Девиантное поведение и пути его коррекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение причин девиантного поведения подростков и рассмотрение педагогических путей его коррекции.
Задачи:
1)Изучить литературу по теме исследования
2)Рассмотерть особенности подросткового возраста с точки зрения физиологии,психологии,педагогики
3)Изучить причины появления нарушений
4)Определить формы проявлений нарушений
5)Изучить пути коррекции девиантного поведения.

Оглавление

Введение 3
1.Общая характеристика подросткового возраста 5
2.Трудновоспитуемость 15
2.1.Причины трудновоспитуемости подростков 16
3.Социальная дезадаптация 30
3.1. Формы проявления нарушений поведения 31
4. Пути коррекции девиантного поведения 33
Заключение 37
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 69.24 Кб (Скачать)

    ным причинам: «служебной» занятости; из-за желания пожить для

    себя, пока молоды; перекладывание воспитания на бабушек, дедушек,

    других  воспитателей. Такие родители часто  считают, что, пока ребе-

    нок маленький, он ничего не понимает, а  когда подрастет, вот тогда и

    займутся  его воспитанием и др.;

    — отсутствие единства требований, согласованности  действий в

    процессе  воспитания;

    — отсутствие внутренней дисциплины и  порядка в семье, положи-

    тельных воспитательных примеров, фактических  образцов для подра-

    жания;

    ж) случайно попавшая книга, телевизионная  передача далеко не

    детского  содержания, возбуждающие ранний не по возрасту интерес

    и поиск ответа не у родителей, а  у знакомых;

    з) улица в широком смысле слова, со всеми ее житейскими сторо-

    нами:

    — отрицательные примеры старших;

    — круг новых знакомых далеко не лучшего  поведения, совместные

    поиски  приключений и пр.

    Изложенное  показывает, как много факторов могут  способст-

    вовать  формированию трудновоспитуемости  ребенка. Каждый ребе-

    нок трудновоспитуем по-своему, и в  каждом случае для этого есть

    свои  причины. Одни возникают вследствие своеобразия развития ре-

    бенка, его неугомонности и активности, другие — результат негатив-

    ного  воспитания, влияния среды, третьи —  следствие нарушения в

    развитии  и недостатков воспитания и пр.[11].

    Многие  причины,  порождающие  нарушение  норм  поведения   подростков, удаётся выявить и  своевременно  устранить.  Вместе  с  тем  среди  факторов девиантного поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и  устранения которых ещё не найдены действенные средства.

    В полной мере к этой категории могут  быть отнесены факторы  психолого-педагогического  характера. Так, всё чаще  при  выяснении  причин  и  условий нарушения подростками норм и  правил  поведения   мы  обращаемся  к  анализу психологического  климата  семьи,  эмоционально-  психологических  отношений подростка  со  сверстниками  и  взрослыми.  Отклоняющее  поведение   нередко объясняют тем, что  ребёнок,  подросток  или  юноша  не  может  правомерными средствами  удовлетворить  свои  социально-психологические   потребности   в признании,   доверии,   самоутверждении.   Значительная   часть    нарушений дисциплины   совершается   подростками   в   состоянии   сниженного   уровня психологической деятельности или в пограничном  между  нормой  и  патологией состоянии.

    Поэтому предупреждение и преодоление трудностей в  воспитании  учащихся подростков  зависит  от  правильности  и   полноты   определения   факторов, порождающих и обуславливающих девиации.

    Отечественные  психологи  и  многие  современные  зарубежные  учёные отрицают  решающее  влияние  на  поведение  «трудных»  детей   генетического фактора, наследственной отягощённости  их  сознания  и  действий.  Природные предпосылки определённых особенностей психики, конечно, имеются.

    Претерпевая качественныё изменения, действуют  они  не  прямо,  а  через специальные факторы.

    Формирование  преступных   тенденций   большинством   авторов   принято рассматривать как процесс взаимодействия биологических и социальных  причин[11].

    Социальное   влияние   (Внутрисемейные   конфликты,   воздействие    примера подростковых  групп,  информационный   климат,   преобладание   определённых ценностей в обществе и  т.д.)  выступает  в  качестве  патогенного  внешнего фактора, воздействию которого подвергаются все без исключения  подростки,  а болезненным  психическим  аномалиям   отводится   роль   либо   катализатора антиобщественных   и антинравственных   идей,   либо   фактора    снижения компенсаторных возможностей личности в её  противостоянии  чуждому  влиянию[9].

