Диагностика психологической готовности ребёнка к школе (сравнительный анализ эффективности диагностических подходов)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:33, дипломная работа

Краткое описание

Задачи работы:
1) изучение характеристики детей по готовности к школьному обучению и проанализировать содержание понятия «школьная зрелость»;
2) апробировать технологию определения ре-тестовой надежности методов диагностики детей к школе;
3) разработать рекомендации педагогу-психологу школы по повышению эффективности использования методов диагностики готовности к обучению в школе.

Оглавление

Введение……………………………................................................................................3
1 Характеристика психологической готовности ребенка к школе……..………………7
1.1 Основные подходы к определению школьной зрелости, и проблемы психологической готовности детей к школьному обучению……………..…….............7 1.2 Личностная готовность к школьному обучению…….…….……..….... ................19
1.3 Социально-психологическая готовность к школьному обучению………..………24
1.4 Интеллектуальная готовность к школьному обучению……...................................26
2 Обзор и сравнительный анализ психодиагностических методик, определяющих уровень готовности ребенка к обучению в школе.........................…………………........35
3 Исследование эффективности диагностики готовности к школе................ ...........43
3.1 Замысел и организация исследования……………......................................…….....43
3.2 Обработка результатов и интерпретация данных ...................................................49
3.3 Особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к школе……………….…………………………………………….....................................56
3.4 Рекомендации педагогу-психологу по проведению диагностики готовности детей к школе……………………………………………………………………………………58
Заключение……………………………………………………………………………….61
Глоссарий……………………………………………………………………………….64
Список использованных источников…………………………………………………..69

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 410.50 Кб (Скачать)

Диагностика психологической  готовности ребёнка  к школе (сравнительный анализ эффективности диагностических подходов)Содержание

Введение……………………………................................................................................3

1 Характеристика психологической готовности ребенка к школе……..………………7

1.1 Основные подходы к определению школьной зрелости, и проблемы психологической готовности детей к школьному обучению……………..…….............7    1.2 Личностная готовность к школьному обучению…….…….……..….... ................19

1.3 Социально-психологическая  готовность к школьному обучению………..………24                  

1.4 Интеллектуальная  готовность к школьному обучению……...................................26

2  Обзор и  сравнительный анализ психодиагностических  методик, определяющих уровень готовности ребенка к обучению в школе.........................…………………........35

3  Исследование  эффективности  диагностики готовности  к школе................ ...........43

3.1 Замысел  и организация исследования……………......................................…….....43

3.2 Обработка  результатов и интерпретация данных ...................................................49

3.3 Особенности  диагностических критериев психологической  готовности ребенка к школе……………….…………………………………………….....................................56

3.4 Рекомендации  педагогу-психологу по проведению  диагностики готовности детей  к школе……………………………………………………………………………………58

Заключение……………………………………………………………………………….61

Глоссарий……………………………………………………………………………….64

Список  использованных источников…………………………………………………..69 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

      Проблема  психологической готовности к школе  для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в  работах Г. Гетпер, А. Керн,  С. Штребел, Я. Йерасек, изучающих школьную зрелость детей.

  Под психологической готовностью к школьному обучению понимается «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.»1

      Высокие требования жизни к организации  воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого - педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

      Основной  целью определения психологической  готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации.  Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

      Подготовка  детей к школе  - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

1) исследования, направленные на формирование  у детей дошкольного возраста              определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе;

2)  исследование  новообразований и изменений  в психике ребенка;

3) исследование  генезиса отдельных компонентов  учебной деятельности и выявление  путей их формирования;

4) изучение  умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

      Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе :

1) понимание  особенностей психологического  развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;

2) выявление  детей, не готовых к школьному  обучению, с целью проведения  с ними развивающей работы, направленной  на профилактику школьной неуспеваемости;

3) распределение  будущих первоклассников по классам в соответствии с их “зоной ближайшего развития”, что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;

4) отсрочка  на один год начала обучения  детей, не готовых к школьному  обучению (возможно лишь по отношению  к детям шестилетнего возраста).

      По  итогам диагностического обследования могут создаваться специальные  группы и классы развития, в которых  ребенок сможет подготовиться к  началу систематического обучения в  школе.

           Мы живем в XXI веке и сейчас «очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.»2

     С решением этой проблемы связано определение  целей и принципов организации  обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. «Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.»3

     Для успешной реализации этой цели в последнее  время создаются различные классы, в задачу которых входят осуществление  индивидуального подхода в обучении по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

     В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработано  множество методик, программ (Гуткина  Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. и др.) диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.

     Но  на практике психологу трудно выбрать  из этого множества ту, которая (полностью) поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению, помочь подготовиться ребенку к школе.

      Актуальность  этой проблемы определила цель данной работы - уточнить показатели ре-тестовой надежности методов диагностики  готовности детей к школе.  Задачи работы:   

1) изучение  характеристики детей по готовности к школьному обучению и   проанализировать содержание понятия «школьная зрелость»;

2) апробировать  технологию определения ре-тестовой  надежности методов диагностики  детей к школе;   

3) разработать  рекомендации педагогу-психологу  школы по повышению эффективности использования методов диагностики готовности к обучению в школе.              Объект исследования - методы психологической диагностики.

      Предмет исследования - эффективность психодиагностических методик по определению готовности детей к школе.

           Гипотеза - методы на определение уровня развития мышления  и внимания диагностического комплекса психологической готовности детей 6 — 7 лет к обучению в школе Пасечник Л. В. и диагностического комплекса «Тесты для подготовки к школе» Логиновой О. В. обладают высокими показателями ретестовой надежности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Характеристика психологической  готовности ребенка  к  школе

1.1 Основные подходы  к определению  школьной зрелости, и проблемы психологической  готовности детей  к школьному обучению

      Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:             1) исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных изменений и навыков, необходимых для обучения в школе;                   2)исследования новообразований и изменений в психике ребенка;                                 3)исследования генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования;                     4) изучение изменений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

      Готовность  к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как  готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, «проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.»4

      Л. И Божович еще в 60-е годы указывала, что «готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника.»5 Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец, отмечая, что «готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.»6

      На  сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных  психологических исследований.

      Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный, а также, особое внимание уделяется речевому развитию ребенка. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

      Эмоциональная зрелость в основном понимается как  уменьшение импульсивных реакций и  возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

      К социальной зрелости относится потребность  ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение  законам детских групп, а также  способность исполнять роль ученика  в ситуации школьного обучения.

      На  основании выделенных параметров создаются  тесты определения школьной зрелости.

      Если  зарубежные исследования школьной зрелости в основном направлены на создание тестов и в гораздо меньшей  степени ориентированы на теорию вопроса, то в работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л.С. Выготского, Л.И. Бобович  и других.  Так Л.И.Божович выделяет несколько параметров психологического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них – определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальность сферы.  Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе ею признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:

Информация о работе Диагностика психологической готовности ребёнка к школе (сравнительный анализ эффективности диагностических подходов)