Девиантное поведение и пути его коррекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение причин девиантного поведения подростков и рассмотрение педагогических путей его коррекции.
Задачи:
1)Изучить литературу по теме исследования
2)Рассмотерть особенности подросткового возраста с точки зрения физиологии,психологии,педагогики
3)Изучить причины появления нарушений
4)Определить формы проявлений нарушений
5)Изучить пути коррекции девиантного поведения.

Оглавление

Введение 3
1.Общая характеристика подросткового возраста 5
2.Трудновоспитуемость 15
2.1.Причины трудновоспитуемости подростков 16
3.Социальная дезадаптация 30
3.1. Формы проявления нарушений поведения 31
4. Пути коррекции девиантного поведения 33
Заключение 37
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 69.24 Кб (Скачать)

    — гиперактивные здоровые и нет, чаще «нервные», бойкие, лег-

    ковпечатлительные, непоседы;

    — гипоактивные — обыкновенно вялые, бледные, болезненные,

    малоподвижные, далеко не так восприимчивые, более  упрямые, свое-

    нравные, сильнораздражительные и пр.;

    — отличающиеся пластичностью психики  и повышенной восприим-

    чивостью. Их (особенно маленьких детей) возбуждает или парализует

    агрессивность школьной суеты — беготня, шум, крик, особенно крик

    учителя, даже когда он кричит не на них. От крика  ученик буквально

    цепенеет, застывает. Страх настолько сковывает  ребенка, что он не

    слышит  даже собственного имени; речь учителя  теряет смысл, он не

    может понять, о чем тот говорит. Бывает, что 15—20 минут урока вы-

    падают  из сознания ученика. Он продолжает механически  делать то,

    что делал до того времени, когда страх  оглушил, ошеломил его созна-

    ние. Под влиянием этого чувства он в течение продолжительного вре-

    мени  не может нормально развиваться, т.е. самое драгоценное время

    упущено для полноценного умственного развития (Сухомлинский);

    — одаренные, оказавшиеся в среде  отчуждения, неприятия. Такое

    явление имеет место, вследствие различных  возможностей этого ре-

    бенка и основной массы детского коллектива в познавательной дея-

    тельности и неадекватности их проявления;

    — с замедленным умственным развитием (не умственно отсталые,

    а нормальные дети), в воспитании которых  в дошкольные годы допу-

    щены  ошибки;

    — оказавшиеся в состоянии дезадаптации (начало пребывания в

    детском саду, переходе из детского сада в школу, при переходе в дру-

    гой школьный коллектив и пр.) и не умение воспитателей осознать

    это, провоцируя неадекватное поведение  и негативную деформацию

    личности. Данный факт особенно отрицательно проявляется, когда и

    сама  среда оказывается по отношению  к этому ребенку агрессивной;

    д) воспитание, воспитательные действия без учета индивидуаль-

    ных особенностей ребенка, педагогические упущения в работе с ним.

    Детское сердце легко ранимо. В учении, вообще во всей школьной

    жизни при невнимательном или равнодушном  отношении к ребенку

    появляется  множество острых углов и подводных  камней, создающих

    условия для потрясений, с которыми он не может справиться. К таким

    факторам  относятся:

    — недостаток (отсутствие) должного воспитания в годы раннего

    детства (от года до семи-восьми лет). Чем дальше от рождения начи-

    нается  воспитание разума, тем более трудновоспитуем  человек в ин-

    теллектуальном  плане. Данный фактор проявляется либо в ошибоч-

    ном мнении: чтобы ребенок учился, до поступления в школу его

    сознание  должно оставаться как чистая доска: не надо учить его пи-

    сать  и читать, либо в неумении создавать  обстановку, способствую-

    щую развитию стремления ребенка к познанию в дошкольный и на-

    чальный школьный период. Если этого нет, т.е. по существу нет

    умственного воспитания, и возникает задержка умственного развития.

      В умственном воспитании важная роль принадлежит любозна-

    тельности. Она пробуждается в ребенке незаметно  для тех, кто его

    окружает. Ее истоки в самой природе человека. Исследования спе-

    циалистов убедительно показывают, что ее можно  развивать, тормо-

    зить  и даже «закупорить». Знакомя ребенка  с теми или иными ве-

    щами, предметами, явлениями, воспитатель  обеспечивает его

    направленное  развитие, которое могло бы удовлетворить  воспитате-

    лей. И чем больше открытий, тем больше все новых и новых вопро-

    сов возникает у ребенка, тем больше он изумляется, радуется. Если

    этого не происходит, то у ребенка формируется  невосприимчивость,

    непонятливость, которые делает его трудным в обучении

    и воспитании;

    — несправедливость, оскорбляющая, уязвляющая самолюбие, вы-

    зывающая  у ребенка возмущение и рождающая  в его душе самые раз-

    нообразные  формы активного и пассивного протеста. То, что у взрос-

    лого  вызывает легкое волнение, у ребенка  может стать источником

    большого  горя;

    — грубость и бестактность по отношению  к ребенку, способ-

    ствующие  усилению его возбуждения. Пережив  подобное состояние,

    ребенок нередко прибегает к совершенно неожиданной форме актив-

    ного  протеста — действиям на зло, к  кривлянью, паясничанью и пр.

    Ему легче предстать в роли беззаботного шалуна, даже шута. В конце

    концов  окружение привыкает к тому, что  он кривляется и  паясничает.

    Это очень опасное состояние —  притупление чувства чести, гордости.

    Нельзя  допускать, чтобы ребенок перестал уважать сам себя, доро-

    жить  собственной честью, перестал стремиться быть лучше, чем он

    есть;

    — равнодушие по отношению к ребенку, негативно сказывающее-

    ся  на его нежной, чуткой натуре. Оно  вызывает у него потребность

    изменения отношения к себе, и он разными  формами старается

    привлечь  внимание. Это могут быть истерические проявления, неор-

    динарные  показные действия, агрессивность по отношению к окру-

    жающим;

    — стремление некоторых родителей  поставить воспитание на

    «научную» основу, что приводит к нивелированию  своеобразия собст-

    венного ребенка в угоду новомодным тенденциям избранной «педаго-

    гики». Часто такие родители используют определенную книгу и пы-

    таются  дословно реализовать ее советы в  воспитании, увлекаются

    специально  подобранными игрушками, не соответствующими интере-

    сам и потребностям ребенка, создают  искусственный круг общения,

    выискивают  у ребенка «таланты и наклонности», очень часто мнимые

    или отвечающие существующей «моде»,и начинается    дрессировка,  

    ломка ума, чувства и воли ребенка, доходящие  до истинной пытки и

    каторги для него. По-слушание и повиновение не должны основываться

    на  страхе, который порождает обман, лицемерие, подхалимство;

    — «устройство» родителями своего ребенка  в престижные детские

    сады, школы, гимназии, без учета его  индивидуальных возможностей

    и склонностей. В таких учреждениях  нередко имеет место перегрузка

    ребенка, его неспособность справиться с  учебной программой, что

    приводит  к серьезным нервным срывам, раздражительности  и другим

    негативным  последствиям;

    — попустительство в воспитании —  «свободное воспитание» без

    учета его негативных последствий. В этом случае часто воспитание

    вообще  отсутствует, а впоследствии это  ведет к бесконтрольности и

    полной  неуправляемости в отношении  ребенка;

    — ошибки воспитания, способствующие формированию у ребенка

    отрицательных позиций, интересов, привычек, установок  и пр.;

    — отсутствие общественного воспитания, стремление родителей

    изолировать ребенка от внешней среды. Изоляция от реальной жизни

    формирует «искусственность» и ограниченность личности. Такому

    ребенку приходится очень трудно в последующем  самопроявлении в

    школьной  среде, в общении со сверстниками. Он не знает, как лучше

    себя  вести с ними. Все это способствует его изоляции, сдерживанию

    активности, насмешкам сверстников, а порой  и издевательствам с их

    стороны или, наоборот, его неадекватным действиям  и поступкам,

    последствия которых трудно прогнозировать;

    е) проблемы семьи, отражающиеся на воспитании ребенка:

    — ребенок, которого не ждали и вызванное  этим негативное отно-

    шение к нему;

    — отсутствие подлинно человеческого  окружения в детские годы.

    Существует  поговорка «с кем поведешься, от того и наберешься». Не-

    лучшее  окружение способствует усвоению опыта  соответствующего

    поведения и отношения;

    — приниженное или недостаточно почетное положение матери в

    семье. Неуважение к матери ведет к игнорированию  ее воспитатель-

    ного  воздействия и формированию понимания  того, что необязатель-

    но  слушаться тех, кто делает какие-либо замечания и наставления.

    У мальчиков от этого может сформироваться негативное отношение

    к представительницам противоположного пола;

    — отсутствие отца или его положительного воспитательного вли-

    яния  на ребенка;

    — агрессивность семейного быта, способствующая формированию

    у ребенка напряженности, переходящей  в страх со всеми вы-

    текающими из этого явления негативными  последствиями;

    — самоустранение родителей от воспитания ребенка по различ-

Информация о работе Девиантное поведение и пути его коррекции