Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 15:06, курсовая работа
Гипотезой моего курсовой работы выступает предположение о том, что особенности стиля воспитания в полных и неполных семьях оказывают разное влияние на детей.
Предметом анализа научной литературы является эмоциональное отношение мальчиков и девочек из полных и неполных семей к своим родителям.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- раскрыть влияние стилей родительского отношения на формирование личности ребенка;
- изучить особенности характера детей из неполных семей;
- охарактеризовать условия, способствующие правильному воспитанию детей из неполных семей;
Введение………………….………………………………………………………..3
1.Семья и её влияние на формирование личности ребёнка…………………..7
2.Особенности отношения и поведения мамы и папы……………………...16
Материнство………………………………………………………...............17
Отцовство…………………………………………………………………...21
3.Полная и неполная семья……………………………………………………25
4.Психологические особенности мальчиков и девочек……………………..29
5.Влияние полной и неполной семьи на поведение и психологические особенности мальчиков и девочек младшего школьного возраста…………..31
Выводы…………………………………………………………………………...
Имея
подобные неверные установки в семье,
родители искажают адекватное восприятие
мальчиков и девочек
Видно, что атмосфера в семье является основополагающим для дальнейшего адекватного развития нормальных взаимоотношений. Семья или взаимодействие между мужчиной и женщиной является примером для будущей социализации ребенка, именно от этого примера зависит, что сможет вынести ребенок для построения своей семьи.
Велика и многопланова роль родителей в деле воспитания и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. В неполных семьях вопросу воспитания ребенка необходимо уделять значительно больше внимания, так как ответственность за всестороннее гармоничное развитие личности ребенка ложится на плечи одного из родителей. Отсутствие, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.
Выводы
Семья – это группа людей, объединенная родственными связями и желающая дать своему потомству воспитание, образование, заложить моральные и нравственные ценности, обеспечив достойную жизнь. Значит, одной из важнейших задач семьи является формирование личности ребёнка, качеств, которые являются наиболее приемлемыми для его дальнейшего развития. Семья может быть полной или неполной – в зависимости от наличия одного или обоих родителей. Это влияет на полноту и качество выполнения ими родительских задач. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе: взрослым не удается осуществить полноценный контроль над детьми и в целом эффективно влиять на их поведение. В неполной семье мать формирует избыточную привязанность ребенка к себе, недостаточно четкую половую идентификацию, (мать может воспитывать феминные качества у мальчика и маскулинные у девочек), затрудненное общение детей с людьми противоположным полом, потому что обучение этому происходит именно на примере родителей, недостаточно четкая половая идентификация.
Любая семья может быть как благополучной, так и неблагополучной, в зависимости от взаимоотношений в семье. При этом важную роль играет не только состав семьи. Семья может быть неполной, но у матери с отцом отношения взаимопомощи и взаимоподдержки, поэтому ребенок растет в почти благоприятных условиях. Это вариант «приходящего» отца. Существует и другой вариант – отношения с отцом не поддерживаются и не приветствуются – здесь ситуация целиком зависит от матери, от ее установок на воспитание – если они отрицательные (все мужики сволочи!), то и у ребенка (девочки) будет формироваться подобное отношение к мужскому полу, у мальчика – заниженная самооценка и, как следствие, проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом. Третий вариант – новый папа. Если мать сможет создать положительные отношения в семье, внушить уважение «нового» папы и дать им понять, что он – новый и полноправный член семьи, то условия воспитания будут хорошими.
Однако
полная семья не есть залог успешного
воспитания детей. В полной семье, несмотря
на присутствие обоих родителей,
может наблюдаться
Таким
образом можно сказать, что успех
воспитания и отношение детей
к родителям зависит не столько
от полноты семьи, сколько от взаимоотношений
в ней. Мать должна выполнять свои,
материнские, функции в семье – быть
примером для девочки и другом для мальчика,
создавать уют и комфорт для всех членов
семьи, оказывать своевременную помощь
и поддержку, при этом не навязываясь и
не опекая ребенка чрезмерно. Отцовские
обязанности заключаются в обеспечении
семьи материальными благами, помня и
о своем взносе в личность ребенка. Для
детей отец – это прежде всего образец
мужчины, мальчик стремится быть похожим
на него, а девочка на подсознательном
уровне ищет себе подобного в будущем.
Отец должен уметь и хотеть делиться с
детьми опытом и знаниями, принимать самое
активное участие в воспитании. Именно
на примере родителей у детей закладывается
образ межполовых и полоролевых взаимоотношений.
И, чтобы этот образ был положительным,
родители должны уметь слушать и слышать
друг друга, понимать и помогать, любить
и заботиться – одним словом, всячески
показывать детям, «что такое хорошо, и
что такое плохо».
Литература: