Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:33, дипломная работа
Задачи работы:
1) изучение характеристики детей по готовности к школьному обучению и проанализировать содержание понятия «школьная зрелость»;
2) апробировать технологию определения ре-тестовой надежности методов диагностики детей к школе;
3) разработать рекомендации педагогу-психологу школы по повышению эффективности использования методов диагностики готовности к обучению в школе.
Введение……………………………................................................................................3
1 Характеристика психологической готовности ребенка к школе……..………………7
1.1 Основные подходы к определению школьной зрелости, и проблемы психологической готовности детей к школьному обучению……………..…….............7 1.2 Личностная готовность к школьному обучению…….…….……..….... ................19
1.3 Социально-психологическая готовность к школьному обучению………..………24
1.4 Интеллектуальная готовность к школьному обучению……...................................26
2 Обзор и сравнительный анализ психодиагностических методик, определяющих уровень готовности ребенка к обучению в школе.........................…………………........35
3 Исследование эффективности диагностики готовности к школе................ ...........43
3.1 Замысел и организация исследования……………......................................…….....43
3.2 Обработка результатов и интерпретация данных ...................................................49
3.3 Особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к школе……………….…………………………………………….....................................56
3.4 Рекомендации педагогу-психологу по проведению диагностики готовности детей к школе……………………………………………………………………………………58
Заключение……………………………………………………………………………….61
Глоссарий……………………………………………………………………………….64
Список использованных источников…………………………………………………..69
Диагностика психологической готовности ребёнка к школе (сравнительный анализ эффективности диагностических подходов)Содержание
Введение……………………………...........
1 Характеристика психологической готовности ребенка к школе……..………………7
1.1 Основные подходы
к определению школьной зрелости, и проблемы
психологической готовности детей к школьному
обучению……………..…….............
1.3 Социально-психологическая
готовность к школьному
1.4 Интеллектуальная
готовность к школьному
2 Обзор и
сравнительный анализ
3 Исследование
эффективности диагностики
3.1 Замысел
и организация исследования…………
3.2 Обработка
результатов и интерпретация данных
..............................
3.3 Особенности
диагностических критериев
3.4 Рекомендации
педагогу-психологу по
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список
использованных источников………………………………………………….
Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах Г. Гетпер, А. Керн, С. Штребел, Я. Йерасек, изучающих школьную зрелость детей.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.»1
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого - педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Основной
целью определения
Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
1) исследования,
направленные на формирование
у детей дошкольного возраста
2) исследование новообразований и изменений в психике ребенка;
3) исследование
генезиса отдельных
4) изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.
Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе :
1) понимание
особенностей психологического
развития детей с целью
2) выявление
детей, не готовых к школьному
обучению, с целью проведения
с ними развивающей работы, направленной
на профилактику школьной
3) распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их “зоной ближайшего развития”, что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;
4) отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).
По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.
Мы живем в XXI веке и сейчас «очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.»2
С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. «Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.»3
Для
успешной реализации этой цели в последнее
время создаются различные
В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработано множество методик, программ (Гуткина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. и др.) диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.
Но на практике психологу трудно выбрать из этого множества ту, которая (полностью) поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению, помочь подготовиться ребенку к школе.
Актуальность этой проблемы определила цель данной работы - уточнить показатели ре-тестовой надежности методов диагностики готовности детей к школе. Задачи работы:
1) изучение
характеристики детей по
2) апробировать
технологию определения ре-
3) разработать
рекомендации педагогу-
Предмет
исследования - эффективность
Гипотеза - методы на
определение уровня развития мышления
и внимания диагностического комплекса
психологической готовности детей 6 —
7 лет к обучению в школе Пасечник Л. В.
и диагностического комплекса «Тесты
для подготовки к школе» Логиновой О. В.
обладают высокими показателями ретестовой надежности.
1.1 Основные подходы к определению школьной зрелости, и проблемы психологической готовности детей к школьному обучению
Подготовка
детей к школе – задача комплексная, охватывающая
все сферы жизни ребенка. Психологическая
готовность к школе – только один из аспектов
этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются
различные подходы:
1) исследования, направленные на формирование
у детей дошкольного возраста определенных
изменений и навыков, необходимых для
обучения в школе;
2)исследования новообразований и изменений
в психике ребенка;
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, «проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.»4
Л. И Божович еще в 60-е годы указывала, что «готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника.»5 Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец, отмечая, что «готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.»6
На
сегодняшний день практически общепризнанно,
что готовность к школьному обучению
– многокомпонентное
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный, а также, особое внимание уделяется речевому развитию ребенка. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости.
Если зарубежные исследования школьной зрелости в основном направлены на создание тестов и в гораздо меньшей степени ориентированы на теорию вопроса, то в работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л.С. Выготского, Л.И. Бобович и других. Так Л.И.Божович выделяет несколько параметров психологического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них – определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальность сферы. Наиболее важным в психологической готовности ребенка к школе ею признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения: