Диагностика психологической готовности ребёнка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:14, отчет по практике

Краткое описание

Целью производственной практики является реализация основных направлений деятельности психолога: грамотно пользоваться психодиагностическим инструментарием; проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой данного учреждения; выработка практических навыков обработки и интерпретации результатов методик, применяемых в работе психолога.
Поставленная на период практики цель достигается решением задач:
ознакомиться с особенностями работы психолога;
знакомство с методами психодиагностики, используемыми в практической деятельности психолога, работающего в данном учреждении;
активно участвовать в процедуре психологической работы: диагностике психического развития ребенка, выработке умения подбора методик, оформления заключения по результатам психологической диагностики, развитие умений по написанию заключений, оформлению документации, составление коррекционных программ по выявленной проблеме, планирование и участие в осуществлении дальнейшей психологической работы;
формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, активное освоение профессиональной этики;
активное участие в осуществлении других видов деятельности психолога данного учреждения в соответствии со спецификой учреждения и согласно календарному плану работы психолога.

Оглавление

Введение
Отчет по практике
Заключение
Приложение

Файлы: 1 файл

Диагностика психологической готовности ребенка к школе.docx

— 771.22 Кб (Скачать)

Для оценки слухоречевой памяти был выбран и использовался тест (приложение 7), который состоит из пяти списков по 10 слов в каждом: в первом — только существительные, во втором — прилагательные, в третьем списке — глаголы, в четвертом чередуются вышеуказанные части речи, в пятом — бессмысленные псевдослова, предполагающие опору на механическую память. Процедура проведения диагностики основывается на поочередном предъявлении ребенку для запоминания пяти серий слов, начиная с первой группы. Порядок предъявления серий ребенку постоянен: существительные, прилагательные, глаголы, смешанная серия и псевдослова.

Оценка  произвольного внимания. Механизмы произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте сформированы еще не полностью, поэтому дети одного возраста характеризуются довольно существенными отличиями в его функционировании. Произвольное внимание принято оценивать по результатам выполнения какого-либо понятного и доступного задания. Чаще всего для этого используют одно из заданий тестов Д.Векслера - так называемую корректурную пробу, или, как ее еще называют, шифровку (приложение 8).

Диагностика развития вербального интеллекта. Для  оценки вербального интеллекта применяется  «игра в слова» (приложение 9).

Диагностика эмоционально-мотивационной готовности. Существенной стороной подготовки старших дошкольников к освоению учебной деятельности является формирование у ребенка желания учиться в школе и связанной с ним готовности принять на себя роль ученика. Центральным элементом чего является выраженная учебная мотивация и ее преобладание над игровой. В связи с этим существенно оценить выраженность той и другой для того, чтобы можно было бы компенсировать в оставшееся перед поступлением в школу время дефицит учебной мотивации. Для этого проводим оценку игровой и учебной мотивации с помощью рисуночной методики Д.В. Солдатова (приложение 10).

Следует заметить, что произвольность поведения, без которых невозможно эффективное  освоение учебной деятельности, может  сформироваться на основе относительно высокой эмоциональной стабильности. В связи с этим, существенной задачей в системе оценки готовности ребенка к обучению в школе, является определение устойчивости к эмоциональным влияниям интеллектуальной деятельности. Для ее оценки предлагается модель речевой деятельности, состоящая из трех серий идентичных заданий, две из которых выполняются на фоне эмоционального подкрепления.

В качестве диагностики интеллектуальной деятельности использовался направленный ассоциативный эксперимент с ответной реакцией в виде антонима (список слов для каждой серии более длинный и включает 60 слов, хорошо знакомых детям).

Затем по результатам комплексной диагностики:

  • формулируется психодиагностическое заключение и прогноз успешности школьного обучения,
  • заполняется психолого-педагогическая характеристика ребенка,
  • строится индивидуальный профиль готовности,
  • определяется индивидуальный индекс готовности к обучению в школе.

По результатам  диагностирования необходимо проведение психокоррекционной работы, после чего будет проведено дополнительное обследование детей, результаты которых позволят сделать вывод, кто из детей после проведения коррекционной работы полностью готов к школе, а кому рекомендовано остаться ещё на один год в детском саду для дальнейших индивидуальных занятий с психологом.

Родителям также были предложены методические рекомендации, направленные на развитие памяти, мышления, речи, произвольной сферы и внимания. Наша задача не в том, чтобы удалить, устранить нежелательные недостатки, а в том, чтобы выявить и устранить их причину. Корректировать надо не следствие, а причину - это главный принцип, который должен регулировать практическую работу с ребенком (Приложение 11).

 

Заключение

 

Основным направлением деятельности психолога детского учреждения являются проведение психологической диагностики  на определение психологической  готовности к школе. Ведущий акцент в работе делается на выборе психологических  средств диагностики.

Диагностика дошкольников имеет большое  значение. Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению с целью проведения с ними развивающей  работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации, поскольку плохо подготовленный к обучению ребенок уже в первом классе начинает отставать от сверстников.

Выбор конкретных методик диагностического исследования в период прохождения практики, осуществлялся под руководством психолога МДОУ и зависел от темы практического задания, а именно диагностика психологической готовности ребенка к школе.

Была  использована комплексная программа  диагностики детей дошкольного  возраста к школьному обучению. С помощью методов диагностики было доказано, что своевременная диагностика позволяет выявить те показатели психологической готовности к обучению в школе, которые необходимо учитывать в педагогическом процессе и развивать, создавая для этого необходимые условия.

Значение  имеет не только выбор метода исследования, но и качественная характеристика полученных данных, которая будет определять ход и результаты диагностической  и коррекционной работы. Особенно важно, чтобы педагог мог квалифицировано  провести все мероприятия и в  полной мере владел методами и приёмами обследования. Непрофессионализм может  привести к неправильным выводам  и нанести вред ребёнку.

Педагог-психолог должен не только квалифицировано обследовать  детей, но и наметить пути коррекции. На основании полученных результатов возникла необходимость в создании коррекционно-развивающих мероприятий для детей, имеющих по результатам диагностики средний и низкий уровень развития для повышения уровня готовности к школьному обучению.

Кроме того, в течение всей практики принимала  участие в плановой работе психолога, выполняла функции психолога  по разным направлениям деятельности.

Работая по программе практики, я пришла к выводам:

- во-первых, обследование детей необходимо  для школы и для детей, для  их успешного обучения;

- во-вторых, обследование детей необходимо  начинать раньше, тогда эта работа  будет более эффективной, потому  что, мало констатировать неготовность  ребенка к обучению в школе,  необходимо еще брать на учет  и в течение года наблюдать и контролировать его развитие.

 

Приложение 1

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МДОУ

«Детскийсад комбинированного вида №142»

Попова Т.А.

 « » 20 г


 

Должностная инструкция педагогу-психологу муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №142

 

1. Общие  положения.

1.1.Педагог-психолог  муниципального дошкольного образовательного  учреждения «Детский сад комбинированного  вида № 142 (далее по тексту МДОУ) относится к категории специалистов, принимается на должность и увольняется приказом заведующего МДОУ.

  1. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее среднее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специализацией «Психология» или высшее профессиональное (психологическое) образование.
  2. Педагог-психолог подчиняется непосредственно заведующему МДОУ.

1.4.Педагогу-психологу  непосредственно подчиняются педагоги  детского сада по вопросам  психологической поддержки воспитанников.

1.5.В своей  деятельности педагог-психолог руководствуется

  • Конституцией РФ;
  • Законом РФ «Об образовании»;
  • Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;
  • Семейным кодексом РФ;
  • Концепцией модернизации российского образования ;
  • приказами, инструкциями и другими нормативными документами органов управления образования всех уровней;
  • нормативными документами и методическими рекомендациями по вопросам профессиональной практической деятельности;
  • программно-методической литературой по работе с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

-Правилами  и нормами охраны труда, техники  безопасности и противопожарной  защиты;

  • Уставом и локальными правовыми актами МДОУ;
  • Правилами внутреннего трудового распорядка МДОУ;
  • распоряжениями заведующего МДОУ;
  • трудовым договором;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.6.Педагог-психолог  должен знать:

-Конвенцию  ООН о правах ребенка;

-общую  психологию, педагогическую психологию, психологию личности и дифференциальную  психологию, детскую и возрастную  психологию, патопсихологию, психосоматику,  психодиагностику, психопрофилактику;

-дошкольную  педагогику;

  • основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, психологии труда, психологического консультирования;
  • современные методы и приемы по оказанию различных видов психологической помощи;
  • методы активного обучения, социально-психологического тренинга;
  • базисную программу воспитания дошкольников;
  • нормативные документы в рамках компетенции;
  • Инструкцию по охране жизни и здоровья детей;
  • основы дошкольной педагогики, возрастной психологии, физиологии и гигиены;
  • методы диагностики познавательного и личностного развития детей;
  • основы доврачебной медицинской помощи;

-образовательные  программы и авторские технологии  дошкольного воспитания;

-культуру  труда и служебную этику;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

1.7. Педагог-психолог  обязан соблюдать Конвенцию ООН  о защите прав детей.

2.Функции.

На педагога-психолога  возлагаются функции:

2.1.Осуществление  деятельности по обеспечению  психологического, соматического и  социального благополучия воспитанников  ходе непрерывного воспитательно-образовательного  процесса, осуществляемого в дошкольном учреждении.

2.2.Изучение  психолого-медико-педагогических особенностей  личности воспитанника и ее  микросреды, условий жизни.

2.3.Формирование  психологической культуры воспитанников,  их родителей (законных представителей), педагогических сотрудников.

  1. Проведение психологической диагностики различного профиля и предназначения.
  2. Контроль за психическим развитием воспитанников, определение факторов, препятствующих развитию личности воспитанников, и принятие мер по оказанию им психокоррекционной и консультативной психологической помощи.

2.5. Содействие  охране прав личности в соответствии  с Конвенцией ООН о защите  прав ребенка.

2.6.Установление  сотрудничества с органами психолого-медико-педагогической  поддержки.

3.Должностные  обязанности.

Для выполнения возложенных на него функций педагог-психолог обязан:

3.1 Проводить:

-индивидуальную  и групповую психологическую  диагностику различного профиля  и предназначения в соответствии  с запросом;

-наблюдение  за характером взаимоотношений  детей в группах и определять  особенности их развития;

-анализ  работы педагогов в группе  и оказание помощи при затруднениях, связанных с особенностями индивидуального  развития отдельных детей;

-индивидуальную  работу с детьми в процессе  их адаптации к детскому саду;

-индивидуальную  и групповую диагностику с  детьми с целью определения  их готовности к обучению в  школе;

-психологическое  обследование ребенка при переходе  в новую возрастную категорию  с целью определения динамики  его психического развития;

Информация о работе Диагностика психологической готовности ребёнка к школе