Девиантное поведение и пути его коррекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение причин девиантного поведения подростков и рассмотрение педагогических путей его коррекции.
Задачи:
1)Изучить литературу по теме исследования
2)Рассмотерть особенности подросткового возраста с точки зрения физиологии,психологии,педагогики
3)Изучить причины появления нарушений
4)Определить формы проявлений нарушений
5)Изучить пути коррекции девиантного поведения.

Оглавление

Введение 3
1.Общая характеристика подросткового возраста 5
2.Трудновоспитуемость 15
2.1.Причины трудновоспитуемости подростков 16
3.Социальная дезадаптация 30
3.1. Формы проявления нарушений поведения 31
4. Пути коррекции девиантного поведения 33
Заключение 37
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 69.24 Кб (Скачать)

    переживающих  размолвку или развод родителей, живущего в  условиях  пьянства, разврата, непрекращающихся ссор и конфликтов, невежества, безразличия [15].

    Однако, нередки случаи, когда искажённую нравственную атмосферу, вокруг ребёнка создают любящие его и  желающие  ему  всякого  добра.  Большой  вред своими действиями, наносят  родители,  которые  пытаются  упредить  все  его желания, навязать свои представления о мире,  критерии  образа  жизни  среди людей. «Искусственное затягивание детства таит в себе опасные последствия»,-пишет И.С. Кон. –У молодых людей, Которые не принимают  серьёзного  участия в общественной  деятельности,  не  вырабатывается  чувство  ответственности,присущее  взрослому  человеку[3].

    Их  активность  может  направляться  по антиобщественным каналам, Выливаясь в  пьянство,  хулиганство,  всевозможные формы преступности.

    Особое   место   среди   неблагоприятных   индивидных    характеристик, составляющих  психофизиологические   предпосылки   асоциального   поведения,занимает отставание в умственном развитие, олигофрения, врождённые  черепно-мозговые травмы. В отдельных случаях  в  роли  предпосылок  могут  выступать различные физические недостатки, дефекты речи, внешняя  непривлекательность,недостатки конституционно-соматического характера.

    Таким образом,  подростковый  возраст  –  трудный  период  психического развития; он труден для самого подростка, он труден  и  при  работе  с  ним.

    Клубок  внутренних противоречий этого возраста, особенно остро  проявляющихся на данном этапе, сопротивление подростков воспитанию  приводят  к  появлению большой    группы    трудных    подростков.     Антисоциальное     поведение взаимообусловлено влиянием факторов в  первую  очередь,  внешней  социальной среды (в особенности  микросреды),  а  также  индивидуальными  особенностями личности подростка, которые обуславливают  его  индивидуальное  реагирование на различные «жизненные неудачи».

    Причины,  приводящие  к  психологическим  расстройствам,   акцентуациям характера связывают как с органическими повреждениями  мозга  (асфиксии  при рождении,  черепно-мозговые  травмы,   тяжёлые   интоксикации)   так   и   с социальными  факторами,  на  первое  место  среди  которых  можно  поставить условия  семейного  воспитания.  Чаще  всего  эти  факторы  настолько  тесно связаны,  что  вызывают   серьёзные   затруднения   у   исследователей   при определении первопричинности «отклоняющегося» поведения у подростков.[12] .

      3  СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ.

    Появление социально неодобряемых форм поведения  говорят  о  состоянии,называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти  формы,они  почти всегда  характеризуются  плохими  отношениями  с  другими  детьми,которые  проявляются  в  драках,  ссорах,  или,  например,   агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными  действиями  или  лживостью.

    Они также могут включать антиобщественные поступки,  такие,  как  воровство,прогулы  школы  и  поджоги.  Между  этими   различными   формами   поведения  существуют важные связи. Они проявляются  в  том,  что  те  дети,  которые  в раннем школьном возрасте были агрессивными и  задиристыми,  став  старше,  с большей вероятностью станут проявлять  склонность к асоциальному поведению.

    Синдром  социальной  дезадаптации  гораздо   чаще   встречается   среди  мальчиков. Что отчётливо проявляется  в случаях  антиобщественных  поступков.

    Подросткам  с так называемыми  социализированными  формами  антиобщественного поведения  не характерны эмоциональные расстройства и, более того, они  легко приспосабливаются  к социальным нормам,  внутри  тех  антиобщественных  групп  друзей  чем  родственников,  к  которым  принадлежат.   Такие   дети   часто происходят из больших  семей, где применяются неадекватные меры воспитания  и где  антиобщественные  формы  поведения  усваиваются  из   непосредственного семейного  окружения.

    Наоборот, плохо  социализированный,  агрессивный  ребёнок  находится  в очень  плохих отношениях с другими детьми  и  со  своей  семьёй.  Негативизм, агрессивность,  дерзость  и  мстительность  –   вот   основные   черты   его характера[13]. 
 

    3.1. Формы проявления  нарушений поведения.

    Оценка  любого поведения всегда подразумевает  его сравнение  с  какой-то нормой,  проблемное  поведение  часто  называют  девиантным,  отклоняющимся.

    Девиантное  поведение – это система поступков, отклоняющихся от  общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое  здоровье, права, культура, мораль).

    Девиантное  поведение  подразделяется  на  две  большие  категории.  Во-первых,  это  поведение,  отклоняющееся  от  норм   психического   здоровья, подразумевающее наличие  явной или  скрытой  психопатологии.  Во-вторых,  это поведение  антисоциальное,  нарушающее  какие-то  социальные  и   культурные нормы, особенно правовые. Когда такие  поступки  сравнительно  незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и  наказываются  в  уголовном порядке   –   преступлениями [3].

    Делинквентность -  психологическая тенденция  к социально отклоняющемуся поведению, к правонарушениям.

    Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и  приобщения к асоциальной  группе  сверстников.  За  этим  следует   мелкое   хулиганство, издевательство над младшими и слабыми , отнимание  мелких карманных  денег  у малышей,  угон  (с  целью  покататься)  велосипедов   и   мотоциклов.   Реже встречаются  мошенничество  и  мелкие   спекулятивные   сделки,   вызывающее поведение  в общественных местах.К этому  могут  присоединиться  «домашние  кражи» небольших сумм денег. Все  эти действия в несовершеннолетнем  возрасте не являются поводом для  наказания в соответствии с УК.

    Однако  подростки могут проявлять большую  делинквентную активность и тем  причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит  наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.

    Юношеский возраст вообще и ранняя  юность  в  особенности  представляют собой  группу риска.

    Во-первых,  сказываются  внутренние  трудности  переходного   возраста, начиная  с психогормональных процессов  и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределённость социального  положения  подростков.

    В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой  механизмов  социального контроля: детские формы контроля  уже  не  действуют,  а  взрослые  способы,предполагающие дисциплину и  самоконтроль ещё не сложились или  не окрепли.

    Подростковая  делинквентность  в  подавляющем  большинстве  имеет  чисто социальные  причины-недостатки  воспитания  прежде  всего.  От  30  до   85% делинквентнтных подростков вырастают  в неполной семье, т.е. без отца, или  в семье деформированной –  с недавно  появившимся  отчимом,  реже,  с  мачехой.

    Росту делинквентности среди подростков  сопутствуют  социальные  потрясения,влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки[8].

    Делинквентность далеко не всегда  связана  с  аномалиями  характера,  с психопатологиями. Однако при некоторых из  этих  аномалий,  включая  крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в  отношении неблагоприятного воздействия  непосредственного окружения,  большая  податливость пагубным влияниям[6].

    Все формы  отклоняющего  поведения  закономерно  приводят  к  нарушению  законодательных норм. Выход за  рамки  социальных  правил,  сопровождающийся необычайной  жестокостью,  всегда  подозрителен  как  возможная  психическая аномалия.

    Девиантные  и делинквентные  формы  поведения  –  это  приспособление  к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и  осуждаемое обществом за свой экстремизм[5].

     4 ПУТИ КОРРЕКЦИИ  ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

    Коррекция девиантного поведения - социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных  и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию  мотиваций, ценностных ориентации, установок  и поведения личности, а через  нее — на систему различных  внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к  социальным действиям и поступкам.

    Классификация методов коррекции в 30-х годах (В.П. Кащенко): [ 3]

  • педагогические методы,
  • психотерапевтические методы.
 

    Педагогические  методы:

    1. Методы общественного влияния:

    а) коррекция активно-волевых дефектов;

    б) коррекция страхов;

    в) метод игнорирования;

    г) метод культуры здорового смеха;

    д) коррекция навязчивых мыслей и действий;

    е) коррекция бродяжничества;

    ж) самокоррекция.

    2. Специальные или частнопедагогические  методы:

    а) коррекция недостатков поведения  детей;

    б) коррекция нервного характера.

    3. Метод коррекции через труд.

    4. Метод коррекции путем рациональной  организации детского коллектива.

    Психотерапевтические  методы:

    1. Внушение и самовнушение.

    2.Гипноз.

    3. Метод убеждения.

    4. Психоанализ.

    Этапы коррекционной работы в подростковых и молодежных девиантных группах:

    1. Формулировка социально-психологической  и педагогической проблемы.

    2. Выдвижение гипотез о причинах  девиантного поведения.

    3. Диагностический этап.

    4. Выбор методов и технологий  коррекционной работы.

    5. Использование методов, методик  и технологий коррекционной работы.

    6. Разработка программы социопсихокоррекционной  работы с детьми и молодежью.

    7. Осуществление этой программы.

    8. Контроль за ходом и эффективностью программы [ 3].

    Наиболее  сложными этапами (с точки зрения их практического применения) являются третий, четвертый и пятый.

    Основные  подходы к диагностике индивидуальных особенностей в психологической, социологической  и педагогической науках:

    количественный - основан на идее повторяемости, возможности  измерения, выявления статистических закономерностей, [качественный - ориентируется на индивида как на уникального, неповторимого человека и основанный на множественной детерминации психологических явлений и многозначности каждого получаемого социально-психологического и социально-педагогического факта [ 3].

    Применение  одних и тех же стандартных  методик и методов, как правило, не дает возможности получить ответ  на конкретный вопрос, поставленный перед  ними.

    Специалисты, как никто другой, должны владеть  самыми разнообразными методами —  как высокоформализованными (техниками  типа теста Векслера, MMPI, опросника Кэттелла, теста Амтхауэра и др.), так и низкоформализованными (наблюдение, беседа, проективные методы и др.).

    Лишь  применение разнообразных методов  может дать объективное знание.

    Первые  практические шаги психолога и социального  педагога, — выявление причин отклоняющегося поведения подростка, в первую очередь  выделить случаи девиантного поведения, имеющие патосоциальную природу [ 3].

    Особенности ближайшего социального окружения — семьи, дворовых компаний, неформальных групп и др., определить и зафиксировать участие подростка в неформальном объединении, выяснить, какие потребности он удовлетворяет при этом:хочет ли самоутвердиться,получить социальную защищенность в группе,реализовать мотивацию дружеского общения,удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках и др.путь, который привел подростка именно в эту группу, субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, социальному окружению (среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних девиантов, наиболее весомым оказывается фактор самопознания.Авторская программа коррекционной и воспитательной работы для участников подростковых объединений культурно-досуговой ориентации, характеризуемых как девиантные [ 3].

Информация о работе Девиантное поведение и пути его коррекции