Диагностика психологической готовности ребёнка к школе (сравнительный анализ эффективности диагностических подходов)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:33, дипломная работа

Краткое описание

Задачи работы:
1) изучение характеристики детей по готовности к школьному обучению и проанализировать содержание понятия «школьная зрелость»;
2) апробировать технологию определения ре-тестовой надежности методов диагностики детей к школе;
3) разработать рекомендации педагогу-психологу школы по повышению эффективности использования методов диагностики готовности к обучению в школе.

Оглавление

Введение……………………………................................................................................3
1 Характеристика психологической готовности ребенка к школе……..………………7
1.1 Основные подходы к определению школьной зрелости, и проблемы психологической готовности детей к школьному обучению……………..…….............7 1.2 Личностная готовность к школьному обучению…….…….……..….... ................19
1.3 Социально-психологическая готовность к школьному обучению………..………24
1.4 Интеллектуальная готовность к школьному обучению……...................................26
2 Обзор и сравнительный анализ психодиагностических методик, определяющих уровень готовности ребенка к обучению в школе.........................…………………........35
3 Исследование эффективности диагностики готовности к школе................ ...........43
3.1 Замысел и организация исследования……………......................................…….....43
3.2 Обработка результатов и интерпретация данных ...................................................49
3.3 Особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к школе……………….…………………………………………….....................................56
3.4 Рекомендации педагогу-психологу по проведению диагностики готовности детей к школе……………………………………………………………………………………58
Заключение……………………………………………………………………………….61
Глоссарий……………………………………………………………………………….64
Список использованных источников…………………………………………………..69

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 410.50 Кб (Скачать)

     Другой  пример функционального подхода  к диагностике школьной зрелости представляет программа Х. Бройер и М. Войффен. Она целиком сконцентрирована на оценке речевого развития детей. Эта программа состоит из двух методик: «Проверка способности к дифференциации» и «Краткий метод проверки уровня развития устной речи».            Первая из этих методик диагностирует развитие разных типов дифференциации (зрительной, фонематической, речедвигательной, мелодической и ритмической), являющихся предпосылками развития устной и письменной речи. Вторая методика позволяет оценить артикуляцию, словарный запас, речевую память и понимание речи.           Программа диагностики речевого развития Х. Бройер и М. Войффен ориентирована на выделение тех детей, которые нуждаются в коррекции речевого развития. Поэтому она проводится дважды: первый раз примерно за год до поступления ребенка в школу, второй раз — незадолго до поступления. После первого диагностирования выявляются дети, нуждающиеся в целенаправленной развивающей работе. Второе диагностирование предназначено установить, насколько успешным было использование коррекционно-развивающих программ.  Недостатком этой программы, как и программы Керна—Йирасека, является ее односторонний характер. Хотя речевая функция чрезвычайно важна для успешного школьного обучения, все же ее диагностика недостаточна для прогноза учебной деятельности школьника.         Диагностические методы, определяющие сформированность психологических предпосылок к обучению, основываются на сформулированных Д. Б. Элькониным положениях о том, что в переходном возрасте (от дошкольного к младшему школьному) следует оценивать как сформированность новообразований предыдущего возрастного этапа (развитие игровой деятельности, наглядно-образного мышления), так и появление симптомов, характеризующих наступление нового переходного периода учебной мотивации, развития самоконтроля и др. Предметом диагностики являются уже не отдельные психические функции восприятие, моторика, речь), а отдельные элементы учебной деятельности.

     Среди методик, диагностирующих сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью, нужно отметить «Узор» Л.И. Цеханской, «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, «Рисование по точкам» А.Л. Венгера. Все эти методики направлены на изучение сформированности у ребенка умения сознательно подчинять свои действия правилам, определяющим способ действия. Такое умение является важнейшим среди учебных умений и навыков. «Узор» и «Графический диктант» оценивают также умение внимательно слушать указания взрослого, а «Рисование по точкам» и «Графический диктант» — ориентироваться на зрительно воспринимаемый образец.           В основу методики определения готовности к школьному обучению М.Н. Костиковой положена идея, что наиболее прогнотичным будет такое обследование ребенка, которое позволит получить информацию о процессе решения диагностических заданий и о тех видах помощи, которые необходимы для успешного их выполнения. Особое внимание при этом обращается на анализ затруднений, испытываемых детьми (остановки в выполнении заданий, неправильные решения, превышение среднего временного показателя). При возникших у ребенка затруднениях ему оказывается индивидуальная помощь в таком объеме, который необходим ему для преодоления затруднений.     М.Н.Костикова выделяет пять видов помощи: стимулирующая, эмоционально-регулирующая, направляющая, организующая и обучающая. Стимулирующая помощь заключается в воздействии психолога, направленном на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления затруднений. Эмоционально-регулирующая помощь представляет собой оценочные суждения психолога, выражающие одобрение или порицание действий ребенка. Направляющая помощь состоит в такой организации умственной деятельности ребенка, когда экспериментатор направляет его ориентировку в задании, но не вмешивается в сам процесс решения. При организующей помощи исполнительская часть умственной деятельности осуществляется ребенком, а планирование и контроль — психологом. Обучающая помощь оказывается в тех случаях, когда все другие виды помощи неэффективны и требуется обучение ребенка новому для него виду деятельности. Основной недостаток разработанной М.Н. Костиковой методики состоит в ее трудоемкости, громоздкости, недостаточной стандартизации, что усложняет процедуру эксперимента и требует от психолога высокого профессионализма и специальной обученности.

