Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 00:13, курсовая работа
Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый и средний бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность; привлечение личных средств населения на развитие производства.
Введение …………………………………………………………………………3
1. Малое и средние предпринимательства в рыночной экономике …….5
1.1 Сущность и динамика малого и среднего предпринимательства ……8
1.2 Функции и факторы развития малого и среднего
предпринимательства……………………………………………………………10
2. Опыт Развития малого и среднего предпринимательства в развитых странах …………………………………………………………………………..13
2.1 В ЕС ……………………………………………………………………. 14
2.2 В Соединенных Штатах Америки ……………………………………..16
2.3 В Китае …………………………………………………………………..18
2.4 В России ………………………………………………………………….
3 Особенности становления и развития малого и среднего предпринимательства в Республики Беларусь ………………………………20
3.1 Анализ состояния ……………………………………………………….23
3.2 Перспективы развитие малого и среднего предпринимательства в Республики Беларусь ………………………………………………………….25
Заключение …………………………………………………………………….34
Список используемой литературы …………………………………………..36
Таким образом, можно отметить,
что нормативно-правовая база по малому
и среднему бизнесу в Республике
Беларусь существует, развивается и
требует постоянного
Для развития бизнеса в республике Беларусь созданы свободные экономические зоны и действуют специальные налоговые льготы для компаний, которые работают в малых городах и в сельской местности.
По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, на начало 2008 г. в республике насчитывалось 33 094 малых предприятий, что на 270 больше, чем на начало 2007 г. и на 2 107 больше чем на начало 2006 г. Соответственно, темп роста числа малых предприятий в 2007 г. в сравнении с 2006 г. составил 100,8 %, и в 2006 г. по сравнению с 2005 г. – 105,9% [4].
В условиях мирового финансового кризиса, государством также оказывалась всяческая поддержка малому и среднему бизнесу. В частности, были приняты шаги по упрощению налогового законодательства. Но, тем не менее, следует отметить, что поддержка бизнеса государством все же была менее значительной, по сравнению с экономически развитыми странами.
По данным Министерства экономики в Республике Беларусь за январь–март 2011 г. численность малых и средних предприятий увеличилась на 10%, по сравнению с первым кварталом 2010 г. В целом, можно отметить, что малый и средний бизнес в Республике Беларусь имеет все перспективы для дальнейшего развития. И оно должно стать важным государственным приоритетом для страны.
Как мы видим из исследования,
малый и средний бизнес за рубежом
успешно развивается и
3.2 Перспективы
развитие малого и среднего
предпринимательства в
В целом, уровень развития малого предпринимательств в республике, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 белорусов приходится в среднем лишь 6 МП, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Минск по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП.
Не менее высок разрыв в уровнях развития МБ, измеряемых другими показателями. В республике доля МП в общем числе предприятий составляет 29%. В странах ЕС только микропредприятия (микрофирмы) составляют более 90% от общего числа предприятий. Доля белорусских МП в обеспечении занятости – лишь 10% от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель для сектора МСП – порядка 65% .
За прошедшие 9 лет создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги.
В целом, уровень развития сектора МБ в республике явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей переходного периода в РБ.
Между тем, изменение внутренней экономической конъюнктуры в результате финансового кризиса августа 1998 года создало некоторые предпосылки и стимулы для развития предпринимательства.
По совокупности причин, среди которых доминирует августовский кризис, малый бизнес к концу 2001 г. как бы уменьшился в размерах. В трех основных отраслях: промышленности, строительстве, торговле и общественном питании, зафиксированы следующие изменения. Резкое сокращение числа занятых произошло на промышленных и строительных МП, на 17% и 27% соответственно. Численность работающих на МП торговли и общественного питания практически не изменилась.
Снижение объемов производства произошло повсеместно, но если в строительстве на 1%, в промышленности на 7%, то в торговле и общественном питании почти на треть. Что до прибыли, то по итогам 2006 года ею смогли похвастаться лишь строительные МП. Правда, относительно 2005 года их совокупная прибыль уменьшилась на 72%.
