Малое и средние предпринимательства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 00:13, курсовая работа

Краткое описание

Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый и средний бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность; привлечение личных средств населения на развитие производства.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
1. Малое и средние предпринимательства в рыночной экономике …….5
1.1 Сущность и динамика малого и среднего предпринимательства ……8
1.2 Функции и факторы развития малого и среднего
предпринимательства……………………………………………………………10
2. Опыт Развития малого и среднего предпринимательства в развитых странах …………………………………………………………………………..13
2.1 В ЕС ……………………………………………………………………. 14
2.2 В Соединенных Штатах Америки ……………………………………..16
2.3 В Китае …………………………………………………………………..18
2.4 В России ………………………………………………………………….
3 Особенности становления и развития малого и среднего предпринимательства в Республики Беларусь ………………………………20
3.1 Анализ состояния ……………………………………………………….23
3.2 Перспективы развитие малого и среднего предпринимательства в Республики Беларусь ………………………………………………………….25
Заключение …………………………………………………………………….34
Список используемой литературы …………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 503.22 Кб (Скачать)


Рисунок 1. Динамика численности  субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц, единиц.

 

По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на 1 мая 2012 г. количество состоящих  на учете в налоговых органах  и осуществляющих финансово-хозяйственную  деятельность малых и средних  организаций достигло 96 929 организаций, увеличившись по сравнению с началом  года на 3 процента, а по сравнению  с аналогичным периодом 2011 года –  на 5,3 процента.


Наибольшая активность отмечается среди микроорганизаций. Их прирост за 4 месяца 2012 года составил 3,2 процента, за период с 1 мая 2011 г. – 6 процентов. Это происходит как за счет появления на рынке новых субъектов предпринимательской деятельности, так и укрупнения бизнеса индивидуальных предпринимателей и их перехода в разряд юридических лиц.

 

Рисунок 2. Сравнение численности  субъектов малого и среднего предпринимательства  за периоды, %

 

1.2 Функции и факторы развития малого и среднего предпринимательства

 

В рыночной экономике предпринимательство  выполняет общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую функции. Отдельные ученые считают, что предпринимательству  свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

1. Общеэкономическая функция  в развитой рыночной экономике  является определяющей. Она объективно  обусловлена ролью предпринимательских  организаций и индивидуальных  предпринимателей в качестве  субъектов рынка, действующих  под ответственность юридического  лица и индивидуальных предпринимателей, действующих от своего имени  и под свою имущественную ответственность.  Предпринимательская деятельность  направлена на производство товаров  (выполнение работ и оказание  услуг) и их доведение до  конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства.  Она осуществляется ее субъектами  под воздействием всей системы  экономических законов рыночной  экономики (спроса и предложения,  конкуренции, стоимости и др.), что составляет объективную основу  проявления общеэкономической функции.  Поступательное развитие предпринимательства  является одним из определяющих  условий экономического роста,  увеличения объемов валового  внутреннего продукта и национального  дохода. Этот фактор также выступает  как проявление общеэкономической  функции в системе хозяйственных  отношений. 

2. Ресурсная функция предпринимательства  является важнейшей. Развитие  предпринимательства предполагает  эффективное использование как  воспроизводимых, так и ограниченных  ресурсов. Под ресурсами следует  понимать все материальные и  нематериальные условия и факторы  производства, конечно, в первую  очередь, трудовые ресурсы, землю  и природные ресурсы, все средства  производства и научные достижения, а также предпринимательский  талант. Предприниматель может добиться  наивысших успехов, если сумеет  генерировать научно-технические  идеи, нововведения в той сфере  деятельности, в которой он создает  собственное дело, будет использовать  высококвалифицированную рабочую  силу, эффективно потреблять все  виды ресурсов. Но погоня за  максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит  к хищническому использованию  ресурсов, принадлежащих всему обществу. Таким образом, предприниматели  своей деятельностью могут наносить  вред окружающей среде и населению.  В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствует история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.

3. Инновационная (творческо  - поисковая) функция свойственна  предпринимательству как новому  типу экономического хозяйствования. Она связана с использованием  в процессе предпринимательской  деятельности новых идей, с выработкой  новых средств и факторов для  достижения поставленных целей,  а также со всеми другими  функциями, дополняя их. Эта функция  обусловлена уровнем экономической  свободы субъектов предпринимательской  деятельности, условиями принятия  решений, что внутренне присуще  предпринимателю как собственнику. Она вытекает из уровня экономической  свободы субъектов предпринимательской  деятельности, из условий принятия  решений.

4. Социальная функция заключается в возможности каждого дееспособного лица быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция предпринимательства больше выражается в формировании нового слоя людей - предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем значительнее поступление средств в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост рабочих мест, сокращение уровня безработицы, укрепление социального положения наемных работников. Однако одновременно растет слой наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от устойчивой деятельности предпринимательских предприятий.

5. Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации в формировании предпринимательского управления, создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т. д. Организаторская функция особенно четко появляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном» (сетевом) предпринимательстве, в создании народных предприятий.

6.  Политическая функция предпринимательства состоит в том, что на определённом этапе своего развития, окрепший, количественно и качественно изменившийся слой мелких, средних, а иногда и крупных предпринимателей нуждается в том, чтобы эффективно доносить свои пожелания до исполнительной власти страны, снимать бюрократические препоны на пути развития своего бизнеса. Сверхкрупные компании работают с государством напрямую, а все остальные могут себе это позволить только объединившись в союзы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

 

Развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) в зарубежных странах  идет более быстрыми темпами, чем  в России, так как данному субъекту экономических отношений придается  большее значение:  в настоящее  время МСБ представляет собой  средний класс, который служит базой  для стабильного развития экономики  зарубежных стран. На сегодняшний день в наиболее развитых зарубежных странах  предприятия МСБ составляют примерно 70-90% от общего числа предприятий, например, в США в секторе МСБ работает около 53% всего работоспособного населения, в Японии – 71,7%, а в странах  Европейского союза на малых предприятиях трудится примерно половина работающего  населения. Более того в странах-членах Европейского союза средние предприятия  составляют всего 1% от общего количества предприятий, но при этом обеспечивают 20% от общего оборота предприятий  и 17% от общей занятости населения.

 

2.1 Опыт развития  малого и среднего предпринимательства  в ЕС

Многолетний опыт развития МСП в европейских странах, показал, что данный субъект экономических  отношений играет огромную роль в  экономике страны, которая заключается  в стимулировании конкуренции, что  побуждает крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность  производства, следовательно, эффективность  всей экономики европейского союза (ЕС) напрямую зависит от успешной деятельности МСБ. Поэтому, главная цель осуществляемой в рамках Евросоюза политики поддержки  МСП заключается в установлении баланса интересов государства  и бизнеса, обеспечении оптимальных  условий для предпринимательской  деятельности, а также увеличении конкурентоспособности субъектов  МСБ.

Уникальная система регулирования  и поддержки МСБ в Европе начала складываться в 70-х годах прошлого века и продолжает складываться до сих пор путем внедрения различных  программ и создания фондов поддержки  МСБ. На сегодняшний день основными  направлениями политики ЕС в отношении  развития МСП являются [1]: финансовая поддержка МСП; упрощение нормативной  базы, административных процедур в  области поддержки МСБ; участие  ассоциаций, представляющих интересы МСП, в принятии решений в рамках деятельности ЕС; содействие МСП в  сфере исследований, инноваций и  подготовки кадров; устранение нарушений  в функционировании «единого рынка» и конкуренции на нем, снижающих  эффективность деятельности МСП; повышение  конкурентоспособности МСП, в том  числе, в целях их выхода на внешние  рынки; культивирование среди населения  ЕС духа предпринимательства и поддержка  различных форм сотрудничества между  МСП.

В ЕС сложилась достаточно отлаженная инфраструктура поддержки  МСП, так, например, все страны-члены  ЕС имеют хорошо развитую сеть как  государственных, так и частных  организаций по регулированию развития и поддержке МСП. При этом политика по развитию МСБ в каждой стране ЕС разрабатывается министерствами экономики, промышленности и торговли, причем другие правительственные органы, например, министерство занятости, также участвуют в поддержке МСП, оказывая помощь данному слою предприятий в вопросах занятости, обучения, международной торговли, развития и т.д. Государственные учреждения, в частности торгово-промышленные палаты, занимаются обучением и повышением квалификации, технологическим консультированием кадров, задействованных на МСП, стимулированием международной торговли и сотрудничества, выдачей сертификатов качества, предоставлением деловой информации представителям МСП. Частные финансовые учреждения, а именно коммерческие банки, венчурные компании предоставляют кредитную поддержку МСП, а частные исследовательские и консалтинговые структуры консультируют по различным вопросам менеджмента, маркетинга, развития и внедрения информационных технологий и т.п.

В последние несколько  лет в Европе широкое распространение  получили интерактивные инструменты  поддержки МСП, такие как информационные порталы, вебинары, видеоконференции и т.п. В качестве примера выступает Континентальная сеть в поддержку малого и среднего бизнеса (European Enteprise Network) – портал с бесплатными информационными ресурсами по поддержке МСП, который объединил в себе более 600 агентств и организаций, выполняющих роль посредника между МСП и Евросоюзом. Любой представитель МСП может относительно быстро и просто узнать обо всех возможностях развития компании, новых методах и технологиях, повышении квалификации сотрудников, оценить рискованность работы в другой стране ЕС и, главное, получить прямые контакты и всю необходимую информацию о конкретном Европейском фонде, который может софинансировать проект развития данного предприятия.

Вывод: Таким образом, основные цели регулирования и поддержки  МСБ в Европе состоят в укреплении единого внутреннего рынка ЕС, устранении административных барьеров для ведения МСБ, унификация законодательной  базы, а также усиления взаимодействия стран ЕС для более глубокого  экономического сотрудничества с другими  странами.

 

2.2 Опыт развития  малого и среднего предпринимательства  в США

 

На сегодняшний день в  США зарегистрировано более 20 млн. предприятий  МСБ, которые обеспечивают рабочими местами более половины трудоспособного  населения страны. По подсчетам американских ученых каждая третья американская семья  занята в бизнесе, а некоторые  американские учебники по предпринимательству  утверждают, что до 20% малых фирм США начинают с $1000–5000, и более  половины из них менее чем за 2–3 года увеличивают свой ежегодный  доход до $1 млн.

В отличие от Западной Европы и России, МСП в США выглядят достаточно крупно: согласно американскому  законодательству к категории МСБ  относятся хозяйствующие субъекты экономики с численностью персонала  не более 500 человек, при этом МСП, в  зависимости от того, в какой отрасли  оно работает, может называться компания с числом сотрудников от 1 до 1500 человек  и годовым оборотом, не превышающим $15 млн.

Принципы поддержки МСБ  в США сформировались в середине 50-х годов прошлого столетия с  момента создания Администрации  по делам малого бизнеса (АМБ), защищающей интересы МСБ на правительственном  уровне и имеющей представительства  во всех крупнейших городах страны, что позволяет распространять политику на все штаты, а не только на основные экономические центры США. Государственная стратегия развития МСБ определяется «Законом о малом бизнесе», в котором говориться, что экономика страны, основанная на частном предпринимательстве и свободной конкуренции, не может развиваться без развитого сектора МСБ, который нуждается в постоянной поддержке со стороны государства, которую и обеспечивает АМБ по следующим направлениям: доступ к финансовым ресурсам, размещение в секторе не менее 23% государственного заказа, оказание финансовой, а также консультационной, технической и организационной помощи предприятиям МСБ [2]. При этом помощь, которую оказывает государство МСП, весьма многообразна: от проведения технологической модернизации производства, содействия при осуществлении НИОКР до защиты интересов МСБ на всех уровнях власти. К настоящему времени АМБ является одной из наиболее крупных правительственных организаций, специализирующихся в поддержке МСБ, в мире: она имеет более 100 представительств во всех регионах страны с общим штатом свыше четырех тысяч сотрудников. Государственная поддержка МСП оказывается не только непосредственно структурными подразделениями АМБ или уполномоченными компаниями, партнёрскими организациями и фирмами, а также консультационными пунктами, бизнес-центрами и т.п.

Информация о работе Малое и средние предпринимательства в рыночной экономике