     Наиболее  удачной в отношении практического  использования  представляется программа  диагностики психологической готовности детей 6-7  к школьному обучению Л.В.Пасечник.            Ее достоинства заключаются в том, что при своей компактности она позволяет оценить самые важные компоненты психологической готовности. Отбор вошедших в эту методику заданий теоретически обоснован, вследствие чего характеристика психологической готовности отличается разумной необходимостью и достаточностью.  Эта диагностическая программа позволяет всесторонне исследовать психологическую готовность ребенка к школе по таким сферам психического развития, как: функциональная, интеллектуальная, волевая, мотивационная, социально-психологическая готовность. Программа представляет собой комплекс методик диагностики следующих психических процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, саморегуляция.   Также следует уделить внимание методике проверки психологической готовности Логиновой О.В. Данная методика хороша тем, что адаптирована на сегодняшнюю школьную программу, которая предъявляет значительные требования к психологической готовности ребенка к обучению в школе, развитию у него внимания, способности к концентрации внимания, запоминанию и выполнению различных заданий по образцу, так и на слух. При этом некоторые задания он должен помнить достаточно длительное время - по 20 минут и более. Поэтому при подготовке к обучению в школе необходимо развивать и тренировать память ребенка, учить его самоорганизации, чтобы урок не превращался в пустое времяпрепровождение с разглядыванием осенних пейзажей за окном.

     Тесты по данной методике позволят проверить  готовность ребенка воспринимать и  выполнять различные задания, смогут определить его работоспособность и время концентрации, позволят проверить внимание и развитие логических способностей.

     Первыми здесь выступают тесты на логику, так как именно ей уделяется в  последнее время большое внимание при тестировании дошкольников. Тесты  представляют собой семь различных заданий. Общее время проведения теста - 20 минут. На каждое задание отводится не более 1,5 минут. Результаты тестирования оцениваются в баллах.

     Затем следуют тесты на внимание и память. Особенность тестов на внимание заключается  в том, что задания должны выполняться раздельно, так как у семилетнего ребенка ограничены физические возможности в плане концентрации внимания. В противном случае можно получить не соответствующие действительности результаты, с большим количеством ошибок. Задания не должны занимать более 10 - 15 минут. Задания «Активное внимание» и «Переключение внимания» помогают определить объем концентрации внимания, способность ребенка сосредоточенно заниматься одним и тем же делом в течение определенного количества времени. Результаты выполнения задания исчисляются количеством допущенных ошибок.  Задание «Образная память» поможет определить объем образной памяти, способность ребенка запоминать новый материал, концентрацию и произвольность внимания. Результат выполнения задания выводится исходя из количества запомненных и воспроизведенных ребенком образов (картинок).

     Тест  «Кривая памяти» О.В. Логиновой  разработан с целью проверки динамики развития долговременной памяти ребенка. Данный тест нельзя отнести к классической проверке знаний, умений, навыков и уровня развития ребенка. Как правило он полезен для того, чтобы проверить, не ухудшилась ли память ребенка. Этот тест помогает установить особенности запоминания ребенком новой информации, что очень важно знать перед поступление в школу. Освоение новых знаний предполагает развитие и тренировку долговременной памяти, которая позволяет сохранять полученную информацию более часа. Процедура проведения теста такова: ребенок внимательно смотрит на нарисованные на листе бумаги 16 букв ( цифр, картинок ), затем, говорит, какие буквы запомнил. Обычно это не более 3 - 5 букв. Результат фиксируется. После чего смотрит на картинку еще раз и называет запомнившиеся ему буквы, как правило это 5 - 7 букв. Задание повторяется в третий раз, после чего ребенок должен назвать не менее 9- 10 букв. Это задание следует пройти  еще два раза, чтобы посмотреть, улучшаются или ухудшаются результаты. После этого на оси координат ставятся контрольные точки. Соединив их линией можно увидеть, при каком повторении материала он усвоился лучше всего.

