Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:50, курсовая работа
Все более актуальной становится задача охраны здоровья учащихся, создание адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, возникновения и развития школьной адаптации.
Проблеме адаптации посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость.
Введение
Глава 1 Теоретические основы психолого-педагогической адаптации младшего школьника к учебно-воспитательному процессу в начальной школе
1.1.Феномен адаптации применительно к условиям обучения в сельской начальной школе
1.2.Психологические особенности детей, поступающих в сельскую начальную школу
1.3.Психолого-педагогические условия адаптации младших школьников сельской начальной школы.
Выводы по первой главе.
Глава 2 Экспериментальное исследование процесса психолого-педагогической адаптации вновь поступающих детей в начальную школу.
2.1.Программа исследования процесса адаптации
2.2. Констатирующий эксперимент
2.3. Формирующий эксперимент
2.4. Контрольный эксперимент
2.5. Анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
Психолого-педагогические рекомендации
Заключение
Список литературы
Вывод: С помощью
2 занятий 70% учащихся сельских школ достигли
частичного осознания своего места
в группе, усвоили основные правила
работы в группе («принцип командной помощи»
и «общий результат по худшему члену группы»),
на занятиях складывается положительный
эмоциональный фон.
2.Анализ 2 этапа
занятий.
Цель цикла
занятий:
Развитие внимания
к поведению другого и способности
к получению обратной связи, развитие
представлений о ценности другого человека,
развитие коммуникативных навыков. Расширение
словарного запаса, развитие памяти, мышления,
внимания.
Первые два
занятия показали, что детям трудно
дается ролевая игра, они не могут перевоплощаться,
перестраиваться. Необходима помощь психолога,
только с его помощью удается расслабиться,
раскрыть себя. Хорошие персонажи удаются
лучше, а проигрывание плохих происходит
с затруднениями. Никто не хочет быть плохим.
Окончание у сказок обязательно должно
быть хорошим. С трудом перестраиваются
после активных игр на игры связанные
с развитием процессов мышления, памяти
и внимания. Последующее занятия прошли
достаточно гладко. Дети с удовольствием
решают ситуации предложенные психологом.
Вывод: В конце
цикла из 6 занятий дети ведут
себя достаточно свободно и раскрепощенно,
активные игры с мячом, где усвоены
правила, нравятся. Новую игру или
усложнение условий не всегда воспринимают
сразу. Требуется повторить или
сыграть пару пробных раз. Дети подведены
к осознанию того, что в группе требуется
слаженность и четкость действий всех
ее членов, что необходимо помогать отстающим
или непонимающим для скорейшего достижения
общей цели. 70% учащихся активно проявляют
интерес к занятиям и получению новых
знаний, умений, навыков. [7. с. 3-11]
3.Анализ 3 этапа
занятий.
Цель цикла
занятий:
Осознание проблем
в отношениях с людьми, активизация
самосознания, осознание мотивов
межличностных отношений, завершение
группы.
Первое занятие
стимулирует развитие и закрепление себя,
как члена группы (класса), осознание значения
коллектива и своей роли в нем.
Однако 50% детей
все еще не воспринимают общие
цели группы и только после беседы
с психологом начинают осознавать себя
частью команды.
Второе занятие
прошло сложно. Дети плохо подставляют
свои будущие нужды, занятия в школе представляют
в красочном свете, надеясь на постоянное
присутствие игр, нацеленность на получение
новых знаний и интерес к ним стабильно
присутствует у 40% учащихся.
Вывод: Необходимо
продолжить работу над развитием средств
познания и развитие мотивов межличностных
отношений. С некоторыми детьми необходима
работа над развитием уверенности в собственных
силах и над развитием способности наиболее
успешно реализовывать себя
Вывод: Коррекционно-развивающая
программа необходима в работе с учащимися
младших классов. Занятия этой программы
влияют на адаптацию школьников к новому
образу жизни и повысившимся требованиям
со стороны окружающих.
Программа дает
возможность обеспечить младшим школьникам
сельских школ психологическую готовность
принять новые условия жизнедеятельности
как личностно значимые и не вызывающие
страха и тревожности.
Программа помогает
развитию игровой деятельности и
коррекции взаимоотношений
2.4 Контрольный
эксперимент
Анализ результатов
контрольного исследования по методике
проективного рисунка - теста Н.Г.Лускановой
«Что мне нравится в школе?»
