Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:33, дипломная работа
Задачи работы:
1) изучение характеристики детей по готовности к школьному обучению и проанализировать содержание понятия «школьная зрелость»;
2) апробировать технологию определения ре-тестовой надежности методов диагностики детей к школе;
3) разработать рекомендации педагогу-психологу школы по повышению эффективности использования методов диагностики готовности к обучению в школе.
Введение……………………………................................................................................3
1 Характеристика психологической готовности ребенка к школе……..………………7
1.1 Основные подходы к определению школьной зрелости, и проблемы психологической готовности детей к школьному обучению……………..…….............7 1.2 Личностная готовность к школьному обучению…….…….……..….... ................19
1.3 Социально-психологическая готовность к школьному обучению………..………24
1.4 Интеллектуальная готовность к школьному обучению……...................................26
2 Обзор и сравнительный анализ психодиагностических методик, определяющих уровень готовности ребенка к обучению в школе.........................…………………........35
3 Исследование эффективности диагностики готовности к школе................ ...........43
3.1 Замысел и организация исследования……………......................................…….....43
3.2 Обработка результатов и интерпретация данных ...................................................49
3.3 Особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к школе……………….…………………………………………….....................................56
3.4 Рекомендации педагогу-психологу по проведению диагностики готовности детей к школе……………………………………………………………………………………58
Заключение……………………………………………………………………………….61
Глоссарий……………………………………………………………………………….64
Список использованных источников…………………………………………………..69
Другой пример функционального подхода к диагностике школьной зрелости представляет программа Х. Бройер и М. Войффен. Она целиком сконцентрирована на оценке речевого развития детей. Эта программа состоит из двух методик: «Проверка способности к дифференциации» и «Краткий метод проверки уровня развития устной речи». Первая из этих методик диагностирует развитие разных типов дифференциации (зрительной, фонематической, речедвигательной, мелодической и ритмической), являющихся предпосылками развития устной и письменной речи. Вторая методика позволяет оценить артикуляцию, словарный запас, речевую память и понимание речи. Программа диагностики речевого развития Х. Бройер и М. Войффен ориентирована на выделение тех детей, которые нуждаются в коррекции речевого развития. Поэтому она проводится дважды: первый раз примерно за год до поступления ребенка в школу, второй раз — незадолго до поступления. После первого диагностирования выявляются дети, нуждающиеся в целенаправленной развивающей работе. Второе диагностирование предназначено установить, насколько успешным было использование коррекционно-развивающих программ. Недостатком этой программы, как и программы Керна—Йирасека, является ее односторонний характер. Хотя речевая функция чрезвычайно важна для успешного школьного обучения, все же ее диагностика недостаточна для прогноза учебной деятельности школьника. Диагностические методы, определяющие сформированность психологических предпосылок к обучению, основываются на сформулированных Д. Б. Элькониным положениях о том, что в переходном возрасте (от дошкольного к младшему школьному) следует оценивать как сформированность новообразований предыдущего возрастного этапа (развитие игровой деятельности, наглядно-образного мышления), так и появление симптомов, характеризующих наступление нового переходного периода учебной мотивации, развития самоконтроля и др. Предметом диагностики являются уже не отдельные психические функции восприятие, моторика, речь), а отдельные элементы учебной деятельности.
Среди
методик, диагностирующих
Наиболее
удачной в отношении
Тесты по данной методике позволят проверить готовность ребенка воспринимать и выполнять различные задания, смогут определить его работоспособность и время концентрации, позволят проверить внимание и развитие логических способностей.
Первыми
здесь выступают тесты на логику,
так как именно ей уделяется в
последнее время большое
Затем следуют тесты на внимание и память. Особенность тестов на внимание заключается в том, что задания должны выполняться раздельно, так как у семилетнего ребенка ограничены физические возможности в плане концентрации внимания. В противном случае можно получить не соответствующие действительности результаты, с большим количеством ошибок. Задания не должны занимать более 10 - 15 минут. Задания «Активное внимание» и «Переключение внимания» помогают определить объем концентрации внимания, способность ребенка сосредоточенно заниматься одним и тем же делом в течение определенного количества времени. Результаты выполнения задания исчисляются количеством допущенных ошибок. Задание «Образная память» поможет определить объем образной памяти, способность ребенка запоминать новый материал, концентрацию и произвольность внимания. Результат выполнения задания выводится исходя из количества запомненных и воспроизведенных ребенком образов (картинок).
Тест «Кривая памяти» О.В. Логиновой разработан с целью проверки динамики развития долговременной памяти ребенка. Данный тест нельзя отнести к классической проверке знаний, умений, навыков и уровня развития ребенка. Как правило он полезен для того, чтобы проверить, не ухудшилась ли память ребенка. Этот тест помогает установить особенности запоминания ребенком новой информации, что очень важно знать перед поступление в школу. Освоение новых знаний предполагает развитие и тренировку долговременной памяти, которая позволяет сохранять полученную информацию более часа. Процедура проведения теста такова: ребенок внимательно смотрит на нарисованные на листе бумаги 16 букв ( цифр, картинок ), затем, говорит, какие буквы запомнил. Обычно это не более 3 - 5 букв. Результат фиксируется. После чего смотрит на картинку еще раз и называет запомнившиеся ему буквы, как правило это 5 - 7 букв. Задание повторяется в третий раз, после чего ребенок должен назвать не менее 9- 10 букв. Это задание следует пройти еще два раза, чтобы посмотреть, улучшаются или ухудшаются результаты. После этого на оси координат ставятся контрольные точки. Соединив их линией можно увидеть, при каком повторении материала он усвоился лучше всего.
Также данная методика включает в себя тесты на восприятие звука, формы, цвета.
В том случае, если ребенок проходит тесты на внимательность, память или логику с плохими результатами, стоит начинать выполнять упражнения на тренировку и развитие этих способностей, так как школа предъявляет серьезные требования к психологической готовности ребенка выдерживать сорокаминутные уроки, концентрировать внимание, точно выполнять задания учителя. С этой целью О.В. Логинова в своей книге «Тесты для подготовки к школе» предлагает ряд полезных упражнений, направленных на развитие вышеперечисленных психических функций.
Школьная
дезадаптация наступает либо в случае
психического недоразвития ребенка, либо
при наличии таких
Программа
была основана на тесте Г. Витцлака
"Способность к обучению в школе",
рассчитанном на детей 5,5 — 7лет. Обследование
ребенка проводилось два раза: первый
раз — весной, за 1,5 года до поступления
в школу, второй раз — весной, накануне
поступления в школу. Оба обследования
проводились на базе детского сада врачом
вместе с воспитателем. Тест Витцлака,
как правило, проводили сами воспитатели
(поскольку психологов просто не хватало).
Заключение о развитии ребенка на каждом
этапе должно было состоять из медицинской
и психолого-педагогической части. Последняя
включала результаты обследования по
тесту Витцлака и наблюдения воспитателей
(желательно оформленные в виде характеристик).
Существенные сведения о развитии ребенка
можно было почерпнуть при заполнении
воспитателями детских садов специального
опросного листа, разработанного В. Гутьяром
и Д. Ретером. Опросник состоит из 55 основных
вопросов, позволяющих охарактеризовать
ребенка по следующим параметрам: развитие
его двигательной сферы, возможности произвольного
поведения, речевое развитие, общее интеллектуальное
развитие, особенности игровой деятельности,
склонность к фантазиям, выраженность
познавательного интереса, умение общаться
со сверстниками и взрослыми, стремление
к лидерству, преобладающий эмоциональный
фон, наличие физических недостатков,
болезней. Кроме того, воспитатель может
дополнительно остановиться на наиболее
выраженных особенностях ребенка, недостаточно
отраженных в ответах на предложенные
вопросы.
Необходимо
заметить, что использование
3. Исследование эффективности диагностики готовности к школе 3.1 Замысел и организация исследования
Исследование проводилось в несколько этапов.
На подготовительном этапе работы была разработана методологическая часть исследования, а именно: определен объект, предмет и методы исследования.
В ходе данного этапа был проведен сравнительный анализ диагностических программ: диагностического комплекса психологической готовности детей 6 — 7 лет к обучению в школе Пасечник Л. В. (см. Приложение А) и диагностического комплекса «Тесты для подготовки к школе» Логиновой О. В. (см. Приложение Б). Анализу подверглись тестовые методы на определение уровня развития мышления и внимания.
Сравнительный
анализ проведен для того, чтобы
оценить возможность
|