Детско-родительские отношения мальчиков и девочек младшего школьного возраста к родителям в полных и неполных семьях

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Гипотезой моего курсовой работы выступает предположение о том, что особенности стиля воспитания в полных и неполных семьях оказывают разное влияние на детей.

Предметом анализа научной литературы является эмоциональное отношение мальчиков и девочек из полных и неполных семей к своим родителям.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

- раскрыть влияние стилей родительского отношения на формирование личности ребенка;

- изучить особенности характера детей из неполных семей;

- охарактеризовать условия, способствующие правильному воспитанию детей из неполных семей;

Оглавление

Введение………………….………………………………………………………..3

1.Семья и её влияние на формирование личности ребёнка…………………..7

2.Особенности отношения и поведения мамы и папы……………………...16

Материнство………………………………………………………...............17

Отцовство…………………………………………………………………...21

3.Полная и неполная семья……………………………………………………25

4.Психологические особенности мальчиков и девочек……………………..29

5.Влияние полной и неполной семьи на поведение и психологические особенности мальчиков и девочек младшего школьного возраста…………..31

Выводы…………………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

к курсовой.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

    Имея  подобные неверные установки в семье, родители искажают адекватное восприятие мальчиков и девочек противоположного пола, усугубляя дальнейшее нормальное развитие и восприятие детей. Например, негативные установки чаще проявляются  в неполных семьях, т.к. мать старается «уберечь» ребенка, заранее «предупредив» его о возможных последствиях. Это бывает в том случае, если личная жизнь матери не сложилась и отец является главным мерзавцем среди всех мужчин-мерзавцев.

    Видно, что атмосфера в семье является основополагающим для дальнейшего адекватного развития нормальных взаимоотношений. Семья или взаимодействие между мужчиной и женщиной является примером для будущей социализации ребенка, именно от этого примера зависит, что сможет вынести ребенок для построения своей семьи.

    Велика и многопланова роль родителей в деле воспитания и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. В неполных семьях вопросу воспитания ребенка необходимо уделять значительно больше внимания, так как ответственность за всестороннее гармоничное развитие личности ребенка ложится на плечи одного из родителей. Отсутствие, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

    Выводы 

    Семья – это группа людей, объединенная родственными связями и желающая дать своему потомству воспитание, образование, заложить моральные и нравственные ценности,  обеспечив достойную жизнь. Значит, одной из важнейших задач семьи является формирование личности ребёнка, качеств, которые являются наиболее приемлемыми для его дальнейшего развития. Семья может быть полной или неполной – в зависимости от наличия одного или обоих родителей. Это влияет на полноту и качество выполнения ими родительских задач. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе: взрослым не удается осуществить полноценный контроль над детьми и в целом эффективно влиять на их поведение. В неполной семье мать формирует избыточную привязанность ребенка к себе, недостаточно четкую половую идентификацию, (мать может воспитывать феминные качества у мальчика и маскулинные у девочек), затрудненное общение детей с людьми противоположным полом, потому что обучение этому происходит именно на примере родителей, недостаточно четкая половая идентификация.

    Любая семья может быть как благополучной, так и неблагополучной, в зависимости от взаимоотношений в семье. При этом важную роль играет не только состав семьи. Семья может быть неполной, но у матери с отцом отношения взаимопомощи и взаимоподдержки, поэтому ребенок растет в почти благоприятных условиях. Это вариант «приходящего» отца. Существует и другой вариант – отношения с отцом не поддерживаются и не приветствуются – здесь ситуация целиком зависит от матери, от ее установок на воспитание – если они отрицательные (все мужики сволочи!), то и у ребенка (девочки) будет формироваться подобное отношение к мужскому полу, у мальчика – заниженная самооценка и, как следствие, проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом. Третий вариант – новый папа. Если мать сможет создать положительные отношения в семье, внушить уважение «нового» папы и дать им понять, что он – новый и полноправный член семьи, то условия воспитания будут хорошими.

    Однако  полная семья не есть залог успешного  воспитания детей. В полной семье, несмотря на присутствие обоих родителей, может наблюдаться авторитарность матери, в такой ситуации даже отец полностью подавлен и нейтрализован, в такой семье мать выполняет роль обоих родителей. Или семья полная, а дети чувствуют себя в ней дискомфортно, или ощущают отвержение. Или взаимоотношения родителей строятся на «привычке» совместного проживания или на накопленных обидах, тогда каждый из них будет пытаться «перетащить» ребенка на свою сторону, негативно отзываясь о другом (чаще всего так поступает мать). Или же в полной семье неверные межполовые установки в воспитании, которые тоже дают свои результат в дальнейшем.

    Таким образом можно сказать, что успех  воспитания и отношение детей  к родителям зависит не столько  от полноты семьи, сколько от взаимоотношений  в ней. Мать должна выполнять свои, материнские, функции в семье – быть примером для девочки и другом для мальчика, создавать уют и комфорт для всех членов семьи, оказывать своевременную помощь и поддержку, при этом не навязываясь и не опекая ребенка чрезмерно. Отцовские обязанности заключаются в обеспечении семьи материальными благами, помня и о своем взносе в личность ребенка. Для детей отец – это прежде всего образец мужчины, мальчик стремится быть похожим на него, а девочка на подсознательном уровне ищет себе подобного в будущем. Отец должен уметь и хотеть делиться с детьми опытом и знаниями, принимать самое активное участие в воспитании. Именно на примере родителей у детей закладывается образ межполовых и полоролевых взаимоотношений. И, чтобы этот образ был положительным, родители должны уметь слушать и слышать друг друга, понимать и помогать, любить и заботиться – одним словом, всячески показывать детям, «что такое хорошо, и что такое плохо». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Литература: 

    1. Адлер А. Воспитание детей, взаимодействие полов. – Ростов н/Д., 1998.  – 256с.
    2. Афанасьева Т. М. Завтрашние родители/Тамара Афанасьева   -   М.: Педагогика-Пресс, 2002. -  99, [1] с. 20 см. - (Библиотека "Родительский факультет"). -   Библиография в конце книги.
    3. Бене Е. Семейная психология и семейная терапия//Начальная школа. 1999. №2. С. 14-41.
    4. Воспитание ребёнка: Возрастные кризисы.  [Пер. с итал. Б. Богомолова и др.] -     М.: АСТ: Астрель, 2003. -  46 с. цв. ил. 27 см. - (Ваш ребёнок: Полная энциклопедия для родителей). Про  ребёнка, по избеганию конфликтных ситуаций в общении с детьми, как способствовать развитию личности малыша и создавать для него обстановку гармонии.
    5. Дементьева И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исслед. – М., 2001. - №11. – С. 108-118.
    6. Дементьева И., Зубарева Н. Степень социальной ответственности подростка в полной и неполной семьях // Воспитание шк.-в. – 2003. - №10. – С. 13-17
    7. Дементьева Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей // Соц. педагогика: новые исследов. Вып.1 – М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы., 2002. – С. 22-28.
    8. Джейкс, Т. Д. Помоги! Я воспитываю ребенка одна /   Т. Д. Джейкс; [Пер. с англ. Шемпель Р. Б.]    -  СПб.: Библ. взгляд, 2001. - 170, [2] с. ил., 21 см. -   На обл. в подзаг: Рук. для одиноких родителей или для тех, кто чувствует себя одиноким. -  ISBN 5-8445-0065-2. Семейное воспитание. - Зарубежные страны. - Семейный коллектив и его роль в воспитании детей.
    9. Думитрашку Т. А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности//Вопросы психологии. 1990. №1.
    10. Зубкова Т.С. Неполные семьи//Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей: Учеб. пособ. студ. – М., 2003. – С. 75-80.
 
    1. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. – Изд. 2-е, перераб. и доп. - Л.: Медицина, 1988. – 160с., ил.
    2. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. – Л.: Медицина, 1980. – 184с., ил.
    3. Кенфилд, Кен. Сердце отца:   Как отцы могут изменить будущее своих детей.  Кен Кенфилд; [Пер.: А. Фищенко]  -    СПб.;   Киев: Руфь, 2001. - 237 с. ил., 20 см. - (Книга для жизни). -  ISBN 5-94172-005-X. Семейное воспитание. - Зарубежные страны. - Семейный коллектив и его роль в воспитании детей.
    4. Колесниченко Е. А. "Психологические проблемы современной российской семьи" В 3-х частях. - 2 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 360 с.
    5. Колесов Д. В. Беседы о половом воспитании. – М.: Педагогика, 1980. – 192с. – (Б-ка для родителей).
    6. Коменский Я.А. Материнская школа – СПб., 1882 – 64 с.
    7. Кон И. С. Ребёнок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. 270 с.
    8. Коночук Н.В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания // Психологический журнал. – 1985. - №5 - С. 16-32.
    9. Костенко М.А. Помогая неполной отцовской семье // Отечественный журнал социальной работы. - М., 2002. - №1. – С. 73-76.
    10. Кочубей Б. Зачем нужен папа?//Семья и школа. 1990. №7. С. 34-35.
    11. Кульчицкая Е. И. Воспитание чувств детей в семье. – К.: Рад. школа, 1983. – 120 с. – (Б-ка для родителей).
    12. Лунякова Л.Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей // Социс. – 2001. - №8. – С. 86-95.
    13. Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье//Воспитание детей в неполной семье/ перевод с чеш. Хваталовой Л.Н., общ. ред. и послесловие Н.М. Ершовой.- М.: Прогресс, 1980. - с. 70-98
    14. Островская О. Семейный климат//Дошкольное воспитание. 1978. №5.
    15. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981. - 76с.
    16. Рубинштейн С. Я. Черты характера ребёнка и их воспитание в семье. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 1964. – 48 с.
    17. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1986. – 1600 с., ил.
    18. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989. – С. 192-201.
    19. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с. – (Психол. наука – школе).
    20. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребёнка? Книга для родителей: Пер. с польск. – 4-е изд., доп. – М.: Прогресс, 1989, – 400 с., ил.
    21. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех кто любит детей. – М., 1999. - 203с.
    22. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребёнку в трудной ситуации. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1996. – 320 с.
    23. Фурутан А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям: Пер. с англ./ Предисл. К. Г. Митрофанова. – М.: Прогресс, 1992. – 192 с.
    24. http://adalin.mospsy.ru – консультации детского психолога и психотерапевта
    25. www.mytests.ru – статьи по психологии, тесты.
    26. www.orthomama.ru – страничка православной матери.
    27. www.psylist.net – статьи по психологии.

Информация о работе Детско-родительские отношения мальчиков и девочек младшего школьного возраста к родителям в полных и неполных семьях