Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:50, курсовая работа
Все более актуальной становится задача охраны здоровья учащихся, создание адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, возникновения и развития школьной адаптации.
Проблеме адаптации посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость.
Введение
Глава 1 Теоретические основы психолого-педагогической адаптации младшего школьника к учебно-воспитательному процессу в начальной школе
1.1.Феномен адаптации применительно к условиям обучения в сельской начальной школе
1.2.Психологические особенности детей, поступающих в сельскую начальную школу
1.3.Психолого-педагогические условия адаптации младших школьников сельской начальной школы.
Выводы по первой главе.
Глава 2 Экспериментальное исследование процесса психолого-педагогической адаптации вновь поступающих детей в начальную школу.
2.1.Программа исследования процесса адаптации
2.2. Констатирующий эксперимент
2.3. Формирующий эксперимент
2.4. Контрольный эксперимент
2.5. Анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
Психолого-педагогические рекомендации
Заключение
Список литературы
Проблемы готовности
детей к школьному обучению прежде
всего рассматриваются с точки
зрения соответствия уровня развития
ребенка требованиям учебной
деятельности. В исследовании Г.М.Чуткиной
выявлено три уровня адаптации детей
к школе. Высокий уровень адаптации
- ученик положительно относится к школе,
предъявляемые требования воспринимает
адекватно, учебный материал усваивает
легко, прилежен, внимательно слушает
объяснения и указания учителя, выполняет
поручения без внешнего контроля, занимает
в классе благоприятное статусное положение.
Средней уровень адаптации - ученик положительно
относится к школе, ее посещение не вызывает
отрицательных переживаний, понимает
учебный материал, если учитель излагает
его подробно и наглядно, сосредоточен
и внимателен при выполнении заданий,
поручений, указаний взрослого, но только
когда занят чем-то интересным для него,
поручения выполняет добросовестно, дружит
со многими одноклассниками. Низкий уровень
адаптации - ученик отрицательно или индеферентно
относится к школе, нередки жалобы на здоровье,
доминирует подавленное настроение, наблюдаются
нарушения дисциплины, объясняемый учителем
материал усваивается фрагментарно, самостоятельная
работа затруднена, ему необходим постоянный
контроль, сохраняет работоспособность
и внимание при удлиненных паузах для
отдыха, пассивен, близких друзей не имеет.
Влияние неблагоприятных
факторов на адаптацию ребенка к
школе, по данным того же исследования,
имеет следующую
В тех случаях,
когда важнейшие потребности
ребенка, отражающие позицию школьника,
не удовлетворены, он может переживать
устойчивое эмоциональное неблагополучие,
состояние дезадаптации. Оно проявляется
в ожидании постоянного неуспеха в школе,
плохого отношения к себе со стороны педагогов
и одноклассников, в боязни школы, нежелании
посещать ее. Таким образом, школьная дезадаптация
- это образование неадекватных механизмов
приспособления ребенка к школе, в форме
нарушений учебы и поведения, конфликтных
отношений, психических заболеваний и
реакций, повышенного уровня тревожности,
искажений в личностном развитии.
Школьная дезадаптация
проявляется в нарушениях успеваемости,
поведения и межличностных взаимодействий.
Уже в начальных классах выявляются дети
с подобными проблемами и несвоевременное
распознание их характера и природы, отсутствие
специальных корригирующих программ приводят
не только к хроническому отставанию в
усвоении школьных знаний, к снижению
учебной мотивации, но и к различным формам
отклонений в поведении.
Все факторы, обеспечивающие,
адаптацию к школе условно
делятся, на факторы объективного и
субъективного характера (проведение
психологической работы, рациональный
режим учебных занятий, и отдыха школьников).
В ходе выполняемой
теоретической и практической работы
проверялась следующая
В результате выполнения
исследований (первичного и контрольного),
формирующего эксперимента и математического
анализа результатов гипотеза подтвердилась.
Разработанная
и реализованная на практике коррекционная
программа была направлена на создание
условий для успешной адаптации
младших школьников к учебным
и жизненным ситуациям
Программа бала
направлена на развитие средств самопознания
тревожных детей, на повышение представлений
о собственной ценности, на развитие мотивов
межличностных отношений и развитие уверенности
в собственных силах. Это необходимо для
того, чтобы обеспечить ребенка средствами,
позволяющими ему наиболее эффективно
вступать во взаимодействия, решать встающие
перед ним каждодневные задачи.
Список литературы
1. Александровский
Ю.А. Состояние психической
2. Балл Г.А.
Понятие адаптации и его значение для
психологии личности //Вопросы психологии.
- 1989. - С.92 - 100.
3. Березин Ф.Б.
