Диагностика психологической готовности ребёнка к школе (сравнительный анализ эффективности диагностических подходов)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:33, дипломная работа

Краткое описание

Задачи работы:
1) изучение характеристики детей по готовности к школьному обучению и проанализировать содержание понятия «школьная зрелость»;
2) апробировать технологию определения ре-тестовой надежности методов диагностики детей к школе;
3) разработать рекомендации педагогу-психологу школы по повышению эффективности использования методов диагностики готовности к обучению в школе.

Оглавление

Введение……………………………................................................................................3
1 Характеристика психологической готовности ребенка к школе……..………………7
1.1 Основные подходы к определению школьной зрелости, и проблемы психологической готовности детей к школьному обучению……………..…….............7 1.2 Личностная готовность к школьному обучению…….…….……..….... ................19
1.3 Социально-психологическая готовность к школьному обучению………..………24
1.4 Интеллектуальная готовность к школьному обучению……...................................26
2 Обзор и сравнительный анализ психодиагностических методик, определяющих уровень готовности ребенка к обучению в школе.........................…………………........35
3 Исследование эффективности диагностики готовности к школе................ ...........43
3.1 Замысел и организация исследования……………......................................…….....43
3.2 Обработка результатов и интерпретация данных ...................................................49
3.3 Особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к школе……………….…………………………………………….....................................56
3.4 Рекомендации педагогу-психологу по проведению диагностики готовности детей к школе……………………………………………………………………………………58
Заключение……………………………………………………………………………….61
Глоссарий……………………………………………………………………………….64
Список использованных источников…………………………………………………..69

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 410.50 Кб (Скачать)
Фамилия, Имя  ребенка Сырой балл Вывод

(уровень)

Сырой балл Вывод

(уровень)

1 Шароватов Кирилл 10 готов 15 готов
2 Печник Илья 8 готов 13 готов
3 Булимов Максим 8 готов 12 готов
4 Громов Руслан 10 готов 13 готов
 
 

     Анализ  достоверности различий результатов схожих субтестов осуществлялся с применением t-критерия Стьюдента: t = 9.1; n = 5; p≤0,05; достоверно.

      Сопоставление субтеста «Проставь значки» (оценка переключения и распределения внимания, знания геометрических фигур) и субтеста “Активное внимание» оценка переключения и распределения внимания)представлено таблице 8 Таблица 8 -  Сопоставление результатов по схожим субтестам, оценивающим устойчивость, распределение и переключение внимания

Фамилия, Имя  ребенка Сырой балл Вывод

(уровень)

Сырой балл Вывод

(уровень)

1 Шароватов Кирилл 10 готов 14 готов
2 Печник Илья 9 готов 13 готов
3 Булимов Максим 9 готов 13 готов
4 Громов Руслан 9 готов 12 готов
5 Сорокин Игорь 3 не готов 5 не готов
 
 

     Анализ  достоверности различий результатов схожих субтестов осуществлялся с применением t-критерия Стьюдента: t = 1.7; n = 5; p≤0,05; достоверно.

    Проверка  надежности тестов.

    Надежность  – характеристика теста, отражающая точность измерения и стабильность результатов. Количественно оценивается  коэффициентом надежности.

    

     где - «истинная» дисперсия теста; - эмпирическая дисперсия теста; дисперсия ошибки.

     Прямая  оценка коэффициента надежности невозможна (принципиально невозможно непосредственно  определить и , поэтому применяется косвенный корреляционный метод, например, метод «тест-ре-тест».

     Метод «тест-ре-тест» заключается в  том, что через некоторое время после первого проводится повторное тестирование (см. таблицу 9).                                    Таблица - 9

Ф.И. ребенка возраст Сумма баллов

(комплекс

Пасечник  Л.В.) I - II этапы

Сумма баллов

(комплекс

Логиновой О.В.) I - II этапы

1 Шароватов Кирилл 7 лет 20 - 20 баллов 24 - 25 баллов
2 Печник Илья 7 лет 20 - 20 баллов 23 - 25 баллов
3 Булимов Максим 6 лет 13 - 14 баллов 23 - 23 балла
4 Громов Руслан 6 лет 18 - 18 баллов 22 - 26 баллов
5 Сорокин Игорь 6 лет 8 - 8 баллов 16 - 18  баллов
 
 

     Оценкой надежности служит коэффициент корреляции.

      Коэффициент корреляции Спирмена между показателями готовности к обучению испытуемых в  первом тестировании и во втором тестировании  r=0,999;

     Вывод: данная методика надежна.

      Проверка  надежности диагностического комплекса «Тесты для подготовки к школе» Логиновой О.В.

      Коэффициент корреляции Спирмена между показателями готовности к обучению испытуемых в  первом тестировании и во втором тестировании  r=0,832;

     Вывод: данная методика надежна.