Цель: методика
выявляет отношение детей к школе
и мотивационную готовность детей
к обучению в школе. Дата проведения:
10.05.2005г. В эксперименте приняло участие
42 учащихся 1-го «А» и 1-го «Б» классов
средней общеобразовательной
У 16 учащихся (02,03,07,08,12,16,20,21,25,
Таким образом,
как следует из анализа школьной
мотивации учащихся, только одна пятая
группы все еще испытывает трудности в
адаптации к школьной деятельности. При
этом стоит отметить отсутствие ярко выраженного
негативизма, т.е. дети выполняли задание,
хотя рисунки не были связаны со школьной
тематикой. Практически половина детей
имеет средний уровень адаптации, т.е.
у них выражено положительное отношение
к школе, но все еще с преобладанием игровой
мотивации. Следует отметить, что в рисунках
детей появился новый элемент - мяч - несомненно
влияние коррекционных занятий. Можно
утверждать, что 60% учащихся данных классов
испытывают определенные проблемы в адаптации
к школьной деятельности, но ярко выраженных
фактов уже не наблюдается. На основании
данных анализа построим диаграмму №5
(рис.2.5.). [29. с. 67-69]
Рисунок 2.5. Анализ
результатов контрольного исследования
по методике проективного рисунка - теста
Н.Г.Лускановой
Анализ результатов
контрольной социометрической пробы
«День рождения».
Цель: методика выявляет положение школьника в межличностных отношениях, позволяет изучить структуру этих отношений. Дата проведения: 10.05.2005г. В эксперименте приняло участие 42 учащихся 1-го «А» и 1-го «Б» классов. Таблицы результатов и микрогрупп указаны в приложении №5.
После первичной обработки в 1 «А» выделились следующие типы:
1.Лидеры или
«звезды» - 1 человек (08);
2.Предпочитаемые
- 8 человек (01,02,06,07,10,11,13,
3.Пренебрегаемые
- 9 человек (03,05,12,14,16,17,18,
4.Изолированные - 1 человек (05).
После первичной обработки в 1 «Б» выделились следующие типы:
1.Лидеры или
«звезды» - 4 человека (22,28,26,27);
2.Предпочитаемые
- 5 человек (21,31,30,35,36);
3.Пренебрегаемые
- 13 человек (24,25,29,33,34,37,38,
4.Изолированные
- нет.
В результате анализа
межличностных отношений была определена
новая неформальная структура каждого
класса. Были выявлены «звёзды» и «отверженные».
В делении на микрогруппы в данном случае
произошли некоторые рокировки, что можно
объяснить совместным участием школьников
в играх и занятиях коррекционной программы.
При этом дети не получившие выбора при
первичном исследовании теперь перешли
в разряд «получившие выбор», кроме Качуриной
Ирины (05). Методика позволила выявить
новых эмоциональных (неформальных) лидеров
в классах, при этом 5 учащихся (08,22,26,27,28)
сохранили свои позиции «звезд». [52. с.
153-169]
Анализ результатов
контрольного исследования уровня школьной
тревожности по методике Филипса.
Цель: исследование
уровня школьной тревожности. Дата проведения:
11.05.2005г. В эксперименте приняло участие
40 учащихся 1-го «А» и 1-го «Б» классов. В
результате изучения уровня тревожности
были получены данные, которые помещены
в приложении №6. Проанализируем их.
Уровень общей
тревожности в целом в группе
нормальный, только у троих школьников
наблюдается повышенный уровень (15,23,39)
- 10%. У всех остальных учащихся уровень
общей тревожности нормальный - 90%. Повышен
уровень общей тревожности в школе. Это
говорит о снижение общего эмоционального
состояния, связанного с различными формами
включения учащихся в жизнь школы. У 30%
школьников наблюдаются переживания социального
стресса (03,12,36,33,07,19,22,29) т.е. у детей снижено
эмоциональное состояние, на фоне которого
развиваются их социальные контакты, прежде
всего со сверстниками. Уровень фрустрации
потребности в достижении успеха нормальный
- 35,2%. Это указывает на то, что в группе
достаточно высок благоприятный психологический
фон, позволяющий учащимся развивать свои
потребности в достижении высокого результата.
Только у 20% (04,18,28,34,08,15,23,39) наблюдается
высокий уровень неблагоприятного психического
фона. В целом в группе слегка повышен
страх самовыражения 50,5%, т.е. еще наблюдаются
негативные эмоциональные переживания
ситуаций, сопряженных с необходимостью
самораскрытия, предъявления себя другим.
Общий уровень страха ситуации проверки
знаний в группе в норме - 46,4%.Вместе с тем
у двоих школьников (36,33) наблюдается повышенный
уровень. Страх не соответствовать ожиданиям
окружающих в целом по группе соответствует
норме - 34%. У 50% учащихся физиологическая
сопротивляемость стрессу высокая, у остальных
уровень нормальный. В целом в группе не
наблюдается проблем и страхов в отношении
с учителями - 42,4%. Однако у одного учащегося
(05) наблюдается высокий уровень общего
негативного эмоционального фона отношений
со взрослыми в школе, снижающий успешность
его обучения. Представим полученные данные
в виде диаграммы №6 (рис.2.6.). [2. с. 186]
Рисунок 2.6. Контрольное
исследование уровня тревожности
Анализ результатов
контрольного исследования уровня школьной
мотивации по методике Н.Г. Лускановой.
Цель: анализ уровня
школьной мотивации. Дата проведения:
11.05.2005г. В эксперименте приняло участие
40 учащихся 1-го «А» и 1-го «Б» классов.
Полученные данные по методике представлены
в приложении 7.
Общий уровень
школьной мотивации в группе средний.
Шестнадцать школьников (02,11,26,32,04,18,28,34,05,
Рисунок 2.7. Контрольное
обследование уровня школьной мотивации
Контрольное исследование
по ориентировочный тест школьной зрелости
(модификация А. Керна).
Цель: диагностика готовности детей к школьному обучению. Позволяет в сжатой форме получить картину психического развития ребенка. Дата проведения: 12.05.2005г. В эксперименте приняло участие 18 дошкольников п.г.т. Суземка. В результате изучения уровня школьной зрелости были получены следующие данные: [2. с. 68-72]
Развитие - выше
среднего (2 - 6 баллов) - 11 детей (02,03,05,06,07,08,10,12,14,
Развитие - среднее (7 - 11 баллов) - 7 детей (01,04,09,11,13,15,17,18).
Развитие - ниже нормы (11 - 14 баллов) - нет.
Таким образом все дети справились с предложенными заданиями. 39% дошкольников показали уровень среднего развития. 61% детей хорошо справился с заданиями, показав уровень развития выше среднего. Можно утверждать, что практически все дети имеют достаточный уровень интеллектуального развития, у них развиты тонкая моторика и движение руки, большая часть из этих детей смогла выполнять задания не отвлекаясь. Таким образом можно говорить о готовности дошкольников к школьному обучению. Данные анализа представлены в диаграмме №8 (рис.2.8.).
Рисунок 2.8. Контрольное
обследование уровня школьной зрелости
2.5 Анализ результатов
исследования
Сравнительный
анализ уровня школьной мотивации первичного
и контрольного исследования.
Из диаграммы
1 и диаграммы 4 видно, что уровень
школьной мотивации повысился в
среднем на 10%. На основании данных
сравнения построим диаграмму №9 (рис.2.9.).
Рисунок 2.9. Сравнительный
анализ результатов первичного и
контрольного обследования по методике
проективного рисунка
Если при первичном
обследовании низкая школьная мотивация
наблюдалась у 29% учащихся сельских
школ; положительное отношение к школе,
но с преобладанием игровых моментов у
14% учащихся; у 24% учащихся было выявлено
положительное отношение к школе и высокий
уровень школьной мотивации - у 33%, то при
контрольном обследовании получены следующие
данные: у 38% учащихся - высокий уровень
школьной мотивации; у 24% учащихся выявлено
положительное отношение к школе; у 19%
учащихся также выявлено положительное
отношение к школе, но с преобладанием
игровой мотивации; и лишь 8 детей - 19% выполнили
рисунки не соответствующие теме, при
этом не выявлено ни одного учащегося
с полной школьной дезадаптацией. [2. с.
199-200]
Уровень школьной
мотивации повысился у
У (03, 29) с положительного
отношения к школе до высокого
уровня.
У (13,38,40) со школьной
дезадаптации до низкого уровня.
У (15) с положительного
отношения к школе до хорошего
уровня.
У (32) с низкого
уровня до положительного отношения
к школе.
Таким образом,
анализируя полученные данные, выявлено,
что формирующий эксперимент
оказал большое влияние на повышение
уровня школьной мотивации.
Сравнительный
анализ результатов социометрической
пробы «День рождения».
В результате сравнительного
анализа межличностных