Малое и средние предпринимательства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 00:13, курсовая работа

Краткое описание

Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый и средний бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность; привлечение личных средств населения на развитие производства.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
1. Малое и средние предпринимательства в рыночной экономике …….5
1.1 Сущность и динамика малого и среднего предпринимательства ……8
1.2 Функции и факторы развития малого и среднего
предпринимательства……………………………………………………………10
2. Опыт Развития малого и среднего предпринимательства в развитых странах …………………………………………………………………………..13
2.1 В ЕС ……………………………………………………………………. 14
2.2 В Соединенных Штатах Америки ……………………………………..16
2.3 В Китае …………………………………………………………………..18
2.4 В России ………………………………………………………………….
3 Особенности становления и развития малого и среднего предпринимательства в Республики Беларусь ………………………………20
3.1 Анализ состояния ……………………………………………………….23
3.2 Перспективы развитие малого и среднего предпринимательства в Республики Беларусь ………………………………………………………….25
Заключение …………………………………………………………………….34
Список используемой литературы …………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 503.22 Кб (Скачать)

Региональные представительства  АМБ тесно взаимодействуют с  Центрами развития предпринимательства (ЦРП), основными задачами которых является обучение представителей МСП навыкам предпринимательства и ведения бизнеса, поиск источников финансирования и предоставление консультаций по расширению действующего бизнеса. Помимо АМБ в США существует немало разнообразных программ, направленных на развитие различных сегментов МСБ, причем особенное значение придается развитию инновационного предпринимательства, что обусловлено высокой эффективностью капиталоотдачи инновационных разработок и относительно высоким количеством патентов, выданных на одного работника МСП.

Вывод: основными направлениями  поддержки и развития сектора  МСБ в США являются сложившаяся  устойчивая государственная система  регулирования и поддержки предприятий  МСБ, развитая система государственных  заказов, предоставление государственных  гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых в рамках государственных  или региональных программ обеспечения  доступа МСП к финансовым ресурсам, а также инвестиционное кредитование МСП, в основе которого лежит создание сети частных инвестиционных компаний, которые, используя собственный капитал и привлекая заимствованный капитал, осуществляют различные инвестиции в МСП.

 

2.3 Опыт развития  малого и среднего предпринимательства  в Китае 

 

Доля МСП в ВВП Китая  составляет 55% – это намного меньше, чем в странах Евросоюза, тем  не менее, правительство Китая, достигнув  таких показателей за 30 лет, считает  МСП важнейшим фактором экономического роста и оживления рынка и  отводит большую роль развитию МСП  в экономике страны.

Правительство Китая старается  различными способами содействовать  экономическому росту МСП, совершенствуя  законодательные акты, направленные на регулирование экономики и  налогообложения субъектов МСБ, предусматривающие одинаковые возможности  для предприятий по поводу кредитования, инвестирования, совершенствования  производства, внедрения новых наукоемких технологий в экономику страны. В  Китае активно функционируют  государственные фонды по поддержке  и развитию деятельности МСП, основная направленность которых заключается  в обеспечении гарантийными обязательствами  МСП с целью получения банковских кредитных средств на развитие бизнеса. Одним из самых популярных является Государственный фонд развития малого и среднего предпринимательства, создание которого финансировалось за счет бюджетных  средств страны. Данный фонд способствует защите интересов субъектов МСП по сравнению с субъектами крупного бизнеса во всех экономических направлениях и обеспечивает определенные налоговые льготы и дополнительное финансирование.

МСП Китая можно назвать  научным двигателем страны, благодаря  тому, что данный субъект экономики  производит наибольшее количество инновационной  продукции и технических изобретений  в стране, большая часть которых  идет на экспорт.

Поддержкой малого предпринимательства  также занимается Китайский центр  по координации и кооперации бизнеса, основная задача которого заключается  в создании специальных условий  для сотрудничества китайских и  зарубежных организаций по поддержке  МСБ. Еще одним важным органом, содействующим  развитию экономики Китая, является государственная информационная служба CSMEO, которая была создана в 2001 году. Эта служба занимается предоставлением  услуг по информационному консультированию населения в вопросах деятельности МСП через свой интернет-сайт. Сеть CSMEO охватывает все регионы Китая, что дает возможность своевременно информировать население о состоянии  рынка труда, изменениях действующего законодательства, последних достижениях  в области науки и технологических  изобретениях, о развитии и состоянии  субъектов МСБ.

Вывод: именно сектор МСБ создает новые рабочие места в экономике Китая, активно участвуя при этом в освоении инновационных технологий. Китайское правительство в свою очередь уделяет большое внимание развитию МСП в стране путем совершенствования правового законодательства в области регулирования деятельности и налогообложения МСП, создания фондов поддержки МСБ, привлечения инвестиций в данный сектор, расширения программ кредитования данного субъекта экономики.

 

3 ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Развитие малого бизнеса  было начато в Республике Беларусь около 12 лет назад. В этот период государственной политики в области  малого бизнеса была сформирована, а также соответствующие нормативные  и правовые рамки регулирующих деятельность малого и среднего бизнеса (SMB). Значительные изменения произошли и в количественных и качественных композиций предпринимательских структур.

На современном этапе  экономического развития в стране, предпринимательство помогает наполнить  рынок товарами и услугами, создает  предпосылки для развития конкурентной среды, и является источником бюджетных  средств, занятости и самозанятости населения, тем самым помогая снизить социальную напряженность и дать возможность людям применить свои физические и интеллектуальные способности.

В настоящее время более 28000 малых предприятий работают в  Республике Беларусь (в том числе 26000 частных предприятий), а также  более 180.000 индивидуальных предпринимателей. Всего в сфере малого предпринимательства  занято более 900 тысяч человек (в  том числе индивидуальных предпринимателей и их наемных работников), что  составляет около 20 процентов экономически активного населения страны. Торговли и общественного питания и  промышленного и строительного  секторов включают около двух третей всех малых предприятий. Постепенные  изменения происходят в отраслевой структуре предпринимательского сектора  экономики. Существует тенденция к  увеличению числа мелких частных  предприятий в реальном секторе  экономики.

Государственной политики в  области поддержки и развития предпринимательства является неотъемлемой частью экономической политики государства  и направлена на создание благоприятных условий для успешного развития малого бизнеса и практической реализации предпринимательской инициативы людей.

Сегодня страна имеет интегрированную  систему поддержки предпринимательства. Ее структурные элементы включают Департаментом по предпринимательству Министерства экономики (государственный орган, ответственный за государственную политику в области поддержки предпринимательства), Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, Межведомственная комиссия по поддержке и развития малого предпринимательства, региональные советы (комиссии) по развитию предпринимательства, субъекты единиц поддержки предпринимательства (центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства), а также неправительственных объединений предпринимателей.

Для разработки выгодных условий  для устойчивого развития малого предпринимательства единиц на основе совершенствования форм и методов  государственной поддержки этого  сектора национальной экономики, начиная  с 1997 года годовые программы государственной  поддержки малого предпринимательства  и соответствующих региональных программ, финансируемых из республиканского и региональные бюджеты были приняты и реализованы в стране.

В феврале 2005 года правительство  утвердило новую Программу государственной  поддержки малого предпринимательства  в Республике Беларусь на 2005 год. Реализация программных мероприятий будет  способствовать устранению факторов и  тенденций, сдерживающих развитие малого предпринимательства, повышения государственной  поддержки, а также активизировать процесс организации малых единиц предпринимательства. Основные направления программы включают: создание выгодных условий для развития предпринимательства, развитие системы кредитования и финансовой поддержки малого предпринимательства, совершенствование деятельности подразделений включены в инфраструктуру развития и поддержки малого предпринимательства, совершенствование информационного обеспечения малого предпринимательства, развитие международного сотрудничества в этой области, а также совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства.

В стране инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства, которая  включает в себя 38 центров поддержки  предпринимательства и 9 инкубаторов  малого предпринимательства. Основная задача этой инфраструктуры является оказание помощи малым предпринимательством единиц в их организации и совершенствования  деловых навыков.

Эти центры предоставляют  информационные и консультационные услуги для малого предпринимательства  единиц, разработка бизнес-планов, сделать  маркетинговые исследования, организуют семинары по вопросам организации и  осуществления предпринимательской  деятельности, оказывать помощь получают финансовые ресурсы, а также продвижение  продукции (работ, услуг) на зарубежные рынки посредством участия в  национальных и международных выставках  и ярмарках.

