. Мясищевым, который в 
своих исследованиях столкнулся 
с расхождением вегетативного и 
двигательного компонента реакций 
и решил записать их на одной ленте 
одновременно. В зависимости от возможностей 
записи регистрируются одновременно, 
например, ЭКГ, дыхание, ЭЭГ, ЭМГ, КГР, характеристики 
движений и т.п.
Сопоставление полученных разносторонних 
данных и выведение единой оценки 
в исследовании функционального 
состояния представляет наибольшую 
трудность.
 
4.Практическая работа на предприятии 
по диагностике утомления.
Работа вилась в компании 
информационных технологий, которая 
занимается разработкой, внедрением и 
сопровождением бизнес-приложений на 
основе баз данных. Были выявлены следующие 
специфические особенности:
  - строжайшая дисциплина,
 
  - неорганизован отдых и «разгрузка мозгов»
 
  - не четкие, не конкретные обязанности,
 
  - работа под постоянным контролем,
 
  - «рваные», аритмичные нагрузки (в зависимости от особенностей выполняемого проекта, времени суток, дня, недели),
 
  - необходимость творческого подхода, который необходимо укладывать в рамки выбранной схемы работы,
 
  - обязательное документирование деятельности,
 
  - фиксированная напряженная поза, 
 
  - инициатива приветствуется,
 
  - момент зацикленности,
 
Исходя из этих данных можно 
сделать вывод, что развитие общего 
утомления у большинства сотрудников 
компании является закономерным следствием 
их профессиональной деятельности, непосредственное 
проявление всевозрастающих проблем, 
связанных с самочувствием работников, 
эффективностью их труда и стабильностью 
жизнедеятельности.
Заключение.
 
Начальные фазы утомления 
оказывают благоприятное влияние 
на устойчивость организма, способствуют 
в последующем более быстрой 
и совершенной мобилизации резервов 
и компенсаторных функций, ускоряют 
овладение навыком и его упрочение. 
Выраженное утомление отрицательно 
влияет на организм, уменьшая производительность 
труда, и может привести сразу 
к предпатологической фазе срыва, а 
при нерациональном отдыхе и к 
развитию патологического состояния 
переутомления. Чрезмерное утомление 
может сопровождаться неврозами 
и сосудистыми заболеваниями. Борьба 
с утомлением осуществляется внедрением 
рациональных режимов труда и отдыха, 
улучшением условий обитаемости, внедрением 
эргономических рекомендаций по организации 
рабочего места, панелей и пультов управления, 
рациональным распределением функций 
между человеком и машиной. Мощное средство 
борьбы с утомлением - тренировка, которая 
предусматривает формирование оптимальных 
функциональных систем, обеспечивающих 
минимальное расходование физиологических 
резервов при заданной интенсивности, 
упрочение навыков, правильное распределение 
микропауз и перерывов в работе. Серьёзное 
значение имеет эмоциональное и мотивационное 
содержание деятельности. Чем значимее 
мотивы труда, тем позже наступает утомление, 
особенно при мотивах высокого социального 
значения, имеющих соревновательный характер. 
Они обусловливают интерес к работе, творческое 
отношение к ней. Положительные эмоции 
обеспечивают быстрое включение в ритмику 
труда, длительное сохранение оптимальной 
работоспособности, способствуют более 
полной мобилизации физиологических резервов 
организма.
 
Литература
  -  Агапова, Е.Г. Физиология и психология труда / Е.Г. Агапова. Самара, 1991.;
 
  -  Введение в эргономику, под ред. В.П. Зинченко, М., 1974; 
 
  -  Донская Л.В., Двигательная деятельность человека в условиях механизированного производства, Л, 1975; 
 
  -  Дильман В.М. Большие биологические часы: введение в интегральную медицину. - М: Знание, 1986;
 
  - Климов, Е.А. Введение в психологию труда: учеб. для вузов / Е.А. Климов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.;
 
  - Котелова, Ю.В. Очерки по психологии труда / Ю.В. Котелова. М.: Изд-во МГУ, 1986.;
 
  -  Марченко Е.Н., Кандрор И. С., Розанов Л.С., К вопросу о принципах классификации работ по степени тяжести, вредности и опасности, "Гигиена труда и профессиональные заболевания", 1972, № 3; 
 
  - Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Ч.1 /Под ред. А.А.Крылова. Л., 1974. С. 87-95.
 
  -  Микулин А.А. Активное долголетие (моя система борьбы со старостью). - М: Физк. и спорт, 1977;
 
  - . Розенблат В.В., Проблема утомления, М., 1975.