Адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 19:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - исследовать процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения.
В работе определены следующие задачи:
изучить психолого-педагогические аспекты адаптации детей
раннего возраста к дошкольному учреждению;
определить психолого-педагогические условия, при которых
успешно проходит процесс адаптации;
разработать методические рекомендации для воспитателей и
родителей по организации адаптации детей младшего возраста к
дошкольному учреждению.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ
Возрастные и индивидуальные особенности младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………7
Понятие, значение и виды адаптации……………………………… 17
Показатели и степени адаптации…………………………………… 23
Выводы к 1 главе………………………………………………………… 32
Глава 2. Изучение психолого-педагогических условий адаптации детей
младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
2.1 Описание дошкольного образовательного учреждения МДОУ
“Детский сад № 29” ……………………………………………………. 34
2.2 Диагностическое исследование адаптации детей младшего
дошкольного возраста к новым условиям……………………………. 35
2.3 Содержание, формы, методы организации адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада………… 42
2.4 Педагогические рекомендации воспитателям и родителям…….. 49
Выводы к 2 главе……………………………………………………….. 52
Заключение……………………………………………………………… 53
Список информационных источников…………

Файлы: 1 файл

Диплом Исаченко.doc

— 396.00 Кб (Скачать)

Задачи экспериментальной работы:

  1. выявить уровень адаптации ребенка к ДОУ в первые дни его поступления в детский сад;
  2. разработать перспективный план работы воспитателей с детьми с разным уровнем адаптации;
  3. разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Диагностика уровня адаптации детей раннего возраста на базе МБДОУ детский сад №29 Александровского района, поселка Яйва. Участвовало в эксперименте 16 детей в возрасте 3х лет.

Использовались следующие методы исследования: наблюдение за детьми; анкетирование родителей.

Первая встреча с родителями проходила непосредственно перед поступлением ребенка в детский сад (примерно за неделю до прихода ребенка в группу). Родителям предлагалось ответить на вопросы анкет: «Будем знакомы», «Готовность ребенка к поступлению в детский сад» (Приложение А).

По результатам обработки анкетных данных было выявлено состояние готовности детей данной группы к поступлению в дошкольное образовательное учреждение, что отражено на рисунке (таблица 1, рис. 1).

 

Таблица 1. Готовность детей к посещению ДОУ


Готовность

Баллы

Результаты

Кол-во детей

%

Готов

55-40

4

26,3

Условно готов

39-24

9

52,6

Не готов

23-16

3

21,1


 

 

По мнению родителей, готовы к поступлению в детский сад 26,3% детей, условно готовы – 52,6%, не готовы – 21,1%.

 

Рис.1. Готовность детей к поступлению в детский сад

 

Таким образом, у большинства детей отмечается не достаточный уровень готовности к условиям ДОУ. Уровень подготовки детей к дошкольному учреждению, выявленный на основе анкетирования родителей и наблюдений за детьми, можно охарактеризовать, как средний, так как преобладает оценка «условно готов».

При поступлении ребенка в детский сад мы, педагоги, использовали формы организации общения с родителями как индивидуальные, так и фронтальные.

В индивидуальных беседах с родителями выясняли условия жизни ребенка в семье, состояние его здоровья, привычки, особенности характера, режим, взаимоотношения между взрослыми членами семьи; знакомили с сотрудниками детского сада, которые будут работать с детьми; рассказывали о режиме дня детей в детском саду.

Достаточно полно использовалась наглядная информация для родителей. В нее включалось следующее:

  • Визитная карточка учреждения с указанием направления его деятельности и программы работы (презентация).
  • Информация о достижениях (дипломы, грамоты как сотрудников учреждения, так и детей).
  • Стенд о правах и обязанностях родителей, который содержит краткие выдержки из нормативно-правовых документов от международного до локального уровня (Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Закон об образовании и другие).
  • График работы сотрудников с детьми и родителями (с указанием фамилии, имени, отчества сотрудника, контактные телефоны).
  • Папки-передвижки с советами психологов о том, каким образом облегчить ребенку расставание с родителями.

Стенд наглядной информации для родителей оформлен в едином стиле, не перегружен материалом, отличается хорошим оформлением, простотой и логичностью изложенного материала.

Период адаптации детей в присутствии родителей длится до двух – трех дней, постепенно снижая интенсивность их участия в деятельности ребенка, одновременно прослеживая адекватность и компетентность действий воспитателя.

Результат констатирующего эксперимента показал, что в дошкольном учреждении созданы условия для организации процесса адаптации детей к детскому саду, но их следует обновлять и расширять при помощи новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения.

В детском саду попытки решения проблемы адаптации в основном сводятся к рекомендациям родителям максимально приблизить режим дня ребенка к режиму дошкольного учреждения.

На длительность и характер адаптации особое влияние оказывают такие факторы, как социальный и эмоционально-психологический. При прохождении острой фазы адаптационного периода в дошкольном учреждении у детей преобладает уровень адаптации средней тяжести, уровень адаптации также средний.

