Адаптация ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:50, курсовая работа

Краткое описание

Все более актуальной становится задача охраны здоровья учащихся, создание адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, возникновения и развития школьной адаптации.

Проблеме адаптации посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость.

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические основы психолого-педагогической адаптации младшего школьника к учебно-воспитательному процессу в начальной школе

1.1.Феномен адаптации применительно к условиям обучения в сельской начальной школе

1.2.Психологические особенности детей, поступающих в сельскую начальную школу

1.3.Психолого-педагогические условия адаптации младших школьников сельской начальной школы.

Выводы по первой главе.

Глава 2 Экспериментальное исследование процесса психолого-педагогической адаптации вновь поступающих детей в начальную школу.

2.1.Программа исследования процесса адаптации

2.2. Констатирующий эксперимент

2.3. Формирующий эксперимент

2.4. Контрольный эксперимент

2.5. Анализ результатов исследования

Выводы по второй главе

Психолого-педагогические рекомендации

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Адаптация ребенка к школьному обучению. курсовая.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

1балл. - Почти  совершенное копирование образца.  Допускается незначительное нарушение  параллельности. 

2балла. - Число  и расположение точек должны  соответствовать образцу. 

3 балла. - Число  точек может колебаться от 7 до 20. допускается любой разворот фигуры и превышение размера, но не более чем в два раза. 

4 балла. - Контур  не соответствует образцу, но  все же состоит из точек.  Размеры и число точек не  учитываются. Целые формы и  линии не допускаются. 

5 баллов. - Каракули. 

6. Коррекционно-развивающая  программа. 

Методической  основой формирующего эксперимента послужили методические рекомендации авторов книг Р.В.Овчаровой «Практическая  психология в начальной школе» и  В.В.Петрусинского «Игры, обучение, тренинг, досуг». Формирующая работа включала несколько направлений: 

1.Работа с  педагогическим коллективом Суземской  СОШ№2, непосредственно занимающихся  с учащимися первых классов.  На педагогическом совете был  зачитан доклад на тему: «Возрастные  кризисы в период раннего и дошкольного возраста». В процессе проведения педагогического совета учителя были ознакомлены с результатами констатирующего эксперимента и имели возможность задавать и обсуждать вопросы, связанные с адаптацией детей.

2.Проведение  системы коррекционно-развивающих занятий в условиях специально смоделированных коллективных упражнений и включало три этапа: ориентировочный (2 занятия); реконструктивный (6 занятий); закрепляющий (2 занятия). [2. с. 2-4] 

Работа осуществлялась с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов «репетиции поведения» и элементов психогимнастики. Содержание программы приведено в приложении № 3. 

2.2 Констатирующий  эксперимент 
 

Анализ результатов  первичного исследования по методике проективного рисунка - теста Н.Г.Лускановой «Что мне нравится в школе?» 

Цель: методика выявляет отношение детей к школе  и мотивационную готовность детей  к обучению в школе. Дата проведения: 10.04.2005г. В эксперименте приняло участие 42 учащихся 1-го «А» и 1-го «Б» классов средней общеобразовательной школы №2 п.г.т. Суземка, список учащихся с идентификационными номерами представлен в приложении № 4. В результате изучения школьной мотивации были получены следующие данные: 

У 14 учащихся (02,07,08,12,16,20,21,25,31,33,34,37,39,42) - 33% высокий уровень школьной мотивации - на рисунках изображены учебные ситуации: учебники с названиями предметов, ученики за партой. У 10 учащихся (01,03,06,14,17,22,26,29,35,41) - 24% выявлено положительное отношение к школе - на рисунках изображены школьные ситуации, хотя присутствует большая направленность на внешние школьные атрибуты: изображено школьное здание, фломастеры и т.д. У 6 учащихся (05,09,11,15,19,24) - 14%также выявлено положительное отношение к школе, но с преобладанием игровой мотивации (цветы на окне, шкафчике в раздевалке и т.д.). 12 детей (04,10,13,18,23,27,28,30,32,36,38,40) - 29%выполнили рисунки не соответствующие теме, нарисовав игрушки, закрасив фон и узоры, показав отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых (Из них трое детей не справились с заданием, что можно определить как негативную позицию связанную с кризисом семилетнего возраста). [2. с.84 86] 

Таким образом, как следует из анализа школьной мотивации учащихся сельской местности, практически треть группы испытывают трудности в адаптации к школьной деятельности. Половина детей имеет средний уровень адаптации, т.е. у них выражено положительное отношение к школе, но с преобладанием игровой мотивации. Школа для них пока интересна как новый вид деятельности, отличающийся от обыденной. Практически у всех учащихся выражен тот или иной игровой или отвлеченный момент в рисунке, но так как мотивация является одним из показателем школьной адаптации учащихся, то можно утверждать, что 70% учащихся сельской местности данных классов испытывают определенные проблемы в адаптации к школьной деятельности, а у трех учащихся эти проблемы выражены довольно ярко в позиции негативизма. На основании данных анализа построим диаграмму №1 (рис.2.1.). 

