Адаптация ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:50, курсовая работа

Краткое описание

Все более актуальной становится задача охраны здоровья учащихся, создание адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, возникновения и развития школьной адаптации.

Проблеме адаптации посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость.

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические основы психолого-педагогической адаптации младшего школьника к учебно-воспитательному процессу в начальной школе

1.1.Феномен адаптации применительно к условиям обучения в сельской начальной школе

1.2.Психологические особенности детей, поступающих в сельскую начальную школу

1.3.Психолого-педагогические условия адаптации младших школьников сельской начальной школы.

Выводы по первой главе.

Глава 2 Экспериментальное исследование процесса психолого-педагогической адаптации вновь поступающих детей в начальную школу.

2.1.Программа исследования процесса адаптации

2.2. Констатирующий эксперимент

2.3. Формирующий эксперимент

2.4. Контрольный эксперимент

2.5. Анализ результатов исследования

Выводы по второй главе

Психолого-педагогические рекомендации

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Адаптация ребенка к школьному обучению. курсовая.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

Сравнительный анализ уровня тревожности учащихся до и после проведения формирующего эксперимента. 

Как видно из сравнительной диаграммы № 10 (рис.2.10.) уровня тревожности, уровень общей  тревожности в группе снизился с 44% до 36,5%. Если при первичном обследовании повышенный уровень общей тревожности был выявлен у 30% учащихся, то после проведения формирующего эксперимента - только у 10% учащихся. У всех школьников уровень общей тревожности снизился. С 43,5% до 35,8% снизился уровень общей тревожности в школе. Несколько снизился уровень переживания социального стресса. С 42,5% до 41,9%, хотя количество учащихся, испытывающих переживания социального стресса, осталось на прежнем уровне - 30%. С 39,8% до 35,2% снизился уровень фрустрации потребности в достижении успеха. Почти до нормального уровня снизился уровень страха самовыражения - с 54,8% до 50,5%. Особенно заметно снизился страх проверки знаний - 59,5% до 46,4%. Только 30% учащихся испытывали проблемы в ситуациях проверки знаний. Страх не соответствовать ожиданиям окружающим снизился на 13,6%- с 47,6% до 34%. Повысилось на 10% физиологическая сопротивляемость стрессу. Все учащиеся группы обладают нормальной и высокой физиологической сопротивляемостью стрессу. [61 с. 97-99] 

Рисунок 2.10. Сравнительный  анализ исследования уровня школьной тревожности 

Таким образом, исходя из сравнительного анализа полученных данных, можно предположить, что  проведение формирующего эксперимента оказало существенное влияние на снижение уровня тревожности в группе. 

Сравнительный анализ уровня школьной мотивации первичного и контрольного исследования. 

Из Диаграммы  №11 (рис.2.11.) видно, что уровень школьной мотивации существенно повысился. 

Рисунок 2.11. Сравнительный  анализ уровня школьной мотивации 

Если при первичном  обследовании у четырёх школьников (03,12,36,33)- 10% наблюдалась явная школьная дезадаптация . 40% школьников (01,17,27,31,07,19,22,29,09,16,24,40,10,20,25,30) имели низкую школьную мотивацию. 50% школьников проявляли положительное отношение к школе (02,11,26,32,04,18,28,34,05,13,06,14,21,38,08,15,23,39), то при контрольном обследовании получены следующие данные: не выявлено ни одного учащегося с полной школьной дезадаптацией. У 40% подростков (01,17,27,31,03,12,36,33,07,19,22,29,10,20,25,30) выявлена низкая школьная мотивация, у 20% подростков (06,14,21,38,08,15,23,39) положительное отношение к школе, а у 40% школьников выявлена хорошая школьная мотивация (02,11,26,32,04,18,28,34,05,13,37,35,09,16,24,40). 

Уровень школьной мотивации повысился у всех школьников. У (02,11,26,32) с положительного отношения к школе до хорошего уровня. У (03,12,36,33) со школьной дезадаптации до низкого уровня. У (04,18,28,34,0513,37,35) с положительного отношения к школе до хорошего уровня. У (07,19,22,29) с низкого уровня до положительного отношения к школе. У (09,16,24,40) с низкого до хорошего уровня. 

Таким образом, анализируя полученные данные, выявлено, что формирующий эксперимент  оказал большое влияние на повышения  уровня школьной мотивации. [19. с. 79-88] 

Сравнительный анализ первичного и контрольного исследований по ориентировочный тест школьной зрелости (модификация А. Керна). 