Психическая и
4. Богомолов
Ю.П., Воронина А.И., Куст В.П. Краткие
сведения по применению некоторых
медико - психологических тестов //Вопросы
психологической адаптации. - Новосибирск:
НГУ, 1974. - С. 42 - 54.
5. Битянова М.Р.
Организация психологической
6. Бурлачук Л.Ф.,
Морозов С.М. Словарь - справочник
по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2002.
- 528с.
7. Вегнер А.Л.
Психологическое
8. Введение в
психодиагностику: Учебное пособие.
Для студентов средних
9. Выготский
Л.С. Лекции по психологии. - СПб.:
Союз, 1999. - С. 3 - 129.
10. Валлон А.
Психологическое развитие
11. Гарбузов В.И.
Практическая психотерапия, или Как вернуть
ребенку и подростку уверенность в себе,
истинное достоинство и здоровье. - СПб.:
А.О.Сфера, 1994. - С.25 - 37.
12. Гришин В.В.,
Лушин П.В. Методики
13. Дарвиш О.Б.
Возрастная психология: учеб. пособие
- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 264 с.
14. Дусавицкий
А.К. Зависимость между
15. Иванова Н.В.,
Кузнецова М.С. Адаптационный
период в школе: смысл,
16. Исаев Д.Н.
Психосоматическая медицина
17. Коломинский
Я.Л. Психология
18. Коцбей Б.И.,
Новикова Е.В. Эмоциональная
19. Короленко
Ц.П., Фролова Г.В. Вселенная внутри
тебя. (Эмоции. Поведение. Адаптация.) -
Новосибирск: НГУ, 1979. - 205с.
20. Лангмей Й.,
Матейчик З. Психическая
21. Маклаков А.Т.
Общая психология. - СПб.: Питер, 2002. -
С. 437 - 453.
22. Немов Р.С.
Психология: В 3кн. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1999. Кн.
3. Психодиагностика. Введение в научно
- психологические исследования с элементами
математической статистики. - 632с.
23. Немов Р.С.
Психология: Учеб. для студ. высш.пед.
учебн. заведений: в 3 кн. - М.: Изд
- во ВЛАДОС, 200. - Кн. 1. - С. 158 - 165.
24. Немов Р.С.,
Кирпичник А.Г. Путь к
25. Обухов Л.
Ф. Детская психология: теории, факты,
проблемы. - М.:Тривола, 1995. - 297с.
26. Обухов Л.Ф.
Возрастная психология. М.:РПА, 1996. -
С. 238 - 284.
27. Общая психодиагностика
/Под ред. А.А. Бодалева, В.В.
Столина. - СПб.:Речь, 2000. - 439с.
28. Обучение и
воспитание детей с
29. Овчарова Р.В.
Справочная книга школьного
30. Основы психологии.
Практикум / Ред. Сост. Л.Д. Столяренко.
- Ростов н/Д: Изд - во «Феникс»,
2000. - С. 268 - 277.
31. Петровский
В.А. Психология неадаптивной
активности. М.: МГУ, 1992. - 224с.
32. Прихожан А.М.
Игры и задания для занятий
с подростками: Личное развитие
//Психологическая
33. Прихожан А.М.
Психокоррекционная работа с тревожными
детьми // Активные методы в работе школьного
психолога. - М., 1990. - С. 136 - 154.
34. Прихожан А.М.
Тревожность у детей и
35. Психологическая
диагностика: Проблемы и
36. Рогов Е.И.
Настольная книга школьного
37. Ратанова Т.А.,
Шляхт Н.Ф.
38. Реан А.А.
К проблеме социальной
39. Рубинштейн С.Л.
Основы общей психологии: В 2 т. - Т. 2. - М.,
1989. С. 168 -256.
40. Семенов И.Н.
Тенденция психологического
41. Сидоренко
Е.В. Методы математической обработки
в психологии. СПб.: СПЦ. 1996. - С.29 -67.
42. Смид Р.А.
Групповая работа с детьми. - М.:
Генезис, 2000. - 258с.
43. Собчик Л.Н.
Введение в психологию
44. Философские
проблемы теории адаптации. - М., Наука,
1975. - 277с.
45. Хекхаузен
Х. Тревожность. /Под ред. Астапова
В.М. - СПб.: Питер, 2001. С.272 - 289.
46. Хрестоматия
по возрастной психологии //Под
ред. О.А.Карабановой , А.И. Подольского,
Г.В. Бурменской. М.:МГУ, 1999. Ч.1. С.54 - 69.
47. Хрипкова А.Г.
Адаптация организма
48. Цукерман Г.А.
Психология саморазвития. Задача
для подростков и их педагогов.
- Рига: ПЦ «Эксперимент»,1997. С.29 - 35.
49. Шилова Т.А.
Диагностика психологической
50. Эльконин Д.Б.
Введение в психологию