Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 19:49, дипломная работа
Цель работы - исследовать процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения.
В работе определены следующие задачи:
изучить психолого-педагогические аспекты адаптации детей
раннего возраста к дошкольному учреждению;
определить психолого-педагогические условия, при которых
успешно проходит процесс адаптации;
разработать методические рекомендации для воспитателей и
родителей по организации адаптации детей младшего возраста к
дошкольному учреждению.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ
Возрастные и индивидуальные особенности младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………7
Понятие, значение и виды адаптации……………………………… 17
Показатели и степени адаптации…………………………………… 23
Выводы к 1 главе………………………………………………………… 32
Глава 2. Изучение психолого-педагогических условий адаптации детей
младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
2.1 Описание дошкольного образовательного учреждения МДОУ
“Детский сад № 29” ……………………………………………………. 34
2.2 Диагностическое исследование адаптации детей младшего
дошкольного возраста к новым условиям……………………………. 35
2.3 Содержание, формы, методы организации адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада………… 42
2.4 Педагогические рекомендации воспитателям и родителям…….. 49
Выводы к 2 главе……………………………………………………….. 52
Заключение……………………………………………………………… 53
Список информационных источников…………
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация
«Институт развития современных образовательных технологий»
А.Ф. Смирнов
2015 года
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ТЕМА: АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Руководитель работы: Шапошникова Мария Владимировна уч. степень и звание ___________________ __________ «_____»___________ 2015 г. (подпись) |
Выполнена слушателем дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки «Дошкольное образование» Исаченко Анной Викторовной __________ «_____»__________ 2015 г. (подпись) |
Работа защищена
«_____»_____________2015 г.
________________________
(оценка)
2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы формирования адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ
Выводы к 1 главе………………………………………………………… 32
Глава 2. Изучение психолого-педагогических условий адаптации детей
младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
2.1 Описание дошкольного
“Детский сад № 29” ……………………………………………………. 34
2.2 Диагностическое исследование адаптации детей младшего
дошкольного возраста к новым условиям……………………………. 35
2.3 Содержание, формы, методы организации адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада………… 42
2.4 Педагогические рекомендации воспитателям и родителям…….. 49
Выводы к 2 главе……………………………………………………….. 52
Заключение……………………………………………………
Список информационных источников………………………………… 55
Приложение А…………………………………………………………… 60
Приложение Б …………………………………………………………… 61
Приложение В …………………………………………………………… 62
Введение
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – это первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности и способно вызвать эмоциональный стресс.
Поступление ребенка раннего
возраста в ДОУ может сопровождаться проблемой
его адаптации к новым условиям, так как
адаптационные возможности ограничены.
Возникновение у ребенка так называемого
«адаптационного синдрома» является прямым
следствием его психологической неготовности
к выходу из семьи. Это связано с особенностями
раннего возраста. Дети отличаются неустойчивостью
эмоционального состояния. Разлука с близкими
людьми и изменение привычного образа
жизни вызывают у детей негативные эмоции
и страхи. Длительное пребывание ребенка
в стрессовом состоянии может привести
к развитию невроза, замедлению темпа
психофизического развития.
От того, насколько ребенок подготовлен
в семье к переходу в детское учреждение,
зависит и течение адаптационного периода,
и его дальнейшее развитие. Чтобы период
адаптации детей проходил легче, необходима
профессиональная помощь семье. На помощь
семье должен прийти детский сад. Детский
сад должен стать «открытым» по всем вопросам
развития и воспитания.
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей младшего дошкольного возраста (А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина и др.). Адаптация определяется прежде всего, как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М. Аксарина). Анализ исследований (Н.М. Аксарина, Н.Д. Ватутина, Г.Г. Григорьева, Р.В. Тонкова-Ямпольская и др.) показывает, что основательно изучена в педагогике проблема адаптации ребенка к условиям детского сада. В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ (Белкина В.Н., Белкина Л.В., Вавилова Н.Д., Гуров В.Н., Жердева Е.В., Заводчикова О.Г., Кирюхина Н.В., Костина В., Печора К.Л., Тонкова-Ямпольская Р.В.). [19: с. 6]
При этом проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста остается, так как необходимо искать пути безболезненной адаптации детей, создание условий для детей с разным уровнем адаптации, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. И конечно, работа по адаптации детей должна идти в тесном контакте с родителями и начинаться уже в семье, до поступления в детский сад.
Анализ проблемы в теории и практике, большое количество исследований по проблеме адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) и недостаточная компетентность родителей и воспитателей в работе с детьми младшего дошкольного возраста обусловили выбор темы исследования: «Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада».
Объектом исследования является процесс и особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному учреждению.
Предметом исследования является психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному учреждению.
Цель работы - исследовать процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения.
В работе определены следующие задачи:
раннего возраста к дошкольному учреждению;
успешно проходит процесс адаптации;
родителей по организации адаптации детей младшего возраста к
дошкольному учреждению.
Гипотеза - мы предполагаем, что применение новых, дополнительных форм и методов при организации процесса адаптации, приведет к быстрому и безболезненному прохождению этого периода в жизни детей и их родителей.
В ходе исследования использовались следующие методы:
1. Теоретический – анализ литературы в аспекте темы;
2. Эмпирический – диагностирование;
3. Обработка и обобщение собранного материала
Практическая значимость и реализация результатов исследования позволяют:
Данная работа может иметь практическое значение для воспитателей детских садов с целью лучшей адаптации детей к условиям ДОУ.
Таким образом, результаты настоящей работы могут быть использованы при подготовке воспитателей детских садов, а также воспитателям с целью повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Основные этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2015 г.) - теоретический. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и анализ; постановка целей и задач, формулирование гипотезы исследования.
Второй этап (октябрь 2015 г.) - экспериментальный. Диагностика нервно-психического развития детей, уровня адаптации. Разработка рекомендаций для воспитателей и родителей. Подборка и апробация методов и приемов во время адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Третий этап (ноябрь 2015 г.) - обобщающий. Анализ и обобщение результатов проведенного исследования, оформление материалов исследования.
База проведения исследования: МДОУ Детский сад №29. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы формирования адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ
Независимо от стиля, присущего той или иной семье, она всегда играет кардинальную роль в воспитании ребенка. И именно семья является причиной отсутствия социальной адаптации ребенка, так как ребенок постоянно находится в окружении своих родителей, развивается, формируется именно в семье. [50, c. 128]
При этом играет роль структура семьи, ее образовательный и культурный уровень, нравственный облик семьи, отношение родителей к детям и к их воспитанию.
Роль семьи в формировании у ребенка «Я-концепции» особенно сильное, так как семья является единственной социальной средой для ребенка, не посещающего детские учреждения. Это влияние семьи на адаптацию ребенка продолжается и в дальнейшем. [4, c. 56]
У ребенка нет прошлого, нет поведенческого опыта, нет критериев самооценки. Опыт окружающих его людей, оценки, которые ему даются как личности, информация, которую дает ему семья, первые годы жизни формируют его самооценку. [ 3, c. 67]
Влияние внешней среды, подкрепляет самооценку, полученную ребенком дома: уверенный в себе ребенок успешно справляется с любыми неудачами в детском саду и дома; а ребенок с низкой самооценкой, несмотря на все свои удачи, постоянно терзается сомнениями, для него достаточно одной неудачи, чтобы потерять уверенность в себе.
По мнению Самсоновой О.В. для детей в возрасте 2-3 лет характерными являются следующие критерии возрастного состояния психического и физического развития ребенка. [5, c.71]
Возрастные особенности развития детей 2-3 лет
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.
ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:
Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.
ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами.
ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой - маленький, мокрый - сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше - меньше; полный - пустой).
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:
Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".
Но приведенные выше критерии физического и психического состояния развития ребенка определяют развитие ребенка без отклонений в здоровье ребенка. Такое состояние здоровья детей дошкольного возраста очень отличается от фактического уровня здоровья в современном обществе.
Если говорить о причинах частых нарушений психического здоровья детей, то среди их многообразия особо хотелось бы остановиться на двух аспектах. [46, c. 28]
Первый аспект - рост частоты перинатальных повреждений нервной системы еще в утробе матери или во время родов. Проявляются они в первые месяцы жизни ребенка возбуждением, нарушением сна, изменением тонуса мышц. К году эти расстройства, как правило, проходят (компенсируются). [42, c.162]
Но это период так называемого «мнимого благополучия», и уже к трем годам более чем у половины таких детей появляются изменения поведения, нарушение развития речи, двигательная расторможенность, то есть появляются синдромы минимальной дисфункции мозга. [44, c. 66]
Информация о работе Адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада