Основными показателями полноценной
адаптации являются активное проявление
любознательности ко всему окружающему,
возникновение привязанности к педагогу,
желание играть со сверстниками, что свидетельствует
об эмоциональном благополучии ребенка.
Было проведено экспериментальное
исследование в детском саду № 29 Александровского района,
посёлка Яйва, результаты которого описаны
во второй главе работы.
Кроме того, нами разработаны
педагогические рекомендации воспитателям
и родителям по успешной адаптации детей
к детскому саду.
Таким образом, цель исследования
– изучить особенности адаптации детей к детскому саду
– достигнута; задачи реализованы.
Список информационных
источников
- Адаптация ребенка к условиям
детского сада: управление процессом,
диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская.
– Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.
- Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 6
- Алямовкая, В. Ясли – это серьезно
/ В. Алямовская. – М.: Линка-Пресс, 1999. –
144с.
- Арнаутова, Е.П. Планируем работу
ДОУ с семьей / Е.П. Арнаутова //
Управление ДОУ. – 2002. - №3. – С. 31-35.
- Баркан, А. И. Практическая психология
для родителей, или как научиться понимать
своего ребенка / А.И. Баркан. - М.: АСТ-ПРЕСС,
2007. – 417 с.
- Белкина, В.Н. Адаптация детей
раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина,
Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. –
236 с.
- Божович, Л.Н. Личность и ее формирование
в детском возрасте / Л.Н. Божович. – М.:
Проспект, 2002. – 414 с.
- Буре, Р.Н. Социальное развитие
ребенка / Под ред. О.Л. Зверевой. – М.: Просвещение, 1994. – 226 с.
- Варпаховская, О. Зеленая дверца:первые
шаги в общество / О. Варпаховская.// Ребенок
в детском саду. – 2005. – № 1.
- Видра, Д. Детский сад с точки
зрения психоанализа / Видра Д. // Дошкольное
воспитание №4
- Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. – М.: Педагогика, 2004. – 232 с.
- Возрастные особенности развития
детей дошкольного возраста [Электронный
ресурс] -Режим доступа: htpp/psyhologsova.ucoz.ru
› index/vozrastnye…doshkolnogo Дата доступа 10.05.2011.
- Волошина Л. Д. Современная воспитательная
система детского сада / Волошина Л.Д.,
Кокунько Л.И. // Дошкольное воспитание.
– 2004. - № 3. – С. 12 – 17.
- Выготский, Л.С. Вопросы детской
психологии / Л.С. Выготский. – СПб: СОЮЗ, 2007. – 224 с.
- Галанов А. С. Я иду в детский
сад: пособие родителей и воспитателей
/ Галанов А. С. – М.: Школьная пресса.
- Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ:
Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А.
Майер. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.
- Данилина, Т.А. Социальное партнерство педагогов,
детей и родителей. / Т.А. Данилина, Н.М.
Степина. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 112 с.
- Диагностика в детском саду.
Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной
Г.Д. – Ростов – на – Дону, Феникс, 2004. – 275 с.
- Долженко, В.А. и др. Адаптация детей дошкольного
возраста: проблемы и поиск решений. Современные
формы работы с детьми и родителями, коммуникативные
игры, игры на освоение окружающей среды,
совместные игры / авт. сост. Е. А. Долженко
[и др.]; под общ. ред. Е. А. Долженко. – Волгоград: Учитель, 2015. - 124 с.
- Доронова, Т.А. Взаимодействие
дошкольного учреждения с родителями
/ Т.А. Доронова. // Дошкольное воспитание.
– 2004. - № 1. С.
- Евстратова, Е.А. Новые формы
по взаимодействию дошкольного образовательного
учреждения и семьи. Сборник: Воспитание детей раннего
возраста в условиях детского сада. –
СПб, 2003. – 276с.
- Жердева, Е.В. Дети раннего возраста
в детском саду (возрастные особенности,
адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева.
– Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.
- Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском
саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007.
- Зверева, О.Л. Семейная педагогика
и домашнее воспитание / О.Л. Зверева, А.
И. Ганичева – М.: Академия, 2000. – 408 с.
- Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая
помощь родителям в подготовке малыша
к посещению детского сада / О.Л. Зубова
// Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7.
- Играем с малышами: игры и упражнения
для детей раннего возраста: / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Губанова. – М.: Просвещение, 2003.
- Калинина, Р. Ребёнок пошёл в
детский сад / Калинина Р., Семёнова Л.,
Яковлева Г. // Дошкольное воспитание. –
1998 - № 4.
- Кирюхина, Н. В. Организация
и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие
/ Н. В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112
с.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика
/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Владос,
2004. – 416 с.
- Костина В. Новые подходы к адаптации
детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – №1
- Кощеева З. В. Первые шаги малыша
в детском саду: методическое пособие.
