Адаптация ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:50, курсовая работа

Краткое описание

Все более актуальной становится задача охраны здоровья учащихся, создание адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, возникновения и развития школьной адаптации.

Проблеме адаптации посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость.

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические основы психолого-педагогической адаптации младшего школьника к учебно-воспитательному процессу в начальной школе

1.1.Феномен адаптации применительно к условиям обучения в сельской начальной школе

1.2.Психологические особенности детей, поступающих в сельскую начальную школу

1.3.Психолого-педагогические условия адаптации младших школьников сельской начальной школы.

Выводы по первой главе.

Глава 2 Экспериментальное исследование процесса психолого-педагогической адаптации вновь поступающих детей в начальную школу.

2.1.Программа исследования процесса адаптации

2.2. Констатирующий эксперимент

2.3. Формирующий эксперимент

2.4. Контрольный эксперимент

2.5. Анализ результатов исследования

Выводы по второй главе

Психолого-педагогические рекомендации

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Адаптация ребенка к школьному обучению. курсовая.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

Второй недостаток механического соотношения качеств ребенка и требований деятельности. Гуманистическая педагогика и психология настойчиво утверждают, что должен рассматриваться не ребенок для деятельности и даже не деятельность для ребенка, а необходимо исповедовать принцип индивидуальной деятельности. Учебную деятельность следует рассматривать как искусство, как выражение индивида, как условие развития потенций человека. Учебная деятельность должна завершать незавершенную природу человека. При определении готовности к школьному обучению необходимо учитывать системный характер проявления индивидуальных качеств в деятельности, а также неравномерность развития отдельных качеств личности. 

1.2 Психологические  особенности детей, поступающих  в сельскую начальную школу 

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребенка к начальному обучению. Семья принимает решение о том, в какую начальную школу отдать ребенка - государственную или частную, трехлетнюю или четырехлетнюю. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие, взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно - вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте. [13. с. 17-31] 

Один из важнейших  итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая  готовность ребенка к школьному  обучению. Она заключается в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти свойства могут сформироваться только в процессе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности. Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. В период дошкольного детства в перипетиях отношений со взрослыми и сверстниками ребенок обучается рефлексам на других людей. В школе в новых условиях жизни эти приобретенные рефлексные способности оказывают ребенку хорошую услугу при решении проблемных ситуаций в отношениях с учителем и одноклассниками. В то же время учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализа учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий, а также контролем за вниманием, мнемоническими действиями, мысленным планированием и решением задач. 

Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений  и требует от него организованной произвольности, ответственности за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессовая. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на психическом поведении ребенка. Ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими людьми. В класс приходит много детей и учитель должен работать со всеми. Это определяет неукоснительность требований со стороны учителя и усиливает психическую напряженность ребенка. До школы индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, так как эти особенности принимались и учитывались близкими людьми. В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предназначенного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают угнетенные состояния. Ребенку предстоит преодолевать навалившиеся на него испытания. Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптивных форм поведения, рефлексии, психических функций. [5. с. 16-54] 

В возрасте семи - одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некоторую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки, коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время ребенок знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. 

Выразительные особенности лица и телесная экспрессия имеют большое значение для самосознания ребенка к концу детства. В этот период интенсивно развиваются мимика и пантомимика. Ребенок младшего школьного возраста приобретает много проблем именно потому, что он пошел в школу, где сама система обучения требует от него приложения усилий для овладения телом. Ребенок продолжает открыто стремиться получить одобрение своих достижений, отвечающих социальным ожиданиям. В этот период продолжает происходить насыщение мотивов поведения и деятельности новым социальным содержанием. Особое место начинают приобретать учебные мотивы и мотивы установления отношений со взрослыми и сверстниками по поводу учебной деятельности. В этот период заново перестраивается мотивационно-потребностная сфера, что качественно меняет содержание притязаний на признание. Учебная деятельность со всеми ее составляющими становится во главу угла в притязаниях ребенка младшего школьного возраста. Это находит свое выражение в отношениях ребенка с взрослыми и сверстниками. [24. с. 65-74] 

Важная сторона  психологической готовности к школе - достаточный уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень  оказывается различным, но типичной чертой, отличающей шести - семилетних детей, является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в первый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем. 

Готовность ребенка  к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире, о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о моральных нормах поведения (что такое «хорошо» и «плохо»). Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество - степень правильности, четкости и общественности, сложившихся в дошкольном детстве представлений. 

Начальная школа  рассчитана на детей, не получивших специальной подготовки и начинает обучение грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Вместе с тем значительная часть детей, поступающих в первый класс, умеет читать, а счетом в той или иной мере владеют все дети. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличие от содержательной стороны, о количественных отношениях вещей и их отличии от содержательной стороны и предметного значения этих вещей. Поможет ребенку учиться в школе и усвоение понятия числа и некоторых других первоначальных математических понятий. [2. с. 23-46] 

О готовности к  усвоению школьной программы свидетельствуют  не сами по себе знания и навыки, а  уровень развития познавательных интересов  и познавательной деятельности ребенка. Общего положительного отношения к школе недостаточно для того, чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу, если ребенка не привлекает само содержание получаемых в школе знаний, не интересует то новое, с чем он знакомится на уроках, если его не привлекает сам процесс познания. Ребенок, поступающий в школу, должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства. Ему необходимо владеть достаточно полным, точным и расчлененным восприятием, так как обучение в начальной школе в значительной мере основано на выполняемой под руководством учителя собственной работе детей с различным материалом. В процессе такой работы происходит выделение существенных свойств вещей. Важное значение имеет хорошая ориентация ребенка во времени и пространстве. Буквально с первых дней пребывания в школе ребенок получает указания, которые невозможно выполнить без учета пространственных признаков вещей, без знания направлений пространства. [14. с. 52-64] 

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивные игровые отношения ко многому из того, с чем они сталкиваются. С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем. Как правило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступая с ним в споры. Они доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают ему в манере рассуждать, в интонациях. Если на уроке дано задание, то дети тщательно выполняют его не задумываясь над назначением своей работы. Послушание младших школьников проявляется как в поведении - среди них трудно найти злостных нарушителей дисциплины, так и в самом процессе учения - они как должное принимают то, чему и как их учат, не претендуя на самостоятельность и независимость. Причем доверие, послушание, личная тяга к учителю, как правило, проявляются у детей независимо от качеств самого педагога. Подобное свойство, отражая определенный этап возрастного развития ребенка, имеет свои сильные и слабые стороны. Такие психические особенности, как доверчивость, исполнительность, являются предпосылкой для успешного обучения и воспитания, вместе с тем безраздельное подчинение авторитету учителя, бездумное выполнение его указаний могут в дальнейшем отрицательно сказаться на процессе обучения и воспитания. [9. с. 124-140] 

Очень сильна направленность младшего школьника на внешний мир. Факты, события, детали производят на него сильное впечатление. При малейшей возможности учащиеся подбегают  ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомый предмет в руки, фиксируют внимание на его деталях. Дети с удовольствием рассказывают о виденном, упоминая много подробностей, малоприятных постороннему, но очень, видимо, значительных для них самих. В этом возрасте ребенок весь во власти яркого факта и образа: учитель читает что-нибудь страшное и лица детей становятся напряженными, рассказ грустный - и лица опечалены, у некоторых на глазах слезы. В то же время в младшем школьном возрасте стремление проникнуть в сущность явлений, вскрыть их причину заметно не проявляются. Младшего школьника затруднит выделение существенного, главного. Важный источник успехов младшего школьника в учении - их подражательность. Учащиеся повторяют рассуждения учителя, приводят примеры аналогичные примерам товарищей. Такое порой только внешнее копирование помогает ребенку в усвоении материала, но в то же время может привести к поверхностному восприятию некоторых явлений, событий. 

Направленность  личности младшего школьника выражается в его потребностях, мотивах. У  младшего школьника имеется целый ряд потребностей, которые были характерны и для дошкольника. У него по-прежнему сильна потребность в игровой деятельности, однако содержание игры изменяется. Младший школьник продолжает играть в школу, в учителя, но теперь играя, он может часами писать, решать задачи, ставит оценки и т.д. Это важно учитывать при организации учебной деятельности, превращая иногда превращая ее по форме в увлекательный игровой процесс. Как и у дошкольников, у младших школьников сильно выражена потребность в движении. Он не может долго оставаться на одном месте, на уроке неподвижно. Особенно ярко такая потребность выражается на переменах. Именно поэтому необходимо предоставлять детям возможность больше двигаться. Как для дошкольника, так и для младшего школьника очень характерна потребность во внешних впечатлениях. Впоследствии она преобразуется в познавательную потребность. Первоклассника в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов, явлений, событий. 

В первые дни  учитель знакомит учащихся со всеми особенностями школьной жизни. Под влиянием учителя у них появляется потребность овладевать необходимыми умениями и навыками, потребность в новых знаниях. Нельзя установить строгую очередность возникновения этих потребностей. Постоянно потребности младшего школьника претерпевают существенные изменения. Одни из них превращаются в устойчивые свойства личности, мотивы ее поведения, другие - исчезают. [32. с. 33-46] 

Для того чтобы  развитие потребностей было управляемым, важно знать в каком направлении  и под влиянием каких факторов происходит изменение в ходе этого развития. Потребности младшего школьника изменяются не только по содержанию, но и по направленности. Развитие потребностей младшего школьника идет также в направлении все большей их осознанности и самоуправляемости. Дети анализируют свои поступки, объясняют их и, что не менее важно, привыкают анализировать высказывания старших. Определенный уровень развития самосознания в дошкольном возрасте - один из показателей готовности ребенка к школе. Дошкольник осознает себя не изолированным, а находящимся в системе человеческих отношений, т.е. у него появляется переживание себя, как существа социального. Этот уровень развития самосознания непосредственно связан с возникновением особого личностного новообразования - внутренней позиции школьника. Стремление к позиции школьника характеризует личность ребенка в целом, определяя его поведение, деятельность и систему отношений к действительности и самому себе. Самопознание ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая, в отличии от игровой, является целенаправленной, результативной и потому определяет положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие. Теперь, уже в учебной деятельности ребенок познает себя, у него складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции. Представления о себе тесно связаны с отношением к себе, т.е. с самооценкой. А.В.Киричуком было выявлено три группы детей по степени сформированности у них представлений о себе. 

Информация о работе Адаптация ребенка