Диагностика психологической готовности ребёнка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:14, отчет по практике

Краткое описание

Целью производственной практики является реализация основных направлений деятельности психолога: грамотно пользоваться психодиагностическим инструментарием; проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой данного учреждения; выработка практических навыков обработки и интерпретации результатов методик, применяемых в работе психолога.
Поставленная на период практики цель достигается решением задач:
ознакомиться с особенностями работы психолога;
знакомство с методами психодиагностики, используемыми в практической деятельности психолога, работающего в данном учреждении;
активно участвовать в процедуре психологической работы: диагностике психического развития ребенка, выработке умения подбора методик, оформления заключения по результатам психологической диагностики, развитие умений по написанию заключений, оформлению документации, составление коррекционных программ по выявленной проблеме, планирование и участие в осуществлении дальнейшей психологической работы;
формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, активное освоение профессиональной этики;
активное участие в осуществлении других видов деятельности психолога данного учреждения в соответствии со спецификой учреждения и согласно календарному плану работы психолога.

Оглавление

Введение
Отчет по практике
Заключение
Приложение

Файлы: 1 файл

Диагностика психологической готовности ребенка к школе.docx

— 771.22 Кб (Скачать)

3.5. Дополнительные средства для дизайна интерьера.

  • Цветные сменные перегородки помещения.
  • Цветы.
  • Клетка для птиц.
  • Аквариум.

График  работы кабинета обеспечивает возможность  проведения консультаций и занятий  в любое удобное для детей, родителей и воспитателей время.

 

 

Приложение 4

 

Рабочие зоны детского психолога

 

Первая  зона - пространство взаимодействия с  детьми

Мебель и оборудование

Детский столик, 2-3 детских стульчика. Мягкий диван либо кресло (малогабаритные). Мягкий ковер. Видео и магнитофоны. Кассеты с разнохарактерными  видео и музыкальными произведениями.

Стимульный материал

Стимульный материал к диагностико-коррекционными методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией.

Технический материал

Цветная бумага, ножницы, простые и  цветные карандаши, фломастеры, ластики. Картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные  краски, альбомные листы различного формата.

Вспомогательный материал.

Набор объемных геометрический форм (куб, цилиндр, призма, конус). Набор плоскостных  мозаик их картона и пластмассы. Мелкодетальный конструктор типа «Лего». Несколько атрибутов сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Семья») и предметов – заместителей. Простые детские музыкальные инструменты. 2-3 яркие игрушки по принципу половой дифференциации (кукла, машина), 2-3 мяча разного размера и фактуры (надувной, набивной, резиновый), скакалка. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные). Детские книги, книги-раскраски, детские комиксы, журналы.


 

Вторая  зона психологического кабинета - пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги)

 

Мебель  и оборудование

Мягкий  диван или кресло (малогабаритные).

Стимульный  материал

Стимульный  материал к диагностико-коррекционным  методикам и тестам.

Вспомогательный материал

Распечатки  с играми и упражнениями для занятий  с детьми в домашних условиях. Литература по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, а  также по вопросам семейных и супружеских  взаимоотношений. Литература по проблемам  познавательного, личностно-эмоционального развития дошкольников, вопросам детской  компетенции, школьной готовности, адаптации  к социальным условиям. Информационные материалы о смежных специалистах (психоневролог, психиатр, логопед) и  специализированных детских учреждений (центры, консультации, больницы, поликлиники)


 

Третья  зона обеспечивается средствами интерпретационной  и организационно-планирующей деятельностей  психолога

 

Мебель  и оборудование

Письменный  стол с закрывающимся на ключ отделением, стул. Компьютерный комплекс.

Технический материал

Писчая  бумага стандартного формата. Средства для обеспечения компьютера

Вспомогательный материал

Нормативная документация. Специальная документация. Организационно-методическая документация. Литература и периодические печатные издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности

Интерпретационный материал

Программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно-диагностической  деятельности.


 

 

Приложение 5

 

Функциональные зоны кабинета психолога  детского сада

 

Зона консультативной работы оформлена  комфортно и уютно, располагая к  длительному доверительному общению. Здесь мягкие кресла, столик, литература для посетителей (родителей, педагогов), искусственное освещение (бра).

Вспомогательный материал: распечатки с играми и упражнениями для занятий  с детьми в домашних условиях; литература (или картотека) по проблемам возрастного  развития детей, особенностям их поведения, познавательного и эмоционально-личностного  развития дошкольников, по вопросам школьной готовности и т.д.

Зона игровой терапии имеет  особое значение. К ней предъявляются  требования, направленные на устранение возможного напряжения ребенка при  контакте с психологом. Обязательными  здесь являются мягкое покрытие пола, наличие игрового сюжета в оформлении зоны, игрушки, детские поделки. Поскольку  дети наиболее легко могут выразить свои чувства посредством игры, очень  важны игрушки и материалы, используемые для игровой терапии. Рекомендуется  подбирать их по трем направлениям: игрушки из реальной жизни, игрушки, помогающие отреагировать отрицательные  эмоции, игрушки для творческого  самовыражения ребенка.

Игрушки из реальной жизни: кукольная  семья, кукольный домик, кукольная  мебель, машина, грузовик, лодка, касса.

Игрушки, помогающие отреагировать  отрицательные эмоции: игрушечные солдатики, резиновый крокодил, ружья и резиновый  нож, мишень с дротиками для метания, наручники.

Игрушки для творческого самовыражения: песок, вода, кубики, конструкторы, карандаши, акварель и бумага, лоскутки.

Яркое цветовое решение зоны игровой  терапии в стиле детского пространства.

Зона релаксации и психического расслабления помогает снимать усталость, располагать к отдыху и расслаблению. При ее оформлении использовались спокойные  тона, ненавязчивое искусственное освещение, мягкую мебель. Обязательные элементы: фитодизайн, водопады и фонтанчики, музыкальное сопровождение включает записи природных шумов и звуков, классическую музыку в негромком  фоновом звучании.

Зона развивающих занятий должна стимулировать психическую активность детей - здесь расположены столы  для занятий, доска, ТСО.

Зона недирективной терапии  предназначена для решения задач  релаксации, отреагирования семейных и внутренних конфликтов, выражения  и отработки новых эмоциональных  состояний ребенка. Здесь разместили «Центр воды и песка». Песок и  вода наиболее часто используются ребенком в качестве игровой среды. «Центр»  представляет собой большой ящик, разделенный на 3 части. В одну часть  вставлена емкость для воды, в  другую насыпан песок, а третья часть  разделена пополам: в одном отделении  находятся природные материалы (камушки, галька, ракушки) и водоплавающие  игрушки, а в другом — игрушки  для игры с песком (лопатки, грабли, формочки для песка, ведерки). Не существует правильного или неправильного способа игры с песком или водой, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе, а песок и вода могут по его желанию превратиться во что угодно.

В этой же зоне мы выделили место для  «боксерской груши». Стены и пол  обшили мягким покрытием. Размер и вес  груши подбирали соответственно возрасту детей. Детям очень нравится снимать агрессию в этом уголке.

Зона организационно-планирующей  деятельности психолога помогает специалисту  организовать свою профессиональную деятельность. Необходимыми здесь являются письменный стол, материалы и средства для  работы (бумага, ручки, карандаши и  т.д.). Материал содержит:

1) нормативную документацию: Закон  РФ об образовании, Конвенция  ООН о правах ребенка, положение  о психологической службе в  системе образования, положение  о практическом психологе, квалификационная  характеристика практического психолога  образования, положение об аттестации  психолога образования с соответствующим  приложением;

2) специальную документацию: психологические  заключения, коррекционные карты,  выписки, психологические характеристики, протоколы диагностических обследований, карты развития;

3) организационно-методическую документацию: хронометраж рабочего времени  педагога-психолога в ДОУ, график  работы, годовой план работы, план  работы на месяц, журнал и  бланки психологических запросов, отчет о проделанной работе (по  итогам года), литература и периодические  издания по повышению научно-теоретического  уровня и профессиональной компетентности, картотека тестов, диагностические  методики и программы обработки  и анализа данных, полученных  в результате коррекционно-диагностической  деятельности, игры на развитие  психических процессов и общение. 

Общая схема кабинета психолога

 

Приложение 6

 

Тест  Керна – Ирасека

 

Определение степени "школьной зрелости" по тесту  Керна - Ирасека может проводиться  индивидуально или в группе из 10-15 детей. Ребенку (или группе детей) дается чистый лист нелинованной бумаги. В правом верхнем углу листа исследователь  указывает имя, фамилию, возраст  ребенка и дату исследования. Под  рабочий лист подкладывается лист плотной  бумаги. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково  удобно взять его правой и левой  рукой.

Во время  выполнения детьми все трех заданий  обращайте внимание на то, какой  рукой работает ребенок, вертится ли он, роняет ли карандаш и ищет его  под столом, начал ли рисовать не в том месте, где вы ему указали  или просто обводит контур образца, желает ли убедиться, что рисует красиво. Это даст возможность понять, какие  трудностями вам и ему предстоят  с началом учебы.

Тест  состоит из трех заданий:

1) нарисовать  человека;

2) срисовать  короткую фразу из трех слов "Он ел суп";

3) срисовать  группу точек.

Лицевая сторона листа отводится для выполнения 1-го задания.

Современные исследования доказали связь изобразительной  деятельности детей и общего уровня их психического развития. Существует следующая закономерность: с возрастом  ребенка, его рисунок обогащается  новыми деталями. Если в 3,5 года малыш  рисует вместо человечков “головоножек”, то к 7 годам, как правило, у изображенного  человека уже вырисовываются практически  все части тела.

К нему дается следующая инструкция; "Здесь (каждому  показывается, где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю) так, как умеешь". Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка запрещаются. На любой встречный вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Если ребенок не может начать работу, тогда разрешается его подбодрить следующим образом: "Видишь, как хорошо ты начал. Рисуй дальше". На вопрос, можно ли рисовать "тетю", необходимо объяснить, что все дети рисуют "дядю", поэтому и он должен рисовать "дядю". Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему ее дорисовать, а затем попросить, чтобы он нарисовал рядом мужскую фигуру.

После того как ребенок закончит рисунок, рабочий  лист переворачивается. Обратная сторона  его делится горизонтальной линией примерно пополам (это можно сделать  заранее).

Следующие два задания характеризуют ребенка  со стороны общего психического уровня, развития тонкой моторики рук, координации  зрения и движений, умения выполнять  работу по заданному образцу; выявляют степень развития силы воли.

Для выполнения 2-го задания необходимо приготовить 5-10 карточек (размеры примерно 7-8 см на 13-14 см), на которых пишется рукописная фраза (вертикальный размер буквы - 1 см, заглавной - 1,5 см):

Он ел суп

Карточка  с фразой кладется перед ребенком чуть выше рабочего листа. Задание формулируется  следующим образом: "Посмотри, здесь  что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это перерисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать, где) напиши так же". Если кто-нибудь из детей не рассчитает длину строки и третье слово у него не будет  помещаться па строке, нужно ребенку  подсказать, что его можно написать ниже или выше.

После выполнения ребенком 2-го задания первая карточка у него забирается и на ее место  кладется вторая, указанного выше размера, для выполнения 3-го задания. На карточке изображена группа точек; расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм, острый угол пятиугольника, образованного точками, направлен вниз.

К 3-му заданию  дается следующая инструкция: "Здесь  нарисованы точки. Попробуй сам (сама) нарисовать такие же в нижней части  листа" показать, где).

Оценка  результата.

Каждое  задание оценивается баллами  от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая  оценка). Примерные критерии оценки каждого задания по пятибалльной системе показаны на рис. 3, 4 и 5.

 

 

 

 

 

 

Примерные критерии оценки задания 1 (рисунок человека).

1 балл  — у нарисованной фигуры должны  быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет  шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны  быть волосы (возможна шапка или  шляпа), уши; на лице — глаза,  нос, рог. Верхние конечности  заканчиваются рукой с пятью  пальцами. Признаки мужской одежды.

2 балла  — выполнение всех требований, как при оценке в 1 балл. Возможны  три отсутствующие части: шея,  волосы, один палец руки, но не  должна отсутствовать какая-нибудь  часть лица.

3 балла  — у фигуры на рисунке должны  быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы  двумя линиями. Отсутствуют шея,  уши, волосы, одежда, пальцы на  руках.

Информация о работе Диагностика психологической готовности ребёнка к школе