/ Кощеева З. В. – Мн.:Зорны Верасень
- Крайг Г. Психология развития
/ Г. Крайг. – СПб: Питер, 2000. – 992 с.
- Кроха: Пособие по воспитанию,
обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2001. – 253 с.
- Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь,
боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Тренинговая
программа адаптации детей к условиям
дошкольного учреждения / С.В. Крюкова,
Н.П. Слободняк. – М.: генезис, 2000. – 123с.
- Луговская, А. Ребенок без проблем!
/ А Луговская, М.М. Кравцова, О.В. Шевнина.
– М.: Эксмо, 2008. – 352 с.
- Лямина Г. М. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Г. М. Лямина. - М.: Просвещение
- Монина, Г.Б. Проблемы маленького ребенка / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова. - С-Петербург. – М.: Речь, 2002. – 238 с.
- Морозова, Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями / Е.Г. Морозова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 11. –с.10 – 14.
- Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов.
– М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. 2: Психология образования.
– 608 с.
- Обухова, Л.Ф. Детская психология
/ Л.Ф. Обухова. – М.: Владос, 2007. – 530 с.
- Остроухова, А. Успешная адаптация
/ А. Остроухова // Обруч. – 2000. - №3. – С.16-18.
- Павлова, Л.Н. Раннее детство:
познавательное развитие / Л.Н. Павлова,
Е.Б. Волосова, Е.Г. Пилюгина. – М.: Мозаика
Синтез, 2004. – 415 с.
- Педагогика раннего возраста
/Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетковой,
Д.В. Сергеевой. – М., 1998. – 342с.
- Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2006. – 214 с.
- Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку
в период адаптации // Дошкольное воспитание.
– 2003. – №2. – С.14-16.
- Роньжина, А.С. Занятия психолога
с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному
учреждению / А.С. Роньжина. – М.: Книголюб,
2003. – 350 с.
- Самарина, Л.В. Открой новый
мир. Программа адаптации детей раннего
возраста к детскому саду/ Л.В. Самарина, В.А. Холопова. – СПб; 2003. – 221с.
- Севостьянова, Е.О. Дружная семейка / Е.О. Севостьянова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 235 с.
- Теплюк, С. Улыбка малыша в период
адаптации // Дошкольное воспитание / С.
Теплюк. – 2006. – №4. – С.46-51.
- Тонкова-Ямпольская, Р.В. Воспитателю
о ребенке дошкольного возраста / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток. –
М.: просвещение, 1987. – 432с.
- Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. - М.: «Академия»,
2007. – 336 с.
Интернет – ресурсы:
- http://www.dom-radosty.ru
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Анкета для родителей «Будем знакомы»
- Ф И. О. ребенка: _________________________________________________
дата рождения: _____________________________________________________
- Мать: Ф.И.О.: ___________________________________________________
год рождения: ______________________________________________________
образование: _______________________________________________________
специальность: _____________________________________________________
место работы: _____________________________________________________
проф. статус (рабочие, служащие): ____________________________________
- Отец: Ф.И. О.: __________________________________________________
год рождения: ______________________________________________________
образование: _______________________________________________________
специальность: _____________________________________________________
место работы: ______________________________________________________
проф. статус (рабочие, служащие): ____________________________________
- Адрес прописки: (проживания): ____________________________________
- Жилищные условия (собственное
жилье, стесненные условия, не имеем собственного
жилья): _____________________________________________
- Состав семьи (кто постоянно
живет с ребенком): взрослые________________________________________________________
дети (возраст)___________________________________________________
- К кому из членов семьи ребенок
наиболее привязан: ________________________________________________________________
- Кто в основном занимается воспитание
ребёнка: ________________________________________________________________
- Соблюдается ли режим дня ребёнка
в семье: ________________________________________________________________
- Как ребёнок относится к режимным процессам (положительно, нейтрально, отрицательно, ко всем по-разному): ________________________________________________________________
- Есть ли у ребенка привычки:
______________________________________
- Как Вы наказываете ребенка
и что наиболее действенно: ________________________________________________________________
- Как Вы поощряете ребенка и что
наиболее действенно: ________________________________________________________________
- Готовили ли Вы ребёнка к поступлению
в детский сад (в какой форме): ________________________________________________________________
- Ознакомлены ли Вы с режимом дня группы:
________________________________________________________________
- Были ли резкие перемены в обстановке,
в которой рос ребёнок (переезды, частые
или длительные разлуки с родителями),
реакция на них ребёнка: ________________________________________________________________
- Какие отношения у ребенка с
детьми: _______________________________
- Что Вас беспокоит в ребенке:
______________________________________
- Что Вы бы хотели узнать и какие
советы получить от специалистов дошкольного образовательного учреждения: _______________________________________________________________
Дата заполнения_______________ Подпись
заполнившего ________________
Анкета для родителей «Готовность ребенка к поступлению
в детский сад»
- Ребенок (фамилия, имя): ________________________________________
- Ф.И.О. родителей: _____________________________________________
- Состав семьи (кто постоянно
живет с ребенком): ___________________
- Есть ли другие дети, их возраст,
каковы взаимоотношения с ними: ______________________________________________________________
- К кому из членов семьи ребенок
больше привязан: __________________
- Часто ли ребенок болеет: ________________________________________
- Основные виды игр и занятий
дома: ______________________________
- Какие игрушки любит, кто их убирает: ____________________________
- Ведутся ли развивающие занятия
дома, какие, как часто: ______________________________________________________________
- Какие кружки, секции посещает ребенок: ______________________________________________________________
- Как Вы наказываете ребенка.
Какая мера наказания наиболее действенна: ______________________________________________________________
- Какая мера поощрения наиболее
действенна: _______________________
- Сколько времени ребенок посещает
детский сад: ___________________
- Какие у ребенка отношения с
детьми. Есть ли трудности (какие):
______________________________________________________________
- Индивидуальные особенности
ребенка: ____________________________
- Что Вас беспокоит в ребенке: ____________________________________
- Наличие нервно-психических
и соматических заболеваний у родителей
и родственников: _______________________________________________
Дата заполнения: ____________ Подпись заполнившего:
_________________
Приложение Б
Памятка для родителей
Уважаемые родители!
Скоро Вам вместе с малышом
предстоит начать новую жизнь. Чтобы Ваш
ребенок быстро и легко привык к новому
образу жизни, чтобы чувствовал себя в
группе уверенно и комфортно, мы просим Вас о сотрудничестве
в период его адаптации к новым условиям.
Первое знакомство ребенка
с детским садом проведите заочно по фотоальбому
«Мы ждем тебя, малыш».
Приведите ребенка несколько
раз на утреннюю и вечернюю прогулку, так
ребенку будет проще познакомиться с воспитателями
и другими детьми. Малыш должен видеть,
как мамы и папы приходят за детьми.
Приводите ребенка в группу,
когда остальные дети гуляют, дайте ему
возможность освоить новую обстановку.
Первую неделю приводите ребенка
к 9 часам, чтобы он не видел слез и отрицательных
эмоций других детей при расставании с
мамой. Желательно, чтобы малыш был накормлен.
Первую неделю советуем маме
находиться в группе вместе с малышом,
чтобы он чувствовал себя спокойнее. После
утренней прогулки мама забирает ребенка домой.
Вторую неделю пребывания в
детском саду малыш остается в группе
в течение такого же времени, что и в первую
неделю, но уже без мамы.
Желательно, чтобы мама приходила
к концу утренней прогулки, и ребенок
обедал в ее присутствии.
Третью и четвертую неделю предлагаем
ребенку остаться на дневной сон и просим
родителей забирать малыша вскоре после
дневного сна.
Формируйте у детей навыки самообслуживания
и личной гигиены.
Домашний режим должен соответствовать
режиму дошкольного учреждения.
Поощряйте игры с другими детьми,
расширяйте круг общения со взрослыми.
Если у Вас есть какие-либо вопросы
по проблемам детского сада, не обсуждайте
это при ребенке, но обязательно поделитесь
с сотрудниками нашего учреждения.
Приложение В
Анкета для родителей по результатам
адаптации
Уважаемые родители!
Ваши откровенные полные ответы
на вопросы анкеты помогут нам в организации
повседневной работы и общения с Вашими
детьми. Заранее спасибо за своевременную
заполненную анкету.
- Как прошла адаптация ребенка к детскому
саду?
Ребенок:
- Адаптировался к детскому саду
полностью;
- Не хочет идти в детский сад;
- Иногда не хочет идти в детский
сад;
- Вечером изъявляет желание
еще поиграть в детском саду.
- Как протекала адаптация Вашего
ребенка в детском саду?
Малыш шел в детский сад:
- с плачем;
- с уговорами;
- без эмоций;
- с удовольствием.
- Что по Вашему мнению, повлияло
на успешную адаптацию?
- Действия сотрдников;
- Совместные действия сотрудников
и родителей;
- Действия родителей.
- Каким было поведение Вашего
ребенка после первых дней посещения
детского сада?
- Обычным;
- Был сильно угнетен;
- Плохо засыпал;
- Отказался от еды;
- Полов впечатлений;
- Все эти факторы имели место
- Как Вы думаете, каковы пути
успешной адаптации к детскому саду? Что,
на Ваш взгляд, нужно изменить? Что Вы хотели бы увидеть
в детском саду? Ваши пожелания ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения ________________ Подпись
заполнявшего ____________