Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 15:06, курсовая работа
Гипотезой моего курсовой работы выступает предположение о том, что особенности стиля воспитания в полных и неполных семьях оказывают разное влияние на детей.
Предметом анализа научной литературы является эмоциональное отношение мальчиков и девочек из полных и неполных семей к своим родителям.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- раскрыть влияние стилей родительского отношения на формирование личности ребенка;
- изучить особенности характера детей из неполных семей;
- охарактеризовать условия, способствующие правильному воспитанию детей из неполных семей;
Введение………………….………………………………………………………..3
1.Семья и её влияние на формирование личности ребёнка…………………..7
2.Особенности отношения и поведения мамы и папы……………………...16
Материнство………………………………………………………...............17
Отцовство…………………………………………………………………...21
3.Полная и неполная семья……………………………………………………25
4.Психологические особенности мальчиков и девочек……………………..29
5.Влияние полной и неполной семьи на поведение и психологические особенности мальчиков и девочек младшего школьного возраста…………..31
Выводы…………………………………………………………………………...
Афанасьева 2 считает, что мать является самым первым воспитателем и самым первым наставником ребенка, именно от нее зависят счастье и будущее величие, обходительность и образованность, справедливость, разум и вера ее маленьких детей.
Отсутствие или недостаток материнской ласки, любви очень часто является причиной появления у ребенка не только целого ряда отрицательных, а то и просто тяжелых психических состояний, начиная от чувства незащищенности и кончая озлобленностью, но и чисто физических недомоганий, и даже гибели ребенка. Какими бы ни были прекрасными условия, в которых воспитываются дети-сироты или дети, которых оставила мать, эти дети, подрастая, ищут мать — самое дорогое, близкое и родное существо.
Священная обязанность, возложенная на матерей, настолько важна, что им не следует допускать ничего, что могло бы помешать ее осуществлению.
Выкармливание и уход за маленькими детьми повсеместно составляет обязанность женщины, составляя самую сущность материнства[2].
Что
касается женской теплоты и
В привычной нам культурной среде материнство — одна из главных ипостасей женского стереотипа, а социальные характеристики материнской роли очерчены гораздо определеннее, чем отцовской, и ей приписывается большее значение в деле первичной социализации.
О тесной близости и решающей роли матери в выхаживании и воспитании ребенка до пяти-семилетнего возраста единодушно свидетельствуют как этнографические, так и исторические данные. Даже если мать заменяется нянькой или кормилицей, что бывало довольно часто, это не меняет принципиального различия мужских и женских функций. Роль отца всюду выглядит более проблематичной.
Так в чём же величие и подвиг человеческой матери? [2] По всей вероятности, в разумности, преднамеренности, избирательности поведения, которые определяют и количество детей, коими обзаводится женщина, и качество исполнения ею материнских обязанностей. Мы в отличие от всего сущего сами принимаем решения: быть матерью или нет и как исполнять свои обязанности. Чего и сколько отдавать детям из имеющихся у нас возможностей, сил, времени, чувств, средств.
Материнство необходимо оценивать по особой мерке, прежде всего не как физиологический акт, но как явление нравственного порядка каждой здоровой женщине дана возможность стать родительницей, но не каждой — хорошей матерью. И все же мать — начало нашего характера.
Противоречие, возникающее в идеальном образе матери, как раз и заключается в том, что для лучшего исполнения своей задачи женщине нельзя целиком сосредоточиваться только на этой миссии. Хорошая мать не может быть человеком, замкнутым только на своих детях. Ее душа должна быть открыта болям и радостям людей близких и далеких; должна быть неравнодушна к несправедливости, творящейся в мире, даже если ее собственные дети вполне благополучны.
Мать должна бы учить детей прежде всего самосохранению, умению выжить и лучшим образом приспособиться к существующим условиям бытия. А в реальности мы преклоняемся перед матерями, которые учат детей не щадить себя во имя чужого благополучия.
В идеале мать — ведущая, наставница, руководительница их жизни. А дети — ведомые, исполнители ее воли и наказов всегда и во всём. Но мы ценим ту мать, что, не теряя ни любви, ни авторитета у своих детей, становится их помощницей, принимает их правду и веру, даже если они отличаются от ее устоявшихся воззрений и привычек [2].
Меняется роль матери – на общении с детьми сказывается «эмансипационная маскулинизация» женского поведения, т.е. женщина стремиться доминировать над мужем и над детьми. В гармоничной же семье мать с раннего возраста обучает ребенка тому «как», а отец – тому «что»; отец учит детей быть «кем-то», а мать – «кем-то для кого-то» [5].
Фурутан [19] писал, что некоторые матери уделяют слишком мало внимания и тепла своим детям, устают от общения с ними (хотя это может и не отражать их истинные чувства). В свою очередь дети, не встречая понимания со стороны матери, обращаются за советом к другим людям. В результате теряется взаимопонимание, контакт, близость и дружба между матерью и ребенком становятся невозможными.
Родителям следует по мере своих сил и способностей удовлетворять любопытство ребенка, проявлять интерес к его мыслям и переживаниям, постоянно использовать любую возможность для бесед с ним. К сожалению, дружба и привязанность легко разрушаются суровым наказанием, грубым тоном, поэтому следует избегать любых действий, которые могут отдалить ребенка от матери. Если между матерью и ребенком установятся близкие отношения и они достигнут взаимопонимания, то ребенок, видя в матери неиссякаемый источник любви и тепла, будет делиться с ней своими сомнениями, тревогами, переживаниями.
Милосердная, добрая и сострадательная мать всегда разговаривает с детьми с теплотой, предпочитая мягкий и спокойный тон грубому, ранящему сердце ребенка, подобно стрелам. Воспитывая ребенка, направляя его действия, матери необходимо также постоянно принимать все меры, чтобы не терять чувства собственного достоинства.
Мать
никогда не должна выдвигать властные,
жестокие и нелогичные требования для
того, чтобы поддержать свое положение
и достоинство. Но в то же время ей ни в
коем случае нельзя потакать неразумным
запросам детей.
Отцовство
Чувство отцовства приходит позже и не в той форме, что у женщин. Потому что в отличие от материнства, состояния скорее бессознательного, во многом инстинктивного, отцовство — явление скорее мировоззренческого характера, нежели чувственного. Оно свидетельствует не только, а вернее, не столько о физической зрелости, сколько о духовной и социальной, отцовский дар в ярком выражении встречается крайне редко. Нередко мужчины не хотят делить внимание и любовь жены ни с кем, даже с собственным потомством [36].
Что делает мужчину хорошим отцом? Естественно, муж может и должен помогать жене в уходе за детьми, но заменить ее вряд ли сможет даже самый обученный и подготовленный мужчина. У него есть своя, специфическая роль. И состоит она в том, чтобы быть мужчиной, мужем, родителем мужского пола, а это значит, что он несет ответственность за формирование у сыновей понятия о том, как относиться к жизни по-мужски, то есть думать, чувствовать и поступать так, как это делает он сам.
Добровольное или искусственное отключение отца от важнейших домашних трудов и забот решительно сказывается на его семейном статусе, на его авторитете. Тут, как ни крути, видна прямая зависимость; легче заботы — легковесней положение.
В современной семье отец все больше выступает как партнер матери по воспитанию детей, беря на себя возрастающую долю заботы о них. В патриархальном обществе отцу отводиться роль «палача», приводящего в исполнение приговор матери. Прогрессивная тенденция заключается в том, что роль отца как главы семьи сменяется ролью более уравновешенного, стабильного, сильного друга жены и детей: от него ожидается сдержанность в проявлении чувств при безусловном наличии этих чувств, справедливая и беспристрастная оценка положительных и отрицательных событий [4].
Первое и главное качество хорошего отца заключается в том, чтобы являть собой прекрасный образец мужчины. Вообще подобное качество он приобретает, как правило, задолго до того, как стать отцом, и это единственная гарантия, что время, которое мужчина уделяет своим детям, действительно необходимо им.
Именно в общении с отцом мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера, причем сделать это ему нетрудно — достаточно лишь подражать взрослому. А не будь мужчины в семье, мальчику многого недоставало бы, потому что матери может подражать только дочь. Тем не менее и девочка, когда в ней начинает пробуждаться женственность, способна многому научиться у отца. У неё складывается точное представление о том, что собой представляет мужчина в домашней жизни, и она узнает, как мужчины относятся к женщинам, являясь невольным свидетелем повседневных взаимоотношений мамы и папы. Она понимает природу мужчины, наблюдая множество тонких нюансов в поведении родителей. Например, супруг, который вносит в семью уверенность и покой, дает своим детям представление о мужчине совсем иное, нежели муж, что ищет в жене опору. Точно так же отец семейства, часто ссорящийся со своими родителями или родственниками жены, непременно подаст детям дурной пример вместо того, чтобы научить их относиться к родным с любовью и уважением. Это уроки первостепенной важности и для мальчика, и для девочки. Они имеют огромное значение для будущей их половой и семейной жизни. Ничто из того, что они узнают впоследствии из книг и учебников, не оставит большего следа в их сознании, не повлияет так на их чувства. Вот почему хороший отец должен быть прежде всего образцом настоящего мужчины и уже потом — идеального мужа.
Быть отцом означает также хотеть и уметь обращаться с ребенком. Обычно характер взаимоотношений отца с сыном отражает основные черты личности родителя. Как известно, отцы бывают разные — грозные, готовые лишь греметь и бушевать; простые и обходительные; суровые и властные; общительные и веселые; вечно во всем сомневающиеся скептики либо энтузиасты, живущие только своей работой; болезненные, озабоченные и робкие; всегда готовые посмеяться либо вообще никогда не улыбающиеся. Эти своеобразные черты личности отца определяют характер его отношений с ребенком в гораздо большей мере, нежели время, которое он ему уделяет.
Если мужчина, являясь яркой личностью, готов поделиться с детьми своими знаниями и опытом, несомненно, это хороший отец, если же он идет на жертву, соглашаясь отправиться с детьми в цирк, а там оказывается беспомощным в шумной толпе, проку от него мало.
Бывает, отец старается уделить своим детям много внимания, чтобы они, набравшись его знаний и опыта, смогли бы достичь большего, нежели он. Но это означает скорее, что он лишь проявляет свою досаду на не удачно сложившуюся жизнь и уязвленное тщеславие, нежели любовь к детям и окружающим. В то же время идти на непрестанные жертвы ради будущего своих детей, да к тому же делать это демонстративно,— значит обнаруживать беспомощность и комплекс вины, а не надежно утверждать собственное достоинство, чему могли бы подражать дети. Иными словами, то, что мы даем нашим детям, гораздо важнее того, сколько мы даем им.
Если в доме заботу о детях берет на себя одна мать, а участие и сотрудничество отца, который оказывав большое влияние на детей (особенно сыновей), невелико, то такую семью можно уподобить человеку, пытающемуся устоять на одной ноге.
Отец, который непростительно мало общается с ребенком, посвящая все свое время интересам вне дома, делает серьезную ошибку. Лишения и нужда воспитали в нем дух трудолюбия, но, к сожалению, это природное качество не приносит семье ничего, кроме огорчений, и если другие люди видят в нем воспитанного, образованного человека, хорошего работника, то его собственные дети знают его как человека, который ими пренебрегает, уклоняется от общения с ними.
Очень важно, чтобы отцы не устранялись от воспитания детей. Они должны считать своей первейшей обязанностью уделять внимание детям и в соответствии со своими возможностями принимать участие в их воспитании и обучении.
Недостаток внимания со стороны отца влияет на поведение детей вне дома, которое, как правило, бывает прямым следствием подобного отношения к детям. Он часто не имеет представления о том, с кем общается его ребенок, какие у него отношения со сверстниками, что он делает во время отдыха и развлечений.
Не зная, чем занимаются его дети в семье, отец, без сомнения, будет оставаться в неведении и о том, как они ведут себя вне дома.
На первом месте у отцов всегда должна стоять семья, и важнейшей обязанностью отца является воспитание и обучение детей. А это гораздо большая ответственность [19].
Мужчина,
созревший для вступления в брак
и готовый к отцовству, не считает,
что дети могут обременить его
больше, чем он ожидает. Отец, принимающий
живое участие в жизни своих
детей, быстро становится их другом, и
чувство отцовской
3.Полная
и неполная семья
Что же такое неполная семья и каковы ее основные разновидности?
Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [27].
Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей — это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.