Адаптация ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:50, курсовая работа

Краткое описание

Все более актуальной становится задача охраны здоровья учащихся, создание адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, возникновения и развития школьной адаптации.

Проблеме адаптации посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость.

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические основы психолого-педагогической адаптации младшего школьника к учебно-воспитательному процессу в начальной школе

1.1.Феномен адаптации применительно к условиям обучения в сельской начальной школе

1.2.Психологические особенности детей, поступающих в сельскую начальную школу

1.3.Психолого-педагогические условия адаптации младших школьников сельской начальной школы.

Выводы по первой главе.

Глава 2 Экспериментальное исследование процесса психолого-педагогической адаптации вновь поступающих детей в начальную школу.

2.1.Программа исследования процесса адаптации

2.2. Констатирующий эксперимент

2.3. Формирующий эксперимент

2.4. Контрольный эксперимент

2.5. Анализ результатов исследования

Выводы по второй главе

Психолого-педагогические рекомендации

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Адаптация ребенка к школьному обучению. курсовая.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

Индивидуализация  учения предполагает организацию учебной  деятельности в соответствии с его  особенностями и возможностями, уровнем развития. При этом чрезвычайно  важно, чтобы у учащихся формировался индивидуальный стиль работы, индивидуально-своеобразные способы действий. В то же время эти приемы должны более ли менее равноценными по конечным результатам, усвоенным знаниям, умениям и навыкам. Обучение должно создавать максимальные условия для расцвета индивидуальности ученика. Раскрытие и совершенствование индивидуальности происходит в процессе овладения знаниями основ наук. Изучение личности ребенка через его деятельность - один из важнейших принципов, которому должен следовать учитель. Другой принцип - изучение положения школьника в коллективе. Индивидуальные особенности ученика можно вычислить через выявление отношений коллектива к ученику и наоборот. При этом определяется как относится ученик к коллективу класса в целом, чувствует ли ответственность за класс, за порученное дело, с кем дружит, каковы мотивы создания тех малых групп, членом которых он является. Не менее важным принципом является изучение личности в развитии. Только в результате тщательного изучения особенностей развития и воспитания дома учитель может составить психолого-педагогическую характеристику. [19. с. 156-170] 

Наиболее характерная  черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в  этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в  себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы личных психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Именно в нем происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Формируются все изгибы позвоночника - шейный, грудной, поясничный. Однако окостенение скелета еще не заканчивается, отсюда - его большая гибкость и подвижность, открывающие значительные возможности для физического воспитания. энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, увеличивается общая мышечная ткань. У младшего школьника интенсивно растет и хорошо снабжается кровью миокард, поэтому оно сравнительно выносливо. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение становится более заметным, чем у дошкольников, однако склонность к возбуждению еще достаточно высока, отсюда - непоседливость младших школьников. 

Таким образом, в младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной системы, становится относительно устойчивой деятельность сердечно-сосудистой системы, большее равновесие приобретают процесс возбуждения и торможения. [16. с. 23-46] 

Ведущей деятельностью  младшего школьника становится учение, существенно изменяются мотивы его  поведения, открываются новые источники развития его познавательных и нравственных сил. Особенно выделяется этап первоначального вхождения ребенка в новые условия школьной жизни. Большинство детей психологически подготовлены к этому. Они с радостью идут в школу, ожидая здесь встретить что-то необычное по сравнению с домом. Эта внутренняя позиция ребенка важна в двух отношениях. Прежде всего, предчувствие и желание новизны школьной жизни помогают ребенку быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с одноклассниками, распорядка дня. Эти требования ребенок воспринимает как общественно значимые и неизбежные. С первых дней пребывания ребенка в классе необходимо четко и однозначно раскрыть ему правила поведения школьника на занятиях, дома и в общественных местах. Важно показать ребенку отличие его новой позиции, обязанностей и прав от того, что было привычно ему раньше. Требование неукоснительного соблюдения правил и норм не изменяя строгость к первоклассникам, а необходимое условие организации их жизни, соответствующее собственным установкам детей, подготовленных к школе. При мягкости и неопределенности этих требований дети не смогут почувствовать своеобразие нового этапа своей жизни, что может разрушить их интерес к школе. Другая сторона внутренней позиции ребенка связана с его общим положительным отношением к процессу усвоения знаний и умений. Этот интерес как основная предпосылка учения, формируется у ребенка всем строем его дошкольной жизни, включающей развернутую игровую деятельность. В первое время школьник еще не знаком по-настоящему с одержанием конкретных учебных предметов. У него еще нет подготовленных интересов к самому учебному материалу. Они формируются лишь по мере углубления в конкретный предмет. И все-таки ребенок с первых занятий усваивает соответствующие сведения. Его учебная работа опирается при этом на интерес к знаниям вообще. Частным проявлением интереса в данном случае выступает математика или грамматика. Этот интерес активно используется учителем на первых занятиях. [25. с. 124-138] 

Интуитивное принятие ребенком ценности знания необходимо поддерживать и развивать с начала школьного обучения, но уже путем демонстрации неожиданных, заманчивых и интересных проявлений самого предмета. Это позволяет формировать у детей подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности. 

1.3 Психолого-педагогические  условия адаптации младших школьников  сельской начальной школы 
 

Для первого  этапа школьной жизни характерно то, что ребенок подчиняется новым  требованиям учителя, регулирующим его поведение в классе и дома, а также начинает интересоваться содержанием самих учебных предметов. Безболезненное прохождение ребенком этого этапа свидетельствует о хорошей готовности к школьным занятиям. Но далеко не все дети семилетнего возраста обладают ею. Многие из них первоначально испытывают трудности и не сразу включаются в школьную жизнь. Наиболее часто встречаются три типа трудностей. [2. с. 23-46] 

Первый из них  связан с особенностями школьного  режима. Без должных привычек у  ребенка появляется чрезмерная усталость, срывы в учебной работе, пропуск режимных моментов. Большинство шестилетних детей с психофизиологической стороны подготовлены к формированию соответствующих привычек. Необходимо только, чтобы учитель и родители понятно и четко выражали новые требования к жизни ребенка, постоянно контролировали их исполнение, принимали мер поощрения и наказания с учетом индивидуальных особенностей детей. Второй тип трудностей, которые испытывают первоклассники, проистекает из характера взаимоотношений с учителем, одноклассниками, в семье. При всей возможной приветливости и доброте к детям, учитель все-таки выступает как авторитетный и строгий наставник, выдвигающий определенные правила поведения и пресекающий всякие отклонения от них. Взаимоотношения учащихся в классе бывают нормальными тогда, когда учитель одинаково ровен и требователен ко всем детям, когда слабых он поощряет за трудолюбие, а сильных может пожурить за излишнюю самоуверенность. Это создает хороший психологический фон для коллективной работы класса. Учитель поддерживает дружбу детей по общности интересов, по общим внешним условиям жизни. С поступлением в школу меняется положение ребенка в семье. У него появляются новые права и обязанности. Третий тип трудностей многие первоклассники начинают испытывать в середине учебного года. В начале они с радостью посещали школу, с удовольствием принимались за любые упражнения, гордились оценками учителя, сказывалась их общая готовность к овладению знаниями. Наиболее верный способ предупредить «насыщение» учением состоит в том, чтобы дети получали на уроках достаточно сложные учебно-познавательные задачи, сталкивались с проблемными ситуациями, выход из которых требует овладения соответствующими понятиями. При первоначальном вхождении в школьную жизнь у ребенка происходит существенная психологическая перестройка. Он приобретает некоторые важные привычки нового режима, устанавливает доверительные отношения с учителем и друзьями. На основе появившихся интересов к содержанию учебного материала у него закрепляется положительное отношение к учебе. Дальнейшее развитие этих интересов и динамика отношения младших школьников к учению зависят от процесса формирования у них учебной деятельности. Знания, умения и навыки усваиваются в общении с родителями и сверстниками, в играх, при чтении книг и т.