Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 19:49, дипломная работа
Цель работы - исследовать процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения.
В работе определены следующие задачи:
изучить психолого-педагогические аспекты адаптации детей
раннего возраста к дошкольному учреждению;
определить психолого-педагогические условия, при которых
успешно проходит процесс адаптации;
разработать методические рекомендации для воспитателей и
родителей по организации адаптации детей младшего возраста к
дошкольному учреждению.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ
Возрастные и индивидуальные особенности младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………7
Понятие, значение и виды адаптации……………………………… 17
Показатели и степени адаптации…………………………………… 23
Выводы к 1 главе………………………………………………………… 32
Глава 2. Изучение психолого-педагогических условий адаптации детей
младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
2.1 Описание дошкольного образовательного учреждения МДОУ
“Детский сад № 29” ……………………………………………………. 34
2.2 Диагностическое исследование адаптации детей младшего
дошкольного возраста к новым условиям……………………………. 35
2.3 Содержание, формы, методы организации адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада………… 42
2.4 Педагогические рекомендации воспитателям и родителям…….. 49
Выводы к 2 главе……………………………………………………….. 52
Заключение……………………………………………………………… 53
Список информационных источников…………
Задачи экспериментальной работы:
Диагностика уровня адаптации детей раннего возраста на базе МБДОУ детский сад №29 Александровского района, поселка Яйва. Участвовало в эксперименте 16 детей в возрасте 3х лет.
Использовались следующие методы исследования: наблюдение за детьми; анкетирование родителей.
Первая встреча с родителями проходила непосредственно перед поступлением ребенка в детский сад (примерно за неделю до прихода ребенка в группу). Родителям предлагалось ответить на вопросы анкет: «Будем знакомы», «Готовность ребенка к поступлению в детский сад» (Приложение А).
По результатам обработки анкетных данных было выявлено состояние готовности детей данной группы к поступлению в дошкольное образовательное учреждение, что отражено на рисунке (таблица 1, рис. 1).
Таблица 1. Готовность детей к посещению ДОУ
Готовность |
Баллы |
Результаты | |
Кол-во детей |
% | ||
Готов |
55-40 |
4 |
26,3 |
Условно готов |
39-24 |
9 |
52,6 |
Не готов |
23-16 |
3 |
21,1 |
По мнению родителей, готовы к поступлению в детский сад 26,3% детей, условно готовы – 52,6%, не готовы – 21,1%.
Рис.1. Готовность детей к поступлению в детский сад
Таким образом, у большинства детей отмечается не достаточный уровень готовности к условиям ДОУ. Уровень подготовки детей к дошкольному учреждению, выявленный на основе анкетирования родителей и наблюдений за детьми, можно охарактеризовать, как средний, так как преобладает оценка «условно готов».
При поступлении ребенка в детский сад мы, педагоги, использовали формы организации общения с родителями как индивидуальные, так и фронтальные.
В индивидуальных беседах с родителями выясняли условия жизни ребенка в семье, состояние его здоровья, привычки, особенности характера, режим, взаимоотношения между взрослыми членами семьи; знакомили с сотрудниками детского сада, которые будут работать с детьми; рассказывали о режиме дня детей в детском саду.
Достаточно полно использовалась наглядная информация для родителей. В нее включалось следующее:
Стенд наглядной информации для родителей оформлен в едином стиле, не перегружен материалом, отличается хорошим оформлением, простотой и логичностью изложенного материала.
Период адаптации детей в присутствии родителей длится до двух – трех дней, постепенно снижая интенсивность их участия в деятельности ребенка, одновременно прослеживая адекватность и компетентность действий воспитателя.
Результат констатирующего эксперимента показал, что в дошкольном учреждении созданы условия для организации процесса адаптации детей к детскому саду, но их следует обновлять и расширять при помощи новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения.
В детском саду попытки решения проблемы адаптации в основном сводятся к рекомендациям родителям максимально приблизить режим дня ребенка к режиму дошкольного учреждения.
На длительность и характер адаптации особое влияние оказывают такие факторы, как социальный и эмоционально-психологический. При прохождении острой фазы адаптационного периода в дошкольном учреждении у детей преобладает уровень адаптации средней тяжести, уровень адаптации также средний.
Для определения успешности адаптации детей мы использовали методику, предложенную А. Остроуховой. Наблюдая за процессом адаптации и внося данные своих наблюдений в специальный протокол, воспитатель делает вывод о результате адаптации каждого ребенка.
Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации:
Каждый из фактоpов может оцениваться от +3 до -3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации.
Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования даются краткие характеристики разных оценок (+1, +2, +3, 0, -1, -2, -3).
Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации. Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в дошкольном образовательном учреждении) или быть сколько угодно долгим.
Уровень адаптации выводится из взаимодействия продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций. При выявлении уровня адаптации к ДОУ мы опирались на рекомендации А. Остроуховой.
Таблица 2. Уровень адаптации детей к дошкольному учреждению
Адаптация |
Адаптационный период |
Поведенческие реакции |
Уровни адаптации |
Легкая |
От 5 дн. до нед. |
+12…+8 |
А-1 и П-1 А-1 и П-2 высокий |
Средняя |
От 15 дн. до 3 нед. |
+7…0 |
А-1 и П-3 А-2 и П-2 средний |
Усложненная |
От 25 дн. до 5 нед. |
-1…-7 |
А-2 и П-4 А-3 и П-3 сложный |
Дезадаптация |
Более 5 нед. |
-8…-12 |
А-3 и П-4 А-4 и П-4 дезадаптация |
Определение поведенческой реакции ребенка:
+3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
+2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
+1 Иногда задумчив, замкнут.
-1 Легкая плаксивость, хныканье.
-2 Плачет за компанию; плач приступообразный.
-3 Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.
+3 Много друзей, охотно играет с детьми.
+2 Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.
+1 Безучастен к играм; отстранен, замкнут.
-1 Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.
-2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
-3 Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
+3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.
+2 Сон спокойный.
+1 Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.
-1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
-2 Засыпает с плачем, долго беспокоен во сне.
-3 Отсутствие сна, плач.
+3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
+2 Нормальный аппетит, ест до насыщения. Сон спокойный.
+1 Аппетит выборочный, но насыщенный, но недолго.
-1 Отвергает некоторые блюда, капризничает.
-2 Приходится следить за тем, чтобы он ел, ест долго, неохотно.
-3 Отвращение к еде, кормление мучительно.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
Результаты анализ адаптационной карты детей представлены в таблице 3. В процентном соотношении уровни адаптации можно представить в виде диаграммы (рис.2).
Результаты показали, что высокий уровень адаптации выявлен у 31,25% детей, средний – у56,25%, сложный – 12,5%.
Таблица 3. Уровень адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению
Уровень |
Число детей |
% |
Высокий (до 1 недели) |
5 |
31,25 |
Средний (до 3 недель) |
9 |
56,25 |
Сложный (до 5 недель) |
2 |
12,5 |
Рис.2. Уровень адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению
Таким образом, результаты диагностики адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ показали, что выявлена группа детей, которые не адаптировались к детскому саду, период адаптации превысил 4 недели. С этими детьми необходимо проводить работу с учетом индивидуальных особенностей с привлечением родителей.
2.3 Содержание, формы, методы организации адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Результаты исследования показали необходимость применения новых, дополнительных форм и методов при организации процесса адаптации детей, которые бы позволили создавать все необходимые условия для более успешного, быстрого и безболезненного прохождения этого периода в жизни детей и их родителей.
При разработке форм и методов адаптации мы опирались на рекомендации Ларионовой Г.Б., Калитиной Р., Данилиной Т.А.
В результате была разработан план работы на тему: «Адаптация детей младшего дошкольного возраста, как процесс и результат усвоения опыта общения всех участников адаптационного периода в совместной деятельности».
Цель: подготовка ребенка к самораскрытию личности, самореализации социальных и творческих способностей.
Условия:
Информация о работе Адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада