Диагностика психологической готовности ребёнка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:14, отчет по практике

Краткое описание

Целью производственной практики является реализация основных направлений деятельности психолога: грамотно пользоваться психодиагностическим инструментарием; проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой данного учреждения; выработка практических навыков обработки и интерпретации результатов методик, применяемых в работе психолога.
Поставленная на период практики цель достигается решением задач:
ознакомиться с особенностями работы психолога;
знакомство с методами психодиагностики, используемыми в практической деятельности психолога, работающего в данном учреждении;
активно участвовать в процедуре психологической работы: диагностике психического развития ребенка, выработке умения подбора методик, оформления заключения по результатам психологической диагностики, развитие умений по написанию заключений, оформлению документации, составление коррекционных программ по выявленной проблеме, планирование и участие в осуществлении дальнейшей психологической работы;
формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, активное освоение профессиональной этики;
активное участие в осуществлении других видов деятельности психолога данного учреждения в соответствии со спецификой учреждения и согласно календарному плану работы психолога.

Оглавление

Введение
Отчет по практике
Заключение
Приложение

Файлы: 1 файл

Диагностика психологической готовности ребенка к школе.docx

— 771.22 Кб (Скачать)

Хорошо  обученные старшие дошкольники  характеризуются высокими и относительно высокими значениями КВИ, которые находятся  в диапазоне значений от 74% до 92%. Если величина показателя коэффициента вербального интеллекта значительно  ниже, чем 74% (например он равен 60%), имеет  смысл регулярно проводить речевые  игры с ребенком, объясняя ему значения отдельных слов, помогая использовать их в построении отдельных высказываний. Возможно, причина относительно низкого  качества выполнения теста кроется  в незнании ребенком значения предъявленных  слов. Установлено, что занятия с  ребенком словесным развитием в  течение полугода улучшает показатели теста на 15-20%.

 

 

Приложение 10

 

Оценка  мотивационной готовности (тест Д. В. Солдатова)

 

 

 

Стимульный  материал данного теста представляет собой комплект из 9 карточек с сюжетными  рисунками: 3 карточки с сюжетами обучения, 3 карточки с сюжетами трудовых действий и 3 карточки с игровыми сюжетами.

Процедура тестирования. Положите перед ребенком все карточки в три ряда, но так, чтобы в каждом ряду оказались изображения всех трех видов сюжетов. Предложите ему следующее задание: «Посмотри, пожалуйста, на эти картинки и выбери ту, где нарисовано занятие, которым ты хотел бы сейчас заниматься». Выбранная картинка откладывается в сторону, а ребенку предлагается сделать выбор из оставшихся еще два раза. Таким образом определяются предпочтительные виды деятельности, к которым ваш ребенок мотивационно готов.

После этого  инструкция меняется. Перед ребенком лежат уже не девять, а шесть  оставшихся карточек. Предложите ребенку  выбрать среди них те изображения, где нарисовано то, чем ребенок  не хочет заниматься: «А теперь покажи мне то, чем бы ты совсем не хотел  заниматься». Выбранная карточка откладывается, а ребенку предлагается сделать  такой же выбор еще два раза. Подобный отрицательный выбор определяет те виды деятельности, которые вашего ребенка в настоящее время  не интересуют. В заключение из оставшихся трех изображений детских действий предложите своему ребенку выбрать  одно с предпочтительным видом деятельности, а затем одно — с отрицаемым видом деятельности.

В конце  всей процедуры карточки должны быть разложены на три группы: в первой группе — четыре с предпочитаемыми  видами деятельности, во второй группе — четыре с отрицаемыми видами деятельности и в третьей —  одна, оставшаяся не выбранной.

Обработка результатов. Количественной обработке — суммарному подсчету — подлежат карточки с изображениями предпочитаемых видов деятельности. Так, каждая карточка с сюжетом учебной деятельности оценивается в 2 балла, каждая карточка с изображением трудовой деятельности — в 1 балл и, наконец, игровой — 0 баллов. Таким образом, максимально возможное число баллов равно 7, а минимальное, которое ребенок теоретически может набрать, равно 0 баллов.

Опираясь  на результаты многочисленных исследований, принятым критерием хорошей мотивационной  готовности к учебной деятельности считается сумма, равная 4—5 баллам. Если количество баллов превышает этот критический рубеж, то ваш ребенок имеет вполне сформированную готовность к обучению в школе. В случае сниженной готовности — когда сумма баллов попадает в диапазон от 1 до 3 — от ребенка в первые же месяцы школьной жизни можно ожидать проявления нежелания ходить в школу, учиться на уроках. При возникновении подобной ситуации вам необходимо активизировать усилия по формированию произвольности поведения ребенка и улучшения его работоспособности, а также заранее познакомить его (читать соответствующую художественную литературу, рассказывать, объяснять) со спецификой школьной жизни и значением обучения в школе для дальнейшей его жизни.

 

Приложение 11

 

Психокоррекционные  мероприятия для детей, имеющих  средний и низкий уровень развития

 

Развитие  памяти.

Специалисты различают кратковременную и  долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера  запоминания материала: моторную, зрительную, вербальную и логическую. Однако выделить их в чистом виде довольно сложно и  возможно только в искусственных  условиях, т.к. в реальной деятельности, в том числе и в учебной, они выступают в единстве или  в определенных сочетаниях, например: для развития зрительно-моторной и зрительной памяти необходимо организовать работу ребенка по образцу, которую следует осуществлять по следующим этапам: сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца постепенно сокращается по 15-20 секунд, в зависимости от сложности предлагаемой работы, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец. Эти виды упражнений целесообразно проводить на таких видах деятельности: рисование, лепка, списывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам. Кроме того, дети всегда с удовольствием выполняют задания следующего типа: им предъявляется на определенное время какая-либо сюжетная картинка, содержание которой они должны детально изучить и потом воспроизвести по памяти. Затем предъявляется похожая картинка , в которой не достает каких-либо деталей или напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должны уловить дети.

Для развития вербально-моторной памяти целесообразно  использовать упражнения, приведенные  выше для зрительно-моторной памяти, с применением вместо наглядного образца словесного описания или  инструкции предлагаемой деятельности. Например, Вы просите ребенка выполнить  с помощью конструктора предложенное задание без обращения к образцу, а по памяти: воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и  т.д.

Для развития логической памяти рекомендуется использовать следующие задания и упражнения:

Вы читаете  ребенку набор слов (10-15), которые  можно разбить на группы по различным  признакам (посуда, одежда, животные и  т.д.), а затем попросить назвать  слова, которые он запомнил.

Характер  воспроизведения будет свидетельствовать  о том, насколько сформированы у  ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти.

Усложняя  задание, можно предложить детям  для запоминания какой-либо рассказ  с четко выделенными смысловыми блоками.

Как уже  отмечалось выше, для детей 6-7 лет  более естественно запоминание  такого материала, который включен  в игровую деятельность. Поэтому, работая с предложенными выше заданиями, желательно использовать игровые  приемы, например включая сюжетные игры про разведчиков, космонавтов, бизнесменов и др.

Развитие  мышления.

К моменту  поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое  является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно-образного, составляющего основу успешного  обучения в начальной школе. Кроме  того, у детей этого возраста должны существовать элементы логического  мышления. Таким образом, на этом возрастном этапе у ребенка развиваются  разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной  программой.

Для развития наглядно-действенного мышления самым  эффективным способом является предметно-орудийная  деятельность, которая наиболее полно  воплощается в деятельности конструирования.

Развитию  наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: вышеописанная  работа с конструкторами, но уже  не по наглядному образцу, а по словесной  инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.

Развитие  этого же вида мышления достигается  с помощью включения детей  в разнообразные сюжетно-ролевые  и режиссерские игры, в которых  ребенок сам придумывает сюжет  и самостоятельно воплощает его.

Неоценимую  помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:

а) "Четвертый  лишний": задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех.

б) придумывание недостающих частей рассказа, когда  одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Наряду с развитием  логического мышления составление  рассказов имеет чрезвычайно  важное значение и для развития речи ребенка, обогащение его словарного запаса, стимулирует воображение  и фантазию.

Упражнения  со спичками или палочками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы  получилось другое изображение: соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки) помогают также развитию пространственного мышления.

Развитие  моторики и координации движений.

Как показывает практика, дети 6-7 лет, приходящие в  школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в  неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно вклеить, рисовать. Нередко оказывается, что у детей  этого возраста не сформирована координация  и точность движений, многие дети не владеют своим телом.

Многочисленные  психологические исследования показывают, что существует прямая зависимость  между развитием этих навыков  и уровнем общего психического и  интеллектуального развития ребенка.

В качестве упражнений на развитие моторики можно  предложить следующие задания:

а) нарисовать простой узор

б) поиграть в игру "трудные виражи". Игра начинается с того, что Вы рисуете  дорожки разной формы, в одном  конце которых - машина, а в другом - дом. Потом говорите ребенку: "Ты - водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой  ты поедешь, не простая. Поэтому будь внимательным и осторожным". Ребенок  должен карандашом, не отрывая руки, "проехать" по изгибам дорожек.

Для развития такой моторики существует множество  разнообразных упражнений и игр. Это прежде всего работа с конструкторами, рисование, лепка, выкладывание мозаик, аппликация, вырезывание.

С целью  развития общей координации и  точности движений можно предложить детям следующие игры и соревнования:

а) игра "Съедобное-несъедобное", а также  любые игры и упражнения с мячом;

б) игра "Зеркало": ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все  движения взрослого (как отдельные  движения, так и их последовательность); роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения;

в) игра в "Тир": попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и др.). Это упражнение способствует развитию не только координации движений и их точности, но и глазомера.

Развитие  фонематического слуха.

Развитый  фонематический слух является необходимой  предпосылкой для успешного овладения  ребенком чтением, письмом и в  целом служит неприменным условием обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика  сформированности фонематического  слуха является необходимой для  своевременного устранения возможных  его дефектов.

Как правило, эту функцию диагностики выполняет  логопед. Поэтому при выявлении  каких-либо нарушений фонематического  слуха у ребенка вся последующая  коррекционная работа должна проводиться  в тесном сотрудничестве со специалистами  этого профиля.

Развитие  произвольности.

Одним из основных показателей готовности ребенка  к школе является развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное  функционирование всех психических  функций и поведения в целом.

Дети  с недостаточно сформированной произвольностью  хуже включаются в процессе обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального  развития такие школьники могут  попасть в группу неуспевающих. Поэтому  развитию произвольности целесообразно  уделять особое внимание.

Развитие  произвольности - многокомпонентный  процесс, требующий обязательного  формирования целостной системы  осознанной саморегуляции.

Наиболее  эффективной деятельностью по развитию произвольности служит продуктивная деятельность, в первую очередь - конструирование.

Первым  этапом формирования произвольности является обучение работе по образцу. Приступая  к работе, нужно сначала попросить  ребенка внимательно рассмотреть, изучить дом, который ему надлежит собрать из кубиков самостоятельно. После этого взрослый процент ребенка приступить к строительству и наблюдает за характером и последовательностью этой работы.

Если  ребенок допускает ошибки при  сборки, то с ним нужно проанализировать причины, которые привели к ошибкам  конструирования и после этого  попросить ребенка внести необходимые  коррективы.

Конструирование по наглядному образцу - первый этап формирования произвольности. Дальнейшее совершенствование  произвольной саморегуляции осуществляется путем целенаправленного усложнения условий деятельности. На следующем  этапе ребенку предлагается аналогичная  работа, в которой образцом будет  служить не реальная постройка, а  рисунок дома. При этом возможны два варианта изображения:

а) полное, когда на схематическом рисунке  представлены все образующие постройку  детали;

б) контурное - без детализации.

Последующее усложнение предполагает конструирование  по словесному описанию, а затем  и по собственному замыслу. В последнем  случае ребенок перед началом  работы должен подробно описать особенности  задуманной постройки.

Одним из распространенных упражнений по развитию произвольности, максимально приближенных к условию учебной деятельности, служит "Графический диктант", который предполагает два условия  выполнения задания:

Информация о работе Диагностика психологической готовности ребёнка к школе