     Также данная методика включает в себя тесты  на восприятие звука, формы, цвета.

     В том случае, если ребенок проходит тесты на внимательность, память или  логику с плохими результатами, стоит  начинать выполнять упражнения на тренировку и развитие этих способностей, так как школа предъявляет серьезные требования к психологической готовности ребенка выдерживать сорокаминутные уроки, концентрировать внимание, точно выполнять задания учителя. С этой целью О.В. Логинова в своей книге «Тесты для подготовки к школе» предлагает ряд полезных упражнений, направленных на развитие вышеперечисленных психических функций.

      Школьная  дезадаптация наступает либо в случае психического недоразвития ребенка, либо при наличии таких индивидуальных особенностей (психологических и физических), которые мешают маленькому ученику нормально общаться и развиваться в школе. Отсюда понятно, что диагностика развития ребенка, необходимая для осуществления профилактики школьной дезадаптации, фактически должна охватывать весь период дошкольного детства, поскольку нежелательные особенности психического развития могут проявляться уже очень рано, и чем раньше будут приняты необходимые меры, тем эффективнее они окажутся.  Существуют диагностико-коррекционные программы, направленные на подготовку ребенка к школе, в качестве примера служит диагностико - коррекционная программа Г. Витцлака.

      Программа была основана на тесте Г. Витцлака "Способность к обучению в школе", рассчитанном на детей 5,5 — 7лет. Обследование ребенка проводилось два раза: первый раз — весной, за 1,5 года до поступления в школу, второй раз — весной, накануне поступления в школу.         Оба обследования проводились на базе детского сада врачом вместе с воспитателем. Тест Витцлака, как правило, проводили сами воспитатели (поскольку психологов просто не хватало). Заключение о развитии ребенка на каждом этапе должно было состоять из медицинской и психолого-педагогической части. Последняя включала результаты обследования по тесту Витцлака и наблюдения воспитателей (желательно оформленные в виде характеристик). Существенные сведения о развитии ребенка можно было почерпнуть при заполнении воспитателями детских садов специального опросного листа, разработанного В. Гутьяром и Д. Ретером. Опросник состоит из 55 основных вопросов, позволяющих охарактеризовать ребенка по следующим параметрам: развитие его двигательной сферы, возможности произвольного поведения, речевое развитие, общее интеллектуальное развитие, особенности игровой деятельности, склонность к фантазиям, выраженность познавательного интереса, умение общаться со сверстниками и взрослыми, стремление к лидерству, преобладающий эмоциональный фон, наличие физических недостатков, болезней. Кроме того, воспитатель может дополнительно остановиться на наиболее выраженных особенностях ребенка, недостаточно отраженных в ответах на предложенные вопросы.                                Каждая из указанных выше методик, по существу, определяет развитие того или иного аспекта произвольного поведения ребенка, а потому, примененная в отдельности, не дает достаточной информации о психологической готовности ребенка к школе в целом.

      Необходимо  заметить, что использование разнообразных  методик или тестов в неком  комплексе в качестве экспериментального материала может позволить получить совершенно иные сведения об испытуемом, нежели некоторую срезовую характеристику его психического развития.  

3. Исследование эффективности диагностики готовности к школе                 3.1 Замысел и организация исследования

     Исследование  проводилось в несколько этапов.

     На  подготовительном этапе работы была разработана методологическая часть исследования, а именно: определен объект, предмет и методы исследования.

     В ходе данного этапа был проведен сравнительный анализ диагностических  программ: диагностического комплекса психологической готовности детей 6 — 7 лет к обучению в школе Пасечник Л. В. (см. Приложение А) и диагностического комплекса «Тесты для подготовки к школе» Логиновой О. В. (см. Приложение Б). Анализу подверглись тестовые методы на определение уровня развития мышления  и внимания.

     Сравнительный анализ проведен для того, чтобы  оценить возможность использования  данных программ в интересах доказательства гипотезы и достижения цели исследования. По итогам сравнения выставлены оценки: = одинаково; + - почти одинаково; - различаются, ( см. таблицу 1).                Таблица - 1 Где наименование таблицы!?

