Малое и средние предпринимательства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 00:13, курсовая работа

Краткое описание

Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый и средний бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность; привлечение личных средств населения на развитие производства.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
1. Малое и средние предпринимательства в рыночной экономике …….5
1.1 Сущность и динамика малого и среднего предпринимательства ……8
1.2 Функции и факторы развития малого и среднего
предпринимательства……………………………………………………………10
2. Опыт Развития малого и среднего предпринимательства в развитых странах …………………………………………………………………………..13
2.1 В ЕС ……………………………………………………………………. 14
2.2 В Соединенных Штатах Америки ……………………………………..16
2.3 В Китае …………………………………………………………………..18
2.4 В России ………………………………………………………………….
3 Особенности становления и развития малого и среднего предпринимательства в Республики Беларусь ………………………………20
3.1 Анализ состояния ……………………………………………………….23
3.2 Перспективы развитие малого и среднего предпринимательства в Республики Беларусь ………………………………………………………….25
Заключение …………………………………………………………………….34
Список используемой литературы …………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 503.22 Кб (Скачать)

Таким образом, можно отметить, что нормативно-правовая база по малому и среднему бизнесу в Республике Беларусь существует, развивается и  требует постоянного совершенствования  с целью создания благоприятных  условий деятельности субъектов  малого и среднего предпринимательства. По мнению некоторых экспертов, основными  направлениями в развитии малого и среднего бизнеса в стране должны стать защита прав собственности, развитие рыночных институтов, повышение конкурентоспособности  бизнеса, обеспечение прозрачности государства и развитие социальной ответственности бизнеса, а также противодействие коррупции и упрощение бумажной волокиты.

Для развития бизнеса в  республике Беларусь созданы свободные  экономические зоны и действуют  специальные налоговые льготы для  компаний, которые работают в малых  городах и в сельской местности.

По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, на начало 2008 г. в республике насчитывалось 33 094 малых предприятий, что на 270 больше, чем на начало 2007 г. и на 2 107 больше чем на начало 2006 г. Соответственно, темп роста числа малых предприятий  в 2007 г. в сравнении с 2006 г. составил 100,8 %, и в 2006 г. по сравнению с 2005 г. – 105,9% [4].

В условиях мирового финансового  кризиса, государством также оказывалась  всяческая поддержка малому и  среднему бизнесу. В частности, были приняты шаги по упрощению налогового законодательства. Но, тем не менее, следует отметить, что поддержка  бизнеса государством все же была менее значительной, по сравнению  с экономически развитыми странами.

По данным Министерства экономики  в Республике Беларусь за январь–март 2011 г. численность малых и средних  предприятий увеличилась на 10%, по сравнению с первым кварталом 2010 г. В целом, можно отметить, что  малый и средний бизнес в Республике Беларусь имеет все перспективы  для дальнейшего развития. И оно  должно стать важным государственным  приоритетом для страны.

Как мы видим из исследования, малый и средний бизнес за рубежом  успешно развивается и постоянно  совершенствуется. В экономически развитых странах государство является не тормозом в развитии малого и среднего предпринимательства, а активным сторонником  и помощником в его совершенствовании. Малому и среднему бизнесу оказывается  значительная поддержка на государственном  уровне, предоставляется масса всевозможных льгот. Правительствами экономически развитых стран разрабатываются  различные программы по поддержки  такого предпринимательства, которые  успешно доказали свою эффективность  на практике. В любом иностранном  государстве есть свои плюсы и  минусы в развитии малых и средних  предприятий. И любой опыт будет  очень полезен для развития малого и среднего предпринимательства  в России и для модернизации экономики, в целом.

 

3.2 Перспективы  развитие малого и среднего  предпринимательства в Республики  Беларусь

В целом, уровень развития малого предпринимательств в республике, измеряемый по общепринятым в промышленно  развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 белорусов  приходится в среднем лишь 6 МП, тогда  как в странах – членах ЕС –  не менее 30. Лишь Минск по плотности  распространения малого предпринимательства  приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП.

Не менее высок разрыв в уровнях развития МБ, измеряемых другими показателями. В республике доля МП в общем числе предприятий  составляет 29%. В странах ЕС только микропредприятия (микрофирмы) составляют более 90% от общего числа предприятий. Доля белорусских МП в обеспечении занятости – лишь 10% от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель для сектора МСП – порядка 65% .

За прошедшие 9 лет создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги.

В целом, уровень развития сектора МБ в республике явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей переходного периода в РБ.

Между тем, изменение внутренней экономической конъюнктуры в  результате финансового кризиса  августа 1998 года создало некоторые  предпосылки и стимулы для развития предпринимательства.

По совокупности причин, среди которых доминирует августовский кризис, малый бизнес к концу 2001 г. как бы уменьшился в размерах. В  трех основных отраслях: промышленности, строительстве, торговле и общественном питании, зафиксированы следующие  изменения. Резкое сокращение числа занятых произошло на промышленных и строительных МП, на 17% и 27% соответственно. Численность работающих на МП торговли и общественного питания практически не изменилась.

Снижение объемов производства произошло повсеместно, но если в  строительстве на 1%, в промышленности на 7%, то в торговле и общественном питании почти на треть. Что до прибыли, то по итогам 2006 года ею смогли похвастаться лишь строительные МП. Правда, относительно 2005 года их совокупная прибыль уменьшилась на 72%.

Однако больнее всего  кризис ударил по малому предпринимательству  столицы. Столичные преимущества от близости финансовых потоков, относительно высокого уровня доходов населения враз обернулись потерей рынков сбыта, разрывом хозяйственных связей, обострением конкуренции.

Таков безрадостный пейзаж, на фоне которого начался 2007 год. Смогли ли предприниматели переломить негативные тенденции и воспользоваться  немногочисленными положительными результатами кризиса, главный из которых  – высвобождение рыночного пространства из-за ухода импортеров и более  слабого отечественного бизнеса [9, с. 96].

В экономике республики стала  прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации  капиталов, а также самой хозяйственной  деятельности. Получил развитие процесс  поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия  оказываются первой жертвой таких  поглощений. Например, в Минске на месте  еще недавно многочисленных индивидуальных торговых ларьков возникли хорошо оформленные  торговые павильоны, принадлежащие  той или иной крупной фирме. Менее  рентабельные МП, не выдержавшие экономической  конкуренции со средними и крупными фирмами, были вынуждены свернуть свою деятельность. В этом смысле на нынешнем этапе реформ процессы централизации  и концентрации капиталов также  противостоят увеличению численности  МП. Но в дальнейшем, возможно, новые  крупные и средние предприятия  будут самым активным образом  стимулировать создание новых МП в структуре формируемых новых  хозяйственно-технологических цепочек, т.е. в будущем наибольшее распространение  получат холдинги, т.к. именно они  являются наиболее гибкой экономической структурой.

Замедление роста числа  новых малых предприятий объясняется тем, что не проявил свою силу – и в экономическом, и в социальном плане - такой мощный фактор увеличения малых предприятия, как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г. официальная безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения. Реальная безработица может быть на порядок выше, на что указывают альтернативные расчеты экспертов профсоюзных объединений, международных организаций и пр. Но тем не менее официальный статус работающих (пусть даже на "полуживых" предприятиях), пока он действует, создает социально-психологический эффект, при котором люди отказываются заниматься иной самостоятельной деятельностью, в том числе пробовать свои силы в сфере малого бизнеса. Более распространенным оказывается случайный, часто нигде не регистрируемый вспомогательный заработок от мелких перепродаж или выполнения подсобных работ. Но как только правительство РБ на деле, а не на словах пойдет на банкротства многочисленных нерентабельных предприятий, рост официальной безработицы, несомненно, вызовет новую волну увеличения числа МП.

Резкий спад темпов прироста числа МП по-разному нашел отражение  в отдельных отраслях. Хотя и несколько  замедлившись, но впервые за несколько  прошедших лет опережающими темпами  увеличилось количество МП в строительстве и на транспорте (на 18 и 19% в 2005 г.). В торговле и сфере общественного питания число МП уменьшилось примерно на 10%. В общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, в сфере обслуживания произошло абсолютное сокращение числа малых предприятий (-5,6%).

В 2006 г. среднесписочная численность  занятых в МП по сравнению с 2005 г. увеличилась на 0,8% Конечно, величина прироста невелика, но она подтверждает данные социологических опросов, в  ходе которых руководители МП высказывали  мнение о необходимости увеличения численности персонала предприятий. И что очень важно, они указывают на то, что настало время перехода от полулегальной занятости к нормальной, адекватной действующим законам.

Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий  объем их капитальных вложений за 2006 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности - в 7,4 раза.

Можно констатировать, что  в 2005-2006 гг. проводимая правительством политика умеренно-жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, сопровождалась значительным замедлением темпов роста  количества МП, но с другой стороны, имела выраженный оздоровительный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике.

Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей  жизнеспособности МП активно скрывают реальную хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более чем половина МП неторгового профиля помимо основной деятельности в 2006 г. занималась еще  и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью  с быстрым сроком оборачиваемости  капиталов. А торговые капиталы все  чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.

В целом можно предположить, что новый рывок в динамике числа МП, в увеличении их макроэкономического  веса по всем показателям неизбежен. Его следует ожидать по мере накопления предпосылок для формирования целостной  системы рыночного хозяйствования, решительных шагов в области  демонополизации экономики, дебюрократизации управления и, конечно, общего перехода к фазе оживления и подъема производства и производственного инвестирования [8, с. 76].

Для закрепления и дальнейшего  развития позитивных тенденций роста  белорусского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его  деятельности требуется активизация  государственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в  поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Настоятельной  необходимостью является декриминализация малого бизнеса. Чрезвычайно важно  также расширение инновационной  и научной деятельности МП в интересах развития всех сфер белорусской экономики.

Начало реального подъема  в экономике позволит перейти  к следующему этапу по-настоящему рыночного развития белорусского малого бизнеса. Заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность  к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г. по наст. время) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

На данном этапе актуальна  проблема внедрения на рынок малых  предприятий в условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа  крупных олигополий. Обвал рубля  в Беларуси привел к тому, что  крупные компании потеряли свои позиции  на рынке товаров и услуг, а  большинство средних и мелких предприятий, вообще перестали существовать.

В 90-е годы стабильно росла  доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый факт, особенно на фоне продолжающегося  спада практически во всех сферах белорусской экономики.

В развитии малого предпринимательства  за последние 1-2 года наметились кардинально  новые тенденции, выразившиеся в  первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий.

Для стран с переходной экономикой, к которым относится  и Республики Беларусь, характерно сочетание рыночного «саморазвития» и государственного регулирования. При этом переход к рыночным механизмам является не самоцелью, а лишь средством  динамичного развития республики, её интегрирование в мировое экономическое  пространство и на этой основе роста благосостояния граждан.

Рыночная экономика для  своего нормального функционирования нуждается в развитой инфраструктуре юридических и финансовых институтов, формальных и неформальных норм, общепризнанных ценностей и традиционных правил общения. Как показывает опыт экономических  реформ в странах Центральной  и Восточной Европы, СНГ, в период реформирование необходимо твердое  государственное регулирование  для того, чтобы использовать весь накопленный потенциал экономики  страны, обеспечить развитие промышленности и устойчивый рост ВВП.

Информация о работе Малое и средние предпринимательства в рыночной экономике