д. Содержание учебной деятельности имеет отличительную особенность: его основную часть составляют научные понятия, законы науки и опирающиеся на них общие способы решения практических задач. Процесс учебной деятельности подчинен ряду общих закономерностей. Прежде всего необходимо, чтобы преподаватель систематически вовлекал детей в учебные ситуации, вместе с детьми находил и демонстрировал соответствующие учебные действия контроля и оценки. Школьники же должны сознавать смысл учебных ситуаций и последовательно воспроизводить все действия. Одна из закономерностей состоит в том, что весь процесс преподавания в младших классах первоначально строится на основе развернутого знакомства детей с главными компонентами учебной деятельности и дети втягиваются в их активное осуществление. Работа ребенка в системе учебных ситуаций начинается с 1 класса, но умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи, предваряющие решение конкретно-практических, возникает гораздо позднее. При установившихся методах начального обучения это умение формируется с большими трудностями и далеко не у всех школьников. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается определенная динамика отношения детей к учению. Первоначально они стремятся к нему как к общественно полезной деятельности вообще, затем их привлекают отдельные приемы учебной работы, дети начинают самостоятельно преобразовывать конкретно-практические задачи в учебно-теоретические. Учение не исключает других занятий детей. Особенно большая роль принадлежит труду в двух характерных для этого возраста формах - самообслуживание и изготовление поделок. К самообслуживанию дети приучаются уже с дошкольных лет. Закрепление и развитие привычек и навыков самообслуживания в младших классах - хорошая психологическая основа для привития детям чувства уважения к труду взрослых, понимания роли труда в жизни людей, готовности к длительному физическому напряжению. В семье и школе важно создавать условия, при которых ребенок остро переживал бы обязанности по самообслуживанию. В классной обстановке целесообразно систематически давать детям такие поручения, которые имеют смысл для всего класса и которые вместе с тем приходится выполнять, преодолевая порой те или иные индивидуальные желания и интересы, а иногда усталость. Большинство младших школьников любят занятия по труду, где можно проявить, например, смекалку при разрезании материала и сноровку при его склеивании, где при выполнении задания одни виды действия сменяют другие. Глубокое удовлетворение детям приносит то, что они собственными руками изготовляют нужные и полезные вещи. Все это способствует воспитанию трудолюбия, чувства ответственности за проделанную работу. Изготовление ручных поделок также существенно для развития дифференцированных и координированных движений, для формирования контроля за ними, как на основе мышечного чувства, так и со стороны зрения. Занятия по труду имеют еще один существенный психологический эффект. Условия их проведения наиболее благоприятны, чтобы формировать у детей умение планировать предстоящую работу, а затем находит пути и средства ее реализации. Это умение развивается и на других занятиях, но только при целенаправленном изготовлении какого-либо предмета ребенок действует в системе наиболее развернутых и внешне выраженных требований. Стоит пропустить даже незначительную операцию или применить не тот инструмент, который нужен, как все это сразу зримо скажется на итогах работы. Поэтому на занятиях по труду ребенок интенсивно овладевает умением заранее планировать порядок своих действий и предусматривать нужные для их осуществления инструменты. 

Развитие психики  младших школьников происходит главным  образом на основе ведущей для  них деятельности - учения. Включаясь  в учебную работу, дети постепенно подчиняются ее требованиям, а выполнение этих требований автоматически предполагает появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников. Новые качества возникают и развиваются у младших школьников по мере формирования учебной деятельности. Организация фронтальных занятий в классе возможна лишь в том случае, если все дети одновременно слушают учителя и следуют его указаниям. Поэтому каждый школьник приучается управлять своим вниманием согласно требованиям таких занятий. Ребенку хочется смотреть в окно, но нужно слушать объяснение нового способа решения задач, и не просто слушать, а запомнить все детали этого способа, чтобы правильно выполнить завтрашнюю контрольную работу. Постоянное следование таким «нужно», управление своим поведением на основе задаваемых образцов способствует развитию у детей произвольности, как особого качества психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодоления трудностей и препятствий. Одно из высших требований учебной деятельности состоит в том, что дети должны развернуто обосновывать справедливость своих высказываний и действий. Многие приемы такого обоснования указывает учитель. Необходимость различать образцы рассуждений и самостоятельные попытки их строить предполагают формирование у младших школьников умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения соответствия их замыслу и условиям деятельности. Произвольность, внутренний план действия и рефлексия - основные новообразования младших школьников. Благодаря им психика учеников достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе, для нормального перехода в подростковый период с его особыми возможностями и требованиями. Неподготовленность некоторых младших школьников к средней школе чаще всего связана с несформированностью этих общих качеств и способностей личности, определяющих уровень психических процессов и самой учебной деятельности. Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия, в учебной деятельности этот процесс сводится лишь к узнаванию и называнию форм и цвета. У первоклассников отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предмета. Возможности ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы связаны с формированием у него более сложного вида деятельности чем ощущение и различие отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения. На занятиях ученик получает, а затем и сам развернуто формулирует задачи восприятия тех или иных предметов и пособий. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным. Дети, приходящие в школу, еще не имеют целенаправленного внимания. Они обращают внимание на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью. Условия школьной работы с первых дней требуют от ребенка следить за такими предметами и усваивать такие сведения, которые в данный момент могут его не интересовать. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Произвольное внимание первоклассников неустойчиво, так как они еще не имеют внутренних средств саморегуляции. Поэтому опытный учитель прибегает к разнообразным видам учебной деятельности, сменяющим друг друга на уроке и не утомляющим детей, а учебные задачи ставит так, чтобы ребенок выполняя свои действия мог и должен был следить за работой одноклассников. [19. с. 123-166] 

Шестилетний ребенок  запоминает преимущественно буквально внешне яркие и эмоционально впечатляющие события, описания, рассказы. Но школьная жизнь такова, что с самого начала требует от детей произвольного запоминания материала. Ученики должны специально запомнить режим дня, правила поведения, домашние задания, а затем уметь руководствоваться ими в своем поведении или уметь воспроизводить их на уроке. У детей вырабатывается различение самих мнемических задач. Одна из них предполагает буквально запоминание материала, другая - лишь пересказ его своими словами и т.д. Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера мнемической задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения. Первоначально дети применяют самые простые способы - многократное повторение материала при расчленении его на части, как правило не совпадающими со смысловыми единицами. Самоконтроль за результатами запоминания происходит лишь на уровне узнавания. Так первоклассник смотрит в текст и полагает, что он его заучил, поскольку испытывает чувство знакомости. Лишь немногие дети могут самостоятельно перейти к более рациональным приемам произвольного запоминания. Большинство нуждается в специальном и длительном обучении этому в школе и дома. 

Специальная работа необходима и для формирования у  младших школьников приемов воспроизведения. Прежде всего учитель показывает возможности вслух или мысленно воспроизвести отдельные смысловые  единицы материала до того как  он усваивается целиком. Воспроизведение отдельных частей большого или сложного текста может быть распределено во времени. В процессе этой работы учитель демонстрирует детям целесообразность использования плана, как своеобразного компаса, позволяющего находить направление при воспроизведении материала. По мере формирования приемов осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у второклассников - четвероклассников оказывается во многих случаях более продолжительной, чем непроизвольная. Казалось ба и далее должно сохраняться это преимущество. Однако происходит качественное психологическое преобразование самих процессов памяти. Хорошо сформированные приемы логической обработки материала учащиеся начинают применять для проникновения в его существенные связи и отношения, для развернутого анализа их свойств, т.е. для такой содержательной деятельности, когда прямая задача запомнить отступает на второй план. Но результаты происходящего при этом непроизвольного запоминания все-таки остаются высокими, так как основные компоненты материала в процессе анализа, группировки и сопоставления были прямыми предметами действий учащихся. Возможности непроизвольной памяти, опирающейся на логические приемы, должны всесторонне использоваться в начальном обучении. [18. с. 97-108] 

Информация о работе Адаптация ребенка