Адаптация ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:50, курсовая работа

Краткое описание

Все более актуальной становится задача охраны здоровья учащихся, создание адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, возникновения и развития школьной адаптации.

Проблеме адаптации посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость.

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические основы психолого-педагогической адаптации младшего школьника к учебно-воспитательному процессу в начальной школе

1.1.Феномен адаптации применительно к условиям обучения в сельской начальной школе

1.2.Психологические особенности детей, поступающих в сельскую начальную школу

1.3.Психолого-педагогические условия адаптации младших школьников сельской начальной школы.

Выводы по первой главе.

Глава 2 Экспериментальное исследование процесса психолого-педагогической адаптации вновь поступающих детей в начальную школу.

2.1.Программа исследования процесса адаптации

2.2. Констатирующий эксперимент

2.3. Формирующий эксперимент

2.4. Контрольный эксперимент

2.5. Анализ результатов исследования

Выводы по второй главе

Психолого-педагогические рекомендации

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Адаптация ребенка к школьному обучению. курсовая.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 

Глава 1 Теоретические  основы психолого-педагогической адаптации  младшего школьника к учебно-воспитательному  процессу в начальной школе 

1.1.Феномен адаптации  применительно к условиям обучения  в сельской начальной школе 

1.2.Психологические особенности детей, поступающих в сельскую начальную школу 

1.3.Психолого-педагогические  условия адаптации младших школьников  сельской начальной школы. 

Выводы по первой главе. 

Глава 2 Экспериментальное  исследование процесса психолого-педагогической адаптации вновь поступающих детей в начальную школу. 

2.1.Программа  исследования процесса адаптации 

2.2. Констатирующий  эксперимент 

2.3. Формирующий  эксперимент 

2.4. Контрольный  эксперимент 

2.5. Анализ результатов  исследования 

Выводы по второй главе 

Психолого-педагогические рекомендации 

Заключение 

Список литературы 

Приложения

Введение 

Все более актуальной становится задача охраны здоровья учащихся, создание адаптивного образования  для детей с трудностями в  обучении, возникновения и развития школьной адаптации. 

Проблеме адаптации  посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В  последнее десятилетие интерес  российских психологов к изучению адаптации  существенно усилился в связи  с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость. 

Над проблемой  адаптации работали такие психологи  как: З.Фрейд, Хорни, К.Роджерс, А.В.Петровский, А.М.Прихожан, Ю.А.Александровский, К.М.Личко, Н.Г.Лусканова и многие другие. 

Начальный период обучения для первоклассников достаточно труден, так как вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности. Меняется фактор места, социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка. Смена места в системе общественных отношений - переход в позицию ученика, школьника, создает ситуацию психологической открытости ребенка. Последствия трудной адаптации различны: ухудшение состояния здоровья, увеличение заболеваемости, снижение работоспособности, низкий уровень усвоения учебного материала. 

Поэтому целью  дипломной работы является: изучение адаптации детей, проживающих в  сельской местности к школе в  зависимости от уровня готовности к  обучению, выявление условий адаптации  к новой социальной ситуации развития. 

Объект исследования: процесс адаптации младшего школьника сельской школы к учебному процессу. 

Предмет исследования: психолого-педагогические условия  адаптации младшего школьника к  учебно-воспитательному процессу в  начальной школе. 

Гипотеза: адаптация  вновь поступающих в школу  детей будет эффективна если будут реализованы следующие задачи: 

1. Внедрение  системы научно-методических рекомендаций  предназначенных учителям, психологам, воспитателям начальной школы  по адаптации младшего школьника  к учебно-воспитательному процессу  начальной школы. 

2. Проведение  работы с родителями вновь  поступающих детей (младших школьников) в начальные классы. 

3. Изучение индивидуальных  особенностей младших школьников. 

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие теоретические и эмпирические задачи: 

1. Изучить и  проанализировать научную психолого-педагогическую  литературу по теме исследования. 

2. Выявить теоретические  условия адаптации младшего школьника  к учебно-воспитательному процессу  начальной школы. 

3. Разработать  методику проведения опытно-экспериментальной  работы по теме исследования. 

4. Разработать  систему научно-методических рекомендаций, предназначенных учителям, психологам, воспитателям начальной школы  по адаптации младшего школьника к учебно-воспитательному процессу. 

5. Провести опытно-экспериментальную  работу по изучению психолого-педагогических  условий адаптации младшего школьника  сельской начальной школы. 

6. Апробировать  разработанную систему психолого-педагогических  рекомендаций по адаптации младшего школьника на учебно-воспитательном процессе. 

Теоретическая значимость работы состоит в проведении научного анализа психолого-педагогических условий адаптации младшего школьника  к учебно-воспитательному процессу в сельской начальной школе и разработке системы научно-методических рекомендаций, предназначенных учителям, психологам, воспитателям начальной школы по адаптации младшего школьника к учебно-воспитательному процессу. 

Практическая  значимость работы состоит во внедрении  разработанной системы рекомендаций предназначенных учителям, психологам, воспитателям начальной школы в работу сельской школы п.г.т. Суземка СОШ №2. 

База: СОШ №2 п.г.т. Суземка. 

В исследовании принимали участие учащиеся: 

1-го «А» класса - 20 человек; 

1-го «Б» класса - 22 человека; 

Дошкольники - 18 человек; 

Итого: 60 человек. 

Методы исследования: беседа, диагностический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный), методы статистической обработки экспериментальных  данных. 

Методологической  основой структуры работы и логической связи в ней вышеперечисленных вопросов послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области социальной теории, психологии и педагогики. При написании работы использовались учебные пособия и учебники по психологии и педагогике, монографии и научные статьи в периодических изданиях, инструктивно-методический материал. 

Структура дипломной  работы: материал теоретического и  экспериментального исследования изложены в 2-х главах, состоящих из 8 параграфов, на 83 страницах; иллюстрированных диаграммами и рисунками; библиографический перечень включает 39 литературных источников; в приложении содержится более 40 листов отработанных анкет, бланков диагностирования и сводных протоколов. 

Глава 1 Теоретические  основы психолого-педагогической адаптации младшего школьника к учебно-воспитательному процессу в начальной школе. 

1.1 Феномен адаптации  применительно к условиям обучения  в сельской начальной школе 

Адаптированность  можно определить как уровень  приспособления человека, который проявляется через его социальный статус и самоощущение, удовлетворенность или неудовлетворенность собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптирован. Либо негармоничен и дезадаптирован. Как указывают исследования, и свидетельствует практика, дезадаптация всегда имеет психосоматический характер (и души и тела) и протекает в трех формах: невротическая (неврозы), агрессивно-протестная и капитулятивно-депрессивная (психосоматические заболевания и нарушения поведения). Люди различаются по уровню адаптивности. Врожденные основы адаптивности - это инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врожденные задатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние организма. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни. Известно, что школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Однако адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.[2. с. 23-46] 

Существует понятие  школьной дезадаптации, под которой  подразумевается совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или невозможным. 

Школьная дезадаптация проявляется в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий. Уже в начальных классах выявляются дети с подобными проблемами и несвоевременное распознание их характера и природы, отсутствие специальных корригирующих программ приводят не только к хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, к снижению учебной мотивации, но и к различным формам отклонений в поведении. 

Ряд авторов - Безруких М.М., Аганова И.Н., Ковелева Л.М., Каган  В.Е. - выделяют следующие симптомы, как критерии дезадаптации: агрессия по отношению к людям, чрезмерная подвижность, постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться в работе, неуверенность, частые эмоциональные расстройства, лживость, заметная уединенность, чрезмерная угрюмость и недовольство, достижения ниже нормы хронологического возраста, завышенная самооценка, постоянные побеги из школы и дома, сосание пальцев, обгрызание ногтей, энурез, лицевые тики, запоры, поносы, дрожание пальцев рук и прерывистый почерк, говорение с самим собой. Эти симптомы могут быть в крайних вариантах нормы (акцентация характера, патохарактерологическое формирования личности) и пограничных расстройствах (неврозы, неврозоподобные состояния, резидуальные органические нарушения), тяжелых психических заболеваниях (эпилепсия, шизофрения). [8. с. 31-52] 

Можно выделить факторы риска развития дезадаптации, способные при определенных условиях стать причинами школьной неуспеваемости, но не предопределяющие ее фатально. Среди факторов следует назвать: 

1. Недостатки  в подготовке ребенка к школе,  социально-педагогическая запущенность. 

2. Длительная  и массивная депривация. 

3. Соматическая  ослабленность ребенка. 

4. Нарушения  формирования отдельных психических функций и познавательных процессов. 

5. Нарушения  формирования школьных навыков  (дислексия, диграфия, дискалькумия). 

6. Двигательные  нарушения. 

7. Эмоциональные  расстройства. 

Рассматривая  существующие в современной науке  подходы к проблеме дезадаптации, можно выделить три основных направления [12. с. 156-192] 

1.Медицинский  подход. 

Сравнительно  недавно в отечественной, большей  частью психиатрической литературе появился термин «дезадаптация», обозначающий нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Его употребление достаточно неоднозначно, что обнаруживается прежде всего в оценке роли и места состояний дезадаптаций по отношению к категориям «норма» и «патология». Отсюда - трактовка дезадаптации как процесса, протекающего вне патологии и связанного с отвыканием от одних привычных условий жизни и, соответственно, привыкание к другим; понимание под дезадаптацией нарушений, выявленных при акцентуациях характера; оценка невротических нарушений, невротических состояний как наиболее универсальных проявлений психической дезадаптации. Термин «дезадаптация», употребляемый в отношении психических больных, означает нарушение или утрату полноценного взаимодействия индивида с окружающим миром. 

Ю.А.Александровский  определяет дезадаптацию как «поломки» в механизмах психического приспособления при остром или хроническом эмоциональном стрессе, которые активизируют систему компенсаторных защитных реакций. По мнению С.Б.Семичева, в понятии «дезадаптация» следует различать два значения. В широком смысле под дезадаптацией можно подразумевать расстройства адаптации (включающие и непатологические ее формы), в узком смысле дезадаптация предполагает лишь предболезнь, то есть процессы, выходящие за пределы психической нормы, но не достигающие степени болезни. Дезадаптация рассматривается как одно из промежуточных состояний здоровья человека от нормы до патологии, наиболее близкое к клиническим проявлениям болезни. В.В.Ковалев характеризует состояние дезадаптации как повышенную готовность организма к возникновению того или иного заболевания, формирующегося под влиянием различных неблагоприятных факторов. При этом описание проявлений дезадаптации весьма схожи с клиническим описанием симптоматики пограничных нервно-психических нарушений. 

2.Социально-психологический подход. 

Для более глубокого  понимания проблемы важно рассмотреть  соотношение понятий социально-психологической  адаптации и социально-психологической  дезадаптации. Если понятие социально-психологической  адаптации отражает явление включенности взаимодействия и интеграции с общностью и самоопределения в ней, а социально-психологическая адаптация личности заключается в оптимальной реализации внутренних возможностей человека и его личностного потенциала в социально значимой деятельности, в способности, сохраняя себя как личность, взаимодействовать с окружающим социумом в конкретных условиях существования, то социально-психологическая дезадаптация рассматривается большинством авторов - Т.Г.Дичев, К.Е.Тарасов, Б.Н.Алмазов, Ю.А.Александровский - как процесс нарушения гомеостатического равновесия личности и среды, как нарушение приспособления индивида в силу действий тех или иных причин; как нарушение, обусловленное «несоответствием врожденных потребностей личности ограничивающему требованию социальной среды; как неспособность личности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям. В процессе социально-психологической адаптации изменяется и внутренний мир человека: появляются новые представления, знания о деятельности, которой он занимается, в результате чего происходит самокоррекция и самоопределение личности. Претерпевают изменения и самооценка личности, которая связана с новой деятельностью субъекта, с целями и задачами, трудностями и требованиями; уровень притязаний, образ «я», рефлексия, «я-концепция», оценка себя в сравнении с другими. Исходя из данных оснований, происходит изменение установки на самоутверждение, индивид приобретает необходимые знания, умения и навыки. Все это и определяет сущность его социально-психологической адаптации к социуму, успешность ее протекания. [7. с. 87-96] 

Информация о работе Адаптация ребенка