До проведения коррекционно-развивающих занятий  в группе дошкольников, можно было говорить о нормальном уровне готовности к школьному обучению лишь у 50% детей. После проведения занятий этот уровень повысился в среднем на 10% и хороший уровень готовности к школе продемонстрировал 61% дошкольников. Данные сравнительного анализа представлены в диаграмме №12 (рис.2.12.) 

Рисунок 2.12. Сравнительный  анализ первичного и контрольного исследования по уровню школьной зрелости 

Выводы по второй главе 
 

Первая часть  гипотезы, что в любой группе есть школьники, которые испытывают проблемы в адаптации к школьному процессу, подтвердилась экспериментально. Для  подтверждения второй части гипотезы: «Проведение системы коррекционно-развивающих занятий в условиях специально смоделированных коллективных упражнений способствует повышению уровня адаптации школьников к процессу обучения в школе», была разработана специальная программа коррекционных занятий и реализована в процессе специально-организованных занятий с учащимися данных классов. 

В результате формирующего эксперимента произошло заметное улучшение  факторов адаптации школьников сельских школ к процессу обучения, заметно  снизился уровень школьной дезадаптированности и повысился уровень школьной мотивации. 

В результате сравнительного анализа межличностных отношений  до и после проведения коррекционной  программы можно утверждать, что  ее проведение положительно сказалось  на психологическом климате групп. 

Уровень школьной мотивации повысился у всех школьников. У (02,11,26,32) с положительного отношения  к школе до хорошего уровня. У (03,12,36,33) со школьной дезадаптации до низкого  уровня. У (04,18,28,34,0513,37,35) с положительного отношения к школе до хорошего уровня. У (07,19,22,29) с низкого уровня до положительного отношения к школе. У (09,16,24,40) с низкого до хорошего уровня. 

Таким образом, анализируя полученные данные, выявлено, что формирующий эксперимент  оказал большое влияние на повышения уровня школьной мотивации. 

Исходя из сравнительного анализа полученных данных, можно  предположить, что проведение формирующего эксперимента оказало существенное влияние на снижение уровня тревожности  в группе.

Психолого-педагогические рекомендации

При написании работы использовались методические рекомендации Л.Н.Ковалева, Ю.А.Александровского [1.с.46], которые выделяют пять подгрупп детей, у которых по разному протекает процесс адаптации:

1-я подгруппа  «норма»;

2-я подгруппа  «группа риска»;

3-я подгруппа «неустойчивая школьная дезадаптация»;

4-я подгруппа  «устойчивая школьная дезадаптация»;

5-я подгруппа  «патологические нарушения». 

Каждая из этих групп требует к себе особого  подхода в работе по повышению  уровня школьной адаптации. При исследовании группы детей на практике было подтверждено наличие вышеуказанных видов адаптированности. Процентное распределение школьников по группам следующее: 1группа - 20%; 2группа - 35%; 3группа - 30%; 4группа - 15%. 

1-я подгруппа  «норма» - на основании психологической  диагностики наблюдений, характеристик, в нее можно включить детей, которые: 

-хорошо справляются  с учебной нагрузкой и не  испытывают значительных сложностей  в процессе обучения; 

-успешно взаимодействуют  с преподавателем и со сверстниками, т.е. не имеют проблем в сфере межличностных отношений; 

-не жалуются  на ухудшение состояния здоровья - психического и соматического; 

-не проявляют  асоциальных форм поведения. 

Процесс школьной адаптации у детей этой подгруппы  в целом проходит достаточно успешно. У них высокая мотивация обучения и высокая познавательная активность. [6. с. 59-63] 

Психолого-педагогические рекомендации. 

Детям этой группы можно доверять в проявлении их самостоятельности, инициативы, поощрять их успехи, создавать  условия для их всестороннего  развития, помня, что для них одинаково важны и практические достижения, и познавательная активность, и успешность общения. Они должны иметь время и для контактов со сверстниками, и для полноценного отдыха, и для занятия любимым делом. 

