Диагностика психологической готовности ребёнка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:14, отчет по практике

Краткое описание

Целью производственной практики является реализация основных направлений деятельности психолога: грамотно пользоваться психодиагностическим инструментарием; проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой данного учреждения; выработка практических навыков обработки и интерпретации результатов методик, применяемых в работе психолога.
Поставленная на период практики цель достигается решением задач:
ознакомиться с особенностями работы психолога;
знакомство с методами психодиагностики, используемыми в практической деятельности психолога, работающего в данном учреждении;
активно участвовать в процедуре психологической работы: диагностике психического развития ребенка, выработке умения подбора методик, оформления заключения по результатам психологической диагностики, развитие умений по написанию заключений, оформлению документации, составление коррекционных программ по выявленной проблеме, планирование и участие в осуществлении дальнейшей психологической работы;
формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, активное освоение профессиональной этики;
активное участие в осуществлении других видов деятельности психолога данного учреждения в соответствии со спецификой учреждения и согласно календарному плану работы психолога.

Оглавление

Введение
Отчет по практике
Заключение
Приложение

Файлы: 1 файл

Диагностика психологической готовности ребенка к школе.docx

— 771.22 Кб (Скачать)

1) ребенку  предлагается образец геометрического  узора, выполненный на бумаге  в клетку; ребенка просят воспроизвести  предложенный образец и самостоятельно  продолжить точно такой же  рисунок 

2) аналогичная  работа предлагается для выполнения  на слух, когда взрослый диктует  последовательность действий с  указанием числа клеточек и  их направления (вправо влево,  вверх - вниз)

При недостаточном  запасе знаний очень важно стимулировать  интерес ребенка к окружающему, фиксировать его внимание на том, что он видит на прогулке, во время  экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих представлениях, такие  рассказы необходимо заинтересованно  выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараться получать более  подробный и развернутый рассказ. Родителям мы советуем почаще читать ребенку детские книги, водить в  кино, обсуждать с ним прочитанное  и увиденное.

При несформированности положительного отношения к школе  необходимо уделить ребенку как  можно больше внимания. Общение с  ним должно строиться не в школьной, а в дошкольной форме. Оно должно быть непосредственным, эмоциональным. От такого ученика нельзя строго требовать  соблюдения правил школьной жизни, нельзя ругать и наказывать его за их нарушения. Это может привести к проявлению стойкого отрицательного отношения  к школе, учителю, учению. Необходимо дождаться пока ребенок сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному  осознанию своего положения и  вытекающих из него требований к поведению.

- Для  повышения уровня развития мышления  и речи очень большое значение  имеет участие ребенка в коллективных  играх во внеурочное время.  Нужно чаще поручать ему выполнение  ролей, требующих принятие каких-либо  решений, активного речевого общения  с другими детьми.

- Не надо  стараться "натренировать"  ребенка на выполнение в понимание  заданий типа тех, которые приведены  в методиках. Это даст лишь  видимость успеха, а при столкновении  с любым новым для него заданием  он окажется также бесполноценным, как раньше.

- При  "низком" уровне развития мышления  и речи необходимо с самого  начала обучения дополнительные  индивидуальные задания, направленные  на более полное усвоение учебной  программы. В дальнейшем ликвидировать  образовавшиеся пробелы будет  труднее. Полезно увеличить объем  пропедевтических знаний (особенно по математике). При этом не нужно торопиться с выработкой навыков: работать над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.

- Недостаточный  уровень развития образных представлений  - одна из частых причин трудностей  в учебе не только 6-7 летний  детей, но и значительно позже  (вплоть до старших классов). Вместе  с тем, период их наиболее  интенсивного формирования приходится  на дошкольный и начало младшего  школьного возраста.

Поэтому, если у ребенка, поступающего в школу, имеются недостатки в этой области, то их надо постараться как можно  скорее компенсировать.

- Для  развития образных представлений  чрезвычайно большое значение  имеет изобразительная и конструктивная  деятельность. Нужно во внеурочное  время стимулировать занятия  рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием  из строительного материала и  различных конструкций. Полезно  давать аналогичные домашние  задания: нарисовать картинку, собрать  простую модель для конструктора  и т.п. В подборе заданий  можно опираться на "Программу  воспитания в детском саду".

- Очень  важно привить ребенку веру  в свои силы, не допустить возникновения  заниженной самооценки. Для этого  надо почаще хвалить его, не  в коем случае не ругать  за допущенные ошибки, а только  показывать как их исправить,  чтобы улучшить результат.

- При  недостаточном уровне развития  мелких движений полезны те  же виды деятельности, что и  для развития образных представлений  (изобразительная, конструктивная). Можно нанизывать бусы, застегивать  и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки (эти действия охотно совершаются  детьми в процессе игры с  куклой: ее раздеванием перед  "укладыванием спать", одеванием  для "прогулки" и т.п.)

- Для  развития крупных движений важно  добиваться повышения двигательной  активности. Не нужно привлекать  ребенка к участию в спортивных соревнованиях - неудачи могут окончательно отпугнуть его от физкультуры. В этом случае гораздо полезнее занятия не содержащие соревновательных элементов: физкультурная зарядка, шуточные игры типа "Каравай", "Баба сеяла горох" и т.п. Родителям следует почаще играть с ребенком в мяч, вместе кататься на лыжах и т.п. Очень полезны занятия плаванием.

 

Приложение 12

 

Общие результаты диагностики готовности к школе детей

подготовительной  группы МДОУ «Детский сад комбинированного вида №142

 

  • очень высокий результат готовности к школьному обучению получил 1 ребенок - у нее выявился очень высокий уровень памяти, высокий уровень фонематического слуха, высокий уровень эмоций.
  • половина детей подготовительной группы имеет высокий уровень готовности к обучению в школе.
  • 35 % детей подготовительной группы имеют средний уровень готовности к школе.
  • низкий уровень готовности к школьному обучению имеют два человека (10 %) имеют.

Родителям этих двух детей мы посоветовали отложить поступление в школу на один год. За этот год дети окрепнут физически, а педагоги, воспитатели, будут заниматься с ними, психолог возьмет их под  свой контроль.

Результаты исследований исследования

сформированности общих  представлений и умений по методике Керна-Ирасека (извлечение)

Цели: определение  сформированности общих представлений  как степени подготовленности к школьному обучению и прогнозированию школьной успеваемости; выявление уровня развития тонкой моторики рук, зрительно-двигательной координации, общего интеллектуального развития, усидчивости.

Оборудование: тест-задание, ручка или карандаш.

Инструкция  обследуемому: сейчас ты будешь выполнять  несколько заданий, постарайся сделать  все аккуратно и внимательно.

Процедура обследования: на бланке дается возможность  самостоятельного рисования и образец 2-х заданий:

6.1. Рисование  фигуры человека.

6.2. Срисовывание  типичных букв.

6.3. Срисовывание  группы точек:

Результат каждого задания  оценивается по пятибалльной системе (1 - высший бал; 5 - низший бал), а затем  вычисляется суммированный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже среднего. Детей, которые  получили от 12 – 15 балов необходимо дополнительно обследовать.

 

Протокол  обследования

Фамилия, имя

Уровень выполнения знания .....................

Возраст

 

Детское учреждение

 

Группа

 

Дата

 

 

Испытуемый 1

Первое задание выполнено  очень примитивно и заслуживает  оценки в 5 баллов. За второе задание  можно поставить 2 балла т.к. образец  скопирован разборчиво но с небольшими погрешностями. И третье задание  почти совершенное подражание образцу. Единственной погрешностью это не которое уменьшение пространства между точками, но это допустимо. Итого испытуемым набрано 8 баллов, что соответствует среднему результату.

Вывод: ребенок хорошо ориентируется  на образцы, у него сформулировано умение копировать его. Можно говорить о  развитие произвольного внимания, сенсомоторной  координации. По результатом можно  сделать вывод, что ребенок готов  к школьному обучению.

Испытуемый 2

За выполнение теста школьной зрелости в сумме можно поставить 6 баллов. Результат выше среднего. Первое задание. Рисунок мужской фигуры можно оценить 3 балами. На рисунке  изображены голова, туловище, шея, конечности, волосы, но отсутствуют ступни ног  и на руках по 3 пальца. Второе задание. Подражание письменными буквами  – 2 бала т.к. буквы достигают двойной  величины. Третье задание. Срисовывание группы точек – 1 балл т.к. почти совершенное  подражание образцу.

Вывод: можно говорить о  психологической готовности ребенка  к школьному обучению. Испытуемая хорошо может воспроизводить образец, развита тонкая моторика руки и координация  зрения. Все это характеризует  произвольность психологической деятельности.

Испытуемый 3

По результатам испытуемая набрала – 5 балов. Задание 1 – 1 балл т.к. нарисованная фигура имеет голову, туловище, конечности. Голова с туловищем  соединены посредством линии. Но голова имеется волосы, имеются уши, на лице – глаза, нос, рот. Руки закончены  кистью с пятью пальцами. Использована мужская одежда. Задание 2. – 2 балла. Буквы скопированы разборчиво, но их размер не соблюден. Задание 3. – 2 балла  Наблюдается небольшое отклонение точек.

Вывод: У ребенка хорошо развита интеллектуальная сфера, тонкая моторика руки и координация зрения т.е. умения необходимые в школе. Девочка хорошо воспроизводит образец. Ребенок работает сосредоточено, не отвлекаясь. Все это позволяет  говорить о готовности к школе.


Информация о работе Диагностика психологической готовности ребёнка к школе