Развитие малого бизнеса в индустрии гостеприимства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучить гостиничное хозяйство как основу индустрии туризма.
Задачи:
1. Изучить сущность гостиничного хозяйства, а именно основные понятия в области гостиничного хозяйства и классификацию средств размещения.
2. Изучить организационно-экономическую характеристику объекта исследования.
3. Сделать анализ развития гостиничного комплекса.
4. Провести сравнительную оценку услуг предприятия индустрии гостеприимства на рынке гостиничных услуг.
5. Изучить направления развития гостиничного хозяйства в условиях рынка.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….4
1. Особенности развития малого бизнеса в рыночной экономике…………………………………………6
1.1. Малый бизнес и его экономическая роль…………….6
1.2. Формы поддержки малых предприятий в России и за рубежом………………………………..8
2. Организационно-экономическая характеристика объекта исследования..................................................................................................14
3. Анализ деятельности предприятия малого бизнеса………………………………..28
4. Прогнозирование основных экономических показателей предприятия малого бизнеса………………………………………………….34
5. Разработка стратегии роста малого предприятия……..38
Заключение……………………………………………………………………..45
Список использованных источников…………………………………………48

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

При определении средней численности работающих на предприятии в расчет включается полный рабочий день (для работающих по договорам гражданско-правового характера)или фактическое число отработанных в учитываемый день часов (для работающих по трудовым договорам, в том числе по совместительству).

Как показывает мировая практика, малые предприятия имеют значительный удельный вес в экономике, число их растет, они пользуются государственной поддержкой. Так, в США на долю малых предприятий приходится до 40% ВНП и 50% валового продукта частного сектора, в том числе в строительстве — 80%, в оптовой торговле — 86, в сфере обслуживания — 81%. На малых предприятиях США сосредоточено более половины занятых служащих. Во Франции малое предпринимательство занимает доминирующее положение в строительстве, торговле, производстве товаров народного потребления, туризме. В Японии доля малых и средних предприятий в общем количестве предприятий составляет более 90%, по числу занятых работников — 80,6%, по объему продаж в розничной торговле — 80,4%.

Возрастает роль малых предприятий и в экономике России. Значительную помощь малому предпринимательству оказывают Федеральный фонд поддержки предпринимательства, фонды поддержки предпринимательства в регионах. Развитие малых предприятий стимулируется налоговыми льготами при производстве товаров и услуг, льготным кредитованием, предоставлением оборудования по лизинговым договорам и другими мерами.

Если в 1991 г. в России было 268 тыс. малых предприятий, то на начало 2002 г. их было около 843,0 тыс. Число малых предприятий в экономике России приведено в табл. 3. В 2002 г. среднесписочная численность работников на малых предприятиях составила более 6 млн. человек. Создание новых малых предприятий имеет большое значение, так как способствует росту занятости трудоспособного населения, обеспечивает развитие производства товаров и услуг.

Как показывает мировая практика, малые предприятия обладают следующими положительными чертами: гибкость и оперативность в действиях, приспособляемость (адаптация) к местным условиям, невысокие расходы по управлению, возможность более быстрой реализации идей, высокая оборачиваемость капитала и др.

Однако малые предприятия (а к ним относят и индивидуальных предпринимателей) имеют и серьезные недостатки: малый объем первоначального капитала, поэтому длительные сроки развития предприятия, финансовые трудности (сложность получения кредита), невысокий уровень профессионального менеджмента, относительно высокий уровень риска на первой стадии жизненного цикла предприятия, трудности привлечения высококвалифицированных кадров, высокий уровень занятости руководителя малого предприятия и др. Поэтому во всех развитых странах, как правило, имеются специальные государственные органы поддержки малого предпринимательства, осуществляются финансово-кредитная и другие меры поддержки малых предприятий.

В России в соответствии с законом государственная поддержка малых предприятий осуществляется по следующим направлениям:

- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

В мае 1993 г. Правительство РФ приняло постановление № 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", определяющее приоритеты развития малого предпринимательства:

- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

- производство продовольственных, промышленных товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;

- оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

- строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;

- инновационная деятельность.

Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях предприятий и организаций отраслей экономики и роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:

- численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;

- вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);

- вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;

- ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в решение проблемы сокращения числа безработных;

- насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;

- навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др.

Как отмечалось выше, процесс создания в России малых предприятий начался в 1988 г. Бурный рост их наблюдался в 1988-1994 гг., но в последующие годы их число существенно не изменилось. Если в 1995 г., по данным Госкомстата РФ, число малых предприятий в стране составило 877,3 тыс., то на 1 января 2002 г. в российской экономике действовало 843,6 тыс. малых предприятий. На 1 января 2002 г. численность индивидуальных предпринимателей составила 4496,9 тыс. человек, в том числе 265,5 тыс. глав крестьянских фермерских хозяйств. Достигнутого количества малых предприятий России недостаточно для усиления их роли в экономике. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах — членах ЕС — не менее 30. К этому уровню приближаются лишь крупнейшие города — Москва и Санкт-Петербург, в которых на 1000 жителей приходится соответственно 20 и 23 малых предприятия.

За последние годы не увеличилось число малых предприятий и в общей численности предприятий и организаций страны. В России доля малых предприятий в общем числе предприятий составляет лишь 30,7%, тогда как в странах — членах ЕС только микропредприятия составляют 90% общего числа предприятий. Неравномерно распределяется количество малых предприятий по экономическим районам России. Практический интерес представляют данные, характеризующие распределение числа малых предприятий по регионам страны. Так, на 1 января 2002 г. число малых предприятий в процентах к общему числу малых предприятий страны составляло: Северо-Западный округ — 14,5%; Центральный округ — 36,7; Поволжский округ — 15,0; Уральский округ — 6,6; Сибирский округ — 11,8; Дальневосточный округ — 4,7; Южный округ — 9,7%.

В таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, на 1 января 2002 г. функционировало соответственно 21,6 и 9,3% малых предприятий. Однако незначителен удельный вес малых предприятий в таких промышленно развитых регионах, как Ленинградская область — 1,4%; Нижегородская область — 1,8%; Свердловская область — 3,6%; Московская область — 4,9%.

 

Общее число постоянно работающих на малых предприятиях на 1 января 2000 г. составило 6485 тыс. человек, что на 2,1% выше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Доля среднесписочной численности занятых на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики (без внешних совместителей и работающих по договорам) составила 13%. Общая занятость в сфере малого предпринимательства на 1 января 2001 г. составила 7 млн. 569 тыс. человек, в том числе средняя численность совместителей — 607,1 тыс. человек и работающих по договорам— 379,5 тыс. человек.

На 1 января 2001 г. сектор малого предпринимательства обеспечивал занятость только каждого десятого работающего на предприятиях и в организациях России. Характерно, что в странах Западной Европы в сектор малого предпринимательства вовлечено 50—70% экономически активного населения стран.

За последние годы в России сократилась среднесписочная численность работников малых предприятий, что привело к сокращению средней численности работающих на одном малом предприятии в целом по экономике страны и по большинству отраслей экономики. Так, в 2001 г. средняя численность работавших на одном малом предприятии составила (человек):

в целом по стране — 9;

промышленность — 12;

сельское хозяйство — 13;

строительство — 12;

транспорт —11;

связь — 11;

торговля и общественное питание — 6;

оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения — 8;

информационно- вычислительное обслуживание — 8;

операции с недвижимым имуществом — 7;

общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка — 6;

другие виды деятельности сферы материального производства — 9;

жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения — 9;

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение — 7;

образование — 9;

культура и искусство — 7;

наука и научное обслуживание — 6;

финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение — 6.

Деятельность малых предприятий характеризуется более высокой производительностью труда, особенно малых предприятий промышленности, транспорта, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и малых строительных предприятий. Во всех указанных сферах производительность труда в 2000 г. была выше среднероссийского уровня, что свидетельствует о высокой эффективности использования работников малых предприятий. На малых промышленных предприятиях производительность труда превысила среднюю производительность, достигнутую в промышленности, на 30%.

Малые предприятия страны вносят значительный вклад в производство продукции (работ, услуг). Только за 2001 г. всеми малыми предприятиями произведено продукции (работ, услуг) в фактических ценах на сумму 852 705,2 млрд. руб., что составило 6% общего объема произведенной в России продукции (работ, услуг).

Более половины продукции произведено за счет хозяйственной деятельности малых предприятий промышленности и строительства. Особенно высок удельный вес продукции малых предприятий торговли и общественного питания. Так, по итогам 2001 г. надолго малых предприятий Москвы в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании приходилось 44% розничного товарооборота и 73% объема бытовых услуг.

Малые предприятия более эффективно используют имеющиеся у них факторы производства (основные фонды, сырье, материалы, топливо, энергию и рабочую силу), поэтому, как правило, имеют более высокую рентабельность продукции (работ, услуг) и затрат по сравнению с соответствующей отраслевой. В 2001 г. особенно успешно функционировали малые предприятия жилищно-коммунального хозяйства и непроизводственных видов бытового обслуживания населения, на которых на каждый вложенный рубль приходилось 24 коп. прибыли и 34 коп. прибыли на каждый рубль выпущенной продукции. В отдельных регионах страны малые предприятия вносят значительный вклад в формирование федерального бюджета. Так, малые предприятия Москвы формируют около 40% городского бюджета. Правительство и мэр Москвы Ю.М. Лужков осуществляют общую программу поддержки и развития малых предприятий Москвы. Малые предприятия испытывают большую потребность в инвестициях, поэтому государство и региональные органы власти должны оказывать малым предприятиям помощь в получении инвестиций, необходимых для их развития.

Опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

- формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

- расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;

- приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействие структурной перестройке экономики.

- малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

привлечение личных средств населения для развития производства.

- Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;

- создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

более эффективное использование творческих способностей людей, что способствует раскрытию их талантов, освоению различных видов ремесел, народных промыслов;

- вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство представляет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

- формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);

- активизация научно-технического прогресса;

- освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

- содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;

- освобождение государства от низко рентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, изобретений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой — к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать значительные средства в форме налоговых поступлений — все это определяет важность малых предприятий в развитии экономики страны.

 

 

2        Организационно-экономическая характеристика объекта исследования.

 

 

Наименование предприятия – ООО «Гостиница «Патриот» в лице директора Акиншина Ивана Степановича. Общество с ограниченной ответственностью. Полный адрес  Гостиницы   « Патриот »  - город Белгород, 2-ой карьерный переулок, дом 10, индекс 308001. ИНН – 3123061954, КПП – 312301001, Р./с. – 40702810200010000728. К./с. – 30101810100000000701, БИК – 041403701.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в индустрии гостеприимства