При проявлении признаков неуверенности в себе и повышенной тревожности у таких детей следует обратить внимание на макросоциальную ситуацию их развития в школе и семье, попытаться устранить психотравмирующий фактор, снизить его влияние, помочь детям найти адекватный выход из возникающего конфликта. Особую осторожность надо соблюдать при оценочных действиях, стараясь всячески поддержать ребенка, поощрять малейшие достижения. [5. с. 30-39] 

2-я подгруппа  «группа риска» - в ней возможно  возникновение школьной дезадаптации, требующая психологической поддержки. Дети обычно плохо справляются с учебной нагрузкой, не проявляют видимых признаков нарушений социального поведения. Часто сфера неблагополучия у таких детей достаточно скрытого личного плана, у учащегося возрастает уровень тревожности и напряженности, как показатель неблагополучия развития. Важным сигналом о начинающемся неблагополучии может служить неадекватный показатель самооценки ребенка при высоком уровне школьной мотивации, возможны нарушения в сфере межличностных отношений. Если при этом увеличивается число заболеваний, это свидетельствует о том, что организм начинает реагировать на возникновение сложностей в школьной жизни из-за снижения защитных реакций. 

Психолого-педагогические рекомендации. 

Чуткое и доброжелательное отношение к ним педагогов помогает им преодолеть возникающие трудности в период адаптации, повышая свой уровень развития. Педагоги должны поощрять их старательность и добросовестность, подчеркивая перед другими детьми эти их положительные качества. Как правило, такие школьники являются хорошими помощниками педагогов в коллективных и практических видах деятельности. Социальные формы взаимодействия всегда вызывают у них положительные эмоции. 

3-я подгруппа  «неустойчивая школьная дезадаптация»  - дети этой подгруппы не могут успешно справляться с учебной нагрузкой, нарушен процесс социализации, наблюдаются существенные изменения психосоматического здоровья. 

Психолого-педагогические рекомендации. 

Надо всячески поощрять успехи такого ребенка, делать их достоянием гласности. Отрицательные оценки можно давать только очень аргументировано, объясняя ребенку все его промахи и неудачи. Делать это лучше наедине. 

4-я подгруппа  «устойчивая школьная дезадаптация»  - помимо признаков школьной неуспешности  эти дети имеют еще один важный и характерный признак - асоциальное поведение: грубость, хулиганские выходки, демонстративное поведение, побеги из дома, прогулы уроков, агрессия и т.д. В самой общей форме отклоняющееся поведение школьника - всегда результат нарушения усвоения социального опыта ребенка, искажение мотивационных факторов, расстройство адаптивного поведения. 

Психолого-педагогические рекомендации. 

Таким школьникам не следует постоянно напоминать об их ошибках и просчетах, они  сами хорошо их знают и переживают. Завышенные требования и постоянные нарекания со стороны взрослых только понижают функциональные возможности подобного ребенка, поскольку ввод его в состояния эмоционального стресса, повышает его неуверенность в себе. 

5-я подгруппа  «патологические нарушения» - дети имеют явное или неявное патологическое отклонение в развитии, незамеченное, проявившиеся в результате обучения или умышленно скрываемое родителями ребенка при поступлении его в школу, а также приобретенное в результате тяжелого, осложненного заболевания. К таким проявлениям патологических состояний можно отнести: 

-психические  (задержки психического развития  различной степени эмоциональной  сферы, неврозоподобные и психические  расстройства); 

-соматические (наличие  стойких физических неврозов, нарушения сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной систем, зрения и т.д.). 

Психолого-педагогические рекомендации. 

Большое значение для этих детей имеет соблюдение правильного режима труда и отдыха. Для них необходим полноценный  отдых, спокойные прогулки на свежем воздухе, купание. Совершенно недопустимо переутомление ребенка. Таких детей можно лишний раз отпустить с урока, если они жалуются на головную боль или плохое самочувствие, освободить от домашних заданий. Основное внимание следует уделять здоровью школьников. Нередко болезнь является защитной реакцией ребенка на чрезмерную психическую нагрузку. Такие школьники нуждаются в постоянном медицинском контроле. [2. с. 23-46] 

Заключение 
 

Поступление в  школу - переломный момент в жизни  ребенка. Меняется сфера приложения психической активности - игру сменяет учение. С первого дня в школе к ученику предъявляют новые требования, соответствующие учебной деятельности. Согласно этим требованиям вчерашний дошкольник должен быть организованным, преуспевающим в усвоении знаний, он должен освоить права и обязанности, соответствующие новому положению в обществе. Жизнь ученика подчинена системе одинаковых для всех школьников правил, основным из которых становится приобретение знаний, которые он должен усвоить впрок, для будущего. Безболезненное прохождение ребенком этого этапа свидетельствует о хорошей готовности к школьным занятиям. Но далеко не все дети семилетнего возраста обладают ею. Многие из них первоначально испытывают трудности и не сразу включаются в школьную жизнь. 

Информация о работе Адаптация ребенка