Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:45, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение причин девиантного поведения подростков и рассмотрение педагогических путей его коррекции.
Задачи:
1)Изучить литературу по теме исследования
2)Рассмотерть особенности подросткового возраста с точки зрения физиологии,психологии,педагогики
3)Изучить причины появления нарушений
4)Определить формы проявлений нарушений
5)Изучить пути коррекции девиантного поведения.
Введение 3
1.Общая характеристика подросткового возраста 5
2.Трудновоспитуемость 15
2.1.Причины трудновоспитуемости подростков 16
3.Социальная дезадаптация 30
3.1. Формы проявления нарушений поведения 31
4. Пути коррекции девиантного поведения 33
Заключение 37
Список литературы
По
мнению советских психологов, возрастные
психологические особенности
Из сказанного следует, что понятие возраста подростка, его особенностей не имеет абсолютного значения и подростковый возраст в этой связи не имеет совершенно четких, определенных и абсолютных границ и характеристик. Здесь есть определенные различия, иногда довольно существенные, которые объясняются влиянием конкретных социальных факторов, влиянием различных условий обучения и воспитания подростков. Но основные линии развития, основную характеристику развития детей в подростковом периоде выделить возможно.
Физическое развитие подростка. Прежде всего следует отметить, что в этом возрасте происходит интенсивное и в то же время неравномерное физическое развитие. Если изобразить развитие ребенка на графике, то получится очень характерная кривая: плавное, постепенное развитие до десяти с половиной лет сменяется быстрым, резким и неравномерным подъемом, происходит перелом, а потом на рубеже 15 лет эта кривая снова переходит в кривую с пологим, мягким развитием [11].
Подростковый период — это период бурного роста и развития организма,- когда происходит интенсивный рост тела (за эти годы у девочек максимум роста обычно приходится на 13 лет, у мальчиков примерно на 15 лет), совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета.
Мы
хорошо знаем, каким нескладным, угловатым
выглядит подросток. Это объясняется
неравномерным физическим развитием:
особенно интенсивно происходит рост
скелета и конечностей в длину,
а грудная клетка в развитии отстает.
Это вызывает и некоторые психологические
проявления: подросток осознает свою
угловатость, стесняется ее, старается
замаскировать свою нескладность —
принимает порой
Наблюдается
возрастное несоответствие и в развитии
сердечно-сосудистой системы. Сердце в
это время значительно
Отмеченные особенности развития сердечно-сосудистой системы, начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции (в частности, щитовидной железы) приводят
обычно
к некоторым скоропроходящим
нарушениям в деятельности нервной
системы подростка. У него может
наблюдаться повышенная возбудимость,
раздражительность, вспыльчивость, что
иногда выражается в бурных и резких
реакциях типа аффектов. Нервная система
подростка еще не всегда способна
выдерживать сильные или
Конечно, из всего сказанного не следует делать вывод, что подростковый возраст — это какой-то «инвалидный» возраст, что к подростку должно быть особенно бережное отношение, как к больному. Напротив, подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших аамыслов и больших дел. Но учитывать указанные выше особенности при организации учебно-воспитательной работы необходимо.
Самым важным фактом физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, начало функционирования половых желез. Начало полового созревания в большой степени зависит от климатических и национально-этнографических факторов (например, у жителей южных районов оно начинается раньше, чем у жителей Севера), а также от особенностей индивидуальной жизни (состояния здоровья, перенесенных болезней, питания, режима труда и отдыха, окружающей обстановки и т. д.). С этими поправками начало полового созревания у мальчиков можно отнести к 12—13 годам, у девочек — к 11—12 годам. Большинство мальчиков созревает теперь в половом отношении к 15—16 годам, а девочки — к 13—14 годам.
В
связи с особенностями
Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. Подросток в отличие от младшего школьника способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Если младший школьник далеко не всегда самостоятельно ставит перед собой задачи и цели, требующие воли для их достижения (обычно эти цели намечают, задачи ставят учителя, родители), то подросток гораздо чаще сам ставит перед собой такие цели, сам планирует деятельность по их осуществлению. Но недостаточность воли подростков сказывается, в частности, в том, что они далеко не всегда проявляют ее во всех видах деятельности: проявляя настойчивость в одном виде деятельности (например, спортивной), они могут не обнаруживать ее в других видах (например, учебной), обнаруживая волю в овладении математикой, не проявляют ее по отношению к иностранному языку и т. д. [7].
2 ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ ПОДРОСТКОВ.
Понятие « трудновоспитеемость» встречается и в специальной литературе, и в повседневном лексиконе воспитателей. В старое время использовалось выражение — «дети трудные в воспитательном отношении». До настоящего времени понятие «трудные дети» не имеет общепринятой трактовки у психологов и педагогов. Это связано со слабостью и многоаспектностью явления, именуемого трудновоспитуемостью. Историко-педагогический подход позволяет выделить в проблеме наиболее существенное.
Понятия «трудный ребенок» и «трудновоспитуемый» не одно и то же. Под трудновоспитуемым понимается такой ребенок, которым для конкретного воспитателя (воспитателей) представляет определенные сложности. Это проявляется в поведении ребенка, его отношении к другим детям, воспитателю, воспитательному воздействию. Термин «трудный ребенок» включает в себя сложность в обеспечении направленного развития, обучения и воспитания, обусловленное его особеностями познавательной деятельности, возрастного развития и пр.
Однако изложенные различия не позволяют достаточно четко отделить одно понятие от другого, поэтому их часто рассматри вают как синонимы.Одними из ранних исследователей проблемы трудновоспитуемых детей в России были врачи. Практически именно к ним прежде всего обращались родители с этими проблемами, и им приходилось их решать. Они писали статьи в журналы, брошюры по проблемам трудновоспитуемости (А. Дернова-Ярмоленко, М. Перфильев)[11].
Среди педагогов и психологов, опубликовавших работы по проблемам трудновоспитуемости, были те, кто непосредственно работал в системе исправления, перевоспитания. Дриль, Кащенко, Сорока-Роинский, Макаренко и другие.
Известный ученый—педагог, психолог, юрист и общественный деятель Дриль писал, что вначале родители «замечают какие-либо особенности или странности в ребенке, с которыми они не могут справиться самостоятельно, и потому иногда даже очень рано обращаются за разъяснением к врачу (гораздо чаще, впрочем, этого не бывает); затем ребенок вступает в школьный период ипроявляет свои особенности или странности еще в большей мере, причем педагоги или вовсе не замечают, или игнорируют их, или же перетолковывают их по-своему, — и, наконец, когда зло уже запущено или даже непоправимо, обращаются к врачу, ищут его всемогущества».
Кащенко отмечал, что родившееся физически здоровое существо имеет от природы возможности полноценного развития в благоприятных условиях. На практике таких условий не существует, и формированию ребенка сопутствуют неблагоприятные факторы, в том числе бо лезни, которые затормаживают его физический и интеллектуальный рост, искажают его эмоциональную конституцию, делают недостаточными его способности и неадекватными реакции на окружающие явления. В таких случаях мы говорим о трудных детях, подчеркивая характерную особенность их жизненных проявлений (а также и в педагогическом плане), выражающихся в устойчивых отклонениях от нормы формирующейся личности, обусловленных физическими или умственными недостатками и в неадекватной форме поведения [3].
2.1Причины трудновоспитуемости подростков.
Наиболее типичными причинами (факторами) формирования детей, трудных в воспитательном отношении, Перфильев, Кащенко,Сухомлинский и другие указывали следующие:
а) наследственные: ребенок наследует от своих предков и родите-
лей психофизиологические особенности своего организма, так или
иначе обязательно влияющие на его развитие и весь склад будущего
Я, способствующие формированию особенностей характера, уклоне-
ний, которые не всегда быстро и ясно обнаруживаются родителями и
педагогами;
б) своеобразия, приобретенные с рождения: недоношенность, хи-
лость и слабость организма, особенности развития и функционирова-
ния тех или иных органов и многие другие, существенно влияющие
на его последующее развитие, формирование тех или иных отрица-
тельных качеств и свойств личности;
в) своеобразия, приобретенные в раннем возрасте вследствие
многообразия факторов, обусловливающих уход за ним:
— искусственное вскармливание;
— передача болезни от кормящей матери;
— бытовые условия;
— болезни и особенности их протекания;
— очевидная или незаметная, но постоянная недостаточность пи-
тания;
— ушибы головы, травмы и многое другое.
Все это иной раз сразу не обнаруживается, но постепенно накап-
ливается и влияет на психику ребенка, впоследствии сказываясь на
ходе его индивидуального развития;
г) неумение родителей наблюдать и видеть своеобразие ребенка,
нуждающегося в особо направленном развитии и воспитании.
К таким детям относятся:
Информация о работе Девиантное поведение и пути его коррекции