Диагностика психологической готовности ребёнка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:14, отчет по практике

Краткое описание

Целью производственной практики является реализация основных направлений деятельности психолога: грамотно пользоваться психодиагностическим инструментарием; проведение диагностики, апробацию основных методов коррекционной и (или) развивающей работы в соответствии со спецификой данного учреждения; выработка практических навыков обработки и интерпретации результатов методик, применяемых в работе психолога.
Поставленная на период практики цель достигается решением задач:
ознакомиться с особенностями работы психолога;
знакомство с методами психодиагностики, используемыми в практической деятельности психолога, работающего в данном учреждении;
активно участвовать в процедуре психологической работы: диагностике психического развития ребенка, выработке умения подбора методик, оформления заключения по результатам психологической диагностики, развитие умений по написанию заключений, оформлению документации, составление коррекционных программ по выявленной проблеме, планирование и участие в осуществлении дальнейшей психологической работы;
формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, активное освоение профессиональной этики;
активное участие в осуществлении других видов деятельности психолога данного учреждения в соответствии со спецификой учреждения и согласно календарному плану работы психолога.

Оглавление

Введение
Отчет по практике
Заключение
Приложение

Файлы: 1 файл

Диагностика психологической готовности ребенка к школе.docx

— 771.22 Кб (Скачать)

-специальные  обучающие развивающие занятия  и игры для детей, по результатам  диагностики;

- тренинги и другие методы активного обучения для педагогов и родителей по изменению стиля воспитательных воздействий;

-определение  умственной, личностной и социально-психологической  готовности детей к школьному  обучению и учебной деятельности  для оптимального выбора учебного  заведения.

3.2.Выявлять:

  • факторы, препятствующие личностному развитию воспитанников;
  • психологические причины и степень отклонений в интеллектуальном, физическом и личностно-эмоциональном развитии детей, а также, различного вида нарушений социального развития: проблем в общении, поведении, обучении, проводить их психолого-педагогическую коррекцию.
  1. Направлять проблемных детей (в случаях необходимости) на консультации к специалистам (врачам, дефектологам, логопедам и другим).
  1. Составлять психолого-педагогические заключения по материалам наблюдений и диагностики и доводить до сведения педагогов и родителей в допустимом объеме с целью их ориентации в проблемах личностного и социального развития дошкольника.
  2. Разрабатывать и использовать:

-коррекционные  (апробированные и авторские)  программы, циклы развивающих  занятий, направленных на формирование  личности с учетом индивидуальных  особенностей и задач развития  ребенка на каждой возрастной ступени;

-рекомендации  для воспитателей, специалистов  и родителей:

а) по работе с детьми, имеющими проблемы в умственном, эмоциональном и социальном развитии;

б) при возможных отставаниях и пробелах в учебной деятельности при подготовке детей к школе, по социально-психологической готовности воспитанников к школьному обучению;

в) по организации благоприятного эмоционального климата в группе и семьях воспитанников.

3.6.Осуществлять:

  • психопрофилактическую помощь взрослым и детям на протяжении всего адаптационного периода;
  • психологическую поддержку творчески одаренным детям.

3.7.Формировать  психологическую культуру воспитанников,  воспитателей, специалистов и родителей.

3.8. Консультировать всех участников образовательного процесса по вопросам индивидуального и личностного развития детей, в том числе:

  • по вопросам организации периода адаптации ребенка к новым условия жизни;
  • в случаях неадекватного поведения и дезадаптации со стороны ребенка в домашних условиях и в МДОУ;

- о возрастных психофизиологических особенностях развития дошкольников;

  • по максимизации комфортности пребывания ребенка в МДОУ;
  • другим вопросам, возникающим в процессе воспитания и обучения детей.

3.9. Участвовать:

  • в опытно-экспериментальной деятельности по «психологизации» воспитательно-образовательного процесса в рамках научного эксперимента, проводимого в МДОУ;
  • в заседаниях педагогического совета и психолого- медико-педагогического консилиума МДОУ;
  • в методической работе в МДОУ, на уровне города, края;
  • в работе городских методических объединений педагогов-психологов;
  • в родительских собраниях, конференциях ( и других формах работы с семьей).
  1. Иметь соответствующие наглядные пособия и материалы для обследования детей и проведения коррекционно-развивающей работы с ними.
  1. Вести:

-методическую  и аналитико-статистическую работу;

-заполнять  медицинскую документацию по  своему разделу по эпикризным  периодам;

-следующую  документацию:

а) журнал взаимодействия с семьями воспитанников;

б) журнал взаимодействия с воспитателями  и специалистами МДОУ;

в) журнал взаимодействия со специалистами Городского Центра диагностики и консультирования;

г) перспективный  план работы на месяц;

д) календарные  планы работы;

е) перспективный  план работы на учебный год, утвержденный заведующим МДОУ;

ж) график работы, утвержденный заведующим МДОУ;

з) протоколы  психологических исследований и  наблюдений;

и) заключения по результатам психологической диагностики на всех

обследованных детей;

к) по самообразованию;

л) по творческой теме по установленному образцу.

4. Права

Педагог-психолог в пределах своей компетенции  имеет право:

4.1. Принимать участие:

-в разработке  психологической политики и стратегии  развития МДОУ, в создании соответствующих  стратегических и нормативных  документов;

  • в разработке управленческих решений, касающихся психолого-педагогических аспектов деятельности МДОУ;
  • в ведении переговоров с партнерами МДОУ по образовательной деятельности.

4.2.Устанавливать:

-от имени  МДОУ деловые контакты с лицами  и организациями, которые могут  способствовать развитию психологической  службы МДОУ.

4.3.Проводить:

-диагностику  детей, связанную с определением  уровня психического развития  и с подготовкой их к школе.

4.4. Давать рекомендации по решению проблем психолого-педагогической и воспитательно-образовательной работы педагогов МДОУ.

4.5. Получать от администрации МДОУ, специалистов Городского методического центра информацию, документы по вопросам, входящим в его компетенцию.

4.6. Требовать от руководства МДОУ оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4.7. Повышать свою квалификацию.

5. Взаимосвязь. Педагог-психолог:

5.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36- часовой рабочей недели и утвержденному заведующим МДОУ.

5.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и ежемесячно. План работы утверждается заведующим МДОУ.

5.3. Представляет заведующему МДОУ письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти печатных страниц по итогам полугодия и по окончании года.

  1. Получает от заведующего МДОУ, методиста Городского методического центра информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
  2. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическим коллективом МДОУ.

5.6. Информирует заведующего МДОУ о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.

5.7. Передает заведующему МДОУ информацию, полученную непосредственно на совещаниях и семинарах.

6. Ответственность. Педагог-психолог несет ответственность:

6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего распорядка МДОУ, законных распоряжений руководителя МДОУ и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию воспитательно-образовательного процесса, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

6.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью воспитанника, педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании» Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

6.3. За нарушения правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм и правил педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.

6.4. За виновное причинение МДОУ или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей, а также прав предоставленных настоящей инструкцией, педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым или гражданских законодательством РФ.

 

СОГЛАСОВАНО:

Юристконсульт ______________________ Ю.С.Калакина

С инструкцией  ознакомлен ______________ «»____________200_г.

 

Приложение 2

 

Алгоритм  организации деятельности психолога  в МДОУ

«Детский  сад комбинированного вида №142 г.Иваново

  1. Встреча с заведующей МДОУ. Обсуждаются:

- Особенности  работы данного учреждения.

- Социальный  заказ МДОУ на работу педагога-психолога.

- Обязанности  педагога-психолога (сборник «Нормативно-правовые  документы педагога-психолога в  образования»).

- График  работы педагога-психолога.

2. Встреча  со старшим воспитателем. Обсуждаются:

- Временные  рамки адаптационного периода  психолога в МДОУ.

- Годовые  задачи учреждения на предстоящий  учебный год.

- План  работы учреждения.

- График  работы психолога.

- План  работы педагога-психолога.

3. Встреча  с воспитателем группы. Обсуждаются:

- Проблемы  данной группы детей.

- Проблемы  конкретных детей.

- Психолог  сообщает воспитателю о направлениях  своей работы.

- Психолог  сообщает о своем консультативном  времени работы.

4. Диагностическая  работа психолога в группах  МДОУ:

- наблюдение  за детьми во время занятий,  игры, прогулки;

- заполнение  карты наблюдения на группу;

- изучение  детских рисунков, тетрадей;

- индивидуальная  диагностика детей по стандартизированным  методикам.

5. Консультативная  работа педагога-психолога с родителями:

- представление  своей деятельности;

- график  работы;

- выявление  потребности в психологической  помощи и поддержке родителей.

6. Профессиональный самоанализ психолога:

- консультация с методистом-психологом ГМЦ;

- составление  плана работы на адаптационный  период.

 

 

Приложение 3

 

Организационное обеспечение кабинета

 

3.1. Технические средства

  • Система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов.
  • Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей.
  • Компьютер.

3.2. Методические материалы

  • Кейс практического психолога.
  • Практические материалы для психологической работы в ДОУ.
  • Набор игрушек и настольных игр.
  • Набор материалов для детского творчества.
  • Библиотека практического психолога.
  • Раздаточный материал для детей, родителей, воспитателей.

3.3. Документация

  • График работы.
  • Годовой план и перспективные планы работы.
  • Карты психологического изучения детей.
  • Журналы учета (первичного приема; посещаемости; групповых занятий с детьми).
  • Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.
  • Бланки для регистрации результатов обследования.
  • Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

3.4. Мебель со скругленными формами и установлена по плавным кривым.

  • Рабочий стол психолога.
  • Шкаф для пособий; шкаф для техники.
  • Рабочие места детей.
  • Журнальный стол.
  • Кресла.
  • Стулья.

Информация о работе Диагностика психологической готовности ребёнка к школе