Адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 19:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - исследовать процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения.
В работе определены следующие задачи:
изучить психолого-педагогические аспекты адаптации детей
раннего возраста к дошкольному учреждению;
определить психолого-педагогические условия, при которых
успешно проходит процесс адаптации;
разработать методические рекомендации для воспитателей и
родителей по организации адаптации детей младшего возраста к
дошкольному учреждению.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ
Возрастные и индивидуальные особенности младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………7
Понятие, значение и виды адаптации……………………………… 17
Показатели и степени адаптации…………………………………… 23
Выводы к 1 главе………………………………………………………… 32
Глава 2. Изучение психолого-педагогических условий адаптации детей
младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
2.1 Описание дошкольного образовательного учреждения МДОУ
“Детский сад № 29” ……………………………………………………. 34
2.2 Диагностическое исследование адаптации детей младшего
дошкольного возраста к новым условиям……………………………. 35
2.3 Содержание, формы, методы организации адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада………… 42
2.4 Педагогические рекомендации воспитателям и родителям…….. 49
Выводы к 2 главе……………………………………………………….. 52
Заключение……………………………………………………………… 53
Список информационных источников…………

Файлы: 1 файл

Диплом Исаченко.doc

— 396.00 Кб (Скачать)

Для обеспечения этих условий необходимо провести работу по следующим направлениям:

  1. Работу с родителями начиналась задолго до поступления ребенка в ДОУ (за полгода) с целью достижения постепенного его перехода из семьи в детский сад.
  2. Создать на базе детского сада «Родительский клуб».
  3. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, повысить профессиональный уровень воспитателей. Для этого систематически проводить открытые мероприятия (педагогические советы, психологические тренинги с воспитателями и т.п.)
  4. Правильно организовать игровую деятельность в адаптационный период, направленную на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок».

Этапы реализации программы представлено в таблице 4.

Таблица 4. Этапы реализации программы

Этап

Период

Содержание

Подготовительный

До апреля

(Август)

Первое знакомство с воспитателями и группой во время записи ребенка

Август-Сентябрь

  1. Традиционное проведение родительского собрания: детальное знакомство с условиями детского сада, с организацией жизни малышей в детском саду.
  2. Ознакомление родителей с характеристикой возрастных возможностей и показателями развития детей младшего дошкольного возраста.
  3. Знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение: состояние здоровья, уровень развития, возраст, умение общаться с взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности, приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Информационное сопровождение – «Памятка для родителей»

Сентябрь

  1. Предварительное знакомство с детьми, посещение группы родителями вместе с детьми в течение трех дней во время подготовки группы к открытию; формирование у детей положительной ассоциативной связи с ДОУ.
  2. Анкетирование родителей по определению готовности поступления ребенка в ДОУ.
  3. Медико-психолого-педагогическая служба – прогнозирование течения адаптации по проведенному анкетированию, выявление группы «риска», разработка последовательности приема детей и рекомендаций для педагогов и родителей.
  4. Обсуждение с родителями даты поступления и длительности ежедневного пребывания ребенка в детском саду в адаптационный период.

Этап наблюдений

Конец сентября, октябрь

  1. Поэтапный прием детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания детей в группе, нахождение мамы в группе при необходимости, наблюдение за поведением детей, консультирование родителей.
  2. Разработка индивидуального режима для ребенка – постепенное вхождение ребенка в жизнь детского сада.
  3. Оформление листков адаптации, оценка уровня нервно-психического развития детей

Этапы анализа и выводов

Ноябрь

  1. Обработка результатов и анализ адаптационных листов, индивидуальных карт развития. Выявление детей с тяжелой степенью адаптации, и индивидуальная работа с ними.
  2. Анкетирование родителей по результатам адаптации. (приложение В)
  3. Внесение изменений в существующую модель работы

 

Основной метод и форма организации работы по адаптации – игра.

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера для игр. Эмоциональное общение возникает на основе действий, сопровождающихся улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребенку. [ 19: с. 46]

Первые игры проводятся фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискофмортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений. Игры способны ободрить робкого и развеселить плачущего ребенка, переключить внимание и расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Дети двух-трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться посредством игры и, основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

Таким образом, четкая профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, участие родителей и благополучный микроклимат в детском саду – залог оптимального течения адаптации детей к дошкольному учреждению.

 

2.4 Педагогические рекомендации воспитателям и родителям

К поступлению ребенка в ДОУ нужно готовиться заранее. Родители обычно много говорят об этом, но большинство из них всерьез не озабочены этой проблемой. Многие дети приходят в ДОУ с целым букетом вредных привычек, но это не самое страшное. Основные трудности возникают в период привыкания ребенка к режиму ДОУ, если дома он жил совсем в другом ритме.

Первым этапом в подготовке к поступлению ребенка в сад должен быть сбор информации о потенциальны воспитанниках, далее родителям сообщается, что необходимо взаимное посещение. Во время встречи с родителями нужно выяснить, какую помощь (педагогическую или психологическую) можно оказать, попросить родителей заполнить анкеты, пригласить на собеседование в детский сад. Оценив данные, полученные в результате, воспитатель или психолог проводят диагностику по психолого-педагогическим параметрам определения готовности поступления ребенка в ДОУ, разработанные доцентом кафедры поликлинической педиатрии РМАПО К. Л. Печорой. По результатам этой диагностики важно определить проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и заранее дать родителям рекомендации по подготовке к поступлению в ДОУ.

Когда ребенок приходит в детский сад, необходимо провести коррекцию тех показателей, которые были выявлены как проблемные, чтобы более четко определить прогноз адаптации.

Психолого-педагогические параметры дают возможность прогнозировать индивидуальный подход к детям в детском саду и семье в период адаптации. Следующий этап подготовки к жизни в организованном детском коллективе заключается в максимальном сближении его режима дня в семье с режимом детского сада. Родителям можно в этот период порекомендовать бывать чаще с ребенком в «обществе», чтобы он привыкал видеть вокруг себя незнакомые лица, попадал в другую среду. Но основное внимание родители должны уделить здоровью ребенка – одному из факторов, влияющих на характер адаптации к ДОУ.

Прием новых детей следует организовать таким образом, чтобы в понедельник поступил один новичок, в среду – другой, в пятницу – третий. Лучше, если в течение второй недели четвертый ребенок поступит в пятницу. На третьей неделе можно снова принять новых детей, а на четвертой – еще одного, максимум двух. В группе все должно быть готово к поступлению новых детей: заранее согласовано – как и чем кормить ребенка, где уложить спать и т.д. Недопустимо принимать в группе сразу много детей, чтобы воспитатель мог уделить больше времени новичку, провести с ним необходимые психологические тесты, беседы с родителями. Количество часов, проводимых новичком в группе, следует увеличивать постепенно: в течение первой недели – не более трех часов в день и увеличивается время пребывания в зависимости от эмоционального состояния ребенка. Таким образом, требуется 2-3 недели, чтобы ребенок по мере нормализации показателей смог проводить в ДОУ 10 часов. Во время адаптации обязательно сохраняются привычные для ребенка способы жизнедеятельности.

Воспитательная работа с детьми в адаптационный период должна проходить дифференцированно, в соответствии с содержанием потребности ребенка в общении.

При введении в ДОУ наибольшую трудность представляют дети, отнесенные к третьей группе адаптации (ребенок в привычных для него условиях боится остаться наедине со взрослыми, начинает плакать и искать близких) по характеру привыкания. Отсутствие близких, их внимания, ласки вызывает у таких детей тревогу и беспокойство. Это мешает им воспринимать окружающее и действовать в новой обстановке согласно предложениям и требованиям воспитателя. Действия ребенка становятся хаотичными, беспорядочными. Часто он как будто сжимается в комочек, стремится уединиться. При поступлении такого ребенка в группу ДОУ необходимо, в первую очередь, удовлетворить его потребность в общении с близкими. С этой целью первые дни пребывания ребенок должен проводить вместе с близким человеком, который поможет снять у ребенка отрицательные эмоции. Чтобы вызвать у ребенка положительное отношение к воспитателю, родители должны сами обращаться к нему с просьбами и вопросами. При этом ребенок должен сам почувствовать уважительное отношение родителя к воспитателю. Необходимо именно параллельное воздействие со стороны воспитателя и близкого человека для того, чтобы у ребенка не сложилась привычка находиться в группе с мамой. Присутствие матери должно быть направлено на установление сначала эмоционального контакте ее ребенка и воспитателя, а затем и на сотрудничество с ним. Если родные, придя в группе, будут только обнимать и жалеть ребенка, это наоборот, сыграет отрицательную роль в благополучной адаптации ребенка.

Для снятия эмоционального напряжения воспитатель должен применять: упражнения двигательного характера, веселую, негромкую музыку, игры с игрушками-забавами. Вовлечение в игровую деятельность совместно с воспитателем – самый эффективный метод по отношению к детям третьей группы адаптации. Воспитателю необходимо учитывать, что первые игровые действия таких детей должны проходить без участия сверстников. Они еще не готовы к общению, не умеют уступать, чем-то поделиться, боятся большого окружения.

Вторая группа адаптации – когда ребенок контактирует с воспитателем. Общителен, его не волнует отсутствие близких. В поведении определяющим является потребность в сотрудничестве и получении от взрослых сведений об окружающем, им очень важно внимание со стороны воспитателя, проявления ласки, слов одобрения. Только убедившись в расположении воспитателя, ребенок вступает с ним в общение ситуативно-действенного характера. Воспитатель должен поддерживать интерес ребенка к окружающему, обращать внимание на сходство и различие предметов и игр.

Первая группа адаптации – ребенок контактирует со взрослыми, играет со сверстниками. Воспитателю необходимо особое внимание уделить вопросу формирования взаимоотношения между детьми, используя методы педагогического воздействия.

Процесс введения ребенка в систему общественного воспитания – сложный. Характер периода адаптации будет зависеть от того, насколько правильно сумеет воспитатель понять нужды ребенка, его интересы, наклонности и не усугубить его состояние: своевременно удовлетворить все нужды, чтобы снять эмоциональное напряжение, организовать деятельность, способствующую не только удовлетворению нужд, но и формированию потребностей более высокого уровня, организовать режимные процессы ребенка и согласовывать методику их проведения с семьей, выбрать соответствующие характеру поведения ребенка приемы и методы педагогического воздействия, согласовывая их с семьей.

 

Выводы по второй главе

Во второй главе представлены результаты диагностики. Выявлено состояние адаптации ребенка к ДОУ в первые дни его поступления в детский сад. Разработана программа работы с детьми и их родителями, направленная на повышение уровня адаптации детей, поступивших в ДОУ, к его условиям. Программа учитывает социальные, психологические факторы, влияющие на уровень адаптации детей к дошкольному учреждению.

Необходимыми условиями адаптации ребенка к ДОУ являются: согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития. Необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение, что обеспечит оптимальное течение адаптации.

В процессе длительных наблюдений за адаптационным периодом детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада выявлено, что необходима разработка единых этапов при переходе ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

Заключение

 

Вопрос о помещении ребенка в дошкольное учреждение является остродискуссионным. Главное преимущество детского сада – это общение и приобретение первого социального опыта.

Дошкольное - образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, главной является всесторонне развитие личности ребенка. Помимо всестороннего развития ребенка, большое место в воспитательно-образовательной работе в ДОУ занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата – правильной и полной подготовки ребенка к школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, включающая широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Личность – сложная структура уже на уровне дошкольного возраста, и наиболее плодотворным ее исследование, в том числе и в вопросе адаптации к детскому саду, может быть лишь при наличии комплексного подхода к ней.

Выделяют следующие основные факторы, определяющие особенности адаптации ребенка к детскому саду: состояние здоровья детей; возрастные закономерности протекания адаптации; уровень развития общения ребенка; тип нервной системы ребенка.

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкая адаптация, средней тяжести и тяжелая адаптация.

Информация о работе Адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада