Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:50, курсовая работа
Все более актуальной становится задача охраны здоровья учащихся, создание адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, возникновения и развития школьной адаптации.
Проблеме адаптации посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость.
Введение
Глава 1 Теоретические основы психолого-педагогической адаптации младшего школьника к учебно-воспитательному процессу в начальной школе
1.1.Феномен адаптации применительно к условиям обучения в сельской начальной школе
1.2.Психологические особенности детей, поступающих в сельскую начальную школу
1.3.Психолого-педагогические условия адаптации младших школьников сельской начальной школы.
Выводы по первой главе.
Глава 2 Экспериментальное исследование процесса психолого-педагогической адаптации вновь поступающих детей в начальную школу.
2.1.Программа исследования процесса адаптации
2.2. Констатирующий эксперимент
2.3. Формирующий эксперимент
2.4. Контрольный эксперимент
2.5. Анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
Психолого-педагогические рекомендации
Заключение
Список литературы
Задачи исследования:
1. Разработать
методику проведения опытно-
2. Выявить группы
школьников, испытывающих трудности
в адаптации, определить характер и
природу трудностей в каждом случае и
определить пути оказания помощи этим
детям.
3. Провести опытно-
4. Апробировать
разработанную систему психолого-педагогических
рекомендаций по адаптации младшего школьника
на учебно-воспитательном процессе.
5. Разработать
систему научно-методических
6. Сформулировать
выводы и рекомендации.
Гипотеза: Предполагается,
что адаптация вновь
1. Проведение работы
с родителями вновь поступающих детей
(младших школьников) в начальные классы.
2. Изучение индивидуальных
особенностей младших
3. Внедрение
системы научно-методических
Описание методов
исследования:
1.Анализ материалов
личного дела, характеристики;
2.Наблюдение.
3.Тестирование.
Анализируя личные
дела известно: из какой семьи поступил
ребенок, возраст и образование родителей,
условия жизни, состав семьи. На основании
этих данных и наблюдений за ребенком
первые недели обучения в школе, классные
руководители составляют характеристики
на каждого ученика совместно с психологом,
т.к. психолог параллельно наблюдает за
учениками в различных ситуациях (поведение
на уроках, общение со сверстниками выполнение
поручений, интерес к самостоятельной
работе, отношения к школе) для выявления
уровней адаптации детей к школе. При этом
по анализу характеристик выделяют три
уровня адаптации детей к школе: Высокий
уровень (А)- ребенок положительно относится
к школе, предъявляемые требования воспринимает
адекватно, легко усваивает учебный материал.
Средний уровень (ВДА) - ребенок отрицательно
или безразлично относится к школе, предъявляемые
требования воспринимает не всегда адекватно,
усваивает учебный материал. Низкий уровень
(ДА)- ребенок отрицательно или безразлично
относится к школе, нарушает дисциплину,
пассивен, не имеет близких друзей. [22;165]
Педагогическая
характеристика школьника является
своеобразным обобщением результатов
его учения, общения, поведения. В
конце учебного года на каждого ученика
учитель составляет полные характеристики,
которые на первом году обучения, кроме
выше перечисленных параметров отражают
характер адаптации детей сельской местности
к школьной среде.
Метод наблюдения:
метод психологического исследования,
рассчитанный на непосредственное получение
нужной информации через органы чувств;
заключается в фиксации проявлений
поведения и получении суждений о субъективных
психических явлениях. Наблюдения как
метод психологии предполагает планомерное
и целенаправленное фиксирование психологических
факторов в естественных условиях повседневной
жизни. Тест: краткое стандартизированное,
обычно ограниченное во времени испытание,
предназначенное для установления в сравниваемых
величинах индивидуальных различиях.
Тесты бывают в виде задания, опросника.
Описание методик
исследования: [22. с. 165-192]
1.Проективный
рисунок - тест Н.Г.Лускановой
«Что мне нравится в школе?»
2.Социометрическая
проба «День рождения»
3.Опросник Филлипса:
«Тест школьной тревожности».
4.Оценка школьной
мотивации
5.Ориентировочный
тест школьной зрелости (модификация А.
Керна)
6.Коррекционно-развивающая
программа.
1.Проективный
рисунок - тест Н.Г.Лускановой
«Что мне нравится в школе?»
Цель: методика
выявляет отношение детей к школе
и мотивационную готовность детей
к обучению в школе. Детям предлагается
нарисовать то, что им больше всего нравится
в школе.
Схема анализа
и оценки рисунков:
1.Несоответствие
теме указывает на:
-отсутствие
школьной мотивации и
-детский негативизм
- отказ от заданной темы;
-неверное истолкование
поставленной задачи, возможно ЗПР.