Однако больнее всего кризис ударил по малому предпринимательству столицы. Столичные преимущества от близости финансовых потоков, относительно высокого уровня доходов населения враз обернулись потерей рынков сбыта, разрывом хозяйственных связей, обострением конкуренции.
Таков безрадостный пейзаж,
на фоне которого начался 2007 год. Смогли
ли предприниматели переломить негативные
тенденции и воспользоваться
немногочисленными
В экономике республики стала
прослеживаться тенденция к началу
новой, рыночной концентрации и централизации
капиталов, а также самой хозяйственной
деятельности. Получил развитие процесс
поглощения предприятий. Часто наиболее
рентабельные малые предприятия
оказываются первой жертвой таких
поглощений. Например, в Минске на месте
еще недавно многочисленных индивидуальных
торговых ларьков возникли хорошо оформленные
торговые павильоны, принадлежащие
той или иной крупной фирме. Менее
рентабельные МП, не выдержавшие экономической
конкуренции со средними и крупными
фирмами, были вынуждены свернуть свою
деятельность. В этом смысле на нынешнем
этапе реформ процессы централизации
и концентрации капиталов также
противостоят увеличению численности
МП. Но в дальнейшем, возможно, новые
крупные и средние предприятия
будут самым активным образом
стимулировать создание новых МП
в структуре формируемых новых
хозяйственно-технологических
Замедление роста числа
новых малых предприятий
Резкий спад темпов прироста числа МП по-разному нашел отражение в отдельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколько прошедших лет опережающими темпами увеличилось количество МП в строительстве и на транспорте (на 18 и 19% в 2005 г.). В торговле и сфере общественного питания число МП уменьшилось примерно на 10%. В общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, в сфере обслуживания произошло абсолютное сокращение числа малых предприятий (-5,6%).
В 2006 г. среднесписочная численность
занятых в МП по сравнению с 2005
г. увеличилась на 0,8% Конечно, величина
прироста невелика, но она подтверждает
данные социологических опросов, в
ходе которых руководители МП высказывали
мнение о необходимости увеличения
численности персонала
Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий объем их капитальных вложений за 2006 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности - в 7,4 раза.
Можно констатировать, что в 2005-2006 гг. проводимая правительством политика умеренно-жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, сопровождалась значительным замедлением темпов роста количества МП, но с другой стороны, имела выраженный оздоровительный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике.
Малые предприятия в борьбе
за выживание научились
В целом можно предположить,
что новый рывок в динамике
числа МП, в увеличении их макроэкономического
веса по всем показателям неизбежен.
Его следует ожидать по мере накопления
предпосылок для формирования целостной
системы рыночного
Для закрепления и дальнейшего
развития позитивных тенденций роста
белорусского малого предпринимательства,
кардинального расширения поля его
деятельности требуется активизация
государственной поддержки МП на
всех уровнях. В первую очередь в
поддержке нуждается сфера
Начало реального подъема в экономике позволит перейти к следующему этапу по-настоящему рыночного развития белорусского малого бизнеса. Заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г. по наст. время) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.
На данном этапе актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий. Обвал рубля в Беларуси привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, вообще перестали существовать.
В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах белорусской экономики.
В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий.
Для стран с переходной
экономикой, к которым относится
и Республики Беларусь, характерно
сочетание рыночного «
Рыночная экономика для
своего нормального функционирования
нуждается в развитой инфраструктуре
юридических и финансовых институтов,
формальных и неформальных норм, общепризнанных
ценностей и традиционных правил
общения. Как показывает опыт экономических
реформ в странах Центральной
и Восточной Европы, СНГ, в период
реформирование необходимо твердое
государственное регулирование
для того, чтобы использовать весь
накопленный потенциал
Информация о работе Малое и средние предпринимательства в рыночной экономике