Для определения успешности адаптации детей мы использовали методику, предложенную А. Остроуховой. Наблюдая за процессом адаптации и внося данные своих наблюдений в специальный протокол, воспитатель делает вывод о результате адаптации каждого ребенка.

Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации:

    • эмоциональное состояние,
    • коммуникабельность,
    • послеполуденный сон,
    • аппетит.

Каждый из фактоpов может оцениваться от +3 до -3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации.

Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования даются краткие характеристики разных оценок (+1, +2, +3, 0, -1, -2, -3).

Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации. Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в дошкольном образовательном учреждении) или быть сколько угодно долгим.

Уровень адаптации выводится из взаимодействия продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций. При выявлении уровня адаптации к ДОУ мы опирались на рекомендации А. Остроуховой.

 

 

 

 

Таблица 2. Уровень адаптации детей к дошкольному учреждению

Адаптация

Адаптационный период

Поведенческие реакции

Уровни адаптации

Легкая

От 5 дн. до нед.

+12…+8

А-1 и П-1

А-1 и П-2 высокий

Средняя

От 15 дн. до 3 нед.

+7…0

А-1 и П-3

А-2 и П-2 средний

Усложненная

От 25 дн. до 5 нед.

-1…-7

А-2 и П-4

А-3 и П-3 сложный

Дезадаптация

Более 5 нед.

-8…-12

А-3 и П-4

А-4 и П-4 дезадаптация


 

 

Определение поведенческой реакции ребенка:

  1. Эмоциональное состояние ребенка.

+3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

+2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

+1 Иногда задумчив, замкнут.

-1 Легкая плаксивость, хныканье.

-2 Плачет за компанию; плач приступообразный.

-3 Сильный, профилактический  плач; подавленное настроение.

  1. Социальные контакты ребенка.

+3 Много друзей, охотно играет с детьми.

+2 Сдержан, просится на  руки; неохотно играет с детьми.

+1 Безучастен к играм; отстранен, замкнут.

-1 Невесел, с детьми не  контактирует, даже если вовлечен  в игру.

-2 Проявляет тревогу, бросает  начатые игры.

-3 Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

  1. Сон ребенка.

+3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

+2 Сон спокойный.

+1 Засыпает нескоро, спит  спокойно, но недолго.

-1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

-2 Засыпает с плачем, долго  беспокоен во сне.

-3 Отсутствие сна, плач.

  1. Аппетит ребенка.

+3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+2 Нормальный аппетит, ест  до насыщения. Сон спокойный.

+1 Аппетит выборочный, но насыщенный, но недолго.

-1 Отвергает некоторые  блюда, капризничает.

-2 Приходится следить за тем, чтобы он ел, ест долго, неохотно.

-3 Отвращение к еде, кормление  мучительно.

Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

  • хороший аппетит,
  • охотное общение с другими детьми,
  • адекватная реакция на любое предложение воспитателя,
  • нормальное эмоциональное состояние.

Результаты анализ адаптационной карты детей представлены в таблице 3. В процентном соотношении уровни адаптации можно представить в виде диаграммы (рис.2).

Результаты показали, что высокий уровень адаптации выявлен у 31,25% детей, средний – у56,25%, сложный – 12,5%.

 

 

 

 

 

Таблица 3. Уровень адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

Уровень

Число детей

%

Высокий (до 1 недели)

5

31,25

Средний (до 3 недель)

9

56,25

Сложный (до 5 недель)

2

12,5


 

Рис.2. Уровень адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

 

Таким образом, результаты диагностики адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ показали, что выявлена группа детей, которые не адаптировались к детскому саду, период адаптации превысил 4 недели. С этими детьми необходимо проводить работу с учетом индивидуальных особенностей с привлечением родителей.

 

2.3 Содержание, формы, методы организации адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада


Результаты исследования показали необходимость применения новых, дополнительных форм и методов при организации процесса адаптации детей, которые бы позволили создавать все необходимые условия для более успешного, быстрого и безболезненного прохождения этого периода в жизни детей и их родителей.

При разработке форм и методов адаптации мы опирались на рекомендации Ларионовой Г.Б., Калитиной Р., Данилиной Т.А.

В результате была разработан план работы на тему: «Адаптация детей младшего дошкольного возраста, как процесс и результат усвоения опыта общения всех участников адаптационного периода в совместной деятельности».

Цель: подготовка ребенка к самораскрытию личности, самореализации социальных и творческих способностей.

Условия:

  1. учет их индивидуально-психологических особенностей и факторов «риска», усложняющих адаптацию; общение в совместной деятельности педагога с детьми.
  2. организация взаимодействия ДОУ и семьи, куда относятся:
  • осознание и понимание педагогами ДОУ роли семьи;
  • включение родителей в жизнь ДОУ, расширение представлений родителей о жизни детей в ДОУ;
  • психологическое консультирование родителей;
  • выработка единого подхода к воспитанию ребенка дома и в дошкольном учреждении, единых требований к нему.

Информация о работе Адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада