Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:50, курсовая работа
Все более актуальной становится задача охраны здоровья учащихся, создание адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, возникновения и развития школьной адаптации.
Проблеме адаптации посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость.
Введение
Глава 1 Теоретические основы психолого-педагогической адаптации младшего школьника к учебно-воспитательному процессу в начальной школе
1.1.Феномен адаптации применительно к условиям обучения в сельской начальной школе
1.2.Психологические особенности детей, поступающих в сельскую начальную школу
1.3.Психолого-педагогические условия адаптации младших школьников сельской начальной школы.
Выводы по первой главе.
Глава 2 Экспериментальное исследование процесса психолого-педагогической адаптации вновь поступающих детей в начальную школу.
2.1.Программа исследования процесса адаптации
2.2. Констатирующий эксперимент
2.3. Формирующий эксперимент
2.4. Контрольный эксперимент
2.5. Анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
Психолого-педагогические рекомендации
Заключение
Список литературы
1балл. - Почти
совершенное копирование
2балла. - Число
и расположение точек должны
соответствовать образцу.
3 балла. - Число
точек может колебаться от 7 до 20. допускается
любой разворот фигуры и превышение размера,
но не более чем в два раза.
4 балла. - Контур
не соответствует образцу, но
все же состоит из точек.
Размеры и число точек не
учитываются. Целые формы и
линии не допускаются.
5 баллов. - Каракули.
6. Коррекционно-развивающая
программа.
Методической
основой формирующего эксперимента
послужили методические рекомендации
авторов книг Р.В.Овчаровой «Практическая
психология в начальной школе» и
В.В.Петрусинского «Игры, обучение,
тренинг, досуг». Формирующая работа включала
несколько направлений:
1.Работа с
педагогическим коллективом
2.Проведение
системы коррекционно-развивающих занятий
в условиях специально смоделированных
коллективных упражнений и включало три
этапа: ориентировочный (2 занятия); реконструктивный
(6 занятий); закрепляющий (2 занятия). [2.
с. 2-4]
Работа осуществлялась
с помощью игровых методов, метода
групповой дискуссии, проективных методов
«репетиции поведения» и элементов психогимнастики.
Содержание программы приведено в приложении
№ 3.
2.2 Констатирующий
эксперимент
Анализ результатов
первичного исследования по методике
проективного рисунка - теста Н.Г.Лускановой
«Что мне нравится в школе?»
Цель: методика
выявляет отношение детей к школе
и мотивационную готовность детей
к обучению в школе. Дата проведения:
10.04.2005г. В эксперименте приняло участие
42 учащихся 1-го «А» и 1-го «Б» классов
средней общеобразовательной школы №2
п.г.т. Суземка, список учащихся с идентификационными
номерами представлен в приложении №
4. В результате изучения школьной мотивации
были получены следующие данные:
У 14 учащихся (02,07,08,12,16,20,21,25,31,
Таким образом,
как следует из анализа школьной
мотивации учащихся сельской местности,
практически треть группы испытывают
трудности в адаптации к школьной деятельности.
Половина детей имеет средний уровень
адаптации, т.е. у них выражено положительное
отношение к школе, но с преобладанием
игровой мотивации. Школа для них пока
интересна как новый вид деятельности,
отличающийся от обыденной. Практически
у всех учащихся выражен тот или иной игровой
или отвлеченный момент в рисунке, но так
как мотивация является одним из показателем
школьной адаптации учащихся, то можно
утверждать, что 70% учащихся сельской местности
данных классов испытывают определенные
проблемы в адаптации к школьной деятельности,
а у трех учащихся эти проблемы выражены
довольно ярко в позиции негативизма.
На основании данных анализа построим
диаграмму №1 (рис.2.1.).
Рисунок 2.1. Анализ
результатов первичного исследования
по методике проективного рисунка - теста
Н.Г.Лускановой
Анализ результатов
первичной социометрической пробы
«День рождения».
Цель: методика выявляет положение школьника в межличностных отношениях, позволяет изучить структуру этих отношений. Дата проведения: 10.04.2005г. В эксперименте приняло участие 42 учащихся 1-го «А» и 1-го «Б» классов. Таблицы результатов и микрогрупп указаны в приложении №5.
После первичной обработки в 1 «А» выделились следующие типы: [1. с. 2-6]
1.Лидеры или
«звезды» - 4 человека (02,08,06,07);
2.Предпочитаемые
- 7 человек (01,10,11,13,16,20,19)
3.Пренебрегаемые
- 7 человек (03,04,14,15,18,12,17)
4.Изолированные - 2 человека (05,09).
После первичной обработки в 1 «Б» выделились следующие типы:
1.Лидеры или
«звезды» - 5 человека (22,28,26,42,27);
2.Предпочитаемые
- 5 человек (21,31,30,33,40);
3.Пренебрегаемые
- 9 человек (24,25,34,35,36,39,23,
4.Изолированные
- 3 человека (29,37,38).
В результате анализа
межличностных отношений была определена
неформальная структура каждого класса.
Были выявлены «звёзды» и «отверженные».
Деление на микрогруппы в данном случае
можно объяснить знакомством детей сельской
местности до школы, их жительством «по
соседству», участием в играх. При этом
дети не получившие выбора отличаются
стеснительностью, с одноклассниками
общаются мало, у некоторых из них наблюдается
низкая школьная мотивация (05,09,38). методика
позволила выявить эмоциональных (неформальных)
лидеров в классах, наиболее активно участвующих
в новых заданиях, не имеющих особых проблем
в общении со сверстниками. Некоторые
из них имеют высокую школьную мотивацию
(02,07,08,42).
Анализ результатов
первичного исследования уровня школьной
тревожности по методике Филлипса.
Цель: исследование
уровня школьной тревожности. Дата проведения:
11.04.2005г. В эксперименте приняло участие
40 учащихся 1-го «А» и 1-го «Б» классов средней
общеобразовательной школы №2 п.г.т. Суземка.
В результате изучения уровня тревожности
были получены данные, которые помещены
в приложении №6. Проанализируем их. [15.
с. 69-72]
В целом уровень
общей тревожности в группе соответствует
норме. Вместе с тем у 12 учащихся
(30% - 05,13,37,35,06,14,21,38,08,15,
Рисунок 2.2. Первичное
исследование уровня тревожности.
Таким образом,
как следует из анализа
Анализ результатов
первичного исследования по методике
Н.Г.Лускановой.
Цель: анализ уровня
школьной мотивации. Дата проведения:
11.04.2005г. В эксперименте приняло участие
40 учащихся 1-го «А» и 1-го «Б» классов.
Полученные данные по методике представлены
в приложении 7.
В результате изучения
школьной мотивации были получены следующие
данные: общий уровень школьной мотивации
в группе низкий. Шестнадцать учащихся
(01,17,27,31,07,19,22,29,09,
Рисунок 2.3. Первичное
обследование школьной мотивации
Первичное исследование
по ориентировочный тест школьной зрелости
(модификация А. Керна). [2. с. 76-87]
Цель: диагностика готовности детей к школьному обучению. Позволяет в сжатой форме получить картину психического развития ребенка. Дата проведения: 12.04.2005г. В эксперименте приняло участие 18 дошкольников п.г.т. Суземка. В результате изучения уровня школьной зрелости были получены следующие данные:
Развитие - выше среднего (2 - 6 баллов) - 1 ребенок (02).
Развитие - среднее
(7 - 11 баллов) - 14 детей (01,03,05,06,08,09,10,11,12,
Развитие - ниже нормы (11 - 14 баллов) - 3 детей (04,07,18).
Таким образом,
17% детей с трудом справились с
предложенными заданиями. 77% дошкольников
имеют среднее развитие, но при
этом показатели 71% детей из этой группы
находятся на нижней границе оценки
данного типа развития ребёнка. И
только 1 ребёнок (6%) хорошо справился с
заданиями, показав уровень развития выше
среднего. Из анализа результатов можно
сделать вывод: больше половины обследуемых
детей имеет средний уровень развития.
Можно утверждать, что больше 80% детей
сельских школ имеют достаточный уровень
интеллектуального развития, у них развиты
тонкая моторика и движение руки, большая
часть из этих детей смогла выполнять
задания не отвлекаясь. Данные анализа
представлены в диаграмме №4 (рис.2.4.).
Рисунок 2.4. Первичное
обследование школьной зрелости
Таким образом,
первая часть гипотезы, что в любой
группе есть школьники, которые испытывают
проблемы в адаптации к школьному
процессу, подтверждается экспериментально.
Для подтверждения второй части
гипотезы: «Проведение системы
2.3 Формирующий
эксперимент
1.Анализ 1 этапа
занятий - ориентировочного.
Цель цикла
занятий:
Создание положительного
эмоционального фона, сплочение группы,
выработка правил поведения на занятиях,
развитие способности слаженно работать
в группе.
Первое занятие
проходило скованно, дети не могли
запомнить и принять все
Второе занятие
проходило с большим интересом,
усвоили правила игр, хотя часто отвлекаются
и ошибки других вызывают бурную реакцию.
Дети запомнили имена, есть зачатки попыток
помочь и подсказать.