Диагностика психологической готовности ребёнка к школе (сравнительный анализ эффективности диагностических подходов)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:33, дипломная работа

Краткое описание

Задачи работы:
1) изучение характеристики детей по готовности к школьному обучению и проанализировать содержание понятия «школьная зрелость»;
2) апробировать технологию определения ре-тестовой надежности методов диагностики детей к школе;
3) разработать рекомендации педагогу-психологу школы по повышению эффективности использования методов диагностики готовности к обучению в школе.

Оглавление

Введение……………………………................................................................................3
1 Характеристика психологической готовности ребенка к школе……..………………7
1.1 Основные подходы к определению школьной зрелости, и проблемы психологической готовности детей к школьному обучению……………..…….............7 1.2 Личностная готовность к школьному обучению…….…….……..….... ................19
1.3 Социально-психологическая готовность к школьному обучению………..………24
1.4 Интеллектуальная готовность к школьному обучению……...................................26
2 Обзор и сравнительный анализ психодиагностических методик, определяющих уровень готовности ребенка к обучению в школе.........................…………………........35
3 Исследование эффективности диагностики готовности к школе................ ...........43
3.1 Замысел и организация исследования……………......................................…….....43
3.2 Обработка результатов и интерпретация данных ...................................................49
3.3 Особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к школе……………….…………………………………………….....................................56
3.4 Рекомендации педагогу-психологу по проведению диагностики готовности детей к школе……………………………………………………………………………………58
Заключение……………………………………………………………………………….61
Глоссарий……………………………………………………………………………….64
Список использованных источников…………………………………………………..69

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 410.50 Кб (Скачать)
 
 

     По  итогам оценки для исследования оставлены  только те части программ, которые  соответствуют первым двум оценкам.

     Информационный этап исследования включал: подбор испытуемых, сбор психологических данных и первичную обработку полученных результатов

      Выборка испытуемых составила 5 детей Маловато детей! 6-7 лет (подготовительная к школе группа в студии детского развития «Гармония» г. Лыткарино). Сначала проводилась групповая диагностика с применением программы О. В. Логиновой (результаты обследования заносились в протокол), затем через неделю с теми же детьми проводилась индивидуальная диагностика с применением программы Пасечник Л.В.(данные заносились в протокол).

     С целью проверки надежности диагностических  программ методом «тест-ретест»  через месяц после первого  было проведено повторное тестирование.

     При первичной обработке результатов  сопоставлялись суммарные результаты, полученные по каждой программе диагностики (сравнивались выводы о готовности к школе, полученные одним и тем же ребенком по разным диагностическим программам).             Далее были применены статистические методы (расчет коэффициента надежности теста и корреляционный анализ) с целью проверки надежности диагностических программ и выявления достоверной статистической связи отдельных субтестов с итоговым результатом.

     Заключительный  этап исследования включал интерпретацию  полученных результатов, формулировку выводов и разработку рекомендаций для психологов по проведению психологического обследования готовности к школе.    

     3.2. Обработка результатов  и интерпретация  данных

     В ходе обследования дошкольников с использованием диагностического комплекса психологической  готовности детей 6-7 лет к обучению в школе Пасечник Л.В. были полученные следующие результаты.

     Здесь надо разместить данные по каждому  ребенку и по каждой методике, которая  входит в набор Пасечник и Логиновой

     Из 5 дошкольников (3 человека) - готовы к  обучению,  (1 человек) - условно готов  к обучению,  (1 человека) -  не готов к обучению (см. Приложение В).   При использовании диагностического комплекса «Тесты для подготовки к школе» Логиновой О.В. были полученные следующие результаты.

     Из 5 дошкольников  (4 человека) - готовы к обучению,  (1 человек) - условно готовы  к обучению,  не готовых к обучению детей не выявлено (см. Приложение Г).

     Сравнительный анализ суммарных оценок готовности дошкольников к школьному обучению показал, что результаты, полученные с применением разных диагностических комплексов существенно различаются (см. таблицу 2), (см. Приложение Д).              Сравнительный анализ суммарных оценок готовности  не нужен! Вы должны доказывать надежность конкретных методов по диагностике внимания и мышления – у вас же это в гипотезе, а не мифическая суммарная готовность!    Это все можно оставить, но только для дилетантов и общих разговоров! Конкретные доказательства надежности, конкретных методик требуют сравнения именно данных этих методик, а не суммарных показателей готовности….                      Таблица - 2 Где наименование таблицы!?

Ф.И. ребенка возраст Сумма баллов

(комплекс

Пасечник  Л.В.)

Сумма баллов

(комплекс

Логиновой О.В.)

1 Шароватов Кирилл 7 лет 20 баллов 24 балла
2 Печник  Илья 7 лет 20 баллов 23 балла
3 Булимов Максим 6 лет 13 баллов 23 балла
4 Громов  Руслан 6 лет 18 баллов 22 балла
5 Сорокин Игорь 6 лет 8 баллов 16 баллов
 
 

     Анализ  достоверности различий между результатами полученными по двум разным программам диагностики на одной выборке испытуемых осуществлялся с помощью t-критерия Стьюдента (для зависимых выборок).

     Нулевая гипотеза Н(0) – уровень готовности к обучению, выявленный при использовании  диагностического комплекса «Тесты для подготовки к школе» Логиновой  О.В. не ниже уровня готовности к обучению, выявленный при использовании комплексной диагностики готовности детей 6-7 лет к обучению в школе Пасечник Л.В..

     Н(1) - уровень готовности к обучению, выявленный при использовании диагностического комплекса «Тесты для подготовки к школе» Логиновой О.В.  ниже уровня готовности к обучению, выявленный при использовании комплексной диагностики готовности детей 6-7 лет к обучению в школе Пасечник Л.В..

    Статистические  расчеты производились с использованием компьютерной программы «Автоматические расчеты t-критерия Стьюдента» (см. таблицу 3):

Таблица - 3

 
Выборка 1 
(В.1)
Выборка 2 
(В.2)
Отклонения 
(В.1 - В.2)
Квадраты  отклонений 
(В.1 - В.2)2
20  24  -4  16 
20  23  -3 
13  23  -10  100 
18  22  -4  16 
16  -8  64 
 
 

Результат tэмп=4.3

Критические значения - tкр (см. таблицу 4):

Таблица - 4

tКр
 
 
p≤0.05 p≤0.01
2.78 4.6
 
 

      Полученное  эмпирическое значение  ( t = 4.3 ) находится в зоне неопределенности. t=4.3; n=5; p≤0,05; достоверно.

     Выявлены  значимые различия между результатами полученными по разным программам.

     Вот с этого места уже правильно! Есть только одно существенное замечание. Критерий Стьдента можно использовать лишь тогда, когда есть не менее 30 респондентов. А у вас всего рять!!!??? Как  быть. Надо все пересчитывать по критерию Вилкоксона (оценка сдвига)… Отправляю вам учебник Сидоренко и считайте. Это не сложно и займет мало времени…..

     Далее был проведен сравнительный анализ результатов по схожим субтестам.

Анализ  достоверности различий результатов схожих субтестов осуществлялся с применением t-критерия Стьюдента.         Сопоставление субтеста «Систематизация» (логическое мышление, размещение геометрических фигур в матрице) и субтеста «Расставь кубики» (логическое мышление, последовательность, счет) представлено в таблице 5.           Таблица 5 - Сопоставление результатов по схожим субтестам, оценивающим уровень развития логического мышления 
 

Фамилия, Имя  ребенка Сырой балл Вывод

(уровень)

Сырой балл Вывод

(уровень)

1 Шароватов Кирилл 10 готов 14 готов
2 Печник Илья 10 готов 15 готов
3 Булимов Максим 9 готов 13 готов
4 Громов Руслан 8 готов 13 готов
5 Сорокин Игорь 5 не готов 9 не готов
 

     Анализ  достоверности различий результатов  схожих субтестов осуществлялся  с применением t-критерия Стьюдента: t = 18.3; n = 5; p≤0,05; достоверно.

      Сопоставление субтеста «Сравнение понятий» (исследование особенностей анализа и синтеза) и субтеста «Разложи  по коробкам печенье и конфеты» (исследование особенностей анализа и синтеза, знание геометрических форм) представлено в таблице 6.                                                                                              Таблица 6 - Сопоставление результатов по схожим субтестам, оценивающих способности анализа и синтеза мышления

Фамилия, Имя  ребенка Сырой балл Вывод

(уровень)

Сырой балл Вывод

(уровень)

1 Шароватов Кирилл 9 готов 13 готов
2 Печник Илья 10 готов 15 готов
3 Булимов Максим 9 готов 12 готов
4 Громов Руслан 9 готов 13 готов
5 Сорокин Игорь 4 Не готов 8 Не готов
 
 

     Анализ  достоверности различий результатов схожих субтестов осуществлялся с применением t-критерия Стьюдента: t = 12.9; n = 5; p≤0,05; достоверно.

    Сопоставление субтеста «Кольца» (оценка устойчивости, распределения и переключения внимания)  и субтеста «Переключение внимания» (оценка переключения и распределения внимания, знания геометрических фигур, чтение, последовательность) представлено в таблице 7.              Таблица 7 -  Сопоставление результатов по схожим субтестам, оценивающим устойчивость, распределение и переключение внимания

Информация о работе Диагностика психологической готовности ребёнка к школе (сравнительный анализ эффективности диагностических подходов)