Диагностика психологической готовности ребёнка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:14, отчет по практике

Краткое описание

Целью производственной практики является реализация основных направлений деятельности психолога: грамотно пользоваться психодиагностическим инструментарием; проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой данного учреждения; выработка практических навыков обработки и интерпретации результатов методик, применяемых в работе психолога.
Поставленная на период практики цель достигается решением задач:
ознакомиться с особенностями работы психолога;
знакомство с методами психодиагностики, используемыми в практической деятельности психолога, работающего в данном учреждении;
активно участвовать в процедуре психологической работы: диагностике психического развития ребенка, выработке умения подбора методик, оформления заключения по результатам психологической диагностики, развитие умений по написанию заключений, оформлению документации, составление коррекционных программ по выявленной проблеме, планирование и участие в осуществлении дальнейшей психологической работы;
формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, активное освоение профессиональной этики;
активное участие в осуществлении других видов деятельности психолога данного учреждения в соответствии со спецификой учреждения и согласно календарному плану работы психолога.

Оглавление

Введение
Отчет по практике
Заключение
Приложение

Файлы: 1 файл

Диагностика психологической готовности ребенка к школе.docx

— 771.22 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение 

Отчет по практике

Заключение

Приложение

 

 

Введение

 

Психологическая деятельность сложна, специфична и  предъявляет большие требования к человеку, который занимается этой деятельностью. Теоретические знания, полученные в ходе изучения предмета, необходимо закреплять и применять при решении практических задач. Практика является составной частью профессиональной подготовки будущего психолога, именно практика дает возможность студенту понять специфику будущей профессиональной деятельности, расширить границы теоретических знаний, приобрести практические навыки, определиться в правильности выбора профессии.

Целью производственной практики является реализация основных направлений деятельности психолога: грамотно пользоваться психодиагностическим инструментарием; проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой данного учреждения; выработка практических навыков обработки и интерпретации результатов методик, применяемых в работе психолога.

Поставленная  на период практики цель достигается  решением задач:

  • ознакомиться с особенностями работы психолога;
  • знакомство с методами психодиагностики, используемыми в практической деятельности психолога, работающего в данном учреждении;
  • активно участвовать в процедуре психологической работы: диагностике психического развития ребенка, выработке умения подбора методик, оформления заключения по результатам психологической диагностики, развитие умений по написанию заключений, оформлению документации, составление коррекционных программ по выявленной проблеме, планирование и участие в осуществлении дальнейшей психологической работы;
  • формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, активное освоение профессиональной этики;
  • активное участие в осуществлении других видов деятельности психолога данного учреждения в соответствии со спецификой учреждения и согласно календарному плану работы психолога.

Практика  проходила в МДОУ «Детский сад комбинированного вида №142 г.Иваново, 2-я Минская д.2-б; составляет 120 часов, продолжительностью 4 недели и охватывает период с 14 ноября по 11декабря 2011 года.

Производственная практика проходила в два этапа.

I этап практики – ознакомительный, в ходе которого произошло:

  • знакомство с базой практики, с детьми, с воспитателями;
  • знакомство с содержанием деятельности психолога в детском саду;
  • подбор методической литературы; выбор и изучение методик.

II этап содержал подготовку к самостоятельной деятельности психолога, в процессе которого мною были проведены:

  • наблюдения и апробирования методики;
  • диагностика психологической готовности детей к школе по выбранным методикам;
  • обработка результатов психологической диагностики;
  • написание психологического заключения;
  • составление коррекционных программ по выявленной проблеме;
  • оформление отчетной документации по практике.

 

Отчет по практике

 

I. Практика началась со знакомства с детским садом, с детьми, воспитателями и психологом.

МДОУ  «Детский сад комбинированного вида №142 расположен в г.Иваново

Заведующая  –Попова Татьяна Анатольевна.

Старший воспитатель –Агапова Марина Владимировна.

В детском саду функционирует 6 групп они работают по следующим программы:

1. «Детство»  под редакцией З.А. Михайловой, задачи которой:

  • создание условий для полноценного физического и психического здоровья ребенка в детском саду, приобщение его к здоровому образу жизни;
  • обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном познании;
  • формирование доброжелательного, бережного отношения к миру, способности к сопереживанию.

2. «Программа  воспитания и обучения в детском  саду» под редакцией М.А. Васильевой, задачи которой:

  • охрана и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие;
  • всестороннее гармоничное воспитание и развитие детей;
  • воспитание патриотических и интернациональных чувств;
  • формирование у детей интереса к труду и потребности в трудовой деятельности;
  • формирование нравственных чувств, навыков культуры поведения;
  • воспитание любви к прекрасному.

Психолог  МДОУ «Детский сад комбинированного вида №142–Наталья Евгеньевна, в своей работе руководствуется должностной инструкцией (Приложение 1).

Алгоритм  организации деятельности психолога  в детском саду представлен в  Приложении 2.

Затем я познакомилась с системой психологической работы в детском саду по следующим направлениям.

1) Изучение организационного обеспечения психологического кабинета.

Кабинет психолога находится в стороне  от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и  медицинского блоков, а так же от залов музыкальных и физкультурных  занятий. Помещение психологического кабинета, разделено на несколько «рабочих» зон психолога, которые соответствуют основным направлениям его работы в учреждении.

Первая  зона - пространство взаимодействия с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности. Вторая зона кабинета - пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги). Оно обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности. Третья зона обеспечивается средствами интерпретационной и организационно-планирующей деятельностей психолога. Организационное обеспечение и перечень оборудования данных пространств представлены в Приложениях 3,4.

В кабинете созданы не только рабочие зоны психолога, но и функциональные уголки (зоны), привлекательные для детей (Приложение 5).

Таким образом, кабинет оборудован в соответствии со специальными требованиями к помещениям и материально-технической  оснащенности кабинета детского психолога, все зоны подчинены решению главной  задачи: созданию условий для обеспечения  психического здоровья детей.

2) Документы и методические материалы кабинета психолога:

  • Нормативные документы РФ, краевого, городского управления образованием по психологической службе, краевого центра практической психологии образования.
  • Журналы учета работы психолога.
  • Функциональные обязанности психолога, составленные с учетом специфики МДОУ и утвержденные заведующей.
  • График работы психолога, утвержденный заведующей МДОУ.
  • Календарный план работы психолога на год по направлениям деятельности с учетом общей психолого-педагогической проблемы детского сада, согласованный с заведующей МДОУ.
  • Перечень психологического инструментария, используемого психологом в работе.
  • Психологические карты обследованных групп и воспитанников детского сада.
  • Материалы выступлений психолога на собраниях, семинарах и т.д.
  • Программы проведения занятий, факультативов, диагностической и коррекционной работы.

1) Знакомство со схемой психологического заключения на обследуемого детского сада, шаблон которого приведен ниже.

2) Знакомство с основными методами и направлениями работы психолога МДОУ «Детский сад комбинированного вида №142:

  1. Психодиагностическая работа
  • проведение в случае необходимости психологического обследования ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствие развития возрастным нормативам;
  • совместно со специалистами соответствующего профиля проведение дифференциальной диагностики различных отклонений в психическом развитии;
  • проведение психологической диагностики на определение психологической готовности к школе.
  1. Психопрофилактическая работа:
  • работа по созданию благоприятного психологического климата в учреждении (способствование улучшению форм общения педагогов с детьми; консультирование педагогов и других работников учреждения по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;
  • психологическое просвещение родителей по вопросам, касающихся возрастной психологии, семейного воспитания.
  1. Экспертно-проектировочная деятельность:
  • диагностика отношения родителей и педагогов к дошкольному учреждению.
  1. Развивающая и психокоррекционная работа с детьми, направленная на активное воздействие на личность и индивидуальность ребенка.
  1. Консультативная работа: повышение психологической культуры педагогов, родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, чтением лекций.

5) Составление плана работы на период практики:

  1. Ознакомление с детским учреждением, знакомство с воспитателями.
  2. Ознакомление с организацией работы психолога в МДОУ.
  3. Определение сферы деятельности в соответствие с возрастной группой.
  4. Знакомство с детьми, подготовка к наблюдению за детьми.
  5. Наблюдение за детьми в процессе деятельности.
  6. Подбор психодиагностического инструмента.
  7. Психологическая диагностика готовности ребенка к школе.
  8. Подготовка рекомендаций по проведению психокоррекционных мероприятий для детей, имеющих по результатам диагностики средний и низкий уровень развития.

II. На следующем этапе практики проведена диагностическая работа по проведению психологической диагностики на определение психологической готовности к школе.

Готовность  ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием  состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной  сфер. Каждая из этих сфер изучается  рядом адекватных методик, направленных на выявление:

1) уровня  психического развития;

2) наличия  необходимых навыков и умений;

3) состояния  мотивационного отношения к школьному  обучению.

Готовность  к обучению - показатель комплексный, каждый из тестов дает представление  лишь об определенной стороне готовности ребенка к школе. Результаты тестирования могут помочь вовремя заметить нарушения  в психическом развитии дошкольника  и правильно составить коррекционную  программу.

Таким образом, основная цель диагностирования - выявление уровня готовности дошкольника к обучению в школе и проведение коррекционно-развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала. В связи с этим были поставлены задачи:

1.Ознакомиться  с психолого-педагогической литературой  по проблеме.

2.Подобрать  психодиагностические методики, позволяющие  определить готовность детей  к обучению в школе. 

3.Используя  диагностический материал, определить  индивидуальные различия в психологической  готовности детей к школе. 

4.Обработать  и проанализировать результаты  исследования, сделать соответствующие  выводы.

5. Учитывая  результаты исследования, разработать  и дать рекомендации педагогам  и родителям.

В большей  части работ, посвященных изучению готовности ребенка к школе, выделяют три относительно самостоятельных аспекта: физический, специальный и психологический.

Психологическая готовность - самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую ее формы.

На основании  этих параметров и были выбраны методики для определения школьной зрелости.

Среди наиболее известных  тестов определения готовности ребенка  к школе выбран «» Керна-Ирасека (Приложение 6). Этот тест удобен для первоначального знакомства с детьми. Он дает общую картину развития и может применяться в группе, что очень важно перед записью их в школу. Ознакомившись с результатами теста, можно вызвать для индивидуального обследования отдельных детей. В Приложении 12 приведены результаты диагностики по тесту Керна-Ирасека (извлечение).

Информация о работе Диагностика психологической готовности ребёнка к школе