    Основные  причины трудностей подростков:  в  неправильных  отношениях  в семье, в просчётах школы, изоляция от сверстников, в  средовой  дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и  в  любой  малой  группе.

    Часто  действует  совокупность,  комплекс  всех   этих   причин.   Нарушения поведения  и  эмоционально-волевой  сферы  детей,  подростков,  молодёжи  не наследуется. Исключения связаны с редким  рядом  заболеваний,  обусловленных умственной отсталостью [10].

    Ещё одна из причин девиаций – возрастные особенности психики подростка.

    Подростковый  возраст  многие  психологи  считают  критическим  на  всём протяжении.  Психические  нарушения  имеют  определённыё   этапы   развития,проходя через которые они  достигают  наибольшей  степени  выраженности.  Во время   подросткового   кризиса   скорость    этого    болезненного    цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может  быть  либо  очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.

    Поэтому очень часто патологическая жестокость  подростка  является  для его близких,  знакомых,  сверстников  и  очевидцев  совершенно  неожиданной,ничем не объяснимой.

    Ускорение Биологических и психологических  процессов  в  период  кризиса приводит к тому, что отклонение в поведении возникают как бы  внезапно.  Так у  вполне  благополучного  подростка   неожиданно   для   окружающих   вдруг появляется эмоциональная  чёрствость,  жестокость,  склонность  к  агрессии,насилию [12].

    Период  взросления,  сам  по  себе  не  является  болезнью,  но   может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем.  Подростковый кризис понимается  как  состояние,  в  котором  могут  возникать  «искажения отношений подростка  с  действительностью».  Одним из кардинальных  признаков  данного  кризиса  является  переживание  отчуждения своего Я (деперсонализация), своего одиночества и оторванности от мира.

    Многие  Агрессивные  поступки  подростков,  попадающие  в  поле  зрения правоохранительных органов, являются следствием личностного кризиса [10].

    Особо следует назвать те  осложнения  подросткового  возраста,  которые влечёт за собой бурное и неравномерное  развитие  организма,  сопровождающее процесс полового созревания подростка. Эта неравномерность может  проявиться как в развитии костно-мышечной системы и соматической телесной  организации,так  и  в  развитии  сердечно-сосудистой  системы   и   внутренних   органов подростка.  В  одном  случае  это  приводит  к  соматическим   диспропорциям (высокий рост  при маленькой голове,  узкой   грудной   клетке,   длинные конечности и т.д.),  что  болезненно  воспринимается  подростком.  В  другом случае неравномерность развития сердечно-сосудистой системы  может  привести к артериальному давлению, головным болям.  И,  пожалуй,  самое  заметное  на поведение  подростка  способна  оказать  повышенная  активность  эндокринной системы, так называемая «гормональная буря»,  вызванная  ускоренным  половым созреванием,  и  как  следствие  этого   –   эмоциональная   неустойчивость, повышенная   возбудимость,   неуравновешенность,   неадекватность   реакции, выливающихся в неоправданную резкость и повышенную конфликтность,  что  само по себе способно затруднить его отношения с окружающими.

    Повышенная  конфликтность, особенно в отношении  со  взрослыми,  которая нередко  проявляется  в  подростковом  возрасте,   объясняется   не   только органическими изменениями, но и теле, что  меняется  вся  система  отношений подростка со взрослыми, и со сверстниками. Стремясь избавиться от  оценки  и влияния взрослых,  подросток  становится  критичным  по  отношению  к  своим родителям,  учителям,  начинает  обострённо  чувствовать   и   замечать   их недостатки.  Активный  процесс  усвоения   навыков   социального   поведения продолжается.

    Кризисность  подросткового  возраста  с  более  или  менее   выраженной тенденцией к  криминализации  также  проявляется  в  том,  что  у  подростка существенно  перестраиваются  отношения  со  сверстниками.   Для   подростка характерна повышенная потребность в общении со  сверстниками,  стремление  к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников.

    Такие проявления в этом возрасте отнюдь не  случайны.  Они  обусловлены тем, что в подростковом возрасте закладываются самосознание, самооценка.

