Адаптация ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 23:50, курсовая работа

Краткое описание

Все более актуальной становится задача охраны здоровья учащихся, создание адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, возникновения и развития школьной адаптации.

Проблеме адаптации посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость.

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические основы психолого-педагогической адаптации младшего школьника к учебно-воспитательному процессу в начальной школе

1.1.Феномен адаптации применительно к условиям обучения в сельской начальной школе

1.2.Психологические особенности детей, поступающих в сельскую начальную школу

1.3.Психолого-педагогические условия адаптации младших школьников сельской начальной школы.

Выводы по первой главе.

Глава 2 Экспериментальное исследование процесса психолого-педагогической адаптации вновь поступающих детей в начальную школу.

2.1.Программа исследования процесса адаптации

2.2. Констатирующий эксперимент

2.3. Формирующий эксперимент

2.4. Контрольный эксперимент

2.5. Анализ результатов исследования

Выводы по второй главе

Психолого-педагогические рекомендации

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Адаптация ребенка к школьному обучению. курсовая.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. В исследовании Г.М.Чуткиной выявлено три уровня адаптации детей к школе. 

Высокий уровень  адаптации - ученик положительно относится  к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, прилежен, внимательно слушает объяснения и указания учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, занимает в классе благоприятное статусное положение. 

Средней уровень  адаптации - ученик положительно относится  к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но только когда занят чем-то интересным для него, поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками. 

Низкий уровень  адаптации - ученик отрицательно или  индеферентно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются  нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа затруднена, ему необходим постоянный контроль, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, пассивен, близких друзей не имеет. 

Следует выделить факторы, обуславливающие высокий уровень адаптации: полная семья, высокий уровень образования отца и матери, правильные методы воспитания в семье, отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма родителей, положительный стиль отношения учителя к детям, функциональная готовность к обучению в школе, благоприятный статус ребенка до поступления в первый класс, удовлетворенность в общении со взрослыми, адекватное осознание своего положения в группе сверстников. Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе, по данным того же исследования, имеет следующую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, функциональная неготовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении со взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, низкий уровень образования отца и матери, конфликтная ситуация из-за алкоголизма родителей, отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, отрицательный стиль отношения учителя к детям, неполная семья. [37. с. 48-62] 

В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, состояние дезадаптации. Оно проявляется в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее. Таким образом, школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психических заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. 

Ряд авторов: Л.Н.Ковалева, Ю.А.Александровский выделяют пять подгрупп детей, у которых по разному  протекает процесс адаптации. [1.с.46] 

1-я подгруппа  «норма» - на основании психологической диагностики наблюдений, характеристик, в нее можно включить детей, которые: 

-хорошо справляются  с учебной нагрузкой и не  испытывают значительных сложностей  в процессе обучения; 

-успешно взаимодействуют  с преподавателем и со сверстниками, т.е. не имеют проблем в сфере межличностных отношений; 

-не жалуются  на ухудшение состояния здоровья - психического и соматического; 

-не проявляют  асоциальных форм поведения. 

Процесс школьной адаптации у детей этой подгруппы  в целом проходит достаточно успешно. У них высокая мотивация обучения и высокая познавательная активность. 

2-я подгруппа  «группа риска» - в ней возможно  возникновение школьной дезадаптации, требующая психологической поддержки.  Дети обычно плохо справляются  с учебной нагрузкой, не проявляют видимых признаков нарушений социального поведения. Часто сфера неблагополучия у таких детей достаточно скрытого личного плана, у учащегося возрастает уровень тревожности и напряженности, как показатель неблагополучия развития. Важным сигналом о начинающемся неблагополучии может служить неадекватный показатель самооценки ребенка при высоком уровне школьной мотивации, возможны нарушения в сфере межличностных отношений. Если при этом увеличивается число заболеваний, это свидетельствует о том, что организм начинает реагировать на возникновение сложностей в школьной жизни из-за снижения защитных реакций. 

3-я подгруппа  «неустойчивая школьная дезадаптация»  - дети этой подгруппы не могут  успешно справляться с учебной  нагрузкой, нарушен процесс социализации, наблюдаются существенные изменения психосоматического здоровья. 

4-я подгруппа  «устойчивая школьная дезадаптация»  - помимо признаков школьной неуспешности  эти дети имеют еще один  важный и характерный признак  - асоциальное поведение: грубость, хулиганские выходки, демонстративное поведение, побеги из дома, прогулы уроков, агрессия и т.д. В самой общей форме отклоняющееся поведение школьника - всегда результат нарушения усвоения социального опыта ребенка, искажение мотивационных факторов, расстройство адаптивного поведения. 

5-я подгруппа  «патологические нарушения» - дети  имеют явное или неявное патологическое  отклонение в развитии, незамеченное, проявившиеся в результате обучения  или умышленно скрываемое родителями  ребенка при поступлении его  в школу, а также приобретенное в результате тяжелого, осложненного заболевания. К таким проявлениям патологических состояний можно отнести: 

-психические  (задержки психического развития  различной степени эмоциональной  сферы, неврозоподобные и психические  расстройства); 

-соматические (наличие  стойких физических неврозов, нарушения  сердечно-сосудистой, эндокринной,  пищеварительной систем, зрения  и т.д.). 

Существуют и  другие подходы классификации форм адаптации: 

1.Школьный невроз - это боязнь школы на неосознаваемом уровне. Проявляется в виде соматических симптомов (рвота, головная боль, повышение температуры и т.д.). [2. с. 47-56] 

2.Школьная фобия  - представляет собой проявление  непреодолимого страха, вызываемого  посещением школы. 

3.Дидактогенные  неврозы - вызываются неправильным поведением учителя, промахами в организации процесса обучения. В.А.Сухомлинский по этому поводу писал: «Я в течении нескольких лет изучал школьные неврозы. Болезненная реакция нервной системы на несправедливость учителя у одних детей приобретает характер взвинченности, у других - озлобленности, у третьих - это мания несправедливых обид и преследования, у четвертых - безучастность, крайняя угнетенность, у пятых - страх перед наказанием, у шестых - ожесточенность, принимаемая самые патологические проявления». 

4.Школьная тревожность  - это форма проявления эмоционального  неблагополучия. Она выражается  в волнении, повышенном беспокойстве  в учебной ситуации. Ребенок постоянно  неуверен в себе, в правильности  своего поведения, своих решений. [32. с. 23-46] 

Овчарова Р.В. предлагает следующую классификацию  форм школьной дезадаптации, в которой  анализируются причины возникновения  дезадаптации. [18. с. 87-120] 

Форма дезадаптации 

Причины  

1. Неприспособленность  к предметной стороне учебной  деятельности 

Недостаточное интеллектуальное и психомоторное  развитие ребенка, отсутствие помощи и  внимания со стороны родителей и  учителя.  

2. Неспособность  произвольно управлять своим  поведением. 

Неправильное  воспитание в семье (отсутствие внешних  норм, ограничений).  

3. Неспособность  принять темп школьной жизни  (чаще встречается у соматически  ослабленных детей, детей с  ЗПР, слабым типом нервной системы). 

Неправильное  воспитание в семье или игнорирование  взрослыми индивидуальных особенностей  

4. Школьный невроз или «фобия школы» - неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы». 

Ребенок не может  выйти за границы семейной обязанности, семья не выпускает его (чаще у  детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих  проблем).  
 
 

Овчарова Р.В. подчеркивает, что главная причина  школьной дезадаптации в младших  классах связана с характером семейного влияния. Если ребенок  приходит в школу из семьи, где  он не чувствует переживание «мы», он и в новую социальную обязанность - школу - входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой обязанности во имя сохранения неизменного «Я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена безразличия. 

Таким образом, при высоком уровне интеллекта, несмотря на указанные негативные факторы, ребенок  часто все же справляется с  учебной программой, однако у него могут наблюдаться отклонения в  развитии личности по невротическому типу. Среди специфических отклонений в личностном развитии чаще всего встречаются школьная тревожность и психогенная школьная дезадаптация. 

Личностно-ориентированное  обучение предполагает прежде всего  активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является собственно процесс учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею. 

Вполне естественно, что преодоление той или иной формы дезадаптации прежде всего должно быть направленно на устранение вызывающих ее причин. Очень часто дезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ролью ученика негативно влияют на его адаптацию в других средах общения. При этом возникает общая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его социальную отгороженность, отверженность. [3. с. 23-43] 

Разработаны различные  способы изучения школьной мотивации  и адаптации учащихся начальных  классов. 

Выводы по первой главе 
 

Поступление в  школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с  шести, и с семи лет. 

Ребенок, поступающий  в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. 

Поступление в  школу переломный момент в жизни ребенка, меняющий в целом иерархию его притязаний на признание. Поступление в школу - это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми. Меняется фактор места, социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка. Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок переходит от существования свободного от постоянных обязанностей, к обязательной общественно значимой деятельности: он обязан учиться. Теперь он подчинен системе строгих, обязательных для всех школьных и связанных со школой общих социальных правил. Смена места в системе общественных отношений - переход в позицию ученика, школьника, создает ситуацию психологической открытости ребенка. 

Именно поэтому  понятие «готовность ребенка  к школе» - комплексное, многогранное и охватывающее все сферы жизни  ребенка, в зависимости от понимания  сущности, структуры и компонентов  готовности ребенка к обучению, выявляются ее основные критерии и параметры. 

Глава 2. Экспериментальное  исследование процесса психолого-педагогической адаптации вновь поступающих  

детей в начальную  школу 
 

2.1 Программа  исследования процесса адаптации 
 

Целью исследования является изучение, коррекция и развитие адаптационных возможностей детей, проживающих в сельской местности к школе в зависимости от уровня готовности к обучению. 

Объект исследования: процесс адаптации младшего школьника  сельской школы к учебному процессу. 

Предмет исследования: психолого-педагогические условия адаптации младшего школьника к учебно-воспитательному процессу в начальной школе. 

Информация о работе Адаптация ребенка