Рисунок 2.1. Анализ результатов первичного исследования по методике проективного рисунка - теста  Н.Г.Лускановой 
 

Анализ результатов  первичной социометрической пробы  «День рождения». 

Цель: методика выявляет положение школьника в  межличностных отношениях, позволяет изучить структуру этих отношений. Дата проведения: 10.04.2005г. В эксперименте приняло участие 42 учащихся 1-го «А» и 1-го «Б» классов. Таблицы результатов и микрогрупп указаны в приложении №5.

После первичной  обработки в 1 «А» выделились следующие типы: [1. с. 2-6]

1.Лидеры или  «звезды» - 4 человека (02,08,06,07); 

2.Предпочитаемые - 7 человек (01,10,11,13,16,20,19); 

3.Пренебрегаемые - 7 человек (03,04,14,15,18,12,17); 

4.Изолированные  - 2 человека (05,09).

После первичной  обработки в 1 «Б» выделились следующие типы:

1.Лидеры или  «звезды» - 5 человека (22,28,26,42,27); 

2.Предпочитаемые - 5 человек (21,31,30,33,40); 

3.Пренебрегаемые - 9 человек (24,25,34,35,36,39,23,32,41); 

4.Изолированные  - 3 человека (29,37,38). 

В результате анализа  межличностных отношений была определена неформальная структура каждого класса. Были выявлены «звёзды» и «отверженные». Деление на микрогруппы в данном случае можно объяснить знакомством детей сельской местности до школы, их жительством «по соседству», участием в играх. При этом дети не получившие выбора отличаются стеснительностью, с одноклассниками общаются мало, у некоторых из них наблюдается низкая школьная мотивация (05,09,38). методика позволила выявить эмоциональных (неформальных) лидеров в классах, наиболее активно участвующих в новых заданиях, не имеющих особых проблем в общении со сверстниками. Некоторые из них имеют высокую школьную мотивацию (02,07,08,42). 

Анализ результатов  первичного исследования уровня школьной тревожности по методике Филлипса. 

Цель: исследование уровня школьной тревожности. Дата проведения: 11.04.2005г. В эксперименте приняло участие 40 учащихся 1-го «А» и 1-го «Б» классов средней общеобразовательной школы №2 п.г.т. Суземка. В результате изучения уровня тревожности были получены данные, которые помещены в приложении №6. Проанализируем их. [15. с. 69-72] 

В целом уровень  общей тревожности в группе соответствует  норме. Вместе с тем у 12 учащихся (30% - 05,13,37,35,06,14,21,38,08,15,23,39) наблюдается  повышенный уровень общей тревожности, а у четверых (02,11,26,32) - очень низкий уровень тревожности. 40% обследуемых учащихся имеют повышенный уровень общей тревожности в школе, т.е. у них снижено общее эмоциональное состояние, связанное с различными формами включения учащихся в жизнь школы. Эти школьники сильно волнуются при ответе или выполнении задания и т.д. У 30% учащихся наблюдается переживания социального стресса (03,12,36,33,06,14,21,38,07), т.е. у детей снижено эмоциональное состояние, на фоне которого развиваются их социальные контакты, прежде всего со сверстниками. Уровень фрустрации потребности в достижении успеха нормальный (39,8%). Это говорит о том, что в группе достаточно высок благоприятный психологический фон, позволяющий учащимся развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата. Только у 20% школьников (06,14,38,08,15,23,39) наблюдается высокий уровень неблагоприятного психологического фона. В группе повышен страх самовыражения (54,8%) т.е. достаточно сильно развиты негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью демонстрации своих возможностей. У 2 учащихся (05,19) очень высокий уровень страха самовыражения, у шестерых (01,17,27,31,12,36) - повышенный. Наиболее высок у школьников страх ситуации проверки знаний - 59,5%. Только у 5 школьников (02,11,26,32,27) - нормальный уровень страха проверки знаний. Страх не соответствовать ожиданиям окружающим в целом по группе не превышает допустимых нормативов - 47.6%. Однако у троих учащихся (18,13,39) - уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающим очень высокий. Следует отметить, что в группе очень высокая физиологическая сопротивляемость стрессу (16,5%) - 90%учащихся и только у 3 (09,16,24) - низкая, что говорит о сниженной приспособляемости ребенка к ситуациям. Отобразим полученные данные на диаграмме №2 (рис.2.2.). 

Рисунок 2.2. Первичное  исследование уровня тревожности. 

 Таким образом,  как следует из анализа факторов  тревожности учащихся, практически  все учащиеся сельских школ  испытывают те или иные проблемы. Практически у всех учащихся выражен тот или иной фактор тревожности, но так как тревожность является одним из показателем социальной адаптации учащихся, то можно утверждать, что все учащиеся данной группы испытывают определенные проблемы в социальной адаптации, а у трех учащихся эти проблемы выражены довольно ярко. [2.с. 9] 

Анализ результатов  первичного исследования по методике Н.Г.Лускановой. 

Цель: анализ уровня школьной мотивации. Дата проведения: 11.04.2005г. В эксперименте приняло участие 40 учащихся 1-го «А» и 1-го «Б» классов. Полученные данные по методике представлены в приложении 7. 

В результате изучения школьной мотивации были получены следующие  данные: общий уровень школьной мотивации  в группе низкий. Шестнадцать учащихся (01,17,27,31,07,19,22,29,09,16,24,40,10,20,25,30) - 40% имеют низкий уровень школьной мотивации. Они посещают занятия неохотно, испытывают трудности в познавательной деятельности. Двадцать учащихся (02,11,26,32,04,18,28,34,05,13,37,35,06,14,21,08,38,15,23,39) - 50% имеют средний уровень школьной мотивации. Школа привлекает их больше внеучебными сторонами. Они достаточно хорошо чувствуют себя в школе, однако чаще их привлекает дополнительная возможность пообщаться с друзьями. Четыре школьника (03,12,36,33) - 10% имеют очень низкий уровень школьной мотивации, они проявляют негативное отношение к школе, испытывает серьезные трудности: не справляются с учебной деятельностью, испытывает проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа может восприниматься ими как враждебная среда, т.е. можно говорить о школьной дезадаптации. Выбор второго вариантов ответов в первых четырех вопросах у всех учащихся может свидетельствовать о психологической защите. Можно предположить частичную изоляцию в группе (09,16,24,40). Можно так же предположить, что (04,18,28,34) сами стремятся к общению, однако по какой-то причине им не удается установить контакт с одноклассниками, т.е. фактически они является отвергнутыми. Таким образом, в мотивационной сфере определенные проблемы в адаптации детей сельских школ к школьной жизни испытывают 70% школьников. Полученные данные отражены на диаграмме № 3 (рис.2.3.). 
 

Рисунок 2.3. Первичное  обследование школьной мотивации 

Первичное исследование по ориентировочный тест школьной зрелости (модификация А. Керна). [2. с. 76-87] 

Цель: диагностика  готовности детей к школьному  обучению. Позволяет в сжатой форме  получить картину психического развития ребенка. Дата проведения: 12.04.2005г. В  эксперименте приняло участие 18 дошкольников п.г.т. Суземка. В результате изучения уровня школьной зрелости были получены следующие данные:

Развитие - выше среднего (2 - 6 баллов) - 1 ребенок (02).

Развитие - среднее (7 - 11 баллов) - 14 детей (01,03,05,06,08,09,10,11,12,13,14,15,16,17).

Развитие - ниже нормы (11 - 14 баллов) - 3 детей (04,07,18).

Таким образом, 17% детей с трудом справились с  предложенными заданиями. 77% дошкольников имеют среднее развитие, но при  этом показатели 71% детей из этой группы находятся на нижней границе оценки данного типа развития ребёнка. И  только 1 ребёнок (6%) хорошо справился с заданиями, показав уровень развития выше среднего. Из анализа результатов можно сделать вывод: больше половины обследуемых детей имеет средний уровень развития. Можно утверждать, что больше 80% детей сельских школ имеют достаточный уровень интеллектуального развития, у них развиты тонкая моторика и движение руки, большая часть из этих детей смогла выполнять задания не отвлекаясь. Данные анализа представлены в диаграмме №4 (рис.2.4.). 

Рисунок 2.4. Первичное  обследование школьной зрелости 
 

Таким образом, первая часть гипотезы, что в любой  группе есть школьники, которые испытывают проблемы в адаптации к школьному  процессу, подтверждается экспериментально. Для подтверждения второй части  гипотезы: «Проведение системы коррекционно-развивающих занятий в условиях специально смоделированных коллективных упражнений способствует повышению уровня адаптации школьников к процессу обучения в школе», была разработана специальная программа коррекционных занятий и реализована в процессе специально-организованных занятий с учащимися данных классов. [62. с. 206-211] 

2.3 Формирующий  эксперимент 

1.Анализ 1 этапа  занятий - ориентировочного. 

Цель цикла  занятий: 

Создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях, развитие способности слаженно работать в группе. 

Первое занятие  проходило скованно, дети не могли  запомнить и принять все правила  поведения, ошибки одного из них служили  поводом для смеха. 

Второе занятие  проходило с большим интересом, усвоили правила игр, хотя часто отвлекаются и ошибки других вызывают бурную реакцию. Дети запомнили имена, есть зачатки попыток помочь и подсказать. 

Информация о работе Адаптация ребенка