     Таким образом вышеизложенные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1.Одни и те же испытуемые по разным диагностическим программам демонстрируют приблизительно одинаковые результаты.                   2.Программа диагностики психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе Пасечник Л.В. более надежна (по данным ре-теста). Возможно, эта целостность и надежность обусловлены тем, что все субтесты направлены на оценку сформированности регуляторного компонента деятельности в целом. Автор методики выделяет произвольную регуляцию собственной деятельности в качестве первостепенной составляющей готовности ребенка к обучению в школе. Следует отметить, что данная программа диагностирует преимущественно психологическую готовность к школе.                     3.Итак, если опираться на оценку надежности программ, то программа диагностики психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе Пасечник Л.В. представляется более эффективной для использования (меньше  энергозатрат детей, больше совпадений результатов при повторном тестировании, индивидуальная форма работы, достаточное количество времени при существующем объеме заданий).

Этот  параграф надо закончить выводами о  доказательстве или опровержении основной гипотезы. Всякие там суммарные показатели готовности убрать!

3.3 Особенности диагностических критериев психологической    готовности ребёнка к школе

     К моменту поступления детей  в школу существенно возрастают  индивидуальные различия по уровню  психологического развития. Эти  различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, практически вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим - менее развитым - только методики, рассчитанные на детей 4-6- летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребёнком окружающей среды.

     Поэтому прежде, чем применять  ту или иную психодиагностическую  методику к детям младшего  школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребёнком.

     Процедура определения психологической  готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. Наиболее благоприятные условия - это обследование детей в детском саду в апреле -мае. На доске объявлений в д/с или школе заранее вывешивается листок с информацией о том, какие типы заданий будут предъявляться ребёнку на собеседовании у психолога. Эти задания в общем виде могут быть сформулированы таким образом. Ребёнок должен уметь:

     1) Воспроизводить образец;

     2) Работать по правилу;

     3) Выкладывать последовательность  сюжетных картинок и составлять по ним рассказ;

     4) Различать отдельные звуки в  словах.

     Практически все обследования  проводятся в присутствии родителей.  Когда родители лично видят,  какие задания выполняют их  дети, у них нет оснований считать,  что к их детям были чрезмерно строги и предвзяты.

     По окончанию выполнения всех  заданий в случае необходимости  родителям даются рекомендации, как лучше за оставшееся время  подготовить их ребёнка к школе.

     Во время собеседования с ребёнком  необходимо установить дружелюбный непринуждённый контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он всё делает правильно и хорошо.

     Результаты обследования должны  быть занесены в карту психического развития ребёнка, которая кратко называется психологическая карта.

     Для предотвращения утечки информации  карту целесообразно зашифровать.  В этом случае первый лист  с формальными данными о ребёнке  хранится отдельно. На нём, также  как и на остальной части психологической карты, указывается шифр, ключ к которому хранится у психолога.

     К карте имеют доступ психолог  и его руководители по профессиональной  линии. Администрация и педагоги  могут пользоваться имеющимися  там данными только по согласованию  с психологом.

     При переходе ребёнка в учебное  заведение карта может передаваться  психологу этого учреждения.

     Основная цель психологического  обследования ребёнка при приёме  в школу - выявление его индивидуальных  особенностей. Если пришёл ребёнок,  нуждающийся в специальной развивающей работе, то в психологической карте заполняются все рубрики, отражающие его развитие на момент обследования, зафиксировать основные проблемы ребёнка и наметить план развивающей работы. 
 

3.4 Рекомендации педагогу-психологу по проведению диагностики готовности детей к школе

      Обычно  диагностика психологической готовности проводится психологом в весенне-летний период, непосредственно предшествующий поступлению ребенка в школу. Можно провести диагностическое обследование дополнительно и в начале года, в октябре - ноябре, что даст больше времени и возможности для развивающей и коррекционной работы в течении подготовительного к школе года. Группы развития могут существенно уменьшить количество требующихся коррекционно-развивающих классов, а тем более классов коррекции. Не готовые к школе дети обречены на неуспеваемость, а потому они уже на уровне детского сада или после неуспешного обучения в I классе потенциально или реально становятся учениками коррекционно-развивающих классов. Группы развития позволяют существенно снизить процент учащихся, не справляющихся с программой 1 класса, и как следствие — уменьшить количество ребят, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении.

      Диагностика готовности, как правило, проводится в ходе индивидуального обследования, хотя очевидно, что способность, умение работать именно в группе сверстников является одним из специфических требований школьного обучения. Лишь некоторые диагностические методики предполагают групповые формы диагностики. 
 Существуют самые разнообразные варианты организации этой работы, а в привычных для них условиях, создавая непринужденную обстановку и используя игровые приемы и методы обследования. Положительной является попытка психолога диагностировать ребенка в присутствии родителей, что особенно важно при необходимости показать родителям имеющиеся у ребенка трудности выполнения заданий. Но в этом случае важно проинструктировать родителей и усадить их, в комнате, где проводится диагностика так, чтобы они минимально влияли на поведение ребенка (например, посадив их за спиной ребенка).

Информация о работе Диагностика психологической готовности ребёнка к школе (сравнительный анализ эффективности диагностических подходов)