Критерий Диагностический комплекс психологической готовности детей 6 - 7 лет к обучению в школе Пасечник Л.В Диагностический комплекс «Тесты для подготовки к школе» Логиновой О. В. Результаты  сравнения

программ

1 Назначение  программы Оценка уровня развития мышления и произвольного внимания Оценка уровня развития логического мышления и произвольного внимания =
2 Возраст испытуемых 6-7 лет 6-7 лет =
3 Параметры диагностики Уровень развития мышления оценивается по развитости:

-наглядно-действенного мышления;

-наглядно-образного мышления;

-словесно-логического мышления;

- монологической  речи;

-тонкой  моторики;

-произвольности.

Уровень развития произвольного внимания оценивается по показателям развития таких свойств, как:

-объем внимания;

-концентрация внимания;

-распределение  внимания;

-переключение  внимания;

-устойчивость  внимания.

Уровень развития мышления оценивается по развитости:

-наглядно-действенного мышления;

-наглядно-образного мышления;

-уровень  работоспособности

-тонкой моторики;

-навыка счетных операций, знания алфавитного порядка букв;

-произвольности.

Уровень развития произвольного внимания оценивается по показателям развития таких свойств, как:

-объем  внимания;

-концентрация  внимания;

-распределение внимания;

-переключение  внимания;

-устойчивость  внимания

+- 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

=

4 Батарея тестов для определения уровня развития мышления Субтест 1. «Обведи контур» (наглядно-действенное мышление, умение действовать по образцу). ---- -
    Субтест 2. «Оценка словесно-логического мышления» ----- -
    Субтест 3. «Как ты это понимаешь» (установление причинно-следственных связей и монологическая речь). ---- -
    Субтест 4. «Схематизация» (Р.И.Бардина) (наглядно-схематическое, образное мышление, ориентировка в пространстве). ---- -
    Субтест 5.  «Систематизация» (Н.Б.Венгер) (логическое мышление, размещение геометрических фигур в матрице). Субтест 1. «Расставь кубики»

(логическое  мышление, последовательность, счет)

+ -
    Субтест 6. «Сравнение понятий» (исследование особенностей анализа и синтеза). Субтест 2. «Разложи  по коробкам печенье и конфеты» (исследование особенностей анализа и синтеза, свойства  предметов, функциональное назначение, геометрические формы) + -
    Субтест 7 «Выявление причинно-следственных связей«(особенности суждений и умозаключений). ---- -
5 Батарея тестов для определения уровня развития произвольного внимания Субтест 1. «Переплетенные линии» (оценка устойчивости внимания). ----- -
    Субтест 2. «Кольца»(Э.Ландольт) (оценка устойчивости, распределения и переключения внимания) Субтест 1. “Переключение  внимания» (оценка переключения и распределения внимания, знания геометрических фигур, чтение, последовательность) + -
    Субтест 3. «Корректурная  проба»(Б.Бурдон) (определение скорости распределения и переключения внимания, объема и устойчивости). ------ -
    Субтест 4. «Проставь  значки» (оценка переключения и распределения  внимания, знания геометрических фигур) Субтест 2. “Активное внимание» (оценка переключения и распределения внимания) =
    Субтест 5. “Запомни и расставь точки» (определение объема внимания ребенка) ---- -
    Субтест 6.

“Будь внимательным» (выявление основных свойств и особенностей проявления внимания детей, поступающих в школу)

----- -
5 Кем используется Психологами, педагогами, дефектологами, родителями Психологами, педагогами, родителями + -
6 Форма обследования Индивидуальная  Групповая, индивидуальная +-
7 Критерии оценки уровня развития мышления на предмет готовности к школе Суммарная оценка по всем субтестам определяющим уровень  развития мышления:

-5 баллов  и менее – не готов;

-6-7 баллов  – условно готов;

-8-10 баллов  готов

Суммарная оценка по всем субтестам определяющим уровень  развития мышления:

-6 баллов  и ниже – не готов;

- 7-9 баллов  – условно не готов;

10-12 баллов  – условно готов;

-13-15 баллов - готов

+-
8 Время проведения 25-30 минут 20 минут -
9 Критерии оценки уровня развития внимания на предмет  готовности к школе Суммарная оценка по всем субтестам определяющим уровень развития внимания:

-5 баллов  и менее – не готов;

-6-7 баллов  – условно готов;

-8-10 баллов  - готов

Суммарная оценка по всем субтестам определяющим уровень  развития внимания:

-6 баллов  и ниже – не готов;

- 7-9 баллов – условно не готов;

-10-12 баллов  – условно готов;

-13-15 баллов - готов

+-
10. Время проведения 25-30 минут 20 минут -

Информация о работе Диагностика психологической готовности ребёнка к школе (сравнительный анализ эффективности диагностических подходов)