Развитие малого бизнеса в индустрии гостеприимства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучить гостиничное хозяйство как основу индустрии туризма.
Задачи:
1. Изучить сущность гостиничного хозяйства, а именно основные понятия в области гостиничного хозяйства и классификацию средств размещения.
2. Изучить организационно-экономическую характеристику объекта исследования.
3. Сделать анализ развития гостиничного комплекса.
4. Провести сравнительную оценку услуг предприятия индустрии гостеприимства на рынке гостиничных услуг.
5. Изучить направления развития гостиничного хозяйства в условиях рынка.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….4
1. Особенности развития малого бизнеса в рыночной экономике…………………………………………6
1.1. Малый бизнес и его экономическая роль…………….6
1.2. Формы поддержки малых предприятий в России и за рубежом………………………………..8
2. Организационно-экономическая характеристика объекта исследования..................................................................................................14
3. Анализ деятельности предприятия малого бизнеса………………………………..28
4. Прогнозирование основных экономических показателей предприятия малого бизнеса………………………………………………….34
5. Разработка стратегии роста малого предприятия……..38
Заключение……………………………………………………………………..45
Список использованных источников…………………………………………48

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 288.50 Кб (Скачать)


2

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

Кафедра сервиса и туризма

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме

на тему: Развитие малого бизнеса в индустрии гостеприимства

 

 

Выполнила: студентка

Бикетова Марина Сергеевна

Технологический факультет

Группа СКТ-31

Научный руководитель:

Проф. Макринова Е. И.

 

 

 

 

Белгород - 2011
Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4

1.      Особенности развития малого бизнеса в рыночной экономике…………………………………………6

1.1.           Малый бизнес и его экономическая роль…………….6

1.2.           Формы поддержки малых предприятий в России и за рубежом………………………………..8

2.      Организационно-экономическая характеристика объекта исследования..................................................................................................14

3.      Анализ деятельности предприятия малого бизнеса………………………………..28

4.      Прогнозирование основных экономических показателей предприятия малого бизнеса………………………………………………….34

5.      Разработка стратегии роста малого предприятия……..38

Заключение……………………………………………………………………..45

Список использованных источников…………………………………………48

 

 

 


Введение

Актуальность темы. Значение и роль туризма в наше время для развития экономики государств, удовлетворения запросов личности, взаимообогащения социальных связей между странами переоценить невозможно. Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. Ее развитие представляет обширный рынок рабочих мест.

Гостиничный сервис включает в себя целый комплекс услуг для туристов и является ключевым фактором, определяющим перспективы развития туризма в России, конкурентоспособного в мировой системе туристского бизнеса, поэтому гостиничное хозяйство занимает основное место в международном туризме. Туристские потоки непосредственно зависят от размера этого сектора индустрии туризма и качества предлагаемых помещений.

Целью курсовой работы является изучить гостиничное хозяйство как основу индустрии туризма.

Задачи:

1.      Изучить сущность гостиничного хозяйства, а именно основные понятия в области гостиничного хозяйства и классификацию средств размещения.

2.      Изучить организационно-экономическую характеристику объекта исследования.

3.      Сделать анализ развития гостиничного комплекса.

4.      Провести сравнительную оценку услуг предприятия индустрии гостеприимства на рынке гостиничных услуг.

5.      Изучить направления развития гостиничного хозяйства в условиях рынка.

Объектом исследования является Общество с Ограниченной    Ответственностью «Гостиница «Патриот».

Информационная база: все отчётные данные и нормативные документы взяты в «Гостинице «Патриот».

Методы исследования: анализ, сравнение.

Курсовая работа выполнена на 50 страницах печатного текста и включает введение, основную часть, состоящую из 5 вопросов, заключение, список литературы из 25 источников, 5 таблиц.

 


1. Особенности развития малого бизнеса в рыночной экономике.

1.1. Малый бизнес и его экономическая роль.

               Понимание роли малого предпринимательства требует ясного     представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трёх группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трёх групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

 

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнёров, с одной стороны, а с другой - объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнёров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильных партнёров, крупный капитал становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определённых условиях такая зависимость приводит к интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам.

 

Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путём проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования, определённых правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.

Малый бизнес, или малое предпринимательство (далее МП), представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор МП образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Сектор МП является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является МП как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе МП создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

 

Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Владельцы МП, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и средним капиталом. С другой стороны, представителей МП отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждают их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. Всё изложенное и определяет общественное поведение представителей МП, основанное на прямой зависимости от местных и национальных интересов.

МП - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты МП являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование МП на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием. Однако характерное для МП совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, могут привести - и часто приводят - к самоэксплуатации и сверхурочным работам.

 

 

 

 

1.2. Классификация средств размещения гостиничного типа.

В экономике развитых западных стран значительное место занимают малые предприятия, число которых за последнее время увеличилось и в Российской Федерации. К малым предприятиям в мировой практике относятся предприятия по величине таких критериев, как среднегодовое число занятых работников на предприятии, величина (объем) активов предприятия и ежегодный оборот. В Российской Федерации критерием отнесения предприятий к малым является численность всего персонала, как состоящего в штате, так и работающего, по гражданско-правовым договорам.

 

Комиссия европейских сообществ (далее-КЕС) относит к категории малых фирмы с числом занятых до 100 человек и размером собственных средств не более 7,5 млн. евро. КЕС выделяет микропредприятия с численностью занятых до 9 человек и мелкие — от 10 до 99 человек занятых. В отдельных европейских странах размер численности занятых значительно колеблется. Например, в Великобритании к мельчайшим относятся фирмы с числом занятых от 1 до 23 человек, к мелким — от 24 до 99. В обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с числом занятых менее 200 человек. Во Франции малыми считаются предприятия, численность занятых на которых не превышает 500 человек, а годовой оборот не превышает 20 млн. евро; отнесение к группам предприятий по численности персонала дифференцируется в зависимости от отрасли, в которой функционирует предприятие (как и в России). Так, в сельском хозяйстве и пищевой промышленности Франции фирмы с численностью занятых свыше 200 человек считаются крупными, а в отрасли, производящей оборудование, предприятия с численностью занятых до 500 человек относятся к малым.

Интерес представляет градация действующих предприятий в США. К наименьшим относятся предприятия с численностью занятых от 1 до 24 человек, к малым — от 25 до 99, к промежуточным — от 100 до 499 человек, к крупным — от 500 до 999, а при численности свыше 1000 человек предприятия считаются крупнейшими. В отдельных отраслях вторым критерием отнесения предприятий к определенной категории служит объем годового оборота.

 

В Японии отнесение предприятий к малым и средним осуществляется в зависимости от величины уставного капитала и численности работающих, причем в добывающей, обрабатывающей промышленности и в строительстве численность работающих не должна превышать 300 человек, в оптовой торговле — 100, в розничной торговле и индустрии услуг — 50 человек.

В нашей стране в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых предельный размер численности работников за отчетный период установлен следующий:

в промышленности — 100 человек;

в строительстве — 100 человек;

на транспорте — 100 человек;

в сельском хозяйстве — 60 человек;

в научно-технической сфере — 60 человек;

в оптовой торговле — 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Численность работников, позволяющая отнести предприятие к малым, включает всех работников (постоянных и временных, работающих полный и неполный рабочий день) с учетом лиц, работающих по совместительству.

Для признания предприятия малым предприятием средняя численность работающих определяется в каждом налоговом периоде ежеквартально нарастающим итогом с начала этого налогового периода исходя из фактической численности работающих.

Средней численностью работающих на предприятии признается усредненная по соответствующему промежутку времени численность работающих на предприятий по трудовым договорам или выполняющих работы и оказывающих услуги по договорам гражданско-правового характера, определяемая как общее число отработанных на (или для) предприятии человеко-часов всех работающих, деленное на число рабочих часов в этом промежутке времени, исчисленных в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в индустрии гостеприимства