Диагностика психологической готовности ребёнка к школе (сравнительный анализ эффективности диагностических подходов)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:33, дипломная работа

Краткое описание

Задачи работы:
1) изучение характеристики детей по готовности к школьному обучению и проанализировать содержание понятия «школьная зрелость»;
2) апробировать технологию определения ре-тестовой надежности методов диагностики детей к школе;
3) разработать рекомендации педагогу-психологу школы по повышению эффективности использования методов диагностики готовности к обучению в школе.

Оглавление

Введение……………………………................................................................................3
1 Характеристика психологической готовности ребенка к школе……..………………7
1.1 Основные подходы к определению школьной зрелости, и проблемы психологической готовности детей к школьному обучению……………..…….............7 1.2 Личностная готовность к школьному обучению…….…….……..….... ................19
1.3 Социально-психологическая готовность к школьному обучению………..………24
1.4 Интеллектуальная готовность к школьному обучению……...................................26
2 Обзор и сравнительный анализ психодиагностических методик, определяющих уровень готовности ребенка к обучению в школе.........................…………………........35
3 Исследование эффективности диагностики готовности к школе................ ...........43
3.1 Замысел и организация исследования……………......................................…….....43
3.2 Обработка результатов и интерпретация данных ...................................................49
3.3 Особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к школе……………….…………………………………………….....................................56
3.4 Рекомендации педагогу-психологу по проведению диагностики готовности детей к школе……………………………………………………………………………………58
Заключение……………………………………………………………………………….61
Глоссарий……………………………………………………………………………….64
Список использованных источников…………………………………………………..69

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 410.50 Кб (Скачать)

      Более надежные и убедительные результаты психологической готовности могут быть получены, если психолог встретится с ребенком не один раз и максимально расширит формы получения информации о ребенке. Полезными могут оказаться беседы с врачами, родителями, воспитателями о своеобразии развития ребенка, особенностях его здоровья, характере проводимой с ребенком работы по подготовке к обучению в школе, условиях семейного воспитания и т. п. Дополнительная информация поможет психологу правильнее понять результаты диагностики психологической готовности.  
 Выбор варианта организации диагностики психологической готовности определяется психологом, исходя из конкретных условий работы: количества времени, возраста детей, задач, которые нужно решить с помощью диагностики, количества и характера используемых психодиагностических методов.  
 Существует значительное количество методик оценки психологической готовности, которые различаются по следующим параметрам:

  • форма проведения (индивидуальные, групповые); 
  • изучаемые признаки психологической готовности (интеллектуальные, личностные).

      Для диагностики психологической готовности предлагаются: 
* отдельные методики, изучающие в основном какие-то отдельные компоненты готовности;   
* диагностические программы, позволяющие разносторонне исследовать психологические особенности испытуемых и оценить сформированность некоторого комплекса психологических характеристик, составляющих понятие готовности к школе. Диагностические программы имеют значительные расхождения в содержании и уровне трудности предлагаемых заданий. Важно понимать, что от того, какими методами воспользуется психолог, в значительной мере зависят и полученные им результаты.  
 Важнейшей характеристикой методов диагностики психологической готовности является прогностическая валидностъ, так как именно в прогнозе школьной успешности состоит одна из главных задач оценки психологической готовности.  
 Не все из широко опубликованных программ для определения психологической готовности имеют удовлетворительные психодиагностические показатели.  
 Между тем к широкому профессиональному применению могут быть рекомендованы только те диагностические материалы, применение которых доказало их диагностическую ценность. Анализ психологических исследований, описаний опыта применения методик, руководств по их применению показывает, что в отношении немногих программ определения психологической готовности установлены показатели прогностической валидности. Говоря точнее, отечественная психология практически не имеет диагностических программ, в руководствах, по применению которых содержались бы исчерпывающие сведения об их надежности и валидности.  
 Довольно большое количество опубликованных методик и диагностических комплексов, созданных для оценки психологической готовности, имеют статус исследовательских процедур и нуждаются в тщательной психодиагностической экспертизе.  
 Важной диагностической проблемой является неопределенность показателей психологической готовности. В руководствах по применению диагностических комплексов фактически отсутствует самое важное:  
* показатели готовности детей к обучению с 6 и 7 лет;  
* показатели готовности к обучению в классах разного типа (с обучением по различным программам).  
 Недостаточная стандартизированность процедур интерпретации полученных результатов обесценивает усилия по проведению стандартизированной диагностики.  При отсутствии в руководстве к применению методик четких показателей готовности психолог вынужден определять их самостоятельно, что может привести к значительной субъективности окончательного вывода.  
 Использование в практической работе методик (и их комплексов) с неизвестными психодиагностическими показателями приводит к тому, что полученные результаты выполнения заданий не являются достоверными (точнее, их достоверность неизвестна), поэтому попытки однозначной интерпретации полученных таким образом результатов являются сомнительными.

Заключение

      Итак, под психологической готовностью  к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. 

      Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления  детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

      В силу разных причин дети имеют неодинаковый темп психического развития, поэтому подходят к возрасту поступления в школу с разным багажом жизненного опыта и психических способностей. Между тем школа предъявляет ко всем ученикам объективные, примерно одинаковые требования, зафиксированные в программах обучения, учебниках, методиках преподавания и т. д. Если есть соответствие психических возможностей ребенка предъявляемым в обучении требованиям, то говорят о его психологической готовности к школе. Если же такого соответствия нет, то обучение в школе может стать затруднительным, неэффективным, требовать слишком большого напряжения от самого ребенка, его родителей, педагогов. 
 Оценить готовность — значит, в какой-то степени дать прогноз учебной успешности ребенка в школе. 
 Так как психологическая готовность является важным фактором успешности первоначального школьного обучения, то от уровня ее сформированности зависит следующее:

    · как будет относиться ребенок к учению;

    · насколько полноценно ребенок будет развиваться в ходе обучения;

    · как будут относиться к нему учитель, одноклассники;

      · как оценят его родители и даже незнакомые взрослые. 
 Стойкая неуспешность в начале обучения опасна тем, что у ребенка могут возникнуть неблагоприятные психологические последствия: 
* потеря веры в свои силы;                               * негативное отношение к учению и стремление избежать учебной деятельности.  
 Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент делается на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему то новому а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.     Можно сказать, что за основу готовности к школьному обучению берется некий базис развития, без которого ребенок не может успешно учиться в школе.  Фактически работы по психологической готовности к школе опираются на положение, что обучение идет вслед за развитием, поскольку признается, что нельзя начинать обучение в школе, если нет определенного уровня психического развития. Но вместе с тем в работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и других представителей школы Л.С. Выготского показано, что обучение стимулирует развитие, то есть подтверждается идея Л.С. Выготского, что обучение идет впереди развития и ведет его за собой, при этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия — "один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии", "обучение... может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах"
15.

      В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Какие же составляющие входят в этот набор «школьной готовности»? Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности.

     Ребенок, готовый к школе, хочет учиться  и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович "внутренней позицией школьника"16 . Этому новообразованию Л.И. Божович придавала очень большое значение, считая, что "внутренняя позиция школьника" может выступать как критерий готовности к школьному обучению. 

     Итак, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что проблема диагностики психологической  готовности к школе заслуживает  пристального внимания. В частности, ряд диагностических методов  определяющих психологическую готовность детей к школе подвергся тщательному анализу, на основании которого был сделан вывод о надежности методов диагностики внимания и мышления диагностической программы Пасечник Л.В., что, соответственно, характеризует их эффективность в применении.

     Таким образом, предположение о том, что  эффективность диагностики психологической  готовности к школе зависит от надежности используемых методов считается  подтвержденным. 

     Глоссарий

 
№ п/п Понятие Определение
1 2 3
 
 
 
1
 
 
 
Адаптация 
 
 
изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя
 
 
 
 
2
 
 
 
 
Анализ
операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения  между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека
 
3
 
Аспект
одна из сторон рассматриваемого объекта, точка зрения, то, как он видится с определённой позиции 
 
4
 
Внимание
оптимальное состояние  сознания , его организованность и направленность на деятельностно значимые объекты
 
 
 
5
 
 
 
Воля
самодетерминация  активности человека, основанная на осознании  значимости планируемого результата; реализуется в форме простых  и сложных волевых действий
 
 
 
 
 
6
 
 
 
 
 
Воображение
генерирование новых образов в качестве ожидаемых результатов деятельности, программ поведения, а также образов, возникающих на основе описания; образы воображения замещают информационные пробелы; воображение обеспечивает предвосхищение событий
 
 
 
 
7
 
 
 
 
Восприятие
отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на рецепторную систему  человека, отнесение чувственного образа к определенной группе явлений
 
 
 
 
8
 
 
 
 
Гипотеза
информационно - вероятностная модель, мысленно представляемая система, отображающая элементы проблемной ситуации и позволяющая преобразовать эти элементы с целью восполнения недостающих звеньев реконструируемой системы
 
 
 
9
 
 
 
Дезадаптация
психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации
 
 
 
10
 
 
 
Деятельность
человеческий  способ овладения действительностью  посредством достижения сознательно  поставленных целей нà основе общечеловеческого  опыта
 
11
 
Задача
цель деятельности, которая может быть достигнута путем  преобразования исходных условий
 
 
12
 
 
Индивидуальный  подход
психолого - педагогический принцип, в котором постулируется  важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка
13 Интеллект устойчивая  структура умственных способностей индивида
14 Личность совокупность  внутренних условий, через которые  преломляются все внешние воздействия
 
 
 
15
 
 
 
Метод
систематизированная совокупность шагов, действий, которые  необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели
16 Методика описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных  процессах
 
 
 
17
 
 
 
Мотивация
потребность индивида добиваться успеха и избежания неудачи, субъективная оценка вероятности успеха в определенных видах деятельности; побуждения, вызывающие активность организма в определенном направлении
 
 
 
 
18
 
 
 
 
Мышление
психический процесс  обобщенного и опосредованного  отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях
 
19
 
Объем внимания
количество  не связанных объектов, которые могут  восприниматься одновременно ясно и отчетливо
20

Инструкция

руководство по выполнению заданий теста, предъявляемое  испытуемому письменно, устно или  с помощью компьютера и направленное на создание адекватной мотивации, установки  субъекта на обследование
21

Моторика

совокупность  двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку
22

Опрос

метод сбора  первичной информации посредством  обращения с вопросами к опрашиваемым (респондентам)  
      
23

Психодиагностика

область психологической  науки и важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных особенностей человека (группы людей)
24 Психологическое тестирование 1) процесс обследования  с помощью психологического теста; 2) направление исследований, связанных с разработкой и использованием тестов как инструментов измерения индивидуально-психологических различий

     Список  использованных источников

     1 Анастази, А. Психологическое тестирование.  [Текст] / А. Анастази. – М.: Генезис, 2007. – 210 с. - ISBN 5-358-07431-676-54.
 
     2
Бадулина,О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования. [Текст] / О. И. Бодулина. - М.: Академия, 2006. - 101 с. - ISBN 5-467-68976-345-90.
 
     3
Барташникова, И.А., Барташников, А.А. Учись играя. [Текст] / И. А. Барташникова, А.А. Барташников. - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2009. - 135 с. - ISBN 3421-577876-45-45677.
     4 Безруких, М. М.  «Портрет» будущего первоклассника. [Текст] / М. М. Безруких. - М. : Дрофа, 2005. - 94 с. - ISBN 675443-786-89-765.
     5 Безруких, М. М. Ступеньки к школе. [Текст] / М. М. Безруких. - М. : Дрофа, 2007. - 128 с. - ISBN 978-5-358-07431-6.
 
         6
Божович, Л. И.  Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 400 с. - ISBN 978-5-91180-846-4.
         

         7

Венгер,А.Л.  Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. [Текст] / А. Л. Венгер. - М. : Генезис, 2008. - 289 с. - ISBN 5-89395-388-65-341.
 
