Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:50, курсовая работа
Все более актуальной становится задача охраны здоровья учащихся, создание адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, возникновения и развития школьной адаптации.
Проблеме адаптации посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость.
Введение
Глава 1 Теоретические основы психолого-педагогической адаптации младшего школьника к учебно-воспитательному процессу в начальной школе
1.1.Феномен адаптации применительно к условиям обучения в сельской начальной школе
1.2.Психологические особенности детей, поступающих в сельскую начальную школу
1.3.Психолого-педагогические условия адаптации младших школьников сельской начальной школы.
Выводы по первой главе.
Глава 2 Экспериментальное исследование процесса психолого-педагогической адаптации вновь поступающих детей в начальную школу.
2.1.Программа исследования процесса адаптации
2.2. Констатирующий эксперимент
2.3. Формирующий эксперимент
2.4. Контрольный эксперимент
2.5. Анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
Психолого-педагогические рекомендации
Заключение
Список литературы
Второй недостаток
механического соотношения качеств ребенка
и требований деятельности. Гуманистическая
педагогика и психология настойчиво утверждают,
что должен рассматриваться не ребенок
для деятельности и даже не деятельность
для ребенка, а необходимо исповедовать
принцип индивидуальной деятельности.
Учебную деятельность следует рассматривать
как искусство, как выражение индивида,
как условие развития потенций человека.
Учебная деятельность должна завершать
незавершенную природу человека. При определении
готовности к школьному обучению необходимо
учитывать системный характер проявления
индивидуальных качеств в деятельности,
а также неравномерность развития отдельных
качеств личности.
1.2 Психологические
особенности детей,
Младший школьный
возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным
внешним обстоятельством в жизни ребенка
- поступлением в школу. В настоящее время
школа принимает, а родители отдают ребенка
в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность
через формы различных собеседований
определить готовность ребенка к начальному
обучению. Семья принимает решение о том,
в какую начальную школу отдать ребенка
- государственную или частную, трехлетнюю
или четырехлетнюю. Поступивший в школу
ребенок автоматически занимает совершенно
новое место в системе отношений людей:
у него появляются постоянные обязанности,
связанные с учебной деятельностью. Близкие,
взрослые, учитель, даже посторонние люди
общаются с ребенком не только как с уникальным
человеком, но и как с человеком, взявшим
на себя обязательство (неважно - вольно
или по принуждению) учиться, как все дети
в его возрасте. [13. с. 17-31]
Один из важнейших
итогов психического развития в период
дошкольного детства - психологическая
готовность ребенка к школьному
обучению. Она заключается в том,
что у ребенка к моменту поступления в
школу складываются психологические свойства,
присущие собственно школьнику. Окончательно
эти свойства могут сформироваться только
в процессе школьного обучения под влиянием
присущих ему условий жизни и деятельности.
Младший школьный возраст обещает ребенку
новые достижения в новой сфере человеческой
деятельности - учении. Ребенок в начальной
школе усваивает специальные психофизические
и психические действия, которые должны
обслуживать письмо, арифметические действия,
чтение, физкультуру, рисование, ручной
труд и другие виды учебной деятельности.
В период дошкольного детства в перипетиях
отношений со взрослыми и сверстниками
ребенок обучается рефлексам на других
людей. В школе в новых условиях жизни
эти приобретенные рефлексные способности
оказывают ребенку хорошую услугу при
решении проблемных ситуаций в отношениях
с учителем и одноклассниками. В то же
время учебная деятельность требует от
ребенка особой рефлексии, связанной с
умственными операциями: анализа учебных
задач, контролем и организацией исполнительских
действий, а также контролем за вниманием,
мнемоническими действиями, мысленным
планированием и решением задач.
Новая социальная
ситуация вводит ребенка в строго
нормированный мир отношений
и требует от него организованной
произвольности, ответственности за дисциплину,
за развитие исполнительских действий,
связанных с обретением навыков учебной
деятельности, а также за умственное развитие.
Таким образом, новая социальная ситуация
ужесточает условия жизни ребенка и выступает
для него как стрессовая. У каждого ребенка,
поступившего в школу, повышается психическая
напряженность. Это отражается не только
на физическом здоровье, но и на психическом
поведении ребенка. Ребенок, посещающий
начальную школу, психологически переходит
в новую систему отношений с окружающими
людьми. В класс приходит много детей и
учитель должен работать со всеми. Это
определяет неукоснительность требований
со стороны учителя и усиливает психическую
напряженность ребенка. До школы индивидуальные
особенности ребенка могли не мешать его
естественному развитию, так как эти особенности
принимались и учитывались близкими людьми.
В школе происходит стандартизация условий
жизни ребенка, в результате выявляется
множество отклонений от предназначенного
пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия,
выраженная заторможенность. Эти отклонения
ложатся в основу детских страхов, снижают
волевую активность, вызывают угнетенные
состояния. Ребенку предстоит преодолевать
навалившиеся на него испытания. Общая
сензитивность к воздействию окружающих
условий жизни, свойственная детству,
содействует развитию адаптивных форм
поведения, рефлексии, психических функций.
[5. с. 16-54]
В возрасте семи
- одиннадцати лет ребенок
Выразительные
особенности лица и телесная экспрессия
имеют большое значение для самосознания
ребенка к концу детства. В этот период
интенсивно развиваются мимика и пантомимика.
Ребенок младшего школьного возраста
приобретает много проблем именно потому,
что он пошел в школу, где сама система
обучения требует от него приложения усилий
для овладения телом. Ребенок продолжает
открыто стремиться получить одобрение
своих достижений, отвечающих социальным
ожиданиям. В этот период продолжает происходить
насыщение мотивов поведения и деятельности
новым социальным содержанием. Особое
место начинают приобретать учебные мотивы
и мотивы установления отношений со взрослыми
и сверстниками по поводу учебной деятельности.
В этот период заново перестраивается
мотивационно-потребностная сфера, что
качественно меняет содержание притязаний
на признание. Учебная деятельность со
всеми ее составляющими становится во
главу угла в притязаниях ребенка младшего
школьного возраста. Это находит свое
выражение в отношениях ребенка с взрослыми
и сверстниками. [24. с. 65-74]
Важная сторона
психологической готовности к школе
- достаточный уровень волевого развития
ребенка. У разных детей этот уровень
оказывается различным, но типичной
чертой, отличающей шести - семилетних
детей, является соподчинение мотивов,
которое дает ребенку возможность управлять
своим поведением и которое необходимо
для того, чтобы сразу же, придя в первый
класс, включиться в общую деятельность,
принять систему требований, предъявляемых
школой и учителем.
Готовность ребенка
к школе в области умственного
развития включает несколько взаимосвязанных
сторон. Ребенку, поступающему в первый
класс, необходим известный запас знаний
об окружающем мире, о предметах и их свойствах,
о явлениях живой и неживой природы, о
людях, их труде и других сторонах общественной
жизни, о моральных нормах поведения (что
такое «хорошо» и «плохо»). Но важен не
столько объем этих знаний, сколько их
качество - степень правильности, четкости
и общественности, сложившихся в дошкольном
детстве представлений.
Начальная школа
рассчитана на детей, не получивших специальной
подготовки и начинает обучение грамоте
и математике с самого начала. Поэтому
нельзя считать соответствующие знания
и навыки обязательной составной частью
готовности ребенка к школьному обучению.
Вместе с тем значительная часть детей,
поступающих в первый класс, умеет читать,
а счетом в той или иной мере владеют все
дети. Овладение грамотой и элементами
математики в дошкольном возрасте может
влиять на успешность школьного обучения.
Положительное значение имеет образование
у детей общих представлений о звуковой
стороне речи и ее отличие от содержательной
стороны, о количественных отношениях
вещей и их отличии от содержательной
стороны и предметного значения этих вещей.
Поможет ребенку учиться в школе и усвоение
понятия числа и некоторых других первоначальных
математических понятий. [2. с. 23-46]
О готовности к
усвоению школьной программы свидетельствуют
не сами по себе знания и навыки, а
уровень развития познавательных интересов
и познавательной деятельности ребенка.
Общего положительного отношения к школе
недостаточно для того, чтобы обеспечить
устойчивую успешную учебу, если ребенка
не привлекает само содержание получаемых
в школе знаний, не интересует то новое,
с чем он знакомится на уроках, если его
не привлекает сам процесс познания. Ребенок,
поступающий в школу, должен уметь планомерно
обследовать предметы, явления, выделять
их разнообразные свойства. Ему необходимо
владеть достаточно полным, точным и расчлененным
восприятием, так как обучение в начальной
школе в значительной мере основано на
выполняемой под руководством учителя
собственной работе детей с различным
материалом. В процессе такой работы происходит
выделение существенных свойств вещей.
Важное значение имеет хорошая ориентация
ребенка во времени и пространстве. Буквально
с первых дней пребывания в школе ребенок
получает указания, которые невозможно
выполнить без учета пространственных
признаков вещей, без знания направлений
пространства. [14. с. 52-64]
Младший школьный
возраст - период впитывания, накопления
знаний, период усвоения по преимуществу.
Успешному выполнению этой важной функции
благоприятствуют характерные особенности
детей этого возраста: доверчивое подчинение
авторитету, повышенная восприимчивость,
внимательность, наивные игровые отношения
ко многому из того, с чем они сталкиваются.
С поступлением в школу изменяется весь
строй жизни ребенка, меняется режим, складываются
определенные отношения с окружающими
людьми, прежде всего с учителем. Как правило,
младшие школьники выполняют требования
учителя беспрекословно, не вступая с
ним в споры. Они доверчиво воспринимают
оценки и поучения учителя, подражают
ему в манере рассуждать, в интонациях.
Если на уроке дано задание, то дети тщательно
выполняют его не задумываясь над назначением
своей работы. Послушание младших школьников
проявляется как в поведении - среди них
трудно найти злостных нарушителей дисциплины,
так и в самом процессе учения - они как
должное принимают то, чему и как их учат,
не претендуя на самостоятельность и независимость.
Причем доверие, послушание, личная тяга
к учителю, как правило, проявляются у
детей независимо от качеств самого педагога.
Подобное свойство, отражая определенный
этап возрастного развития ребенка, имеет
свои сильные и слабые стороны. Такие психические
особенности, как доверчивость, исполнительность,
являются предпосылкой для успешного
обучения и воспитания, вместе с тем безраздельное
подчинение авторитету учителя, бездумное
выполнение его указаний могут в дальнейшем
отрицательно сказаться на процессе обучения
и воспитания. [9. с. 124-140]
Очень сильна направленность
младшего школьника на внешний мир.
Факты, события, детали производят на него
сильное впечатление. При малейшей
возможности учащиеся подбегают
ближе к тому, что их заинтересовало,
стараются взять незнакомый предмет
в руки, фиксируют внимание на его деталях.
Дети с удовольствием рассказывают о виденном,
упоминая много подробностей, малоприятных
постороннему, но очень, видимо, значительных
для них самих. В этом возрасте ребенок
весь во власти яркого факта и образа:
учитель читает что-нибудь страшное и
лица детей становятся напряженными, рассказ
грустный - и лица опечалены, у некоторых
на глазах слезы. В то же время в младшем
школьном возрасте стремление проникнуть
в сущность явлений, вскрыть их причину
заметно не проявляются. Младшего школьника
затруднит выделение существенного, главного.
Важный источник успехов младшего школьника
в учении - их подражательность. Учащиеся
повторяют рассуждения учителя, приводят
примеры аналогичные примерам товарищей.
Такое порой только внешнее копирование
помогает ребенку в усвоении материала,
но в то же время может привести к поверхностному
восприятию некоторых явлений, событий.
Направленность
личности младшего школьника выражается
в его потребностях, мотивах. У
младшего школьника имеется целый ряд
потребностей, которые были характерны
и для дошкольника. У него по-прежнему
сильна потребность в игровой деятельности,
однако содержание игры изменяется. Младший
школьник продолжает играть в школу, в
учителя, но теперь играя, он может часами
писать, решать задачи, ставит оценки и
т.д. Это важно учитывать при организации
учебной деятельности, превращая иногда
превращая ее по форме в увлекательный
игровой процесс. Как и у дошкольников,
у младших школьников сильно выражена
потребность в движении. Он не может долго
оставаться на одном месте, на уроке неподвижно.
Особенно ярко такая потребность выражается
на переменах. Именно поэтому необходимо
предоставлять детям возможность больше
двигаться. Как для дошкольника, так и
для младшего школьника очень характерна
потребность во внешних впечатлениях.
Впоследствии она преобразуется в познавательную
потребность. Первоклассника в первую
очередь привлекает внешняя сторона предметов,
явлений, событий.
В первые дни
учитель знакомит учащихся со всеми
особенностями школьной жизни. Под влиянием
учителя у них появляется потребность
овладевать необходимыми умениями и навыками,
потребность в новых знаниях. Нельзя установить
строгую очередность возникновения этих
потребностей. Постоянно потребности
младшего школьника претерпевают существенные
изменения. Одни из них превращаются в
устойчивые свойства личности, мотивы
ее поведения, другие - исчезают. [32. с. 33-46]
Для того чтобы
развитие потребностей было управляемым,
важно знать в каком