Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:33, дипломная работа
Задачи работы:    
1) изучение характеристики детей по готовности к школьному обучению и   проанализировать содержание понятия «школьная зрелость»; 
2) апробировать технологию определения ре-тестовой надежности методов диагностики детей к школе;    
3) разработать рекомендации педагогу-психологу школы по повышению эффективности использования методов диагностики готовности к обучению в школе.
Введение……………………………................................................................................3
1 Характеристика психологической готовности ребенка к школе……..………………7
1.1 Основные подходы к определению школьной зрелости, и проблемы психологической готовности детей к школьному обучению……………..…….............7    1.2  Личностная готовность к школьному обучению…….…….……..….... ................19
1.3 Социально-психологическая готовность к школьному обучению………..………24                   
1.4 Интеллектуальная готовность к школьному обучению……...................................26
2  Обзор и сравнительный анализ психодиагностических методик, определяющих уровень готовности ребенка к обучению в школе.........................…………………........35
3  Исследование эффективности  диагностики готовности к школе................ ...........43
3.1 Замысел и организация исследования……………......................................…….....43
3.2 Обработка результатов и интерпретация данных ...................................................49
3.3 Особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к школе……………….…………………………………………….....................................56
3.4 Рекомендации педагогу-психологу по проведению диагностики готовности детей к школе……………………………………………………………………………………58
Заключение……………………………………………………………………………….61
Глоссарий……………………………………………………………………………….64
Список использованных источников…………………………………………………..69
      Более 
надежные и убедительные результаты 
психологической готовности могут 
быть получены, если психолог встретится 
с ребенком не один раз и максимально расширит 
формы получения информации о ребенке. 
Полезными могут оказаться беседы с врачами, 
родителями, воспитателями о своеобразии 
развития ребенка, особенностях его здоровья, 
характере проводимой с ребенком работы 
по подготовке к обучению в школе, условиях 
семейного воспитания и т. п. Дополнительная 
информация поможет психологу правильнее 
понять результаты диагностики психологической 
 Выбор варианта организации диагностики 
психологической готовности определяется 
психологом, исходя из конкретных условий 
работы: количества времени, возраста 
детей, задач, которые нужно решить с помощью 
диагностики, количества и характера используемых 
психодиагностических методов.  
 Существует значительное количество методик 
оценки психологической готовности, которые 
различаются по следующим параметрам: 
      Для 
диагностики психологической 
* отдельные методики, изучающие в основном 
какие-то отдельные компоненты готовности;   
* диагностические программы, позволяющие 
разносторонне исследовать психологические 
особенности испытуемых и оценить сформированность 
некоторого комплекса психологических 
характеристик, составляющих понятие 
готовности к школе. Диагностические программы 
имеют значительные расхождения в содержании 
и уровне трудности предлагаемых заданий. 
Важно понимать, что от того, какими методами 
воспользуется психолог, в значительной 
мере зависят и полученные им результаты.  
 Важнейшей характеристикой методов диагностики 
психологической готовности является 
прогностическая валидностъ, так как именно 
в прогнозе школьной успешности состоит 
одна из главных задач оценки психологической 
готовности.  
 Не все из широко опубликованных программ 
для определения психологической готовности 
имеют удовлетворительные психодиагностические 
показатели.  
 Между тем к широкому профессиональному 
применению могут быть рекомендованы 
только те диагностические материалы, 
применение которых доказало их диагностическую 
ценность. Анализ психологических исследований, 
описаний опыта применения методик, руководств 
по их применению показывает, что в отношении 
немногих программ определения психологической 
готовности установлены показатели прогностической 
валидности. Говоря точнее, отечественная 
психология практически не имеет диагностических 
программ, в руководствах, по применению 
которых содержались бы исчерпывающие 
сведения об их надежности и валидности.  
 Довольно большое количество опубликованных 
методик и диагностических комплексов, 
созданных для оценки психологической 
готовности, имеют статус исследовательских 
процедур и нуждаются в тщательной психодиагностической 
экспертизе.  
 Важной диагностической проблемой является 
неопределенность показателей психологической 
готовности. В руководствах по применению 
диагностических комплексов фактически 
отсутствует самое важное:  
* показатели готовности детей к обучению 
с 6 и 7 лет;  
* показатели готовности к обучению в классах 
разного типа (с обучением по различным программам).  
 Недостаточная стандартизированность 
процедур интерпретации полученных результатов 
обесценивает усилия по проведению стандартизированной 
диагностики.  При отсутствии в руководстве 
к применению методик четких показателей 
готовности психолог вынужден определять 
их самостоятельно, что может привести 
к значительной субъективности окончательного 
вывода.  
 Использование в практической работе 
методик (и их комплексов) с неизвестными 
психодиагностическими показателями 
приводит к тому, что полученные результаты 
выполнения заданий не являются достоверными 
(точнее, их достоверность неизвестна), 
поэтому попытки однозначной интерпретации 
полученных таким образом результатов 
являются сомнительными. 
      Итак, 
под психологической 
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
      В 
силу разных причин дети имеют неодинаковый 
темп психического развития, поэтому подходят 
к возрасту поступления в школу с разным 
багажом жизненного опыта и психических 
способностей. Между тем школа предъявляет 
ко всем ученикам объективные, примерно 
одинаковые требования, зафиксированные 
в программах обучения, учебниках, методиках 
преподавания и т. д. Если есть соответствие 
психических возможностей ребенка предъявляемым 
в обучении требованиям, то говорят о его 
психологической готовности к школе. Если 
же такого соответствия нет, то обучение 
в школе может стать затруднительным, 
неэффективным, требовать слишком большого 
напряжения от самого ребенка, его родителей, педагогов. 
 Оценить готовность — значит, в какой-то 
степени дать прогноз учебной успешности 
ребенка в школе. 