2.Соответствие
заданной теме говорит о
-учебные ситуации
- высокая школьная мотивация, учебная
активность ребенка (учитель с указкой,
ученики за партами и т.д.);
-ситуации неучебного
характера - положительное отношение
к школе, но большая
-игровые ситуации
- положительное отношение к
Для большей
надежности оценки детских рисунков
при проведении обследования целесообразно
спросить ребенка, что он изобразил, почему
нарисовал тот или иной предмет или ситуацию.
В ряде случаев по рисункам детей можно
судить не только об уровне их учебной
мотивации, об их отношении к школе, но
и выявить те стороны школьной жизни, которые
являются для ребенка наиболее привлекательными.
[2. с. 63-92]
2.Социометрическая
проба «День рождения».
Данная методика
позволяет выяснить положение школьника
в межличностных отношениях, изучить
структуру этих отношений.
Учащимся предлагают
ответить на вопрос «Кого бы ты пригласил
на день рождения?». Для получения более
достоверных результатов выбор предлагается
ограничить тремя фамилиями, расположив
их по мере убывания предпочтения. Если
ученик не может назвать больше одной
фамилии, он должен написать «не знаю».
Анкета обязательно подписывается. Для
обработки анкет применяется матрица.
После первичной
обработки анкет проводят анализ
данных, выделяя:
1.Лидеры и
звезды (5-6 выборов); предпочитаемые (3-4
выбора); пренебрегаемые (1-2 выбора); изолированные
(0 выборов).
2.Микрогруппы
(группы школьников, избравших друг
друга).
Для определения
микрогрупп составляется матрица на
основе первой, по мере проведения анализа
взаимных выборов.
3.Опросник Филлипса:
«Тест школьной тревожности».
Цель: диагностика
особенностей испытуемого, уровень и характер
тревожности, связанной со школой, оценка
эмоциональных особенностей отношений
ребенка со сверстниками и учителями.
Показатели этого вопросника дают представление
как об общей тревожности - эмоциональном
состоянии ребенка, связанной с различными
формами его включения в жизнь школы, так
и о частных видах проявления школьной
тревожности. Тест состоит из 58 вопросов,
которые можно зачитывать школьникам,
а можно предлагать в письменном виде.
На каждый вопрос требуется ответить однозначно:
«да» или «нет». В тесте тревожность разделяется
на 8 видов:
1.Общая тревожность
в школе.
2.Переживания
социального стресса.
3.Фрустрация
потребности в достижении
4.Страх самовыражения.
5.Страх ситуации
проверки знаний.
6.Страх не
соответствовать ожиданиям окружающих.
7.Низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу.
8.Проблемы и
страхи в отношении с
4. «Анкета для
определения школьной
Цель: изучение
школьной мотивации.
Эта методика описана
в [23;56-57]. В нее включено 10 вопросов,
наилучшим образом отражающих отношение
детей к школе, учебному процессу.
Для возможности
5. Ориентировочный
тест школьной зрелости (модификация
А. Керна).
Цель: диагностика
готовности детей к школьному
обучению. Позволяет в сжатой форме получить
картину психического развития ребенка.
Используется как индивидуально, так и
в группе.
Тест состоит
из трех заданий:
1.Рисование мужской
фигуры по памяти;
2.Срисовывание
письменных букв;
3.Срисовывание
группы точек.
Все задания данного
графического теста направлены на определение
развития тонкой моторики руки, координации
зрения и движений и руки; уровня интеллектуального
развития ребенка; выявления его умения
подражать образцу; способности работать
сосредоточено не отвлекаясь. Во время
задания требуется отмечать: какой рукой
рисует ребенок; отвлекается ли он; обводит
ли контур образца или рисует самостоятельно.
[2. с. 23-25]
Оценка результатов
теста. Результаты каждого задания
оцениваются по пятибалльной шкале.
1 - высший балл, 5 - низший. Вычисляется
суммарный итог. Развитие детей, получивших
в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов
- выше среднего, 7 - 11 - среднее, 12 - 15 - ниже
нормы. Детей, получивших 12 - 15 баллов, необходимо
углубленно обследовать, так как среди
них могут быть умственно отсталые.
Задание 1.
1 балл. - Фигура
имеет мужскую одежду и
2 балла. - Все
требования выполнены на единицу, кроме
синтетического способа. Отсутствие трех
деталей можно не учитывать, если фигура
выполнена синтетическим способом.
3 балла. - Фигура
должна иметь голову, туловище
и конечности, которые нарисованы
двумя линиями (объемными).
4 балла. - Примитивный
рисунок с головой и туловищем. Конечности
нарисованы одной линией каждая, достаточно
одной пары.
5 баллов. - Отсутствует
четкое изображение туловища, каракули.
Задание 2.
1 балл. - Целиком
скопирован образец, буквы
2 балла. - Образец
скопирован разборчиво. Размер букв
и соблюдение горизонтальной
линии не учитываются.
3 балла. - Явная
разбивка надписи на две части.
4 балла. - С образцом
совпадают хотя бы две буквы.
5 баллов. - Каракули.
Задание 3.