Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:45, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение причин девиантного поведения подростков и рассмотрение педагогических путей его коррекции.
Задачи:
1)Изучить литературу по теме исследования
2)Рассмотерть особенности подросткового возраста с точки зрения физиологии,психологии,педагогики
3)Изучить причины появления нарушений
4)Определить формы проявлений нарушений
5)Изучить пути коррекции девиантного поведения.
Введение 3
1.Общая характеристика подросткового возраста 5
2.Трудновоспитуемость 15
2.1.Причины трудновоспитуемости подростков 16
3.Социальная дезадаптация 30
3.1. Формы проявления нарушений поведения 31
4. Пути коррекции девиантного поведения 33
Заключение 37
Список литературы
— гиперактивные здоровые и нет, чаще «нервные», бойкие, лег-
ковпечатлительные, непоседы;
— гипоактивные — обыкновенно вялые, бледные, болезненные,
малоподвижные, далеко не так восприимчивые, более упрямые, свое-
нравные, сильнораздражительные и пр.;
— отличающиеся пластичностью психики и повышенной восприим-
чивостью. Их (особенно маленьких детей) возбуждает или парализует
агрессивность школьной суеты — беготня, шум, крик, особенно крик
учителя, даже когда он кричит не на них. От крика ученик буквально
цепенеет, застывает. Страх настолько сковывает ребенка, что он не
слышит даже собственного имени; речь учителя теряет смысл, он не
может понять, о чем тот говорит. Бывает, что 15—20 минут урока вы-
падают из сознания ученика. Он продолжает механически делать то,
что делал до того времени, когда страх оглушил, ошеломил его созна-
ние. Под влиянием этого чувства он в течение продолжительного вре-
мени не может нормально развиваться, т.е. самое драгоценное время
упущено для полноценного умственного развития (Сухомлинский);
— одаренные, оказавшиеся в среде отчуждения, неприятия. Такое
явление имеет место, вследствие различных возможностей этого ре-
бенка и основной массы детского коллектива в познавательной дея-
тельности и неадекватности их проявления;
— с замедленным умственным развитием (не умственно отсталые,
а нормальные дети), в воспитании которых в дошкольные годы допу-
щены ошибки;
—
оказавшиеся в состоянии
детском саду, переходе из детского сада в школу, при переходе в дру-
гой школьный коллектив и пр.) и не умение воспитателей осознать
это, провоцируя неадекватное поведение и негативную деформацию
личности. Данный факт особенно отрицательно проявляется, когда и
сама среда оказывается по отношению к этому ребенку агрессивной;
д) воспитание, воспитательные действия без учета индивидуаль-
ных особенностей ребенка, педагогические упущения в работе с ним.
Детское сердце легко ранимо. В учении, вообще во всей школьной
жизни при невнимательном или равнодушном отношении к ребенку
появляется множество острых углов и подводных камней, создающих
условия для потрясений, с которыми он не может справиться. К таким
факторам относятся:
— недостаток (отсутствие) должного воспитания в годы раннего
детства (от года до семи-восьми лет). Чем дальше от рождения начи-
нается воспитание разума, тем более трудновоспитуем человек в ин-
теллектуальном плане. Данный фактор проявляется либо в ошибоч-
ном мнении: чтобы ребенок учился, до поступления в школу его
сознание должно оставаться как чистая доска: не надо учить его пи-
сать и читать, либо в неумении создавать обстановку, способствую-
щую развитию стремления ребенка к познанию в дошкольный и на-
чальный школьный период. Если этого нет, т.е. по существу нет
умственного воспитания, и возникает задержка умственного развития.
В умственном воспитании важная роль принадлежит любозна-
тельности. Она пробуждается в ребенке незаметно для тех, кто его
окружает. Ее истоки в самой природе человека. Исследования спе-
циалистов убедительно показывают, что ее можно развивать, тормо-
зить и даже «закупорить». Знакомя ребенка с теми или иными ве-
щами, предметами, явлениями, воспитатель обеспечивает его
направленное развитие, которое могло бы удовлетворить воспитате-
лей. И чем больше открытий, тем больше все новых и новых вопро-
сов возникает у ребенка, тем больше он изумляется, радуется. Если
этого не происходит, то у ребенка формируется невосприимчивость,
непонятливость, которые делает его трудным в обучении
и воспитании;
— несправедливость, оскорбляющая, уязвляющая самолюбие, вы-
зывающая у ребенка возмущение и рождающая в его душе самые раз-
нообразные формы активного и пассивного протеста. То, что у взрос-
лого вызывает легкое волнение, у ребенка может стать источником
большого горя;
— грубость и бестактность по отношению к ребенку, способ-
ствующие усилению его возбуждения. Пережив подобное состояние,
ребенок нередко прибегает к совершенно неожиданной форме актив-
ного протеста — действиям на зло, к кривлянью, паясничанью и пр.
Ему легче предстать в роли беззаботного шалуна, даже шута. В конце
концов окружение привыкает к тому, что он кривляется и паясничает.
Это очень опасное состояние — притупление чувства чести, гордости.
Нельзя допускать, чтобы ребенок перестал уважать сам себя, доро-
жить собственной честью, перестал стремиться быть лучше, чем он
есть;
— равнодушие по отношению к ребенку, негативно сказывающее-
ся на его нежной, чуткой натуре. Оно вызывает у него потребность
изменения отношения к себе, и он разными формами старается
привлечь внимание. Это могут быть истерические проявления, неор-
динарные показные действия, агрессивность по отношению к окру-
жающим;
— стремление некоторых родителей поставить воспитание на
«научную» основу, что приводит к нивелированию своеобразия собст-
венного ребенка в угоду новомодным тенденциям избранной «педаго-
гики». Часто такие родители используют определенную книгу и пы-
таются дословно реализовать ее советы в воспитании, увлекаются
специально подобранными игрушками, не соответствующими интере-
сам и потребностям ребенка, создают искусственный круг общения,
выискивают у ребенка «таланты и наклонности», очень часто мнимые
или отвечающие существующей «моде»,и начинается дрессировка,
ломка ума, чувства и воли ребенка, доходящие до истинной пытки и
каторги для него. По-слушание и повиновение не должны основываться
на страхе, который порождает обман, лицемерие, подхалимство;
— «устройство» родителями своего ребенка в престижные детские
сады, школы, гимназии, без учета его индивидуальных возможностей
и склонностей. В таких учреждениях нередко имеет место перегрузка
ребенка, его неспособность справиться с учебной программой, что
приводит к серьезным нервным срывам, раздражительности и другим
негативным последствиям;
— попустительство в воспитании — «свободное воспитание» без
учета его негативных последствий. В этом случае часто воспитание
вообще отсутствует, а впоследствии это ведет к бесконтрольности и
полной неуправляемости в отношении ребенка;
— ошибки воспитания, способствующие формированию у ребенка
отрицательных позиций, интересов, привычек, установок и пр.;
— отсутствие общественного воспитания, стремление родителей
изолировать ребенка от внешней среды. Изоляция от реальной жизни
формирует
«искусственность» и
ребенку приходится очень трудно в последующем самопроявлении в
школьной среде, в общении со сверстниками. Он не знает, как лучше
себя вести с ними. Все это способствует его изоляции, сдерживанию
активности, насмешкам сверстников, а порой и издевательствам с их
стороны или, наоборот, его неадекватным действиям и поступкам,
последствия которых трудно прогнозировать;
е) проблемы семьи, отражающиеся на воспитании ребенка:
— ребенок, которого не ждали и вызванное этим негативное отно-
шение к нему;
— отсутствие подлинно человеческого окружения в детские годы.
Существует поговорка «с кем поведешься, от того и наберешься». Не-
лучшее окружение способствует усвоению опыта соответствующего
поведения и отношения;
— приниженное или недостаточно почетное положение матери в
семье. Неуважение к матери ведет к игнорированию ее воспитатель-
ного воздействия и формированию понимания того, что необязатель-
но слушаться тех, кто делает какие-либо замечания и наставления.
У мальчиков от этого может сформироваться негативное отношение
к представительницам противоположного пола;
— отсутствие отца или его положительного воспитательного вли-
яния на ребенка;
— агрессивность семейного быта, способствующая формированию
у ребенка напряженности, переходящей в страх со всеми вы-
текающими из этого явления негативными последствиями;
— самоустранение родителей от воспитания ребенка по различ-
Информация о работе Девиантное поведение и пути его коррекции