Инкубаторы стимулирования организации новых небольших  подразделений предпринимательства, предоставляя им, в течение определенного  периода времени, со специально оборудованными помещениями для офисов и производства, возможности для коллективного  пользования оргтехникой, и помочь им найти партнеров и разрабатывать  и внедрять новые виды продукции.

Малое предпринимательство  не очень хорошо развита в малых городах и в сельской местности. Однако эти районы, наиболее часто не хватает товаров и услуг и проблемы занятости и культурного досуга.

Чтобы привлечь сельского  населения в предпринимательскую  деятельность, Центр развития сельского  предпринимательства была организована, основные направления деятельности включают в себя: подготовку новых  предпринимателей, как организовать свое собственное производство, поддержку  регистрации и функционирования малых предприятий и консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, деятельность в области  бухгалтерского учета; исследование конъюнктуры  рынка и изучение общественного  мнения, рекламы и рекламы; деятельности туроператоров, туристических агентств и гидов.

Кроме того, ведется работа для установки в регионах некоммерческие организации, чья деятельность должна быть направлена на развитие и поддержку  малого предпринимательства единиц, а также по обеспечению безопасности займов и кредитов, предоставляемых  таких единицы.

В то же время, развитие малого предпринимательства сталкивается сегодня много проблем, которые  сдерживают процесс развития. Чтобы уменьшить негативные последствия этих проблем, ряд мер был реализован в 2004 году упростить процедуру государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, сокращение количества лицензируемых видов деятельности, минимизации административных и иных ограничений, препятствующих развитию предпринимательства, регулирующих налогообложение системы и таможенных процедур, улучшение доступа к небольших подразделений предпринимательства к финансовым и кредитным ресурсам и т.д.

Проект Закона Республики Беларусь «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь» был подготовлен, которая включает критерии для включения хозяйствующих субъектов в малых и средних предпринимательства, определяет цели, линии и реформы Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства единиц, а также регулирует права, обязанности и ответственность субъектов малого и среднего предпринимательства единиц.

Будущее государственной  политики в области малого и среднего предпринимательства будет направлена на улучшение правовых и экономических  условий для развития малого и  среднего бизнеса, развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественной поддержки  малого и среднего предпринимательства  единиц; развития и повышения эффективности  инфраструктуры поддержки малого предпринимательства  и развития международного сотрудничества в области малого и среднего предпринимательства.

 

3.1 Анализ состояния  малого и среднего предпринимательства  в Республике Беларусь

Согласно законодательству, к субъектам малого предпринимательства  в Республике Беларусь относят:

  1. Микропредприятия, численностью до 15 человек;
  2. Малые предприятия, численностью от 16 до 100 человек;
  3. Средние предприятия, численностью от 101 до 250 человек.

История развития малого предпринимательства  в Республике Беларусь насчитывает  уже чуть более 20 лет. За прошедший  период произошли большие изменения  в развитии малого и среднего бизнеса, а также в политике государственного стимулирования. Было разработано множество  нормативно-правовых актов, касающихся малого и среднего бизнеса. К основным из них можно отнести:

  1. Закон «О предприятиях» №462-XII, принятый Верховным Советом БССР 14 декабря 1990 г. В данном законе были определены общие основы организации предприятия и его деятельности в условиях рыночных отношений. Малые предприятия разрешается создавать как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики;
  2. Закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь» № 813-ХII, принятый Верховным Советом Республики Беларусь 28 мая 1991 г. В данном законе определены общие правовые и экономические основы предпринимательства, установлен порядок регистрации и прекращения деятельности, определена ответственность государственных органов за нарушение прав предпринимателей. Данный закон установил меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь;
  3. Указ Президента Республики Беларусь № 262 от 19 июля 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства». Данным указом были установлены основные меры поддержки малого и среднего бизнеса, а также были определены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Также данным указом было создано Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь, которое является основным государственным органом управления, ответственным за развитие малого бизнеса;
  4. Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2008 г. № 760.

Информация о работе Малое и средние предпринимательства в рыночной экономике