    Потребность  в  общении  и  самоутверждении   подростка   должна   быть реализована  в  благоприятной  среде.  Если  это  по  каким-то  причинам  не происходит  самоутверждение  осуществляется  в   неформальных   подростковых группах,  уличных,  дворовых  компаниях  в  форме   асоциальных   проявлений (выпивка, курени,  нецензурщина,  хулиганство),  оно может стать опасным, криминализующим фактором [2].

    Подростковые  реакции  группирования   тесно   связаны   с   кризисными процессами самосознания. Антисоциальные компании  (социально  отрицательные) связаны с развлечением и  общением,  но  в  основе  их  лежит  деятельность,направленная  во  вред  обществу.  Истоки  групповой  преступности  лежат  в безнадзорности  уличных  компаний,  лидерами  которых   становятся   трудные подростки  или  взрослые  правонарушители.   Здоровая   юношеская   тяга   к коллективности выражается здесь в опасный  групповой  эгоизм,  некритическую гиперидентификацию  с  группой  и  её  лидером,  в  неумении   и   нежелании сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и  ценности  в  свете более общих социальных и нравственных критерие [4].

    Повинуясь  законам  группы,  подростки  идут  на  невероятно   жестокие преступления для того, чтобы как им кажется, «восстановить  жизненно  важную для них связь собственного Я с группой». [1].

    Аморфная  нравственность  подростка  делает  его  зависимым   в   своих суждениях  от  мнения  других.  Компенсация  несамостоятельности  при   этом достигается  путём  крайней  преданности  общности  «мы»   и   критического,нигилистического  отношения  ко  всем,  кто  входит  в  «они».  У  «трудных» подростков сильно развит  «рефлекс  подражания»,  который  побуждает  их  не критически перенимать формы поведения у более  запущенных  подростков.  Этим объясняется   возрастание   степени   трудновоспитуемости,   независимо   от педагогических влияний движений по вектору отклоняющегося  поведения  вплоть до делинквентности (правонарушения) [1].

    С анатомо-физеологическими превращениями  организма  у  подростка  можно наблюдать усиление интереса к теме «сексуальной нормы». При этом  результаты «промеривания»  к  эталонам   взрослого   полового   поведения   оказывается преимущественно не в его пользу,  что  вызывает  либо  различные  проявления сексуальной агрессии, либо  тревожность.  Искажённое  развитие  сексуального интереса, ориентация на различного рода эрзацы  половых  отношений  приводят отдельных   подростков   к   половым   извращениям   аморальным   поступкам,индивидуальным и групповым правонарушениям [1].

    Подростки, как правило, избегают  в  общении  со  взрослыми  обсуждения биопсихологических аспектов  взаимоотношении  мужчины  и  женщины,  скрывают свою осведомлённость или,  наоборот,  проявляют  беззастенчивость,  открытый цинизм, когда хотят шокировать окружающих,  доказать  свою  взрослость[1].

    Быстро  и легко подростки овладевают «запрещёнными» приемами  психологической защиты от нападения, которые  встречаются  в  арсенале  взрослого  человека: вытеснение  неприятных  представлений  о   последствиях   своего   поступка,хитрость, обман, конформное подчинение требованию,  демонстрация  физической силы, агрессивность, грубость, угроза, шантаж.

    Отдельную группу составляют факторы  трудновоспитуемости,  связанные  с отрицательным  влиянием  на  педагогический  процесс  неблагополучной  семьи подростка. Семью, в данном случае, следует рассматривать  прежде  всего  как фактор,  определяющий  психофизиологическую  полноценность  или   ущербность ребёнка.  Неблагополучная   семья   может   оказывать   прямое   разлагающее воздействие  на  формирующую   личность,   препятствовать   её   нормальному развитию.   Отрицательные   семейные   условия,    отсутствие    нормальной, нравственной среды, нарушение психологического контакта  с  самыми  близкими людьми  остро   переживаются   подростками,   которые   начинают   сознавать противоречие  жизни  взрослых.  Озлобленность,  доходящая  до  отчаяния  или жестокости, недоверие к людям, пренебрежение к нормам, цинизм, равнодушие  – таков  далеко   не   полный   перечень   внутренних   установок   подростка,

Информация о работе Девиантное поведение и пути его коррекции