Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:33, дипломная работа
Задачи работы:
1) изучение характеристики детей по готовности к школьному обучению и проанализировать содержание понятия «школьная зрелость»;
2) апробировать технологию определения ре-тестовой надежности методов диагностики детей к школе;
3) разработать рекомендации педагогу-психологу школы по повышению эффективности использования методов диагностики готовности к обучению в школе.
Введение……………………………................................................................................3
1 Характеристика психологической готовности ребенка к школе……..………………7
1.1 Основные подходы к определению школьной зрелости, и проблемы психологической готовности детей к школьному обучению……………..…….............7 1.2 Личностная готовность к школьному обучению…….…….……..….... ................19
1.3 Социально-психологическая готовность к школьному обучению………..………24
1.4 Интеллектуальная готовность к школьному обучению……...................................26
2 Обзор и сравнительный анализ психодиагностических методик, определяющих уровень готовности ребенка к обучению в школе.........................…………………........35
3 Исследование эффективности диагностики готовности к школе................ ...........43
3.1 Замысел и организация исследования……………......................................…….....43
3.2 Обработка результатов и интерпретация данных ...................................................49
3.3 Особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к школе……………….…………………………………………….....................................56
3.4 Рекомендации педагогу-психологу по проведению диагностики готовности детей к школе……………………………………………………………………………………58
Заключение……………………………………………………………………………….61
Глоссарий……………………………………………………………………………….64
Список использованных источников…………………………………………………..69
|
Анализ достоверности различий результатов схожих субтестов осуществлялся с применением t-критерия Стьюдента: t = 9.1; n = 5; p≤0,05; достоверно.
Сопоставление субтеста «Проставь значки» (оценка переключения и распределения внимания, знания геометрических фигур) и субтеста “Активное внимание» оценка переключения и распределения внимания)представлено таблице 8 Таблица 8 - Сопоставление результатов по схожим субтестам, оценивающим устойчивость, распределение и переключение внимания
|
Анализ достоверности различий результатов схожих субтестов осуществлялся с применением t-критерия Стьюдента: t = 1.7; n = 5; p≤0,05; достоверно.
Проверка надежности тестов.
Надежность – характеристика теста, отражающая точность измерения и стабильность результатов. Количественно оценивается коэффициентом надежности.
где - «истинная» дисперсия теста; - эмпирическая дисперсия теста; дисперсия ошибки.
Прямая оценка коэффициента надежности невозможна (принципиально невозможно непосредственно определить и , поэтому применяется косвенный корреляционный метод, например, метод «тест-ре-тест».
Метод
«тест-ре-тест» заключается в
том, что через некоторое время после
первого проводится повторное тестирование
(см. таблицу 9).
|
Оценкой надежности служит коэффициент корреляции.
Коэффициент корреляции Спирмена между показателями готовности к обучению испытуемых в первом тестировании и во втором тестировании r=0,999;
Вывод: данная методика надежна.
Проверка надежности диагностического комплекса «Тесты для подготовки к школе» Логиновой О.В.
Коэффициент корреляции Спирмена между показателями готовности к обучению испытуемых в первом тестировании и во втором тестировании r=0,832;
Вывод: данная методика надежна.
Таким образом вышеизложенные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1.Одни и те же испытуемые по разным диагностическим программам демонстрируют приблизительно одинаковые результаты. 2.Программа диагностики психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе Пасечник Л.В. более надежна (по данным ре-теста). Возможно, эта целостность и надежность обусловлены тем, что все субтесты направлены на оценку сформированности регуляторного компонента деятельности в целом. Автор методики выделяет произвольную регуляцию собственной деятельности в качестве первостепенной составляющей готовности ребенка к обучению в школе. Следует отметить, что данная программа диагностирует преимущественно психологическую готовность к школе. 3.Итак, если опираться на оценку надежности программ, то программа диагностики психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе Пасечник Л.В. представляется более эффективной для использования (меньше энергозатрат детей, больше совпадений результатов при повторном тестировании, индивидуальная форма работы, достаточное количество времени при существующем объеме заданий).
Этот параграф надо закончить выводами о доказательстве или опровержении основной гипотезы. Всякие там суммарные показатели готовности убрать!
3.3 Особенности диагностических критериев психологической готовности ребёнка к школе
К моменту поступления детей
в школу существенно
Поэтому прежде, чем применять
ту или иную
Процедура определения
1) Воспроизводить образец;
2) Работать по правилу;
3) Выкладывать
4) Различать отдельные звуки в словах.
Практически все обследования
проводятся в присутствии
По окончанию выполнения всех
заданий в случае
Во время собеседования с
Результаты обследования
Для предотвращения утечки
К карте имеют доступ психолог
и его руководители по
При переходе ребёнка в
Основная цель
3.4
Рекомендации педагогу-
Обычно
диагностика психологической
Диагностика
готовности, как правило, проводится
в ходе индивидуального обследования,
хотя очевидно, что способность, умение
работать именно в группе сверстников
является одним из специфических требований
школьного обучения. Лишь некоторые диагностические
методики предполагают групповые формы
диагностики.
Существуют самые разнообразные варианты
организации этой работы, а в привычных
для них условиях, создавая непринужденную
обстановку и используя игровые приемы
и методы обследования. Положительной
является попытка психолога диагностировать
ребенка в присутствии родителей, что
особенно важно при необходимости показать
родителям имеющиеся у ребенка трудности
выполнения заданий. Но в этом случае важно
проинструктировать родителей и усадить
их, в комнате, где проводится диагностика
так, чтобы они минимально влияли на поведение
ребенка (например, посадив их за спиной
ребенка).