Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:33, дипломная работа
Задачи работы:
1) изучение характеристики детей по готовности к школьному обучению и проанализировать содержание понятия «школьная зрелость»;
2) апробировать технологию определения ре-тестовой надежности методов диагностики детей к школе;
3) разработать рекомендации педагогу-психологу школы по повышению эффективности использования методов диагностики готовности к обучению в школе.
Введение……………………………................................................................................3
1 Характеристика психологической готовности ребенка к школе……..………………7
1.1 Основные подходы к определению школьной зрелости, и проблемы психологической готовности детей к школьному обучению……………..…….............7 1.2 Личностная готовность к школьному обучению…….…….……..….... ................19
1.3 Социально-психологическая готовность к школьному обучению………..………24
1.4 Интеллектуальная готовность к школьному обучению……...................................26
2 Обзор и сравнительный анализ психодиагностических методик, определяющих уровень готовности ребенка к обучению в школе.........................…………………........35
3 Исследование эффективности диагностики готовности к школе................ ...........43
3.1 Замысел и организация исследования……………......................................…….....43
3.2 Обработка результатов и интерпретация данных ...................................................49
3.3 Особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к школе……………….…………………………………………….....................................56
3.4 Рекомендации педагогу-психологу по проведению диагностики готовности детей к школе……………………………………………………………………………………58
Заключение……………………………………………………………………………….61
Глоссарий……………………………………………………………………………….64
Список использованных источников…………………………………………………..69
Более
надежные и убедительные результаты
психологической готовности могут
быть получены, если психолог встретится
с ребенком не один раз и максимально расширит
формы получения информации о ребенке.
Полезными могут оказаться беседы с врачами,
родителями, воспитателями о своеобразии
развития ребенка, особенностях его здоровья,
характере проводимой с ребенком работы
по подготовке к обучению в школе, условиях
семейного воспитания и т. п. Дополнительная
информация поможет психологу правильнее
понять результаты диагностики психологической
Выбор варианта организации диагностики
психологической готовности определяется
психологом, исходя из конкретных условий
работы: количества времени, возраста
детей, задач, которые нужно решить с помощью
диагностики, количества и характера используемых
психодиагностических методов.
Существует значительное количество методик
оценки психологической готовности, которые
различаются по следующим параметрам:
Для
диагностики психологической
* отдельные методики, изучающие в основном
какие-то отдельные компоненты готовности;
* диагностические программы, позволяющие
разносторонне исследовать психологические
особенности испытуемых и оценить сформированность
некоторого комплекса психологических
характеристик, составляющих понятие
готовности к школе. Диагностические программы
имеют значительные расхождения в содержании
и уровне трудности предлагаемых заданий.
Важно понимать, что от того, какими методами
воспользуется психолог, в значительной
мере зависят и полученные им результаты.
Важнейшей характеристикой методов диагностики
психологической готовности является
прогностическая валидностъ, так как именно
в прогнозе школьной успешности состоит
одна из главных задач оценки психологической
готовности.
Не все из широко опубликованных программ
для определения психологической готовности
имеют удовлетворительные психодиагностические
показатели.
Между тем к широкому профессиональному
применению могут быть рекомендованы
только те диагностические материалы,
применение которых доказало их диагностическую
ценность. Анализ психологических исследований,
описаний опыта применения методик, руководств
по их применению показывает, что в отношении
немногих программ определения психологической
готовности установлены показатели прогностической
валидности. Говоря точнее, отечественная
психология практически не имеет диагностических
программ, в руководствах, по применению
которых содержались бы исчерпывающие
сведения об их надежности и валидности.
Довольно большое количество опубликованных
методик и диагностических комплексов,
созданных для оценки психологической
готовности, имеют статус исследовательских
процедур и нуждаются в тщательной психодиагностической
экспертизе.
Важной диагностической проблемой является
неопределенность показателей психологической
готовности. В руководствах по применению
диагностических комплексов фактически
отсутствует самое важное:
* показатели готовности детей к обучению
с 6 и 7 лет;
* показатели готовности к обучению в классах
разного типа (с обучением по различным программам).
Недостаточная стандартизированность
процедур интерпретации полученных результатов
обесценивает усилия по проведению стандартизированной
диагностики. При отсутствии в руководстве
к применению методик четких показателей
готовности психолог вынужден определять
их самостоятельно, что может привести
к значительной субъективности окончательного
вывода.
Использование в практической работе
методик (и их комплексов) с неизвестными
психодиагностическими показателями
приводит к тому, что полученные результаты
выполнения заданий не являются достоверными
(точнее, их достоверность неизвестна),
поэтому попытки однозначной интерпретации
полученных таким образом результатов
являются сомнительными.
Итак,
под психологической
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
В
силу разных причин дети имеют неодинаковый
темп психического развития, поэтому подходят
к возрасту поступления в школу с разным
багажом жизненного опыта и психических
способностей. Между тем школа предъявляет
ко всем ученикам объективные, примерно
одинаковые требования, зафиксированные
в программах обучения, учебниках, методиках
преподавания и т. д. Если есть соответствие
психических возможностей ребенка предъявляемым
в обучении требованиям, то говорят о его
психологической готовности к школе. Если
же такого соответствия нет, то обучение
в школе может стать затруднительным,
неэффективным, требовать слишком большого
напряжения от самого ребенка, его родителей, педагогов.
Оценить готовность — значит, в какой-то
степени дать прогноз учебной успешности
ребенка в школе.
Так как психологическая готовность является
важным фактором успешности первоначального
школьного обучения, то от уровня ее сформированности
зависит следующее:
· как будет относиться ребенок к учению;
· насколько полноценно ребенок будет развиваться в ходе обучения;
· как будут относиться к нему учитель, одноклассники;
· как оценят его родители и даже незнакомые
взрослые.
Стойкая неуспешность в начале обучения
опасна тем, что у ребенка могут возникнуть
неблагоприятные психологические последствия:
* потеря веры в свои силы;
* негативное отношение к учению и стремление
избежать учебной деятельности.
Развивающую работу с нуждающимися в ней
детьми целесообразно проводить в группах
развития. В этих группах реализуется
развивающая психику ребят программа.
Не ставится специальной задачи научить
детей считать, писать, читать. Главная
задача – довести психологическое развитие
ребенка до уровня готовности к школе.
Основной акцент делается на мотивационное
развитие ребенка, а именно развитие познавательного
интереса и учебной мотивации. Задача
взрослого сначала пробудить у ребенка
желание научится чему то новому а уже
затем начинать работу по развитию высших
психологических функций. Можно сказать,
что за основу готовности к школьному
обучению берется некий базис развития,
без которого ребенок не может успешно
учиться в школе. Фактически работы по
психологической готовности к школе опираются
на положение, что обучение идет вслед
за развитием, поскольку признается, что
нельзя начинать обучение в школе, если
нет определенного уровня психического
развития. Но вместе с тем в работах Л.И.
Божович, Д.Б. Эльконина и других представителей
школы Л.С. Выготского показано, что обучение
стимулирует развитие, то есть подтверждается
идея Л.С. Выготского, что обучение идет
впереди развития и ведет его за собой,
при этом между обучением и развитием
нет однозначного соответствия — "один
шаг в обучении может означать сто шагов
в развитии", "обучение... может дать
в развитии больше, чем то, что содержится
в его непосредственных результатах"15.
В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Какие же составляющие входят в этот набор «школьной готовности»? Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности.
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович "внутренней позицией школьника"16 . Этому новообразованию Л.И. Божович придавала очень большое значение, считая, что "внутренняя позиция школьника" может выступать как критерий готовности к школьному обучению.
Итак, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что проблема диагностики психологической готовности к школе заслуживает пристального внимания. В частности, ряд диагностических методов определяющих психологическую готовность детей к школе подвергся тщательному анализу, на основании которого был сделан вывод о надежности методов диагностики внимания и мышления диагностической программы Пасечник Л.В., что, соответственно, характеризует их эффективность в применении.
Таким
образом, предположение о том, что
эффективность диагностики
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | 2 | 3 |
1 |
Адаптация |
изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя |
2 |
Анализ |
операция мысленного
или реального расчленения |
3 |
Аспект |
одна из сторон рассматриваемого объекта, точка зрения, то, как он видится с определённой позиции |
4 |
Внимание |
оптимальное состояние сознания , его организованность и направленность на деятельностно значимые объекты |
5 |
Воля |
самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимости планируемого результата; реализуется в форме простых и сложных волевых действий |
6 |
Воображение |
генерирование новых образов в качестве ожидаемых результатов деятельности, программ поведения, а также образов, возникающих на основе описания; образы воображения замещают информационные пробелы; воображение обеспечивает предвосхищение событий |
7 |
Восприятие |
отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на рецепторную систему человека, отнесение чувственного образа к определенной группе явлений |
8 |
Гипотеза |
информационно - вероятностная модель, мысленно представляемая система, отображающая элементы проблемной ситуации и позволяющая преобразовать эти элементы с целью восполнения недостающих звеньев реконструируемой системы |
9 |
Дезадаптация |
психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации |
10 |
Деятельность |
человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей нà основе общечеловеческого опыта |
11 |
Задача |
цель деятельности, которая может быть достигнута путем преобразования исходных условий |
12 |
Индивидуальный подход |
психолого - педагогический принцип, в котором постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка |
13 | Интеллект | устойчивая структура умственных способностей индивида |
14 | Личность | совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия |
15 |
Метод |
систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели |
16 | Методика | описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах |
17 |
Мотивация |
потребность индивида добиваться успеха и избежания неудачи, субъективная оценка вероятности успеха в определенных видах деятельности; побуждения, вызывающие активность организма в определенном направлении |
18 |
Мышление |
психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях |
19 |
Объем внимания |
количество не связанных объектов, которые могут восприниматься одновременно ясно и отчетливо |
20 | Инструкция |
руководство по выполнению заданий теста, предъявляемое испытуемому письменно, устно или с помощью компьютера и направленное на создание адекватной мотивации, установки субъекта на обследование |
21 | Моторика |
совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку |
22 | Опрос |
метод сбора
первичной информации посредством
обращения с вопросами к |
23 | Психодиагностика |
область психологической науки и важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных особенностей человека (группы людей) |
24 | Психологическое тестирование | 1) процесс обследования с помощью психологического теста; 2) направление исследований, связанных с разработкой и использованием тестов как инструментов измерения индивидуально-психологических различий |
|