 Так как психологическая готовность является 
важным фактором успешности первоначального 
школьного обучения, то от уровня ее сформированности 
зависит следующее:
· как будет относиться ребенок к учению;
· насколько полноценно ребенок будет развиваться в ходе обучения;
· как будут относиться к нему учитель, одноклассники;
      
· как оценят его родители и даже незнакомые 
взрослые. 
 Стойкая неуспешность в начале обучения 
опасна тем, что у ребенка могут возникнуть 
неблагоприятные психологические последствия: 
* потеря веры в свои силы;                               
* негативное отношение к учению и стремление 
избежать учебной деятельности.  
 Развивающую работу с нуждающимися в ней 
детьми целесообразно проводить в группах 
развития. В этих группах реализуется 
развивающая психику ребят программа. 
Не ставится специальной задачи научить 
детей считать, писать, читать. Главная 
задача – довести психологическое развитие 
ребенка до уровня готовности к школе. 
Основной акцент делается на мотивационное 
развитие ребенка, а именно развитие познавательного 
интереса и учебной мотивации. Задача 
взрослого сначала пробудить у ребенка 
желание научится чему то новому а уже 
затем начинать работу по развитию высших 
психологических функций.     Можно сказать, 
что за основу готовности к школьному 
обучению берется некий базис развития, 
без которого ребенок не может успешно 
учиться в школе.  Фактически работы по 
психологической готовности к школе опираются 
на положение, что обучение идет вслед 
за развитием, поскольку признается, что 
нельзя начинать обучение в школе, если 
нет определенного уровня психического 
развития. Но вместе с тем в работах Л.И. 
Божович, Д.Б. Эльконина и других представителей 
школы Л.С. Выготского показано, что обучение 
стимулирует развитие, то есть подтверждается 
идея Л.С. Выготского, что обучение идет 
впереди развития и ведет его за собой, 
при этом между обучением и развитием 
нет однозначного соответствия — "один 
шаг в обучении может означать сто шагов 
в развитии", "обучение... может дать 
в развитии больше, чем то, что содержится 
в его непосредственных результатах"15.
В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Какие же составляющие входят в этот набор «школьной готовности»? Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности.
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович "внутренней позицией школьника"16 . Этому новообразованию Л.И. Божович придавала очень большое значение, считая, что "внутренняя позиция школьника" может выступать как критерий готовности к школьному обучению.
Итак, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что проблема диагностики психологической готовности к школе заслуживает пристального внимания. В частности, ряд диагностических методов определяющих психологическую готовность детей к школе подвергся тщательному анализу, на основании которого был сделан вывод о надежности методов диагностики внимания и мышления диагностической программы Пасечник Л.В., что, соответственно, характеризует их эффективность в применении.
     Таким 
образом, предположение о том, что 
эффективность диагностики 
| № п/п | Понятие | Определение | 
| 1 | 2 | 3 | 
|   1  | 
    Адаптация  | 
  изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя | 
|   2  | 
    Анализ  | 
  операция мысленного 
  или реального расчленения  | 
|   3  | 
    Аспект  | 
  одна из сторон рассматриваемого объекта, точка зрения, то, как он видится с определённой позиции | 
|   4  | 
    Внимание  | 
  оптимальное состояние сознания , его организованность и направленность на деятельностно значимые объекты | 
|   5  | 
    Воля  | 
  самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимости планируемого результата; реализуется в форме простых и сложных волевых действий | 
|   6  | 
    Воображение  | 
  генерирование новых образов в качестве ожидаемых результатов деятельности, программ поведения, а также образов, возникающих на основе описания; образы воображения замещают информационные пробелы; воображение обеспечивает предвосхищение событий | 
|   7  | 
    Восприятие  | 
  отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на рецепторную систему человека, отнесение чувственного образа к определенной группе явлений | 
|   8  | 
    Гипотеза  | 
  информационно - вероятностная модель, мысленно представляемая система, отображающая элементы проблемной ситуации и позволяющая преобразовать эти элементы с целью восполнения недостающих звеньев реконструируемой системы | 
|   9  | 
    Дезадаптация  | 
  психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации | 
|   10  | 
    Деятельность  | 
  человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей нà основе общечеловеческого опыта | 
|   11  | 
    Задача  | 
  цель деятельности, которая может быть достигнута путем преобразования исходных условий | 
|   12  | 
    Индивидуальный подход  | 
  психолого - педагогический принцип, в котором постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка | 
| 13 | Интеллект | устойчивая структура умственных способностей индивида | 
| 14 | Личность | совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия | 
|   15  | 
    Метод  | 
  систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели | 
| 16 | Методика | описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах | 
|   17  | 
    Мотивация  | 
  потребность индивида добиваться успеха и избежания неудачи, субъективная оценка вероятности успеха в определенных видах деятельности; побуждения, вызывающие активность организма в определенном направлении | 
|   18  | 
    Мышление  | 
  психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях | 
|   19  | 
    Объем внимания  | 
  количество не связанных объектов, которые могут восприниматься одновременно ясно и отчетливо | 
| 20 | Инструкция | 
  руководство по выполнению заданий теста, предъявляемое испытуемому письменно, устно или с помощью компьютера и направленное на создание адекватной мотивации, установки субъекта на обследование | 
| 21 | Моторика | 
  совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку | 
| 22 | Опрос | 
  метод сбора 
  первичной информации посредством 
  обращения с вопросами к  | 
| 23 | Психодиагностика | 
  область психологической науки и важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных особенностей человека (группы людей) | 
| 24 | Психологическое тестирование | 1) процесс обследования с помощью психологического теста; 2) направление исследований, связанных с разработкой и использованием тестов как инструментов измерения индивидуально-психологических различий | 
  |