Диагностика речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:00, реферат

Краткое описание

Речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь и язык связаны диалектическими отношениями, которые
выражаются в том, что речь осуществляется по правилам языка, но в свою очередь под воздействием
общественной практики оказывает влияние на язык.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 59.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Диагностика речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь и язык связаны диалектическими отношениями, которые

выражаются в том, что речь осуществляется по правилам языка, но в свою очередь под воздействием

общественной практики оказывает влияние на язык. С точки зрения психологии речь имеет особо

значимое место в системе высших психических функций человека — в ее взаимоотношениях с

личностью, мышлением, деятельностью, сознанием, памятью, вниманием и т.д.

Речь рассматривают в качестве основного механизма мышления, основы сознания, средства регуляции и

контроля собственной деятельности, отражения структуры личности и деятельности, высшей

психической функции, взаимодействующей с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т.д. Под

речью также подразумеваются результаты процесса говорения (речевые произведения, фиксируемые

памятью и письмом, и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют три основные функции речи:

 

1) Речь - это наиболее совершенное, емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция.

 

2) Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи.

 

3) Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.

 

Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в онтогенезе. Речь возникает первоначально как средство общения в своей межиндивидуальной функции и сразу же оказывает внутрииндивидуальный эффект. Даже первые ранние вербализации ребенка перестраивают его чувственный опыт. Но все-таки внутрииндивидуальная функция речи формируется несколько позже межиндивидуальной: диалогическая речь предшествует монологической.

 

Общечеловеческая функция (использование письменной речи и чтение) реально оформляется у детей в школьные годы. Ей предшествует овладение устной речью ребенком на 2 году его жизни.

 

Каждая из трех функций речи в свою очередь разделяется еще на ряд функций. Так, в рамках коммуникативной межиндивидуальной функции различаются функции сообщения и побуждения, указания (индикативная) и суждения (предикативная), а также эмоционально-выразительная. В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная.

 

Коммуникативная функция речи является исходной и основополагающей. Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения для целей общения и в условиях общения. Ее возникновение и развитие обусловлены, при прочих равных и благоприятных условиях (нормальном мозге, органах слуха и гортани), нуждами общения и общей жизнедеятельности ребенка. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.

 

Речь автономная детская. Один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к овладению речью взрослых. По своей форме "слова" ее являются результатом искажения детьми слов взрослых или их частями, повторенными дважды (например, "коко" вместо "молоко", "кика" вместо "киска" и пр.).

 

Характерными особенностями являются:

 

1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений слов, их неопределенность и многозначность;

 

2) своеобразный способ "обобщения", основанный на субъективных чувственных впечатлениях, а не на объективных признаках или функциях предмета (например, одним словом "кика" могут обозначаться все мягкие и пушистые вещи - шуба, волосы, плюшевый мишка, кошка);

 

3) отсутствие флексий и синтаксических отношений между словами.

 

Автономная детская речь может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование речи (всех ее сторон), но и умственное развитие в целом. Специальная речевая работа с детьми, правильная речь окружающих взрослых, исключающая "подстраивание" под несовершенную речь ребенка, служат средством профилактики и коррекции автономной детской речи. Особенно развитые и затяжные формы автономная детская речь может принимать у близнецов или в замкнутых детских группах. В этих случаях рекомендуется временное разъединение детей.

 

Речь внутренняя. Беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления про себя. Является производной формой внешней (звуковой) речи. В наиболее отчетливой форме представлена при решении различных задач в уме, при мысленном планировании, запоминании и пр. Посредством ее происходит логическая переработка полученного опыта, его осознание и понимание, дается самоинструкция при выполнении произвольных действий, осуществляются самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний.

 

Внутренняя речь является важным и универсальным механизмом умственной деятельности человека. По своему генезису возникает из эгоцентрической речи - разговора дошкольника с самим собой вслух во время игры или других занятий. Постепенно этот разговор обеззвучивается, синтаксически редуцируется, становится все более сокращенным, идиоматическим, с преобладанием глагольных форм. На пороге школьного возраста эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю - речь для себя и про себя.

 

Речь эгоцентрическая. Состоит в том, что ребенок раннего и особенно дошкольного возраста, занимаясь какой-либо деятельностью, сопровождает свои действия речью вне зависимости от присутствия собеседника.

 

Ж. Пиаже характеризовал ее как:

 

а) речь в отсутствии собеседника (не направленную на коммуникацию);

б) речь со своей точки зрения без учета позиции собеседника.

 

 

В настоящее время существует относительно устоявшееся отделение эгоцентрической речи от "речи для себя" (private speech) как другого феномена речевого развития ребенка. Понятие эгоцентрической речи связано с эгоцентрическим характером интеллектуальной позиции ребенка, не способного учитывать точку зрения слушающего. "Речь для себя" образуют высказывания, не имеющие намеренной коммуникативной направленности, не адресованные кому-либо и не предполагающие знаков понимания со стороны слушающего. "Речь для себя" полифункциональна: в некоторых случаях может служить средством непрямого обращения ко взрослому в целях привлечения его внимания; основная ее функция связана с регуляцией деятельности самого ребенка - созданием плана отображения в речи собственных действий, планирования собственных действий. Роль "речи для себя" в психическом развитии ребенка состоит в соотнесении формирующихся значений слов с предметным содержанием действий.

 

 

 

1. Развитие речи

 

Развитие речи проходит в три этапа.

 

1. Довербальный - приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.

 

2. Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.

 

3. Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.

 

Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.

 

К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь - развернутая и грамматически оформленная.

 

Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваиваются письменная речь, чтение. Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон речи как устной, так и письменной.

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы диагностики речи

 

 

Своевременное и правильное выявление речевых нарушений у детей помогает логопеду определить направления коррекционной работы.

Основная задача логопеда при индивидуальном обследовании — правильно оценить все проявления речевой недостаточности ребёнка.

На каждого ребёнка заполняется карта. Данные о ходе развития речи ребёнка логопед выясняет со слов матери. В ходе беседы важно получить представление о том, как протекало раннее речевое развитие ребёнка: когда появились первые слова, фразы, как шло дальнейшее формирование речи.

Отмечается, обращались ли родители ранее за логопедической помощью, уточняется, сколько времени проводились логопедические занятия, их эффективность.

При обследовании необходимо уточнить, нет ли нарушений слуха (слух считается нормальным, если ребёнок слышит слова, сказанные шёпотом на расстоянии 6 — 7 метров от ушной раковины).

При обследовании ребёнка обращается внимание на состоянии артикуляционного аппарата.

При обследовании звуковой стороны речи выявляются дефекты произношения. Отмечается количество неправильно произносимых звуков, тип нарушения: искажение, смешение или замена звуков. Тщательно исследуется возможности различения звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Определяется уровень сформированности навыка языкового анализа и синтеза.

 

Таким образом, обследование звуковой стороны речи предполагает тщательное выявление:

 

1) типа нарушения произношения;

 

2) уровня фонематического восприятия;

 

3) уровня сформированности языкового анализа и синтеза.

 

При ОНР (общем недоразвитии речи) аналогично проводится обследовании звуковой стороны речи, а также выявление умения детей произносить слова и словосочетания сложной слоговой структуры. Необходимо также установить уровень сформированности лексико-грамматических средств языка. При этом выявляется знание детьми слов, обозначающих предметы, действия или признаки предметов.

 

Наряду с выявлением недостатков устной и письменной речи обязательно обследуется чтение и письмо.

 

Особую сложность представляет диагностика стертых или минимальных проявлений дизартрии.

 

Основные критерии диагностики:

 

• наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, а также асимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении, изменения конфигурации;

 

• наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движений пальцев рук при движениях языка);

 

• замедленный темп артикуляционных движений;

 

• трудность удержания артикуляционной позы;

 

• трудность в переключении артикуляционных движений;

 

• стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;

 

• наличие просодических нарушений.

 

В ряде случаев для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают функциональные пробы:

 

Проба 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом. Проба является положительной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.

 

Проба 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.

 

Диагноз ставится совместно врачом и логопедом. Важно правильно описать речевые и неречевые проявления дизартрии, отметить особенности общего речевого развития, определить уровень речевого развития, а также дать качественную характеристику структуры дефекта, отметив, является ли у ребенка дефект только фонетическим или фонетико-фонематическим.

Информация о работе Диагностика речи