Адаптация ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:50, курсовая работа

Краткое описание

Все более актуальной становится задача охраны здоровья учащихся, создание адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, возникновения и развития школьной адаптации.

Проблеме адаптации посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость.

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические основы психолого-педагогической адаптации младшего школьника к учебно-воспитательному процессу в начальной школе

1.1.Феномен адаптации применительно к условиям обучения в сельской начальной школе

1.2.Психологические особенности детей, поступающих в сельскую начальную школу

1.3.Психолого-педагогические условия адаптации младших школьников сельской начальной школы.

Выводы по первой главе.

Глава 2 Экспериментальное исследование процесса психолого-педагогической адаптации вновь поступающих детей в начальную школу.

2.1.Программа исследования процесса адаптации

2.2. Констатирующий эксперимент

2.3. Формирующий эксперимент

2.4. Контрольный эксперимент

2.5. Анализ результатов исследования

Выводы по второй главе

Психолого-педагогические рекомендации

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Адаптация ребенка к школьному обучению. курсовая.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

Проблемы готовности детей к школьному обучению прежде всего рассматриваются с точки  зрения соответствия уровня развития ребенка требованиям учебной  деятельности. В исследовании Г.М.Чуткиной выявлено три уровня адаптации детей  к школе. Высокий уровень адаптации - ученик положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, прилежен, внимательно слушает объяснения и указания учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, занимает в классе благоприятное статусное положение. Средней уровень адаптации - ученик положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но только когда занят чем-то интересным для него, поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками. Низкий уровень адаптации - ученик отрицательно или индеферентно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа затруднена, ему необходим постоянный контроль, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, пассивен, близких друзей не имеет. 

Влияние неблагоприятных  факторов на адаптацию ребенка к  школе, по данным того же исследования, имеет следующую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, функциональная неготовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении со взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, низкий уровень образования отца и матери, конфликтная ситуация из-за алкоголизма родителей, отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, отрицательный стиль отношения учителя к детям, неполная семья. 

В тех случаях, когда важнейшие потребности  ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, состояние дезадаптации. Оно проявляется в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее. Таким образом, школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психических заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. 

Школьная дезадаптация проявляется в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий. Уже в начальных классах выявляются дети с подобными проблемами и несвоевременное распознание их характера и природы, отсутствие специальных корригирующих программ приводят не только к хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, к снижению учебной мотивации, но и к различным формам отклонений в поведении. 

Все факторы, обеспечивающие, адаптацию к школе условно  делятся, на факторы объективного и  субъективного характера (проведение психологической работы, рациональный режим учебных занятий, и отдыха школьников). 

В ходе выполняемой  теоретической и практической работы проверялась следующая гипотеза: проведение системы коррекционно-развивающих  занятий в условиях специально смоделированных  коллективных упражнений способствует повышению уровня адаптации школьников к процессу обучения в школе. 

В результате выполнения исследований (первичного и контрольного), формирующего эксперимента и математического  анализа результатов гипотеза подтвердилась. 

Разработанная и реализованная на практике коррекционная  программа была направлена на создание условий для успешной адаптации  младших школьников к учебным  и жизненным ситуациям 

Программа бала направлена на развитие средств самопознания тревожных детей, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие мотивов межличностных отношений и развитие уверенности в собственных силах. Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенка средствами, позволяющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним каждодневные задачи. 

Список литературы 

1. Александровский  Ю.А. Состояние психической дезадаптации  и их компенсация: (Пограничные  нервно - психические расстройства). - М., Медиздат, 1976. - 276с. 

2. Балл Г.А.  Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. - 1989. - С.92 - 100. 

3. Березин Ф.Б.  Психическая и психофизиологическая  адаптация человека. - Л.: Медицина, 1988. 270с. 

4. Богомолов  Ю.П., Воронина А.И., Куст В.П. Краткие  сведения по применению некоторых медико - психологических тестов //Вопросы психологической адаптации. - Новосибирск: НГУ, 1974. - С. 42 - 54. 

5. Битянова М.Р.  Организация психологической работы  в школе. - М., Генезис, 2001. - 340с. 

6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2002. - 528с. 

7. Вегнер А.Л.  Психологическое консультирование  и диагностика. В 2-х частях. - М.: Генезис, 2001. - 425с. 

8. Введение в  психодиагностику: Учебное пособие.  Для студентов средних педагогических учебных заведений /Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М.: ИЦ Академия, 1999. - 199с. 

9. Выготский  Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: Союз, 1999. - С. 3 - 129. 

10. Валлон А.  Психологическое развитие ребенка. - СПб.: Питер, - 208с. 

11. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. - СПб.: А.О.Сфера, 1994. - С.25 - 37. 

12. Гришин В.В., Лушин П.В. Методики психодиагностики  в учебно - воспитательном процессе. - М.: ИКА «Москва», 1990. - 63с. 

13. Дарвиш О.Б.  Возрастная психология: учеб. пособие  - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 264 с. 

14. Дусавицкий  А.К. Зависимость между интересами  и тревожностью в учебной деятельности  школьников. //Вопросы психологии. 1982.№3. С.551 - 53. 

15. Иванова Н.В., Кузнецова М.С. Адаптационный  период в школе: смысл, значение, опыт. //Журнал практического психолога  №2, 1997. - С.14 - 20. 

16. Исаев Д.Н.  Психосоматическая медицина детского  возраста. //Специальная литература. М.,1996. - С.35 - 40. 

17. Коломинский  Я.Л. Психология взаимоотношений  в малых группах. - Минск, 2000. - 364с. 

18. Коцбей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость  школьника. - М.: Знание, 1988. - 264с. 

19. Короленко  Ц.П., Фролова Г.В. Вселенная внутри  тебя. (Эмоции. Поведение. Адаптация.) - Новосибирск: НГУ, 1979. - 205с. 

20. Лангмей Й., Матейчик З. Психическая депривация  в детском возрасте. - Прага, 1984. - С.144 - 200. 

21. Маклаков А.Т.  Общая психология. - СПб.: Питер, 2002. - С. 437 - 453. 

22. Немов Р.С.  Психология: В 3кн. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1999. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научно - психологические исследования с элементами математической статистики. - 632с. 

23. Немов Р.С.  Психология: Учеб. для студ. высш.пед.  учебн. заведений: в 3 кн. - М.: Изд  - во ВЛАДОС, 200. - Кн. 1. - С. 158 - 165. 

24. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. Книга для учителей о психологии  ученического коллектива. - М. Просвещения, 1988. - С.14 - 57. 

25. Обухов Л.  Ф. Детская психология: теории, факты,  проблемы. - М.:Тривола, 1995. - 297с. 

26. Обухов Л.Ф.  Возрастная психология. М.:РПА, 1996. - С. 238 - 284. 

27. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В.  Столина. - СПб.:Речь, 2000. - 439с. 

28. Обучение и  воспитание детей с шестилетнего  возратса в школе. И.Д.Зверева, А.М.Пышкало - М.:Педагогика, 1989. - 216с. 

29. Овчарова Р.В.  Справочная книга школьного психолога.  М.: Педагогика, 1993. - С. 26 - 49. 

30. Основы психологии. Практикум / Ред. Сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Изд - во «Феникс», 2000. - С. 268 - 277. 

31. Петровский  В.А. Психология неадаптивной  активности. М.: МГУ, 1992. - 224с. 

32. Прихожан А.М.  Игры и задания для занятий  с подростками: Личное развитие //Психологическая реабилитация  детей и подростков. - Калуга, 1994. - С. 112 - 123. 

33. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. - М., 1990. - С. 136 - 154. 

34. Прихожан А.М.  Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная  динамика. - М.; Московский психолого  - социальный институт; Воронеж. Изд - во НПО «МОДЕК», 2000. - С. 356 - 398. 

35. Психологическая  диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. К.М. Гуревича. - М.: МГУ, 1979. - 232с. 

36. Рогов Е.И.  Настольная книга школьного психолога. - М.,2001. - С.186 - 241. 

37. Ратанова Т.А., Шляхт Н.Ф. Психодиагностические  методы изучения личности. Учеб.пособие  - М.: Флинта 1998. - 264с. 

38. Реан А.А.  К проблеме социальной адаптации  личности //Вестник СПб гос. Унив. 1995.- Серия 6, Выпуск 3. С.72 - 86. 

39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. 2. - М., 1989. С. 168 -256. 

40. Семенов И.Н.  Тенденция психологического развития  мышления, рефлексии и познавательной  активности. М.: МПСИ; - Воронеж: Изд  - во НПО «МОДЕК», 2000. - С.4 - 16. 

41. Сидоренко  Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: СПЦ. 1996. - С.29 -67. 

42. Смид Р.А.  Групповая работа с детьми. - М.: Генезис, 2000. - 258с. 

43. Собчик Л.Н.  Введение в психологию индивидуальности. - М.: ИПП - ИСП, 2000. - С.191 -136, 498 - 502. 

44. Философские проблемы теории адаптации. - М., Наука, 1975. - 277с. 

45. Хекхаузен  Х. Тревожность. /Под ред. Астапова  В.М. - СПб.: Питер, 2001. С.272 - 289. 

46. Хрестоматия  по возрастной психологии //Под  ред. О.А.Карабановой , А.И. Подольского,  Г.В. Бурменской. М.:МГУ, 1999. Ч.1. С.54 - 69. 

47. Хрипкова А.Г.  Адаптация организма школьников  к учебным и физиологическим  нагрузкам. - М.:Педагогика, 1983. - 326с. 

48. Цукерман Г.А.  Психология саморазвития. Задача  для подростков и их педагогов. - Рига: ПЦ «Эксперимент»,1997. С.29 - 35. 

49. Шилова Т.А.  Диагностика психологической дезадаптации  детей и подростков. М.: Аврис ПРЕСС, 2004. С.3 - 14. 

50. Эльконин Д.Б.  Введение в психологию развития. - М.: Педагогика, 1995. - С. 21 - 84.

Информация о работе Адаптация ребенка