    8
Виноградова,Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальными звеньями системы образования. [Текст] / Н.Ф.Виноградова. - М.: Педагогика, 2005. - 196 с. - ISBN 5-6754-78-654-9.
    9
Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. [Текст]  / Л. С. Выготский. - М. : Академия, 2006. - 202 с. - ISBN 54-786-9854-34.
         10
Выготский, Л. С. Лекции по психологии. [Текст]  / Л. С. Выготский. - М. : Академия, 2004. - 144 с. - ISBN 5-87852-044-3.
        11 

      

Гуткина, Н. И.  Психологическая готовность к школе. [Текст] / Н. И. Гуткина. - М. : Академия, 2007. - 208 с. - ISBN 978-5-469-01447-8.
    12
Гуревич, К.М. Что такое психодиагностика. [Текст] / К.М. Гуревич. - М.: Генезис, 2004. - 227 с.-  ISBN 8767-908-786-543-3.

 

 
    13
Дубровина, И.В.  Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. [Текст] / И.В. Дубровина. - М.: Педагогика, 2007. - 174 с. - ISBN 980-654-7-89-432-7.

 

 
    14
Дьяченко, О.М., Веракса, Н.Е. Чего на свете не бывает? [Текст] / О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса. - М.: Академия, 2005. - 154 с. - ISBN 5-7865-987-439-5.
 
    15
Дьяченко,О.М., Лаврентьева,Т.В. Психическое развитие дошкольников. [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М.: Академия, 2008. - 286 с. - ISBN 557-876-8-7654-97-2.
    16
Житников ,Л. Учите детей запоминать. [Текст] / Л. Житникова. - М.: Генезис, 2009. - 89 с. - ISBN 77-8546-786-89-4.
         

         17

Запорожец, А. В.  Подготовка детей к школе. Основы дошкольной психологии.  [Текст] / А. В. Запорожец. - М. : Академия, 2006. - 257с. - ISBN 978-5-76-95-3841-4.
         18
Запорожец, А. В.  Психология действия. [Текст] / А. В. Запорожец. - М. : МПСИ, 2005. - 736 с. - ISBN 5-89502-104-2.
 
    19
Землянухина, Т.М. Познавательная и коммуникативная активность ребенка при подготовке его к обучению в школе. [Текст] / Т.М. Землянухина. - М.: Педагогика, 2008. - 155 с. - .ISBN 849-765-89-403-512.
    20
Зимняя ,И.А. Педагогическая психология. [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Педагогика, 2006. - 316 с. ISBN 554-7-896-4329-5.

 

    21
Истомина, З.М. Развитие памяти. [Текст] / З.М. Истомина. - М.: Академия, 2007. - 192 с. - ISBN 8-854-981-0765-5.
 
    22
Конышева, Н.М. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни? [Текст] / Н.М. Конышева. - М.: Генезис, 2008. - 217 с. - ISBN 432-675-89-6435-21.
        

    23

Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. [Текст] /Е. Е. Кравцова. - М. : Педагогика, 2004. - 152 с. -ISBN 5-87604-053-3.
    24
Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии. [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Академия, 2007. - 536 с. - ISBN 5-7198-0099-9.
 
    25
Логинова, О. В.  Тесты для подготовки к школе. [Текст] /  О.В. Логинова. - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2009.- 128 с. - ISBN 978-5-94832-304-6.
 
    26
Михайлова, З.А. Игровые, занимательные задачи для дошкольников. [Текст] /  З.А. Михайлова. - М.: Генезис, 2006. - 108 с. - ISBN 712-989-768905-332-4.
 
    27
Нартова-Бочавер, С.К., Мухортова, Е.А. Скоро в школу! [Текст] /  С.К. Нартова-Бочавер, Е.А. Мухортова. - М.: Педагогика, 2005. - 214 с. ISBN 5-657-876-8907-45.
 
    28
Немов, Р.С. Психология. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. [Текст] /  Р.С. Немов. - М.: Академия, 2008. - 134 с. - ISBN 765-89876-345-8-56.
    29
Никитин, Б.П. Развивающие игры. [Текст] /  Б.П. Никитин. - М.: Просвещение, 2009. - 97 с. - ISBN 5-783-9052-65-4.
    30
Обухова, Л.Ф. Детская психология. [Текст] /  Л.Ф. Обухова. - М.: Генезис, 2007. - 285 с. - ISBN 5-7321-89-065-665-8.
 
    31
Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: Педагогика, 2009. - 243 с. - ISBN 54-7854-621-908-74.
 
    32
Панов, В.И. Психологические аспекты развивающего образования. . [Текст] / В.И. Панов. - М.: Педагогика, 2008. - 112 с. - ISBN 907-5432-876-067-5.
       

        33

Пасечник, Л. В. Диагностика психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. [Текст] / Л. В. Пасечник. - М. : Скрипторий, 2005. - 111 с. - ISBN 978-5-985-27-121-8.
 
    34
Пилиповский, В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики. [Текст] / В.Я. Пилиповский. -  М.: Педагогика, 2009. - 128 с. - ISBN 521-980-6578-754-89.
 
    35
Парамонова, Л.А. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР. [Текст] / Л.А. Парамонова. - М.: Академия, 2004. - 214 с. - ISBN 54-890-6532-79.

 

 
    36
Поддъяков, Н. Проблема психологического развития ребенка.[Текст] / Н. Плддъяков. - М.: Педагогика, 2010. - 264 с. - ISBN 143-768-90647-665-71.

 

    37
Крылов, А.А. Психология. Учебник.[Текст] / А.А. Крылов. - М.: Педагогика, 2008. - 176 с. - ISBN  8906-654-708-432-21.
    38
Реан, А.А. Психология детства. .[Текст] / А.А. Реан. - С-Пб.: Питер, 2005. - 368 с. - ISBN  5-678-436-89065-55.
 
    39
Лаврентьева, Т.В. Психолог в детском дошкольном учреждении.[Текст] / Т.В. Лаврентьева. - М.: Педагогика, 2007. - 207 с. -   ISBN 5-8065-43876-66-32.
 
    40
Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. [Текст]/ Е.И. Рогов. - М.: Генезис, 2009. - 245 с. - ISBN 643-9074-5677-65-980-4.
 
    41
Сазонова, А. Диагностика психологической готовности ребенка к школе. [Текст] / А. Сазонова. - М.: Академия, 2005. - 144 с. - ISBN 765-90854-44-675-5.
 
    42
Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. [Текст]/ В.И. Слободчиков. - М.: Педагогика, 2009. - 231 с.- ISBN 5-674-872-8906-31.
 
    43
Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. [Текст]/ Л.Ф. Тихомирова. - М.: Генезиз, 2004. - 112 с. - ISBN 432-5-907-5673-85.
    44
Улановская, И.М. Образовательная среда. [Текст]/ И.М. Улановская. - М.: Педагогика, 2006. - 157 с. - ISBN 234-7690-543-5.
    45
Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. [Текст]/ Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2008.  - 296 с. - ISBN 6-1450-659-984-9.
 
    46
Фисюкова, Л.Б. От трех до семи: книга для пап, мам, дедушек и бабушек. [Текст]/ Л.Б. Фисюкова. - М.: Генезис, 2004. - 138 с. - ISBN 2-7895-894-907-235.
    47
Хухлаева, О.В. Лесенка радости. [Текст]/ О.В. Хухлаева. - М.: Педагогика, 2009. - 167 с. -  ISBN 5-6743-789-7654-57.
 
    48
Чейли, Дж. Готовность к школе: как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе. [Текст] / Под ред. Н.В. Елизаровой. - М.: Скрипторий, 2010. - 274 с. - ISBN 4-332-856-9760-5.
        49
Эльконин, Д. Б. Детская психология. [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Академия, 2007. - 384 с. - ISBN 978-5-7695-4068-4.
    50
Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. [Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2008. - 327 с. - ISBN 5-987-5674-302-44.

Информация о работе Диагностика психологической готовности ребёнка к школе (сравнительный анализ эффективности диагностических подходов)