Адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 19:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - исследовать процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения.
В работе определены следующие задачи:
изучить психолого-педагогические аспекты адаптации детей
раннего возраста к дошкольному учреждению;
определить психолого-педагогические условия, при которых
успешно проходит процесс адаптации;
разработать методические рекомендации для воспитателей и
родителей по организации адаптации детей младшего возраста к
дошкольному учреждению.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ
Возрастные и индивидуальные особенности младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………7
Понятие, значение и виды адаптации……………………………… 17
Показатели и степени адаптации…………………………………… 23
Выводы к 1 главе………………………………………………………… 32
Глава 2. Изучение психолого-педагогических условий адаптации детей
младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
2.1 Описание дошкольного образовательного учреждения МДОУ
“Детский сад № 29” ……………………………………………………. 34
2.2 Диагностическое исследование адаптации детей младшего
дошкольного возраста к новым условиям……………………………. 35
2.3 Содержание, формы, методы организации адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада………… 42
2.4 Педагогические рекомендации воспитателям и родителям…….. 49
Выводы к 2 главе……………………………………………………….. 52
Заключение……………………………………………………………… 53
Список информационных источников…………

Файлы: 1 файл

Диплом Исаченко.doc

— 396.00 Кб (Скачать)

Основными показателями полноценной адаптации являются активное проявление любознательности ко всему окружающему, возникновение привязанности к педагогу, желание играть со сверстниками, что свидетельствует об эмоциональном благополучии ребенка.

Было проведено экспериментальное исследование в детском саду № 29 Александровского района, посёлка Яйва, результаты которого описаны во второй главе работы.

Кроме того, нами разработаны педагогические рекомендации воспитателям и родителям по успешной адаптации детей к детскому саду.

Таким образом, цель исследования – изучить особенности адаптации детей к детскому саду – достигнута; задачи реализованы.

 

 

 

 

Список информационных источников

  1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.
  2. Айсина, Р.  Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В.  Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 6
  3. Алямовкая, В. Ясли – это серьезно / В. Алямовская. – М.: Линка-Пресс, 1999. – 144с.
  4. Арнаутова, Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей / Е.П. Арнаутова // Управление ДОУ. – 2002. - №3. – С. 31-35.
  5. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка / А.И. Баркан. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 417 с.
  6. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
  7. Божович, Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.Н. Божович. – М.: Проспект, 2002. – 414 с.
  8. Буре, Р.Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О.Л. Зверевой. – М.: Просвещение, 1994. – 226 с.
  9. Варпаховская, О. Зеленая дверца:первые шаги в общество / О. Варпаховская.// Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1.
  10. Видра, Д. Детский сад с точки зрения психоанализа / Видра Д. // Дошкольное воспитание №4
  11. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. – М.: Педагогика, 2004. – 232 с.
  12. Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] -Режим доступа: htpp/psyhologsova.ucoz.ru › index/vozrastnye…doshkolnogo Дата доступа 10.05.2011.
  13. Волошина Л. Д. Современная воспитательная система детского сада / Волошина Л.Д., Кокунько Л.И. // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 3. – С. 12 – 17.
  14. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб: СОЮЗ, 2007. – 224 с.
  15. Галанов А. С. Я иду в детский сад: пособие родителей и воспитателей / Галанов А. С. – М.: Школьная пресса.
  16. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.
  17. Данилина, Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т.А. Данилина, Н.М. Степина. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 112 с.
  18. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на – Дону, Феникс, 2004. – 275 с.
  19. Долженко, В.А. и др. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры / авт. сост. Е. А. Долженко [и др.]; под общ. ред. Е. А. Долженко. – Волгоград: Учитель, 2015. - 124 с.
  20. Доронова, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова. // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. С.
  21. Евстратова, Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. – СПб, 2003. – 276с.
  22. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.
  23. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007.
  24. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л. Зверева, А. И. Ганичева – М.: Академия, 2000. – 408 с.
  25. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О.Л. Зубова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7.
  26. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Губанова. – М.: Просвещение, 2003.
  27. Калинина, Р. Ребёнок пошёл в детский сад / Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. // Дошкольное воспитание. – 1998 - № 4.
  28. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
  29. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Владос, 2004. – 416 с.
  30. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – №1
  31. Кощеева З. В. Первые шаги малыша в детском саду: методическое пособие. / Кощеева З. В. – Мн.:Зорны Верасень
  32. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб: Питер, 2000. – 992 с.
  33. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2001. – 253 с.
  34. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Тренинговая программа адаптации детей к условиям дошкольного учреждения / С.В. Крюкова, Н.П. Слободняк. – М.: генезис, 2000. – 123с.
  35. Луговская, А. Ребенок без проблем! / А Луговская, М.М. Кравцова, О.В. Шевнина. – М.: Эксмо, 2008. – 352 с.
  36. Лямина Г. М. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Г. М. Лямина. - М.: Просвещение
  37. Монина, Г.Б. Проблемы маленького ребенка / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова. - С-Петербург. – М.: Речь, 2002. – 238 с.
  38. Морозова, Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями / Е.Г. Морозова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 11. –с.10 – 14.
  39. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
  40. Обухова, Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Владос, 2007. – 530 с.
  41. Остроухова, А. Успешная адаптация / А. Остроухова // Обруч. – 2000. - №3. – С.16-18.
  42. Павлова, Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Е.Г. Пилюгина. – М.: Мозаика Синтез, 2004. – 415 с.
  43. Педагогика раннего возраста /Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетковой, Д.В. Сергеевой. – М., 1998. – 342с.
  44. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2006. – 214 с.
  45. Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С.14-16.
  46. Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А.С. Роньжина. – М.: Книголюб, 2003. – 350 с.
  47. Самарина, Л.В. Открой новый мир. Программа адаптации детей раннего возраста к детскому саду/ Л.В. Самарина, В.А. Холопова. – СПб; 2003. – 221с.
  48. Севостьянова, Е.О. Дружная семейка / Е.О. Севостьянова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 235 с.
  49. Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание / С. Теплюк. – 2006. – №4. – С.46-51.
  50. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток. – М.: просвещение, 1987. – 432с.
  51. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. - М.: «Академия»,

2007. – 336 с.

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.dom-radosty.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Анкета для родителей «Будем знакомы»

  1. Ф И. О. ребенка: _________________________________________________

дата рождения: _____________________________________________________

  1. Мать: Ф.И.О.: ___________________________________________________

год рождения: ______________________________________________________

образование: _______________________________________________________

специальность: _____________________________________________________

место работы: _____________________________________________________

проф. статус (рабочие, служащие): ____________________________________

  1. Отец: Ф.И. О.: __________________________________________________

год рождения: ______________________________________________________

образование: _______________________________________________________

специальность: _____________________________________________________

место работы: ______________________________________________________

проф. статус (рабочие, служащие): ____________________________________

  1. Адрес прописки: (проживания): ____________________________________
  2. Жилищные условия (собственное жилье, стесненные условия, не имеем собственного жилья): _____________________________________________
  3. Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком): взрослые________________________________________________________

дети (возраст)___________________________________________________

  1. К кому из членов семьи ребенок наиболее привязан: ________________________________________________________________
  2. Кто в основном занимается воспитание ребёнка: ________________________________________________________________
  3. Соблюдается ли режим дня ребёнка в семье: ________________________________________________________________
  4. Как ребёнок относится к режимным процессам (положительно, нейтрально, отрицательно, ко всем по-разному): ________________________________________________________________
  5. Есть ли у ребенка привычки: ______________________________________
  6. Как Вы наказываете ребенка и что наиболее действенно: ________________________________________________________________
  7. Как Вы поощряете ребенка и что наиболее действенно: ________________________________________________________________
  8. Готовили ли Вы ребёнка к поступлению в детский сад (в какой форме): ________________________________________________________________
  9. Ознакомлены ли Вы с режимом дня группы:  ________________________________________________________________
  10. Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребёнок (переезды, частые или длительные разлуки с родителями), реакция на них ребёнка: ________________________________________________________________
  11. Какие отношения у ребенка с детьми: _______________________________
  12. Что Вас беспокоит в ребенке: ______________________________________
  13. Что Вы бы хотели узнать и какие советы получить от специалистов дошкольного образовательного учреждения: _______________________________________________________________

Дата заполнения_______________ Подпись заполнившего ________________

 

 

Анкета для родителей «Готовность ребенка к поступлению в детский сад»

  1. Ребенок (фамилия, имя): ________________________________________
  2. Ф.И.О. родителей: _____________________________________________
  3. Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком): ___________________
  4. Есть ли другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними: ______________________________________________________________
  5. К кому из членов семьи ребенок больше привязан: __________________
  6. Часто ли ребенок болеет: ________________________________________
  7. Основные виды игр и занятий дома: ______________________________
  8. Какие игрушки любит, кто их убирает: ____________________________
  9. Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, как часто: ______________________________________________________________
  10. Какие кружки, секции посещает ребенок: ______________________________________________________________
  11. Как Вы наказываете ребенка. Какая мера наказания наиболее действенна: ______________________________________________________________
  12. Какая мера поощрения наиболее действенна: _______________________
  13. Сколько времени ребенок посещает детский сад: ___________________
  14. Какие у ребенка отношения с детьми. Есть ли трудности (какие):

______________________________________________________________

  1. Индивидуальные особенности ребенка: ____________________________
  2. Что Вас беспокоит в ребенке: ____________________________________
  3. Наличие нервно-психических и соматических заболеваний у родителей и родственников: _______________________________________________

Дата заполнения: ____________ Подпись заполнившего: _________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

Памятка для родителей

Уважаемые родители!

Скоро Вам вместе с малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы Ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, чтобы чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, мы просим Вас о сотрудничестве в период его адаптации к новым условиям.


Первое знакомство ребенка с детским садом проведите заочно по фотоальбому «Мы ждем тебя, малыш».

Приведите ребенка несколько раз на утреннюю и вечернюю прогулку, так ребенку будет проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Малыш должен видеть, как мамы и папы приходят за детьми.

Приводите ребенка в группу, когда остальные дети гуляют, дайте ему возможность освоить новую обстановку.

Первую неделю приводите ребенка к 9 часам, чтобы он не видел слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Желательно, чтобы малыш был накормлен.

Первую неделю советуем маме находиться в группе вместе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойнее. После утренней прогулки мама забирает ребенка домой.

Вторую неделю пребывания в детском саду малыш остается в группе в течение такого же времени, что и в первую неделю, но уже без мамы.

Желательно, чтобы мама приходила к концу утренней прогулки, и ребенок обедал в ее присутствии.

Третью и четвертую неделю предлагаем ребенку остаться на дневной сон и просим родителей забирать малыша вскоре после дневного сна.

Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.

Домашний режим должен соответствовать режиму дошкольного учреждения.

Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.

Если у Вас есть какие-либо вопросы по проблемам детского сада, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь с сотрудниками нашего учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

Анкета для родителей по результатам адаптации

Уважаемые родители!

Ваши откровенные полные ответы на вопросы анкеты помогут нам в организации повседневной работы и общения с Вашими детьми. Заранее спасибо за своевременную заполненную анкету.

  1. Как прошла адаптация ребенка к детскому саду?

Ребенок:

    • Адаптировался к детскому саду полностью;
    • Не хочет идти в детский сад;
    • Иногда не хочет идти в детский сад;
    • Вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду.
  1. Как протекала адаптация Вашего ребенка в детском саду?

Малыш шел в детский сад:

    • с плачем;
    • с уговорами;
    • без эмоций;
    • с удовольствием.
  1. Что по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию?
    • Действия сотрдников;
    • Совместные действия сотрудников и родителей;
    • Действия родителей.
  1. Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада?
    • Обычным;
    • Был сильно угнетен;
    • Плохо засыпал;
    • Отказался от еды;
    • Полов впечатлений;
    • Все эти факторы имели место
  1. Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что Вы хотели бы увидеть в детском саду? Ваши пожелания ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения ________________ Подпись заполнявшего ____________

 

 


Информация о работе Адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада